Файл: Башин, М. Л. Эффективность фундаментальных исследований (экономический аспект).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
Другие авторы пытаются ограничить организующую и управляющую роль государства в сфере фундамен тальных исследовании. Это мнение наиболее четко сфор
мулировано Ю. Μ. Шейниным: «...наука — в области
фундаментальных исследований — стремится перерасти в самоорганизующуюся систему, где высокое развитие внутреннего саморегулирования и самодисциплины ком пенсирует невозможность и нецелесообразность управ
ления извне» '.
Представляется, что понимание внутренней логики развития науки не отрицает, а, наоборот, предполагает активное управляющее воздействие государственных ор
ганов в сфере фундаментальных исследований в целях стимулирования развития фундаментальных наук. Эти цели можно реализовать прежде всего через функцию планирования развития науки. Отрицание значения пла нирования в сфере научных исследований приводит
Ю. Μ. Шейнина и к другому неверному выводу, что «поч ти каждое сколь-нибудь важное научное открытие по является более или менее неожиданно»21.3 Такие факты есть, но, как свидетельствует опыт последних десятиле
тий, в большинстве случаев крупные научные открытия являлись результатом целенаправленной и хорошо орга низованной деятельности научных коллективов на осно ве предварительно подготовленных и хорошо обоснован
ных планов проведения исследовательских программ. Поэтому нельзя согласиться и с высказываемыми утвер ждениями, что «каждый ученый в своей исследователь ской работе преследует лично им поставленные цели» ɜ.
Если согласиться с концепцией ІО. Μ. Шейнина, то следовало бы признать, что в нашей стране отсутствует целенаправленное государственное планирование науч
ных исследований.
В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду, партии
отмечено, что Академия наук СССР «определяет страте гию научного поиска, выявляет наиболее перспективные, нужные обществу направления и формы исследователь-’
ских работ...» 4.
1«Природа», 1972, № 7, стр. 20.
2«Организационно-правовые вопросы руководства наукой в
СССР». Μ., 1973, стр. 14.
3Там же, стр. 20.
4«Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 86.
70
Следовательно, дальнейшее развитие техники и ма
териального производства органически обусловлено раз витием теоретических и экспериментальных исследова ний, которые проводятся в области фундаментальных
наук.
Фундаментальные научные исследования в нашей стране ведут в основном академические научно-исследо вательские институты. В составе Академии наук СССР и в академиях наук союзных республик в 1973 г. вели ис следовательскую работу 246 организаций, в которых за нято 7,3% научных работников СССР *.
Академия наук СССР осуществляет планирование и координацию исследований, включая исследования, ве
дущиеся в академиях наук союзных республик. Это поз воляет координировать все исследования в области
естественных и общественных наук независимо от их ведомственной подчиненности. В Академии наук СССР
созданы научные советы при отделениях по ведущим на учным направлениям: физике твердого тела, радиобио логии, теоретическим основам почвоведения, химической термодинамике и термохимии, эффективности основных фондов и многим другим. Это позволяет осуществлять
целенаправленное руководство развитием всех перспек тивных направлений научного поиска. Вместе с тем сложной и малоизученной проблемой остается установ ление оптимального соотношения между основными на правлениями фундаментальных исследований. Эта проб лема явилась предметом специального обсуждения на расширенном заседании президиума АН СССР, посвя щенном перспективам исследований по общей и прик
ладной физике.
Обсуждение, в котором приняли участие крупнейшие ученые и организаторы науки, показало, что большин ство ученых разделили точку зрения президента Акаде мии наук СССР академика Μ. В. Келдыша: «Нашей первой главной задачей является развитие перспектив ной науки. Наша вторая главная задача заключается в
том, чтобы по возможности видеть, что дает для прак
тики, для жизни эта перспективная наука, и предлагать рекомендации, выдвигать предложения о практическом
применении научных достижений» 12.
1 См. «Коммунист», 1973, № 5, стр. 79.
2 «Вестник Академии наук СССР», 1965, № 12, стр. 43,
71
Период проведения фундаментальных исследований
неправомерно квалифицировать только как время накоп ления научных знаний ради самихзнаний. C такой точ кой зрения согласиться нельзя, поскольку отбор тема тики фундаментальных исследований должен связывать
ся с оценкой перспективности использования полученных результатов для народного хозяйства. Поэтому важней шим критерием при отборе тематики фундаментальных исследований должен быть не критерий так называемой чистой науки, а значимость фундаментальных исследо ваний для сопряженных наук и перспектива их после дующего выхода в прикладные исследования, т. е. их потенциальная народнохозяйственная направленность. Вместе с тем практика показала, что проблемные науч ные советы Академии наук СССР, число которых дости гает свыше 200, призванные решать эти вопросы, еще не всегда успешно справляются с этой важной задачей *.
Как отмечает С. Р. Микулинскии, волевые моменты в выборе направления исследований и преимущественного их финансирования все еще играют относительно боль шую роль21. Характерна в этом отношении практика ра боты объединенного научного совета Академии наук
СССР «Физиология человека и животных».
В течение определенного времени выбор важнейших
направлений исследований строился на спорном тезисе о необходимости равномерного развития всей физиоло гии. Рекомендации по разработке важнейших направле ний физиологической науки часто носили общий харак тер и превращались в простой перечень исследований,
насчитывающий большое число работ3. Очевидно, что при подготовке тематики фундаментальных исследований меньше всего пригодна номенклатурная ведомость ис следований.
Планы проведения фундаментальных исследований должны в основном носить характер научной концепции, содержащей в обобщенном виде глубокую и обоснован ную характеристику выдвинутых перед научными кол лективами научных проблем и возможных путей их про ведения в рамках имеющихся ресурсов. Выбор предпо
1 См. К. А. Ланге. Организация управления научными исследо ваниями. Л., 1971, стр. 98—99.
2 См. «Организация научной деятельности». Μ., 1968, стр. 139.
3 См. К. А. Ланге. Организация управления научными исследо ваниями, стр. 100.
72
чтительных проблем для проведения исследований дол жен решаться соответствующими отделениями Акаде мии наук СССР с участием проблемных научных сове тов.
К обсуждению выдвинутых предложений желательно привлекать ученых, работающих в смежных научных направлениях. При планировании фундаментальных ис следований необходимо учитывать, что наука в целом —
это не только особая форма общественной деятельности, но и начальная стадия сложной системы «наука — тех ника — производство». Поэтому научные советы Акаде мии наук СССР по соответствующим направлениям раз вития науки осуществляют постоянные связи с академи ями наук союзных республик, научными советами Госу дарственного комитета Совета Министров СССР по нау ке и технике, научно-техническими советами отраслевых министерств и ведомств, отраслевыми научно-исследова тельскими организациями. Цель этих связей — создание постоянно действующего механизма, позволяющего ко ординировать усилия в области научного поиска, направ ленного на удовлетворение долгосрочных потребностей народного хозяйства.
Формулирование содержания фундаментального ис следования само по себе является одним из важных ус ловий оптимального проведения работ. Всегда следует учитывать, что результаты проведения таких исследова ний часто приводят к значительным изменениям в сфере материального производства, хотя на начальных стадиях исследования содержание работы обычно не может но сить чисто практический характер. Последующее прове
дение исследований может показать, что достигнутые
результаты существенно отличаются от намеченных це лей. Опытные исследователи знают, что часто это пред
вестники крупного открытия, требующие изменения ра нее намеченных планов проведения работ. Поэтому по стоянная смена направлений научного поиска затрудняет не только долгосрочное, но и оперативное планирование работ в виде строго расписанной схемы или графика, со провождаемого тщательно рассчитанной сметой затрат. В этих условиях основная задача планирующих органов сводится к созданию наиболее благоприятных условий для достижения научной цели. Все это вызывает необ ходимость при подготовке тематических планов преду сматривать создание определенных резервов ресурсов
73
для проведения |
поиска по |
новым проблемам, которые |
|
могут возникнуть |
в ходе |
исследований. |
|
§ |
3. |
МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ |
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Сущность планирования фундаментальных исследований следует рассматривать главным образом с позиций ве роятностного процесса, поскольку их результаты не мо гут быть заранее предсказаны. Поэтому методика плани рования фундаментальных исследований исключает вы работку каких-то решений, позволяющих планировать
научные открытия. Но вполне возможно и необходимо
концентрировать усилия и ресурсы на тех научных на правлениях, о которых известно, что они перспективны C
точки зрения их развития, а их результаты могут ока заться важными для общества.
В этом реализуется важнейшая организаторская функция планирования. Сосредоточение усилий и ресур сов способствует превращению назревающих тенденций в реальность получения новых научных результатов. Та кой подход не исключает, а предполагает и планирование, и управление ходом развития фундаментальных наук. Конечно, управление и планирование в этой сфере на учных поисков должно носить свои формы и не копиро
вать методику планирования, успешно используемую в
других сферах.
Управление и планирование должно базироваться в основном на направлении усилий крупных научных кол лективов на решение отобранных проблем, подкреплен ных необходимыми ресурсами. Часто результаты и пер спективы фундаментальных исследований могут учиты
ваться не в перспективных планах, а только в прогноз ных оценках, причем в самом общем виде как события,
обладающие соответствующей степенью вероятности.
Воздействие фактора неопределенности часто снижает ся, если известно, что по данной проблеме получены по ложительные результаты в других странах, но в силу сложившихся условий эти результаты не получили ши рокой гласности. Такая ситуация была характерна для
решения некоторых крупных проблем, в том числе и тео ретических, например, в области атомной энергетики в
40-х годах, когда стали известны факты успешного про ведения экспериментальных работ крупного масштаба,
74
Сам факт возможности положительного разрешения
крупной проблемы в корне меняет характер плановых решений. В таких условиях необходимо концентрировать максимум ресурсов на выбранном направлении и под креплять их четкой системой организационных и коорди нирующих усилий, направленных на сокращение сроков проведения работ. Однако такая ситуация встречается редко. В большинстве случаев вероятность получения положительных результатов остается весьма неопреде ленной. Всегда имеется больше фундаментальных науч
ных проблем, требующих решения, чем квалифицирован ных кадров, способных решать эти проблемы. Поэтому при формировании планов проведения исследований важно, чтобы тематика научных поисков согласовыва лась с наличными ресурсами и экономическими возмож ностями реализации полученных результатов. Наличие большого числа вариантов программ исключает их одно временное проведение.
Это вызывает необходимость оптимального сочета ния научно-исследовательских программ и инвестицион ной политики в сфере научных поисков.
Планирование проведения работ по научной проблеме следует рассматривать в основном как процесс выбора цели и оценки различных путей ее решения, а также обеспечения выбранного направления всеми необходимы ми ресурсами. Формирование целей исследований пока не
поддается формализации.
Можно считать, что процесс планирования фундамен тальных исследований укрупненно расчленяется на шесть
основных стадий: изучение имеющейся информации; ана лиз требований, которым должны соответствовать цели исследований; формулирование общей области достиже ния намечаемой цели; предварительная оценка и отбор конкретной тематики исследований; укрупненный расчет необходимых ресурсов для достижения целей; определе ние комплекса управляющих воздействий, способствую
щих реализации программ.
Практика показала, что известная инерционность
многостадийного процесса планирования исследований приводит к тому, что ранее отобранные программы пе
ресматриваются редко и с большим трудом, хотя логика проведения научного поиска диктует необходимость пе риодического пересмотра ранее принятых решений.
Надежды на сведение таких пересмотров к миниму
75
му обычно связывают с высокой квалификацией экспер тов, участвующих в формировании тематических планов,
их знаниями, опытом и в известной мере интуицией. И все же в сфере проведения фундаментальных исследо ваний никогда не присутствует уверенность, что отобран ный вариант тематического плана оказался оптималь ным. Спустя какое-то время может выявиться, что ранее отвергнутый вариант плана в действительности должен был получить предпочтительные оценки.
Анализ показал, что использование количественных критериев для оценки отдельных вариантов тематиче ских планов исследований, так же как и широкое приме
нение количественных методов рангового приоритета в сфере фундаментальных исследований, исключается.
При оценке вариантов плана следует учитывать, что эффективность или достоверность методов, которые ис
пользуются для выбора оптимального варианта решения, всегда связана с определенным риском. Природа этого риска заложена в том, что качество анализа не может превосходить качество исходной информации, использу емой при подготовке решений.
Планирование тематики фундаментальных исследо ваний по своему содержанию является итеративным про
цессом. В ходе оценки альтернатив мы сталкиваемся
с ситуацией, при которой возможно появление новой исходной информации или формирование новых задач, определяющих содержание намечаемых исследований.
В связи с этим при планировании фундаментальных ис следований исключается точный перечень последователь
ности выполнения работ, не измененный до завершения исследования. Логика проведения фундаментальных ис следований требует учета необходимости итераций, а ча
сто и возврата к исходной стадии исследований. В общем
виде модель принятия решений при планировании фун даментальных исследований имеет следующий вид (см.
схему на стр. 77).
Оптимальное плановое решение является, по-видимо му, таким, которое обеспечивает проведение наиболее важных исследований с наименьшими затратами имею щихся ресурсов. При этом Есегда следует учитывать фактор неопределенности, который особенно присущ проведению фундаментальных исследований и поэтому оказывает постоянное воздействие на ход и характер ве дущихся работ и экспериментов. Это прежде всего науч-
76
Модель принйтия решений при планировании фундаментальных исследований
ная неопределенность, порождаемая сложностью самой научной проблемы, оказывающая постоянное воздейст вие на длительность исследовательского цикла, его тру доемкость и стоимость. Обычно первоначальные наметки оказываются излишне оптимистичными и постоянно тре буют дополнительных ресурсов. Кроме того, окончатель ная стоимость исследования может отличаться от перво начально установленной на значительную сумму часто не только в силу обстоятельств научного характера, но и по причине несовершенства самих методов расчета сметной
стоимости. При подготовке укрупненных расчетов затрат
на фундаментальные исследования необходимо собрать, систематизировать и провести анализ расходов на ранее законченные работы. Нахождение, хотя бы в порядке
первого приближения, функциональной зависимости меж ду основными характеристиками исследований по на правлениям работ и их стоимостью составляет некото рую исходную базу для проведения необходимых финан совых расчетов.
77
Указанная проблема решается как задача статисти
ческой корреляции. Многие специалисты, применившие
такой подход при определении необходимых ресурсов, отмечают, что не следует использовать большое число факторов в расчетной модели, поскольку это создает си туацию «стоимостного тупика». Предпочтительнее выб
рать два-три основных фактора, в наибольшей степени формирующих характер и объем затрат. Следует счи таться и с тем, что крупный ученый, ведущий поисковое
исследование, никогда'не может дать абсолютной гаран тии того, что будут получены ожидаемые результаты в виде новой научной информации в намечаемые сроки. У такого руководителя всегда в резерве аргумент — ве дущееся исследование относится к классу недетермини рованных процессов, не поддающихся тщательной регла
ментации.
Ряд авторов отмечает, что период проведения фунда ментальных исследований имеет тенденцию к сокраще нию. Это необходимо учитывать при планировании. Вме сте с тем указанную тенденцию не следует рассматри
вать как доминирующую, поскольку такой подход может придать подготавливаемым планам явно нереа листический характер. Оптимальность планирования фундаментальных исследований в значительной степени связана с определением действительного состояния ве дущихся работ и выявлением ситуаций, когда ученые выдвигают объективные причины переноса сроков иссле дований или изменения объема ресурсов, вовлекаемых в исследования, и отбрасыванием случайных факторов,
связанных с недостаточно интенсивной или в отдельных случаях неудовлетворительной организацией работ. В принципе предложения о перераспределении ресурсов между отобранными к проведению и уже ведущимися
направлениями исследований должны приниматься с уче том экспертных оценок, поскольку в настоящее время не существует обоснованных и аналитических методов формирования структуры и объема ресурсов.
Опыт показывает, что при планировании затрат на фундаментальные исследования сложнее всего опреде лить потребность в оборудовании и аппаратуре, которая не только составляет значительную часть сметы, но и подвержена постоянным изменениям.
Принятие оптимального решения по этим вопросам, по-видимому, доступно союзу ученого, ответственного за
78