Файл: Башин, М. Л. Эффективность фундаментальных исследований (экономический аспект).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
и методов производства, технологии или методов иссле дований.
Применительно к фундаментальным исследованиям основное требование к прогнозам сводится не к подго товке информации, которая носит категорический харак тер, а к выработке долгосрочной концепции развития отдельных направлений науки. Такой подход позволит осуществить оптимальное распределение имеющихся ре сурсов между фундаментальными и прикладными иссле дованиями, а также выбор приоритетных направлений
фундаментальных исследований. Естественно, что к пе
риодическим сдвигам в структуре затрат необходимо быть заранее подготовленным на всех уровнях управле ния наукой.
В настоящее время в специальной литературе описа- ,
но много различных методов прогнозирования, которые ' условно можно разделить на три основные группы: эк спертной оценки, экстраполяции и математического мо
делирования.
Методы экспертных оценок наиболее приемлемы для
прогнозирования направлений фундаментальных иссле дований. Они дают возможность получить своеобразное «усредненное» мнение авторитетных экспертов по кон кретной проблеме на основе независимых суждений.
Привлечение широкого круга специалистов позволяет учесть не только мнение виднейших авторитетов, но и рассмотреть проблему с позиций многих научных на правлений и школ и в итоге получить комплексное вы ражение индивидуальных оценок.
В условиях нашей страны экспертная группа может быть составлена из крупнейших ученых, представляю щих самые разные школы отечественной науки.
Использование экспертных методов в какой-то степени ослабляет главное возражение противников прогнозиро вания развития науки, утверждающих, что интуиция,
примененная в крупных дозах, лишает прогнозирование научной достоверности. Это очень сильный аргумент, но теперь, по нашему мнению, он звучит уже не так убеди тельно в силу того, что используются мнения и оценки многих специалистов, а это в какой-то степени плоды
коллективного разума, а не «озарение» одиночек.
Основная ценность экспертных методов заключается в объективной оценке важности проблем, по которым
можно ожидать получение положительных результатов,
55
что создает предпосылки для выбора и последующего перспективного планирования соответствующей тематики научных исследований.
Привлечение крупных советских ученых, представля ющих разные научные школы и направления, вооружен ных революционным методом познания — диалектиче ским материализмом, обладающих широтой взглядов, большим опытом и творческим воображением, основан ным на реальной оценке происходящих процессов, обес печит «соревнование гипотез» и в области прогнозирова ния развития науки. Можно сослаться на конкретный пример такого прогнозирования, принадлежащего одно му из крупных ученых.
Свыше 30 лет назад физики-теоретики, и прежде все
го выдающийся советский ученый академик А. Ф. Иоф
фе, предсказывали, что путем создания идеальных кри
сталлов прочность некоторых материалов может быть резко повышена. В то же время это предсказание было встречено экспериментаторами с недоверием. Главный
довод скептиков — слишком большой разрыв с экспери
ментальными данными. Но вот в 1967 г. харьковские физики под руководством профессора P. Н. Гарбера соз дали материал — нитевидный кристалл вольфрама, каж дый квадратный сантиметр которого выдерживает не бывалую нагрузку — 230 т. Напомним, что лучшие из специальных сталей, которые применяются сейчас в про мышленности, имеют прочность 30 т на 1 кв. см.
В литературе еще можно встретить точку зрения, со гласно которой развитие науки и техники вообще нельзя прогнозировать, потому что научные открытия непредви димы по самой своей сущности. В общем методологиче ском подходе это правильно. Но предварительно следует четко определить, что понимать под предвидимостью и непредвидимостью научных открытий.
Например, управление термоядерными реакциями от носится к числу еще нерешенных проблем. Однако реаль ность успешного решения проблемы подтверждается всем ходом развития теоретической и экспериментальной фи
зики. В соответствии с объективностью уже подготовлен
ных прогнозов ведущие в научно-техническом отношении страны выделяют крупные средства и прилагают боль шие усилия, чтобы ускорить успех трудных поисков в
этом весьма перспективном направлении энергетики. Аналогичные примеры можно привести из области кос
56
мических исследований, химии, биологии, медицины и других научных направлений.
При прогнозировании тенденций развития науки нель зя ограничиться анализом перспективности направлении научного поиска. Научно-технический прогресс в более
широком смысле наряду с повышением производитель
ности общественного труда несет с собой и глубокие со циальные изменения.
Речь идет о важных социальных последствиях науч но-технического прогресса, которые в полной мере могут
проявиться только в условиях социалистического обще
ства. К ним относятся постепенное стирание граней меж ду умственным и физическим трудом, удовлетворение растущих культурных и других запросов всех членов об щества, дальнейшее сокращение рабочего дня и многое Другое.
Поэтому при прогнозировании научно-технического
прогресса очень важно наряду с оценкой экономического эффекта, который может получить общество в резуль тате использования достижений науки и техники, выя
вить и сформулировать социальные последствия научнотехнического прогресса.
Что же касается методов экстраполяции, то в их ос нове лежит предположение, что мы имеем дело с извест ным консерватизмом состава действующих факторов и ограниченной сферой их активного воздействия. Экстра поляция (статистическая или графическая) сводится к распространению выводов, полученных из наблюдений или анализа над одной частью исследованного явления
(процесса), на другую, неисследованную его часть. При менительно к цели прогнозирования это сводится к про слеживанию развития научного явления по каким-либо параметрам во времени.
Прогнозирование сложных тенденций развития фун даментальных исследований, связанных с многофактор ными и в значительной степени не ясными событиями,
нельзя отождествлять с анализом статистических рядов, при проведении которого логично использовать методы
экстраполяции.
Прогнозирование на основе экстраполяции динамиче ских рядов исходит из допущения, что зависимости, за фиксированные в прошлом, сохраняют свое значение на
будущее.
Применение экстраполяции правомерно при условии,
57
что прогнозируются факторы, на которые влияние раз личных тенденций в рассматриваемом интервале време
ни остается практически неизменным.
Совершенно очевидно, что применительно к фунда ментальным исследованиям это не характерно. Кроме
того, по-видимому, нельзя получить какие-то динамиче
ские или статистические ряды, характеризующие суще ство, результаты и перспективы фундаментальных иссле
дований.
Для целей прогнозирования нас интересуют содержа ние будущих исследований, их направление и тенденции,
а не количественные критерии.
Попытки отыскать какую-либо математическую за висимость, которая на основе экстраполяции позволила бы определить будущие пути развития науки, окажутся несостоятельными. Наука развивается не по математи ческим, а по более сложным законам, присущим данно
му обществу. В частности, развитие науки самым тесным образом связано с социально-экономическим строем об
щества, его потребностями, в значительной степени за висит и от внутренней логики развития самой науки как очень сложной системы. Именно эти факторы опреде ляют ход развития науки, а не частные «математические зависимости». Они могут использоваться в отдельных случаях только как дополнительный инструмент при подготовке прогнозов. На этом их роль для прогнозиро вания кончается. Необоснованное использование мето дов экстраполяции может привести к нелепым резуль татам.
Математические методы в принципе могут быть при менены во всякой науке. Однако степень использования
математических методов и их значение в разных науках неодинаковы. Математические методы органически вхо дят в конкретную науку лишь тогда, когда она доста точно «созревает» для этого, т. е. когда проделана боль шая предварительная работа, связанная с изучением яв
лений специфическими для данной науки методами.
По-видимому, чем сложнее изучаемая область, чем боль ше качественное многообразие проявлений образующих
ее состояний, тем больший вес будут иметь специфиче ские методы исследования. Научно-технический про
гресс — весьма сложная область. Поэтому применение к
прогнозированию научно-технического прогресса матема
тических методов пока встречает большие трудности.
58
Применение математики в исследовании направлено
прежде всего на выработку теории изучаемых явлений. Математическое моделирование — это комплексный ме тод познания и объяснения изучаемых процессов или тенденций.
Под моделью понимается такая мысленно представ ляемая или материально реализованная система, кото рая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его, в силу чего ее изучение и дает нам новую информацию об этом объекте.
Математическое моделирование прогнозируемых тен денций в будущем может помочь установить причинные связи изучаемых событий и их дальнейшее развитие. Прогнозирование связывает с математическим моделиро ванием большие надежды, поскольку создает возмож ность раскрытия вероятных направлений развития науч но-технического прогресса. Подчеркиваем, пока только надежды.
Вместе с тем необходимо отметить ошибочность взглядов, согласно которым при помощи математическо
го анализа возможно «вычислить будущее» и якобы точ ность при этом зависит от количества математической информации, сложности и точности используемых мате матических формул или методов. Несмотря на возраста ющую роль математики при решении отдельных вопро сов прогнозирования, вывод, что математика — это един ственное средство формирования нашего знания о буду щем, был бы поспешным и односторонним.
Вместе с тем можно привести примеры открытия но вых явлений физического мира, в ходе которых были ис пользованы описывающие природу математические за висимости. В частности, это относится к физике элемен тарных частиц. Но это совсем не означает, что физиче ская теория может успешно развиваться без постоянного
обращения к практике, в отрыве от изучения объектив
ных фактов.
При создании физических теорий, объясняющих зако
номерности объективного Miipai могут использоваться методы математических моделей и гипотез, но важней шие законы и закономерности науки всегда являются
обобщением опытных данных и выводятся из познания
объективной реальности, а не из построения математи ческих гипотез. Таким образом, познание объективных законов происходит не из математического анализа, по
59
ложенного в основу теории или ряда предположений, а
с помощью его как одного из методов раскрытия зако номерностей природы.
По нашему мнению, при прогнозировании путей и со
держания развития фундаментальных исследований большинство категорий, относящихся к этому сложному процессу, не могут пока являться предметом математи ческого моделирования.
Математические модели — это прообразы, представ
ленные в идеализированном виде как некая абстракция, в которой должны найти отражение только важнейшие
характеристики и тенденции, а малосущественные опу щены, сознательно игнорированы. Следовательно, в про цессе моделирования сущность явлений, их многовари антные связи и сложные отношения значительно упро
щены.
Модель всегда отличается от моделируемого объек
та. Она никогда не может отразить всю сумму и богат ство факторов, относящихся к прототипу, à только дает
наиболее общее представление о нем. По существу если бы мы могли иметь в модели все данные об изучаемом объекте, в ней отпала бы необходимость. Ведь мы имели бы реальный объект моделирования. Поэтому под мо делью всегда понимается абстрактная конструкция ка кого-либо процесса или явления, способная дать общее и правильное представление о реальном или прогнозиру емом прототипе.
В самом общем виде процесс моделирования можно
представить в виде следующих основных этапов:
—анализ объекта моделирования, позволяющий вы явить его структурные соотношения, внутренние и внеш ние связи;
—постановка цели моделирования в строгой логиче ской и математической форме, в виде формулирования соответствующих целевых функций, раскрывающих ка чественные и количественные стороны объекта прогно зирования;
—реализация целевых функции модели;
—подготовка прогнозных оценок;
—определение результатов моделирования, носящих форму основных критериев об объекте.
Прогнозирование на основе использования моделей будущих процессов может оказаться наиболее достовер ным лишь в той сфере научных поисков, где имеется сло-
60
'жившаяся, т. е. относительно развитая, система теорий
игипотез. Это может создать основу для количественных
икачественных оценок общей картины развития научных
знаний в будущем.
При решении вопросов моделирования тенденций раз вития науки нельзя ограничиваться воспроизведением только одной структуры или статистики ее развития.
Важно воссоздать в первую очередь логику ее развития, законы, по которым она развивается, и в дальнейшем попытаться спроецировать эти категории в будущее. Однако это пока невыполнимая задача для моделиро вания.
Прогнозирование с помощью моделей, каким бы ус пешным оно ни казалось в будущем, нельзя считать га рантией решения всех задач, стоящих перед прогнози рованием. Пытаясь создать прогнозирующие модели, следует помнить, что важнейшим критерием правильно сти прогнозирующих концепции служит общественная практика.
Вместе с тем следует понимать, что моделирование по ка не является надежным методом прогнозирования. Методический арсенал прогнозирования содержит дру гие, более достоверные методы. Применительно к прог
нозированию развития фундаментальных исследований экспертные методы в настоящее время являются основ ными.
Здесь надо заметить, что при прогнозировании разви тия фундаментальных исследований надо учитывать воз
можность влияния фактора случайности. Случайность, проявляемая в виде крупных, заранее непредвиденных открытий, может вызвать значительные изменения в
предполагаемом ходе научного прогресса: ускорить его
на отдельных направлениях или даже создать совер шенно новую, качественную ситуацию в науке. Поэтому важное значение имеют анализ вероятных связей между отдельными, часто далеко стоящими друг от друга на учными направлениями и дисциплинами, учет возможно го воздействия результатов, полученных в,этих дисцип линах, на другие области научного поиска и особенно формирующихся связей между фундаментальными и прикладными исследованиями.
ГЛАВА III
ПЛАНИРОВАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ
§ 1. СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ
История развития науки убедительно доказала, что ис- » точником прогресса науки, техники и производства все в большей степени становятся успехи фундаментальных исследований, формирующих все основные направлення
научно-технического прогресса.
Перспективы развития фундаментальных исследова ний нельзя рассматривать в отрыве от прогресса техни ки, промышленности и других отраслей народного хозяй ства. Современному этапу научно-технического прогрес
са присуща характерная черта — взаимодействие усилий в области фундаментальных исследований с последую щими работами на стадии прикладных исследований.
В развитом социалистическом обществе одной из важнейших задач экономической политики является ор
ганическое соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства. Решение этой задачи связано со всесторон ним совершенствованием важнейшей экономической функции государства — планирования сферы научнотехнического прогресса, начиная со стадии фундамен тальных исследований.
C первых лет существования Советского государст ва наука стала неотъемлемой частью народнохозяйст венного организма, а проблемы управления и планиро вания науки и повышения эффективности затрат на ее развитие приобрели государственное значение. Известно, какое исключительное внимание уделял В. И. Ленин фундаментальным научным исследованиям. В первые го
ды существования Советского государства В. И. Ленин
обратился к крупнейшим ученым страны с призывом
62