Файл: Башин, М. Л. Эффективность фундаментальных исследований (экономический аспект).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
сконцентрировать усилия на получении максимального эффекта от ресурсов, расходуемых на науку
Всестороннюю поддержку получили в то время ис следования И. П. Павлова, А. Н. Баха, А. Ф. Иоффе, И. В. Мичурина, К. Э. Циолковского и многих других ученых. Исследования, которые казались некоторым со временникам неперспективными, были поддержаны В. И. Лениным и в последующие годы принесли славу советской науке, дали практические результаты в усло виях современной научно-технической революции.
Планирование развития науки должно строиться с
учетом понимания целей и содержания фундаменталь ных исследований, обеспечивающих создание постоянного научного задела. )
Поскольку границы между фундаментальными и при
кладными направлениями научного поиска весьма ус ловны, часто в процессе проведения исследований, на правленных на развитие новых областей техники, возни кают открытия, имеющие фундаментальный характер. В свою очередь исследования, кажущиеся чисто теоре тическими, абстрактными, могут привести к возникнове нию важного направления в науке. Поэтому никакой
размах и объемы проведения фундаментальных иссле
дований без соответствующего подкрепления их при кладными исследованиями и разработками не могут дать реальных народнохозяйственных результатов.
Повышение эффективности научно-технического про гресса должно базироваться на использовании оптималь
ных методов планирования, специфичных для каждой стадии проведения научных поисков.
Применительно к фундаментальным исследованиям
следует учитывать, что планирование влияет на все сто роны деятельности организаций, ведущих фундаменталь
ные исследования, и должно опираться на внутреннюю
логику развития науки.
В сфере фундаментальных исследований постоянно приходится считаться с действием факторов неопреде ленности, которые оказывают свое влияние при анализе
состояния исследований, оценке объемов требуемых ре сурсов, установлении сроков проведения и завершения работ и, что особенно важно, перспектив достижения поставленных целей и последующего использования по-
1 См. В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 54, стр. 196—197.
63
лученных научных результатов. Это создает большие трудности в процессе подготовки п принятия плановых решений, но отнюдь не свидетельствует о невозможности обоснованного планирования развития фундаментальных
исследований. Сама постановка проблемы, сбор и ана лиз информации уже сами по себе создают основу для выработки необходимых плановых решений.
Условием повышения эффективности намечаемых ис следований является рассмотрение большого числа вы двинутых идей, представляющих разные научные школы, что создает условия, при которых приоритет получат те научные проблемы, перспективы которых более хо рошо обоснованы, подкреплены ясной научной аргумен тацией.
Такой подход в значительной степени снижает вероят ность включения в план неперспективной тематики. Одна из мудростей отбора перспективных научных идей со стоит в том, чтобы открыть путь и финансировать не сколько научных направлений, среди которых впослед
ствии может оказаться и неплодоносящая ветвь. Это
более эффективно, чем преградить дорогу хотя бы одной
глубокой идее, которая может явиться потенциальной ро
доначальницей новой научной школы, а может быть, и
новой науки 1. Чем выше «потенциальная энергия» та
ких идей, тем большую цену в виде нереализованного эффекта заплатит государство в будущем, если они во время не будут поддержаны.
Планирование фундаментальных исследований стано вится в известном смысле искусством руководителей на учных организаций и крупных ученых, поскольку четко сформулированные методологические принципы планиро вания, используемые в других сферах народного хозяй
ства, оказываются неэффективными применительно к специфике фундаментальных исследований. Планирова ние фундаментальных исследований, направленных на выявление закономерностей природы й открывающих новые пути прогресса, по мнению академика Μ. В. Кел дыша, «должно осуществляться с особой тщательностью,
1 По-видимому, чем меньше массив достоверной информации о конкретном направлении фундаментальных исследований, тем выше степень неопределенности и более значителен риск, связанный с уста новлением целей научного поиска. Таким образом, между степенью сложности исследования и риском получения отрицательного резуль тата существует определенная зависимость.
64
и как задача чрезвычайно сложная, решаться наиболее квалифицированными силами страны» ɪ.
Планирование фундаментальных исследований, в ча
стности выбор и обоснование направлений научного по иска, само по себе является серьезным научным иссле дованием, в котором участвуют самые крупные научные авторитеты, располагающие новейшей информацией о ходе развития науки в целом и ее перспективах.
Формирование тематики исследований — это своего рода стратегия научного поиска, и она всегда присутст вует, когда возникают проблемы принятия решений на всех уровнях управления. Выбор перспективных проблем научного поиска для включения их в планы исследова ний — одна из наиболее важных задач стратегии иссле дования. Многие крупные ученые отмечают, что пробле му обычно труднее сформулировать, чем решить.
Выбор тематики фундаментальных исследований тре бует учета трех важных факторов: 1) систематизации
уже сформировавшихся научных проблем; 2) выявления новых перспективных направлений; 3) создания логиче ской системы, позволяющей отобрать первоочередные проблемы для ключевых направлений научно-техническо го прогресса. Особое значение имеет третий фактор. Меж ду отдельными научными проблемами всегда существу ют внутренние логические связи. Они вытекают из следующей закономерности: фундаментальная научная идея возникает только тогда, когда для понимания ее
значения существуют объективные условия.
Факторам, детерминирующим постановку научных
проблем, присущи внутреннее единство и взаимная обус ловленность. Поэтому между основными направлениями
фундаментальных исследований существует глубокая
внутренняя связь. Часто для ее выявления требуется
сформулировать более широкую научную проблему, ко торая позволяет восстановить отсутствующее звено в об щей цепи фундаментальных исследований.
Понимание этих связей важно для подготовки обос нованных решений при планировании тематики исследо
ваний.
Масштаб и направленность государственных ресур сов, выделяемых на проведение фундаментальных иссле
’ «Всесоюзное совещание научных работников в Кремле», [сб.]. Μ., 1961, стр. 13—14.
3 Μ. Л. Башин. 65
дований, в значительной степени предопределяют успехи последующих стадий научно-технического прогресса. По грешности планирования на стадии фундаментальных исследований могут оказаться непоправимыми: развитие науки будет направлено в сторону от решения главных
задач. Поэтому усилия должны быть направлены на не допущение потери времени — этого невосполнимого фак тора развития научно-технического прогресса.
Коллективный опыт значительного числа квалифици рованных экспертов, привлекаемых к анализу и выбору направлений научного поиска, повышает обоснованность принимаемых решений, исключает волевые оценки и свя занные с ними ошибки. Это особенно важно на стадии перспективного планирования фундаментальных иссле дований, когда необходимо учесть основные факторы, влияющие на формирование тематики исследований. При осуществлении процесса планирования фундаментальных
исследований необходимо избежать одностороннего под хода, который сводится к единственному требованию: достижению практических результатов. Применительно к сфере фундаментальных исследований узкий прагма тизм неизбежно приводит к отрицательным последст виям.
«Иногда требуют, — отмечает Μ. В. Келдыш, — что
бы при планировании научно-исследовательской работы всегда был виден ее непосредственный и совершенно конкретный практический результат: говорят, что иссле дование имеет смысл только тогда, когда заранее реши тельно все запланировано — от теории до практики. Но это неправильно, это привело бы к узкому практицизму и к потере перспективы в исследованиях, без которой невозможен научный прогресс» ’.
Содержание современной научно-технической револю
ции таково, что ее проблематика, так же как и форми рование основных направлений научного поиска, под вержена быстрым изменениям.
В этой связи некоторые научные направления могут потерять актуальность, другие стать ведущими, успеш
ное решение третьих будет зависеть от достижений
смежных наук.
C позиций управления, планирования и финансиро вания науки такой динамизм вступает в противоречие со
«Методологические проблемы науки», [сб.]_ .Μ., 1964, стр. '226.
66
статической структурой научных организаций и в еще большей степени с шаблонными методами планирования фундаментальных исследований.
Внутренние закономерности развития науки требуют, чтобы формы организации, управления и планирования науки учитывали этот динамический процесс. «Самое
важное, — по мнению Μ. В. Келдыша, — определить те направления науки, которые в данный момент являются
главными. Определить, что в развитии науки важно и что второстепенно, можно только путем тщательного анали за, постоянных творческих обсуждений»1. Это. необходи мо для того, чтобы установить, куда надо вкладывать в первую очередь большие материальные средства, ко торых требует развитие науки.
Крупные ученые вместе со своим коллективом имеют право на научный риск. Например, академик В. Л. Гинз бург указывает, что «наука пока не дает однозначного
ответа на вопрос: можно ли создать высокотемператур ные сверхпроводники? Может оказаться, что явления
сверхпроводности при комнатной температуре не суще
ствует. Однако это не значит, что проблемой не следует заниматься. Положительное решение этой проблемы
приведет к принципиальным изменениям всех устройств,
в которых течет электрический ток. Энергию без всяких потерь можно было бы передавать по сверхпроводящим кабелям» 2. Это одна из немногих научных проблем века, способных привести к подлинной революции в энерге
тике.
По-видимому, высокая степень неопределенности по лучения положительного результата не является основа
нием для прекращения финансирования ведущих работ.
Здесь оправдан неизбежный риск, который естественно не вытекает из беспорядочного научного поиска в лаби
ринте научных проблем, хотя и известно, что из ошибок научного поиска можно извлечь знания и опыт часто не меньше, чем из успехов. Поэтому в науке нельзя отка заться от многовариантных поисков: можно оказаться на боковых тропах и не выйти на основные магистрали
научно-технического прогресса.
Вэтом состоит одна из характерных черт метода «проб
иошибок», в горниле которого разделяются сталь и шлак
1«Методологические проблемы науки», стр. 227.
2В. Гинзбург. Две проблемы века. — «Литературная газета»,
1969, № 1.
3* |
67 |
истинного научного знания. Без элементов оправданного научного риска нет подлинного научного поиска, а есть
удовлетворяющий все инстанции, гладко составленный
«план научных проблем» с весьма небольшой перспек тивой получения крупных результатов.
Поэтому только прагматический подход к сфере фун даментальных исследований таит в себе потенциальные потери для общества, финансирующего исследования. Конечно, не всякий научный риск может быть оправдан и далеко не каждый научный коллектив имеет на него право. Злоупотребление таким правом может обернуть ся для общества «бросовыми затратами» в сфере науч но-технического прогресса.
§ 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ
Планирование развития фундаментальных наук всегда относилось к самым сложным проблемам. Нельзя «за планировать» научное открытие, его содержание и сроки
осуществления. Если бы мы заранее знали результаты предстоящих исследований, мы бы знали и ответы на научные проблемы, которые формулируются в тематиче
ских планах. Следовательно, отпала бы необходимость
всамом процессе проведения научного поиска. Вместе
стем эта ситуация не исключает возможность и необхо димость планирования и активного управления сферой
фундаментальных исследований. Успешность реализации
указанных функций применительно к фундаментальным исследованиям базируется на использовании информа ции, содержащейся в прогнозных оценках дальнейшего
развития конкретных научных направлений, осмысленной с позиций разных научных школ и общих задач, стоящих перед наукой. Прогнозные оценки обладают большим временным упреждением. Их функция носит в основном характер общеисследовательских оценок, направленных на предварительное формулирование некоторых, наибо лее важных и устойчивых тенденций развития науки. В итоге у ведущих ученых вырабатывается объективное представление о будущих путях развития науки, а глав ное, и это особенно ценно, о средствах и путях разреше ния имеющихся противоречий, которые базируются на
использовании прошлого опыта.
68
Специфика планирования фундаментальных исследо
ваний состоит в том, что может быть сформулировано широкое направление научных поисков, на котором сле дует концентрировать усилия крупных научных коллек
тивов. Известный физик Манфред фон Арденне (ГДР)
подчеркивает, что при планировании фундаментальных исследований, которые непредсказуемы по своей приро де, решающий фактор успеха — формирование крупной
научной школы и создание в ней такого климата, при
котором вероятность открытий резко возрастает. Убеди
тельным примером, подтверждающим успешность такого подхода, по его мнению, являются выдающиеся успехи научной школы, возглавляемой крупнейшим советским
физиком А. Ф. Иоффе.
В хорошо организованных, а поэтому плодотворно
работающих научных школах некоторая часть исследо ваний обычно носит характер свободного поиска, кото рый способен приносить неожиданные результаты.
Применительно к важнейшим направлениям фунда
ментальных исследований, например в области термо
ядерного синтеза, освоения космоса и глубин Мирового океана, создания систем глобальной связи на базе ис
кусственных спутников Земли, экологических проблем, планирование на их высших уровнях требует не только организаторского опыта, но и специальной подготовки лиц, осуществляющих эти функции.
Примеры успешного разрешения сложнейших науч ных проблем — создание ядерных реакторов, проведение крупных космических исследований и многих других
комплексных программ —свидетельствуют об эффектив
ности методов планирования, управления и организатор ских усилий в сфере проведения фундаментальных ис
следований.
В специальной литературе встречается неверная точ ка зрения, отрицающая значение управления и плани рования фундаментальных исследований. Например, по
мнению С. П. Никанорова, целенаправленная организа ция научных исследований, оказывая стимулирующее влияние на развитие отдельных участков и направлений науки, в принципе противоречит и мешает внутренней
логике развития науки и свободному научному поиску
’ См. С. П. Никаноров. Проблематика организации научных
исследовании и разработок.—«Проблемы организации научных ис следований и разработок», [сб.]. Μ., 1967, стр. 29.
69