Файл: Джапаридзе, О. Л. Перевозки зернопродуктов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источники покрытия потребности надо определять с учетом наиболее целесообразного прикрепления потре­ бителей к поставщикам. Так, недостаток зерна должен

восполняться в первую очередь подвозом его с

тяго­

теющих к

предприятию глубинных и приречных

пунк­

тов. При

наличии водных и железнодорожных

путей

сообщения предпочтительным является завоз с тяготею­ щих пристанских предприятий и т. д.

Объемы транспортирования каждым видом транс­ порта заносят в правую часть ресурсной шахматки и используют для оформления заявок на перевозку.

Разработка транспортных связей начинается с опре­ деления и утверждения с х е м н о р м а л ь н ы х на ­ п р а в л е н и й г р у з о п о т о к о в .

Схемы нормальных направлений грузопотоков уста­ навливают с целью исключить возможность встречных перевозок одноименной и взаимозаменяемой продукции и огр-аничить дальность ее транспортирования.

Схемы нормальных направлений грузовых потоков разрабатывают на основе итоговых данных об избытке и недостатке хлебопродуктов по областям, краям, авто­ номным и союзным республикам путем исследования возможных вариантов и выбора наиболее оптимального направления перемещения избытков продукции. При этом должны быть исключены встречные и максималь­ но сужены крайние границы перевозок, т. е. установле­ на максимально допустимая дальность транспортирова­ ния груза.

Имеется два вида одинаково недопустимых встреч­ ных перевозок: явные и скрытые.

К первым относятся перевозки одноименных, или взаимозаменяемых, грузов на одном и том же участке пути в оба направления, ко вторым, когда встречные перевозки образуются на параллельных путях одного или разных видов транспорта.

Схемы нормальных направлений грузовых потоков оформляют в виде таблицы, в которой с левой стороны указывают дороги, участки, станции и области отправ­ ления грузов, а с правой — на какие дороги, участки или станции он может быть направлен. В некоторых случаях указывают также и вид сообщения.

Перечень грузов, для которых устанавливаются схемы нормальных направлений, определяет Госплан

СССР и Госснаб СССР, а разрабатывают их и утвер-

41


ждают соответствующие ведомства-грузоотправители и транспортные министерства. В частности, в настоящее время действуют утвержденные Министерством загото­ вок СССР и Министерством путей сообщения потоки на перевозки муки хлебопекарной высшего, первого и второго сортов (кроме перевозимой на экспорт), пше­ ницы яровой и озимой мягкой, сортового помола (кроме перевозимой на экспорт и семян), ржи, ячменя фураж­ ного и муки обойной.

Для остальных хлебопродуктов и комбикормов схе­ мы нормальных направлений перевозок не установлены ввиду небольших объемов их производства, потребления и перевозок или отсутствия необходимых для этого ус­ ловий.

Отсутствие установленных грузовых потоков на ука­ занную продукцию не означает, что ее можно перево­ зить во встречных направлениях. Разница заключается только в том, что направление ее перевозки не опреде­ ляется на год и более длительный период, но коорди­ нируется при разработке квартальных и месячных пла­ нов перевозок. Возникающие при этом встречные пере­ возки должны устраняться путем соответствующего об­ мена нарядами на поставки.

Проекты схем нормальных направлений перевозок разрабатываются министерствами заготовок союзных республик и представляются Министерству заготовок

СССР для координации в масштабе страны с учетом межреспубликанских и экспортных поставок.

Утвержденные общесетевые схемы грузопотоков обязательны для всех транспортных подразделений и отправителей данного груза. Потоки перевозок внутри областей (краев, АССР) должны устанавливаться в строгом соответствии с указанными схемами. Предпри­ ятия и потребители, оказавшиеся на противопоточных участках, обеспечиваются продукцией и зерном за счет завоза извне даже в том случае, когда в целом область (край, АССР) имеет избыточные ресурсы.

Перевозки в направлениях, не предусмотренных по­ токами, допускаются в исключительных случаях с раз­ решения Министерства заготовок СССР и Министерства путей сообщения СССР.

Схемы нормальных направлений грузопотоков уста­ навливают только направление и границы перемеще­ ния грузов и обычно охватывают весьма обширные

Щ

районы. Так, на яровую пшеницу сортового помола установлен грузопоток с Западно-Сибирской железной дороги до Прибалтийской железной дороги; на хлебо­ пекарную муку высшего сорта — от Южно-Уральской до Дальневосточной железной дороги и т. д.

В пределах указанных районов имеется большое ко­ личество потребителей и поставщиков, между которыми необходимо установить связи. Необходимо выбрать та­ кой вариант прикрепления поставщиков к потребителям, который, не нарушая установленного грузового потока, обеспечивает наименьший суммарный объем транспорт­ ной работы (а следовательно, и минимальные транс­ портные издержки).

Для того чтобы достичь указанного результата, не­ обходимо рассчитать все возможные варианты прикреп­ ления в поточном направлении и к исполнению принять тот из них, который дает наименьшую сумму тарифа, или работы в тонно-километрах (определяется путем умножения количества груза, перевозимого между по­ ставщиком и потребителем на расстояние между ними, и суммированием результатов, полученных по каждой позиции).

Эти показатели обычно рассчитывают по шахматной таблице, с левой стороны которой сверху вниз заносят грузоотправителей и количество поставляемого ими груза, а в верхней части, слева направо,— грузополуча­ телей и количество необходимого им груза. В правом верхнем углу каждой клетки указывают расстояние ме­ жду поставщиками и потребителем (табл. 2).

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2

Форма шахматки прикрепления

поставщиков

к потребителям

 

 

 

 

Грузополучатели и количество про-

 

 

 

 

 

дукции

 

 

Грузоотправи­

Количество

1

2

3

4

5

пп.

тели

поставляемой

 

 

продукции

а

6

в

г

д

 

 

 

 

 

 

10

15

8

*

8

 

 

 

 

 

 

 

1

А

20

300 км

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Б

10

 

 

 

 

 

3

В

18

 

 

 

 

 

43


Следует иметь и виду, что наиболее предпочтитель­ ными являются устойчивые связи на длительный период (год и больше). Такие транспортно-хозяйственные свя­ зи дают возможность предприятиям приспособить на длительный период технологию производства к опреде­ ленному сырью, повышают ответственность поставщиков за ритмичную и своевременную отгрузку продукции в ассортименте и установленного количества, обеспечива­ ют рациональное использование перевозочных средств и позволяют многократно использовать выбранный оп­ тимальный вариант перевозок.

Хлебофуражное снабжение осуществляется в усло­ виях значительного колебания географического разме­ щения ресурсов зерна и спроса на муку, однако это не исключает возможность устойчивых длительных связей между поставщиками и потребителями хлебопродуктов.

В областях (краях, АССР)

мукомольные, крупяные

и комбикормовые предприятия

должны иметь строго

разграниченные оптимальные зоны поставки вырабаты­ ваемой продукции районам и городам, а хлебоприем­ ные пункты — поставки зерна промышленным предпри­ ятиям.

Поиск оптимального варианта прикрепления постав­ щиков к потребителям необходимо осуществлять мето­ дами линейного программирования, что исключает необходимость обсчета всех возможных вариантов свя­ зей разрабатываемой шахматки *.

В настоящее время разработано и применяется на практике несколько вариантов математических методов решения задачи оптимального прикрепления поставщи­ ков к потребителям с использованием электронно-вы­ числительных машин или ручным способом (при помо­ щи простейших вычислительных средств).

Министерство заготовок СССР утвердило «Методиче­ ские указания по планированию перевозок хлебных грузов с применением экономико-математических мето­ дов» (изданы ЦНИИТЭИ в 1971 г.), в которых дается два способа (статистический и разностей расстояний) разработки планов перевозок (прикрепления поставщи­ ков к потребителям) ручным способом.

* С описанием математических методов решения транспортных задач можно познакомиться в книге В. Г. Воронина «Математиче­ ские методы планирования и управления на предприятиях пищевой промышленности», «Пищевая промышленность». М., 1971.

44


Основа указанных способов заключается й предва­ рительном определении путем соответствующей обра­ ботки шахматных таблиц, последовательности (очеред­ ности) прикрепления поставщиков к потребителям.

При определении очередности статистическим мето­ дом в подготовленной шахматной таблице поставщиков и потребителей определяют суммарное расстояние каж­ дой строки и столбца, а затем делением этой суммы на количество слагаемых получают соответствующее сред­ нее расстояние.

Полученные средние расстояния выписывают отдель­ но, начиная с самого большого (независимо оттого, где они находятся — в столбце или строке) и кончая наи­ меньшим.

Рядом с каждым средним расстоянием записывают имеющееся в строке (столбце) наименьшее расстояние и вычитанием определяют разность, которой присваива­ ется шифр клетки, из которой взято минимальное (вы­ читаемое) расстояние. Клетки шифруются двумя зна­ ками: номером поставщика и через тире номером по­ требителя, к которым относится данная клетка.

После того как будет найдена разность между всеми средними и минимальными расстояниями, начинается второй цикл, в ходе которого из тех же средних рас­ стояний вычитаются в том же порядке минимальные расстояния, имеющиеся в оставшихся клетках, затем начинается третий цикл и т. д.

В принципе такой расчет необходимо производить до тех пор, пока не будет найдена разность для всех кле­ ток, однако, как показал опыт, обычно достаточно пяти­ шести, а для шахматок небольшого размера даже трех циклов.

Полученные во всех циклах разности вместе с шиф­ рами соответствующих им клеток выписывают, начиная с наибольших значений и заканчивая наименьшими. Необходимо иметь в виду, что при вычитании могут возникнуть и отрицательные величины, которые надо выписывать как таковые, т. е. располагать после мини­ мальной положительной или нулевой величины.

При одинаковом значении двух или нескольких раз­

ностей в первую

очередь записывают разность

клетки,

в которой имеется меньшее расстояние.

очеред­

Расположение

разностей определяет и ту

ность, в которой должны заполняться клетки шахматки.

45


Ёпервую очередь записУванэт отгрузку от поставщика

кпотребителю, клетка которых имеет самую большую величину разности (т. е. выписана первой) и т. д. Если очередную запись сделать нельзя (исчерпаны ресурсы поставщика или полностью удовлетворена потребность получателя), то ее пропускают и приступают к следу­ ющей и так до полного удовлетворения потребности в завозе.

Определять очередность заполнения шахматок по внутриобластным (краевым и АССР) перевозкам сле­ дует заранее, соответствующим образом обработав дан­ ные о расстояниях между поставщиками и потребите­ лями. Материал должен быть разработан отдельно для

составления планов перевозок зерна, отдельно по муке и т. д., так как в одном случае поставщиками являются хлебоприемные, а в другом — мукомольные предприятия.

При прикреплении поставщиков к потребителям, со­ гласно установленной очередности, связи, создающие противопоточные перевозки, надо пропускать (это можно сделать заранее, зачеркнув или закрыв соответствую­ щие клетки шахматки). Составленный план следует проверить графически на схеме железных дорог.

Для установления оптимальных связей с учетом межобластных и межреспубликанских перевозок в шахматку для определения очередности прикрепления не­ обходимо включить также станции, через которые грузы поступают или выходят за границы области, и расстоя­ ния от них до потребителей или поставщиков соответ­ ствующей продукции. Эти станции включают при вывозе в графу поставщиков, а при завозе — в графу потреби­ телей и рассматривают как поставщиков (потребители) перевозимой через них продукции.

Ход определения очередности прикрепления постав­ щиков к потребителям статистическим способом пока­ зан в таблицах 3, 4 и 5.

В процессе прикрепления поставщиков к потребите­

лям может возникнуть

необходимость

записи поставки

в клетку, для которой

очередность не

установлена (в

нашем примере очередность заполнения не установлена по клеткам 5—3 и 6—1). Необходимо иметь в виду, что такая запись может привести к ухудшению плана.

Для того чтобы исключить такую возможность, нуж­ но или продолжить расчеты по установлению очередно­ сти, или, записав поставку в такую клетку, построить к

46