ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
Источники покрытия потребности надо определять с учетом наиболее целесообразного прикрепления потре бителей к поставщикам. Так, недостаток зерна должен
восполняться в первую очередь подвозом его с |
тяго |
|
теющих к |
предприятию глубинных и приречных |
пунк |
тов. При |
наличии водных и железнодорожных |
путей |
сообщения предпочтительным является завоз с тяготею щих пристанских предприятий и т. д.
Объемы транспортирования каждым видом транс порта заносят в правую часть ресурсной шахматки и используют для оформления заявок на перевозку.
Разработка транспортных связей начинается с опре деления и утверждения с х е м н о р м а л ь н ы х на п р а в л е н и й г р у з о п о т о к о в .
Схемы нормальных направлений грузопотоков уста навливают с целью исключить возможность встречных перевозок одноименной и взаимозаменяемой продукции и огр-аничить дальность ее транспортирования.
Схемы нормальных направлений грузовых потоков разрабатывают на основе итоговых данных об избытке и недостатке хлебопродуктов по областям, краям, авто номным и союзным республикам путем исследования возможных вариантов и выбора наиболее оптимального направления перемещения избытков продукции. При этом должны быть исключены встречные и максималь но сужены крайние границы перевозок, т. е. установле на максимально допустимая дальность транспортирова ния груза.
Имеется два вида одинаково недопустимых встреч ных перевозок: явные и скрытые.
К первым относятся перевозки одноименных, или взаимозаменяемых, грузов на одном и том же участке пути в оба направления, ко вторым, когда встречные перевозки образуются на параллельных путях одного или разных видов транспорта.
Схемы нормальных направлений грузовых потоков оформляют в виде таблицы, в которой с левой стороны указывают дороги, участки, станции и области отправ ления грузов, а с правой — на какие дороги, участки или станции он может быть направлен. В некоторых случаях указывают также и вид сообщения.
Перечень грузов, для которых устанавливаются схемы нормальных направлений, определяет Госплан
СССР и Госснаб СССР, а разрабатывают их и утвер-
41
ждают соответствующие ведомства-грузоотправители и транспортные министерства. В частности, в настоящее время действуют утвержденные Министерством загото вок СССР и Министерством путей сообщения потоки на перевозки муки хлебопекарной высшего, первого и второго сортов (кроме перевозимой на экспорт), пше ницы яровой и озимой мягкой, сортового помола (кроме перевозимой на экспорт и семян), ржи, ячменя фураж ного и муки обойной.
Для остальных хлебопродуктов и комбикормов схе мы нормальных направлений перевозок не установлены ввиду небольших объемов их производства, потребления и перевозок или отсутствия необходимых для этого ус ловий.
Отсутствие установленных грузовых потоков на ука занную продукцию не означает, что ее можно перево зить во встречных направлениях. Разница заключается только в том, что направление ее перевозки не опреде ляется на год и более длительный период, но коорди нируется при разработке квартальных и месячных пла нов перевозок. Возникающие при этом встречные пере возки должны устраняться путем соответствующего об мена нарядами на поставки.
Проекты схем нормальных направлений перевозок разрабатываются министерствами заготовок союзных республик и представляются Министерству заготовок
СССР для координации в масштабе страны с учетом межреспубликанских и экспортных поставок.
Утвержденные общесетевые схемы грузопотоков обязательны для всех транспортных подразделений и отправителей данного груза. Потоки перевозок внутри областей (краев, АССР) должны устанавливаться в строгом соответствии с указанными схемами. Предпри ятия и потребители, оказавшиеся на противопоточных участках, обеспечиваются продукцией и зерном за счет завоза извне даже в том случае, когда в целом область (край, АССР) имеет избыточные ресурсы.
Перевозки в направлениях, не предусмотренных по токами, допускаются в исключительных случаях с раз решения Министерства заготовок СССР и Министерства путей сообщения СССР.
Схемы нормальных направлений грузопотоков уста навливают только направление и границы перемеще ния грузов и обычно охватывают весьма обширные
Щ
районы. Так, на яровую пшеницу сортового помола установлен грузопоток с Западно-Сибирской железной дороги до Прибалтийской железной дороги; на хлебо пекарную муку высшего сорта — от Южно-Уральской до Дальневосточной железной дороги и т. д.
В пределах указанных районов имеется большое ко личество потребителей и поставщиков, между которыми необходимо установить связи. Необходимо выбрать та кой вариант прикрепления поставщиков к потребителям, который, не нарушая установленного грузового потока, обеспечивает наименьший суммарный объем транспорт ной работы (а следовательно, и минимальные транс портные издержки).
Для того чтобы достичь указанного результата, не обходимо рассчитать все возможные варианты прикреп ления в поточном направлении и к исполнению принять тот из них, который дает наименьшую сумму тарифа, или работы в тонно-километрах (определяется путем умножения количества груза, перевозимого между по ставщиком и потребителем на расстояние между ними, и суммированием результатов, полученных по каждой позиции).
Эти показатели обычно рассчитывают по шахматной таблице, с левой стороны которой сверху вниз заносят грузоотправителей и количество поставляемого ими груза, а в верхней части, слева направо,— грузополуча телей и количество необходимого им груза. В правом верхнем углу каждой клетки указывают расстояние ме жду поставщиками и потребителем (табл. 2).
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
|
Форма шахматки прикрепления |
поставщиков |
к потребителям |
|
||||
|
|
|
Грузополучатели и количество про- |
||||
|
|
|
|
|
дукции |
|
|
№ |
Грузоотправи |
Количество |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
пп. |
тели |
поставляемой |
|||||
|
|
продукции |
а |
6 |
в |
г |
д |
|
|
|
|||||
|
|
|
10 |
15 |
8 |
* |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
А |
20 |
300 км |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
2 |
Б |
10 |
|
|
|
|
|
3 |
В |
18 |
|
|
|
|
|
43
Следует иметь и виду, что наиболее предпочтитель ными являются устойчивые связи на длительный период (год и больше). Такие транспортно-хозяйственные свя зи дают возможность предприятиям приспособить на длительный период технологию производства к опреде ленному сырью, повышают ответственность поставщиков за ритмичную и своевременную отгрузку продукции в ассортименте и установленного количества, обеспечива ют рациональное использование перевозочных средств и позволяют многократно использовать выбранный оп тимальный вариант перевозок.
Хлебофуражное снабжение осуществляется в усло виях значительного колебания географического разме щения ресурсов зерна и спроса на муку, однако это не исключает возможность устойчивых длительных связей между поставщиками и потребителями хлебопродуктов.
В областях (краях, АССР) |
мукомольные, крупяные |
и комбикормовые предприятия |
должны иметь строго |
разграниченные оптимальные зоны поставки вырабаты ваемой продукции районам и городам, а хлебоприем ные пункты — поставки зерна промышленным предпри ятиям.
Поиск оптимального варианта прикрепления постав щиков к потребителям необходимо осуществлять мето дами линейного программирования, что исключает необходимость обсчета всех возможных вариантов свя зей разрабатываемой шахматки *.
В настоящее время разработано и применяется на практике несколько вариантов математических методов решения задачи оптимального прикрепления поставщи ков к потребителям с использованием электронно-вы числительных машин или ручным способом (при помо щи простейших вычислительных средств).
Министерство заготовок СССР утвердило «Методиче ские указания по планированию перевозок хлебных грузов с применением экономико-математических мето дов» (изданы ЦНИИТЭИ в 1971 г.), в которых дается два способа (статистический и разностей расстояний) разработки планов перевозок (прикрепления поставщи ков к потребителям) ручным способом.
* С описанием математических методов решения транспортных задач можно познакомиться в книге В. Г. Воронина «Математиче ские методы планирования и управления на предприятиях пищевой промышленности», «Пищевая промышленность». М., 1971.
44
Основа указанных способов заключается й предва рительном определении путем соответствующей обра ботки шахматных таблиц, последовательности (очеред ности) прикрепления поставщиков к потребителям.
При определении очередности статистическим мето дом в подготовленной шахматной таблице поставщиков и потребителей определяют суммарное расстояние каж дой строки и столбца, а затем делением этой суммы на количество слагаемых получают соответствующее сред нее расстояние.
Полученные средние расстояния выписывают отдель но, начиная с самого большого (независимо оттого, где они находятся — в столбце или строке) и кончая наи меньшим.
Рядом с каждым средним расстоянием записывают имеющееся в строке (столбце) наименьшее расстояние и вычитанием определяют разность, которой присваива ется шифр клетки, из которой взято минимальное (вы читаемое) расстояние. Клетки шифруются двумя зна ками: номером поставщика и через тире номером по требителя, к которым относится данная клетка.
После того как будет найдена разность между всеми средними и минимальными расстояниями, начинается второй цикл, в ходе которого из тех же средних рас стояний вычитаются в том же порядке минимальные расстояния, имеющиеся в оставшихся клетках, затем начинается третий цикл и т. д.
В принципе такой расчет необходимо производить до тех пор, пока не будет найдена разность для всех кле ток, однако, как показал опыт, обычно достаточно пяти шести, а для шахматок небольшого размера даже трех циклов.
Полученные во всех циклах разности вместе с шиф рами соответствующих им клеток выписывают, начиная с наибольших значений и заканчивая наименьшими. Необходимо иметь в виду, что при вычитании могут возникнуть и отрицательные величины, которые надо выписывать как таковые, т. е. располагать после мини мальной положительной или нулевой величины.
При одинаковом значении двух или нескольких раз
ностей в первую |
очередь записывают разность |
клетки, |
в которой имеется меньшее расстояние. |
очеред |
|
Расположение |
разностей определяет и ту |
ность, в которой должны заполняться клетки шахматки.
45
Ёпервую очередь записУванэт отгрузку от поставщика
кпотребителю, клетка которых имеет самую большую величину разности (т. е. выписана первой) и т. д. Если очередную запись сделать нельзя (исчерпаны ресурсы поставщика или полностью удовлетворена потребность получателя), то ее пропускают и приступают к следу ющей и так до полного удовлетворения потребности в завозе.
Определять очередность заполнения шахматок по внутриобластным (краевым и АССР) перевозкам сле дует заранее, соответствующим образом обработав дан ные о расстояниях между поставщиками и потребите лями. Материал должен быть разработан отдельно для
составления планов перевозок зерна, отдельно по муке и т. д., так как в одном случае поставщиками являются хлебоприемные, а в другом — мукомольные предприятия.
При прикреплении поставщиков к потребителям, со гласно установленной очередности, связи, создающие противопоточные перевозки, надо пропускать (это можно сделать заранее, зачеркнув или закрыв соответствую щие клетки шахматки). Составленный план следует проверить графически на схеме железных дорог.
Для установления оптимальных связей с учетом межобластных и межреспубликанских перевозок в шахматку для определения очередности прикрепления не обходимо включить также станции, через которые грузы поступают или выходят за границы области, и расстоя ния от них до потребителей или поставщиков соответ ствующей продукции. Эти станции включают при вывозе в графу поставщиков, а при завозе — в графу потреби телей и рассматривают как поставщиков (потребители) перевозимой через них продукции.
Ход определения очередности прикрепления постав щиков к потребителям статистическим способом пока зан в таблицах 3, 4 и 5.
В процессе прикрепления поставщиков к потребите
лям может возникнуть |
необходимость |
записи поставки |
в клетку, для которой |
очередность не |
установлена (в |
нашем примере очередность заполнения не установлена по клеткам 5—3 и 6—1). Необходимо иметь в виду, что такая запись может привести к ухудшению плана.
Для того чтобы исключить такую возможность, нуж но или продолжить расчеты по установлению очередно сти, или, записав поставку в такую клетку, построить к
46