Файл: Башин, М. Л. Эффективность фундаментальных исследований (экономический аспект).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и методов производства, технологии или методов иссле­ дований.

Применительно к фундаментальным исследованиям основное требование к прогнозам сводится не к подго­ товке информации, которая носит категорический харак­ тер, а к выработке долгосрочной концепции развития отдельных направлений науки. Такой подход позволит осуществить оптимальное распределение имеющихся ре­ сурсов между фундаментальными и прикладными иссле­ дованиями, а также выбор приоритетных направлений

фундаментальных исследований. Естественно, что к пе­

риодическим сдвигам в структуре затрат необходимо быть заранее подготовленным на всех уровнях управле­ ния наукой.

В настоящее время в специальной литературе описа- ,

но много различных методов прогнозирования, которые ' условно можно разделить на три основные группы: эк­ спертной оценки, экстраполяции и математического мо­

делирования.

Методы экспертных оценок наиболее приемлемы для

прогнозирования направлений фундаментальных иссле­ дований. Они дают возможность получить своеобразное «усредненное» мнение авторитетных экспертов по кон­ кретной проблеме на основе независимых суждений.

Привлечение широкого круга специалистов позволяет учесть не только мнение виднейших авторитетов, но и рассмотреть проблему с позиций многих научных на­ правлений и школ и в итоге получить комплексное вы­ ражение индивидуальных оценок.

В условиях нашей страны экспертная группа может быть составлена из крупнейших ученых, представляю­ щих самые разные школы отечественной науки.

Использование экспертных методов в какой-то степени ослабляет главное возражение противников прогнозиро­ вания развития науки, утверждающих, что интуиция,

примененная в крупных дозах, лишает прогнозирование научной достоверности. Это очень сильный аргумент, но теперь, по нашему мнению, он звучит уже не так убеди­ тельно в силу того, что используются мнения и оценки многих специалистов, а это в какой-то степени плоды

коллективного разума, а не «озарение» одиночек.

Основная ценность экспертных методов заключается в объективной оценке важности проблем, по которым

можно ожидать получение положительных результатов,

55

что создает предпосылки для выбора и последующего перспективного планирования соответствующей тематики научных исследований.

Привлечение крупных советских ученых, представля­ ющих разные научные школы и направления, вооружен­ ных революционным методом познания — диалектиче­ ским материализмом, обладающих широтой взглядов, большим опытом и творческим воображением, основан­ ным на реальной оценке происходящих процессов, обес­ печит «соревнование гипотез» и в области прогнозирова­ ния развития науки. Можно сослаться на конкретный пример такого прогнозирования, принадлежащего одно­ му из крупных ученых.

Свыше 30 лет назад физики-теоретики, и прежде все­

го выдающийся советский ученый академик А. Ф. Иоф­

фе, предсказывали, что путем создания идеальных кри­

сталлов прочность некоторых материалов может быть резко повышена. В то же время это предсказание было встречено экспериментаторами с недоверием. Главный

довод скептиков — слишком большой разрыв с экспери­

ментальными данными. Но вот в 1967 г. харьковские физики под руководством профессора P. Н. Гарбера соз­ дали материал — нитевидный кристалл вольфрама, каж­ дый квадратный сантиметр которого выдерживает не­ бывалую нагрузку — 230 т. Напомним, что лучшие из специальных сталей, которые применяются сейчас в про­ мышленности, имеют прочность 30 т на 1 кв. см.

В литературе еще можно встретить точку зрения, со­ гласно которой развитие науки и техники вообще нельзя прогнозировать, потому что научные открытия непредви­ димы по самой своей сущности. В общем методологиче­ ском подходе это правильно. Но предварительно следует четко определить, что понимать под предвидимостью и непредвидимостью научных открытий.

Например, управление термоядерными реакциями от­ носится к числу еще нерешенных проблем. Однако реаль­ ность успешного решения проблемы подтверждается всем ходом развития теоретической и экспериментальной фи­

зики. В соответствии с объективностью уже подготовлен­

ных прогнозов ведущие в научно-техническом отношении страны выделяют крупные средства и прилагают боль­ шие усилия, чтобы ускорить успех трудных поисков в

этом весьма перспективном направлении энергетики. Аналогичные примеры можно привести из области кос­

56


мических исследований, химии, биологии, медицины и других научных направлений.

При прогнозировании тенденций развития науки нель­ зя ограничиться анализом перспективности направлении научного поиска. Научно-технический прогресс в более

широком смысле наряду с повышением производитель­

ности общественного труда несет с собой и глубокие со­ циальные изменения.

Речь идет о важных социальных последствиях науч­ но-технического прогресса, которые в полной мере могут

проявиться только в условиях социалистического обще­

ства. К ним относятся постепенное стирание граней меж­ ду умственным и физическим трудом, удовлетворение растущих культурных и других запросов всех членов об­ щества, дальнейшее сокращение рабочего дня и многое Другое.

Поэтому при прогнозировании научно-технического

прогресса очень важно наряду с оценкой экономического эффекта, который может получить общество в резуль­ тате использования достижений науки и техники, выя­

вить и сформулировать социальные последствия научнотехнического прогресса.

Что же касается методов экстраполяции, то в их ос­ нове лежит предположение, что мы имеем дело с извест­ ным консерватизмом состава действующих факторов и ограниченной сферой их активного воздействия. Экстра­ поляция (статистическая или графическая) сводится к распространению выводов, полученных из наблюдений или анализа над одной частью исследованного явления

(процесса), на другую, неисследованную его часть. При­ менительно к цели прогнозирования это сводится к про­ слеживанию развития научного явления по каким-либо параметрам во времени.

Прогнозирование сложных тенденций развития фун­ даментальных исследований, связанных с многофактор­ ными и в значительной степени не ясными событиями,

нельзя отождествлять с анализом статистических рядов, при проведении которого логично использовать методы

экстраполяции.

Прогнозирование на основе экстраполяции динамиче­ ских рядов исходит из допущения, что зависимости, за­ фиксированные в прошлом, сохраняют свое значение на

будущее.

Применение экстраполяции правомерно при условии,

57

что прогнозируются факторы, на которые влияние раз­ личных тенденций в рассматриваемом интервале време­

ни остается практически неизменным.

Совершенно очевидно, что применительно к фунда­ ментальным исследованиям это не характерно. Кроме

того, по-видимому, нельзя получить какие-то динамиче­

ские или статистические ряды, характеризующие суще­ ство, результаты и перспективы фундаментальных иссле­

дований.

Для целей прогнозирования нас интересуют содержа­ ние будущих исследований, их направление и тенденции,

а не количественные критерии.

Попытки отыскать какую-либо математическую за­ висимость, которая на основе экстраполяции позволила бы определить будущие пути развития науки, окажутся несостоятельными. Наука развивается не по математи­ ческим, а по более сложным законам, присущим данно­

му обществу. В частности, развитие науки самым тесным образом связано с социально-экономическим строем об­

щества, его потребностями, в значительной степени за­ висит и от внутренней логики развития самой науки как очень сложной системы. Именно эти факторы опреде­ ляют ход развития науки, а не частные «математические зависимости». Они могут использоваться в отдельных случаях только как дополнительный инструмент при подготовке прогнозов. На этом их роль для прогнозиро­ вания кончается. Необоснованное использование мето­ дов экстраполяции может привести к нелепым резуль­ татам.

Математические методы в принципе могут быть при­ менены во всякой науке. Однако степень использования

математических методов и их значение в разных науках неодинаковы. Математические методы органически вхо­ дят в конкретную науку лишь тогда, когда она доста­ точно «созревает» для этого, т. е. когда проделана боль­ шая предварительная работа, связанная с изучением яв­

лений специфическими для данной науки методами.

По-видимому, чем сложнее изучаемая область, чем боль­ ше качественное многообразие проявлений образующих

ее состояний, тем больший вес будут иметь специфиче­ ские методы исследования. Научно-технический про­

гресс — весьма сложная область. Поэтому применение к

прогнозированию научно-технического прогресса матема­

тических методов пока встречает большие трудности.

58


Применение математики в исследовании направлено

прежде всего на выработку теории изучаемых явлений. Математическое моделирование — это комплексный ме­ тод познания и объяснения изучаемых процессов или тенденций.

Под моделью понимается такая мысленно представ­ ляемая или материально реализованная система, кото­ рая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его, в силу чего ее изучение и дает нам новую информацию об этом объекте.

Математическое моделирование прогнозируемых тен­ денций в будущем может помочь установить причинные связи изучаемых событий и их дальнейшее развитие. Прогнозирование связывает с математическим моделиро­ ванием большие надежды, поскольку создает возмож­ ность раскрытия вероятных направлений развития науч­ но-технического прогресса. Подчеркиваем, пока только надежды.

Вместе с тем необходимо отметить ошибочность взглядов, согласно которым при помощи математическо­

го анализа возможно «вычислить будущее» и якобы точ­ ность при этом зависит от количества математической информации, сложности и точности используемых мате­ матических формул или методов. Несмотря на возраста­ ющую роль математики при решении отдельных вопро­ сов прогнозирования, вывод, что математика — это един­ ственное средство формирования нашего знания о буду­ щем, был бы поспешным и односторонним.

Вместе с тем можно привести примеры открытия но­ вых явлений физического мира, в ходе которых были ис­ пользованы описывающие природу математические за­ висимости. В частности, это относится к физике элемен­ тарных частиц. Но это совсем не означает, что физиче­ ская теория может успешно развиваться без постоянного

обращения к практике, в отрыве от изучения объектив­

ных фактов.

При создании физических теорий, объясняющих зако­

номерности объективного Miipai могут использоваться методы математических моделей и гипотез, но важней­ шие законы и закономерности науки всегда являются

обобщением опытных данных и выводятся из познания

объективной реальности, а не из построения математи­ ческих гипотез. Таким образом, познание объективных законов происходит не из математического анализа, по­

59


ложенного в основу теории или ряда предположений, а

с помощью его как одного из методов раскрытия зако­ номерностей природы.

По нашему мнению, при прогнозировании путей и со­

держания развития фундаментальных исследований большинство категорий, относящихся к этому сложному процессу, не могут пока являться предметом математи­ ческого моделирования.

Математические модели — это прообразы, представ­

ленные в идеализированном виде как некая абстракция, в которой должны найти отражение только важнейшие

характеристики и тенденции, а малосущественные опу­ щены, сознательно игнорированы. Следовательно, в про­ цессе моделирования сущность явлений, их многовари­ антные связи и сложные отношения значительно упро­

щены.

Модель всегда отличается от моделируемого объек­

та. Она никогда не может отразить всю сумму и богат­ ство факторов, относящихся к прототипу, à только дает

наиболее общее представление о нем. По существу если бы мы могли иметь в модели все данные об изучаемом объекте, в ней отпала бы необходимость. Ведь мы имели бы реальный объект моделирования. Поэтому под мо­ делью всегда понимается абстрактная конструкция ка­ кого-либо процесса или явления, способная дать общее и правильное представление о реальном или прогнозиру­ емом прототипе.

В самом общем виде процесс моделирования можно

представить в виде следующих основных этапов:

анализ объекта моделирования, позволяющий вы­ явить его структурные соотношения, внутренние и внеш­ ние связи;

постановка цели моделирования в строгой логиче­ ской и математической форме, в виде формулирования соответствующих целевых функций, раскрывающих ка­ чественные и количественные стороны объекта прогно­ зирования;

реализация целевых функции модели;

подготовка прогнозных оценок;

определение результатов моделирования, носящих форму основных критериев об объекте.

Прогнозирование на основе использования моделей будущих процессов может оказаться наиболее достовер­ ным лишь в той сфере научных поисков, где имеется сло-

60


'жившаяся, т. е. относительно развитая, система теорий

игипотез. Это может создать основу для количественных

икачественных оценок общей картины развития научных

знаний в будущем.

При решении вопросов моделирования тенденций раз­ вития науки нельзя ограничиваться воспроизведением только одной структуры или статистики ее развития.

Важно воссоздать в первую очередь логику ее развития, законы, по которым она развивается, и в дальнейшем попытаться спроецировать эти категории в будущее. Однако это пока невыполнимая задача для моделиро­ вания.

Прогнозирование с помощью моделей, каким бы ус­ пешным оно ни казалось в будущем, нельзя считать га­ рантией решения всех задач, стоящих перед прогнози­ рованием. Пытаясь создать прогнозирующие модели, следует помнить, что важнейшим критерием правильно­ сти прогнозирующих концепции служит общественная практика.

Вместе с тем следует понимать, что моделирование по­ ка не является надежным методом прогнозирования. Методический арсенал прогнозирования содержит дру­ гие, более достоверные методы. Применительно к прог­

нозированию развития фундаментальных исследований экспертные методы в настоящее время являются основ­ ными.

Здесь надо заметить, что при прогнозировании разви­ тия фундаментальных исследований надо учитывать воз­

можность влияния фактора случайности. Случайность, проявляемая в виде крупных, заранее непредвиденных открытий, может вызвать значительные изменения в

предполагаемом ходе научного прогресса: ускорить его

на отдельных направлениях или даже создать совер­ шенно новую, качественную ситуацию в науке. Поэтому важное значение имеют анализ вероятных связей между отдельными, часто далеко стоящими друг от друга на­ учными направлениями и дисциплинами, учет возможно­ го воздействия результатов, полученных в,этих дисцип­ линах, на другие области научного поиска и особенно формирующихся связей между фундаментальными и прикладными исследованиями.

ГЛАВА III

ПЛАНИРОВАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ

§ 1. СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ

История развития науки убедительно доказала, что ис- » точником прогресса науки, техники и производства все в большей степени становятся успехи фундаментальных исследований, формирующих все основные направлення

научно-технического прогресса.

Перспективы развития фундаментальных исследова­ ний нельзя рассматривать в отрыве от прогресса техни­ ки, промышленности и других отраслей народного хозяй­ ства. Современному этапу научно-технического прогрес­

са присуща характерная черта — взаимодействие усилий в области фундаментальных исследований с последую­ щими работами на стадии прикладных исследований.

В развитом социалистическом обществе одной из важнейших задач экономической политики является ор­

ганическое соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства. Решение этой задачи связано со всесторон­ ним совершенствованием важнейшей экономической функции государства — планирования сферы научнотехнического прогресса, начиная со стадии фундамен­ тальных исследований.

C первых лет существования Советского государст­ ва наука стала неотъемлемой частью народнохозяйст­ венного организма, а проблемы управления и планиро­ вания науки и повышения эффективности затрат на ее развитие приобрели государственное значение. Известно, какое исключительное внимание уделял В. И. Ленин фундаментальным научным исследованиям. В первые го­

ды существования Советского государства В. И. Ленин

обратился к крупнейшим ученым страны с призывом

62