Файл: Башин, М. Л. Эффективность фундаментальных исследований (экономический аспект).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
проведение работ и одновременно являющегося и хо рошим организатором исследований, способным понять
перспективы научной проблемы, и планового или финан
сового органа. Но и в этих случаях нет гарантии того, что не будут допущены отдельные просчеты. Правильная стратегия состоит в том. чтобы не делать из отдельных фактов события, носящего чрезвычайный характер. Опыт многих организаций, ведущих фундаментальные иссле дования, показал, что планирование тематики этих работ требует постоянного и активного привлечения к процессу планирования непосредственных участников исследова
ний в значительно большей степени, чем при планирова нии тематики других видов исследований. Определение вероятности положительного исхода ведущегося исследо вания всегда проблематично и, естественно, не может строиться только на анализе статистических данных о ранее завершенных исследованиях. Главное не статисти ка, а компетентное мнение крупных ученых. По мере по
ступления новой информации оценочные критерии долж ны постоянно уточняться.
Для тех направлений научного поиска, для которых характерно отсутствие крупных сдвигов за достаточно продолжительный период, степень ошибок, связанных C оценкой их перспективы, относительно меньше, чем для
бурно развивающихся направлений фундаментальных
исследований, например, в физике элементарных частиц. Процесс достижения положительных результатов при проведении фундаментальных исследований часто пред ставляет собой противоречивую картину сочетания успе хов и неудач. Это неизбежные издержки проведения фундаментальных исследований. Спокойный, хорошо ар гументированный анализ хода работ и понимание реаль ной обстановки являются важными условиями оптималь ности проведения процесса планирования и управления. Вместе с тем больше, чем в какой-либо другой сфере, планирование фундаментальных исследований связано с необходимостью постоянного корректирования решений
на основе поступающей информации. Для многих иссле дований этого класса первоначально составленный план является только исходным вариантом намечаемых уси лий научного коллектива. Постоянное уточнение постав ленной цели, объемов ресурсов и сроков — обычное явление для большинства фундаментальных исследо ваний.
79
Как уже отмечалось, результаты фундаментальных
исследований нельзя предсказать, а значит, и учесть пои разработке планов. Однако непосредственный процесс исследовательской деятельности, учет необходимых ре сурсов, определение участников работ и решение других
вопросов могут быть подчинены планированию, как и лю бая другая сфера управления научно-техническим про грессом. Опыт Академии наук СССР, накопленный за длительный срок, подтверждает эффективность принятой в нашей стране системы долгосрочного и текущего пла нирования основных направлений фундаментальных ис
следований.
Одно из главных преимуществ сложившейся системы планирования — использование информации и подготов ленных предложений, поступающих от академических институтов, ведущих исследования по конкретным на правлениям научного поиска, и широкое стимулирование их инициативы при подготовке долгосрочных планов. Важно учитывать, что возрастающая сложность поиско вой тематики, необходимость обеспечения общего про движения всего фронта научного поиска, так же как и
квалифицированного обобщения поступающей информа
ции, выдвигают не менее сложную проблему -— принятие окончательных решений президиумом Академии наук
СССР, Государственным комитетом Совета Министров
СССР по науке и технике и другими компетентными ор ганами. Следовательно, решения о содержании тематики исследований и объема ресурсов, выделяемых на их про ведение, должны приниматься в значительной степени на
основе предложений академических институтов.
Постоянное усложнение исследований оказывает воз растающее воздействие на увеличение неопределенности
выбора вариантов проведения исследований и альтерна
тив решения, обеспечивающих оптимальное использова ние имеющихся ресурсов. На этапе формирования тема тики исследований реальность и практическая значи
мость отдаленных по времени целей носят проблемный характер. Вместе с тем практика подтверждает, что если
исследование начато, израсходованы первоначально вы деленные ресурсы, но вырисовывается перспектива опре деленного тупика в виде отсутствия научного результа та. то прекращение работ обычно наталкивается на опре деленные административные и психологические трудно сти. Существует риск, что рутинные факторы могут
80
взять верх над здравым смыслом. Обычной реакцией
руководителей исследований на необходимость проведе ния новых фундаментальных исследований взамен непер спективных является попытка решить их, сохраняя уже
утвержденные программы. Это является одной из причин дефицита ассигнований на проведение новых исследова ний. На стадии перспективного планирования при выборе тематики исследований всегда возникает необходимость сравнения альтернатив и принятия решений, исключаю щих действие рутинных факторов.
Для этих целей можно использовать укрупненную мо дель планирования развития исследований. В качестве основного критерия оптимальности принимается потен циальная народнохозяйственная эффективность отобран ных направлений научного поиска.
Модель построена на принципах целочисленного про граммирования и имеет вид:
Λ<A,; при Cr → max,
где X — вектор интенсивности вариантов исследований, включаемых в сводный план проведения фунда ментальных исследований;
Д — матрица сводных затрат выхода ресурсов в различных вариантах;
R — сводный лимит ресурсов, выделенных на прове
дение исследований;
C — вектор эффективности вариантов исследований.
Решение задачи на оптимальность выделенных ресур сов требует учета специфики фундаментальных исследо ваний и тщательного обоснования выбранных вариантов тематики работ, их связей со сводными ресурсами, вы деленными на проведение исследований ɪ. Следует учи тывать, что построение обобщающей модели, охватыва ющей сложную задачу в целом, связано с рядом услов ностей. Развитие теории математического моделирова ния, а главное, ее информационное обеспечение находят-
1 Идеи использования моделей такого типа рассмотрены в рабо те: С. В. Емельянов, Е. О. Дудин, А. А. Малевич, А. Μ. Черкашин.
Методы перспективного планирования в системах управления науч
но-техническими разработками. — «Итоги науки и техники. Серия автоматики и радиоэлектроники», [сб.] (вып. 10. Техническая кибер нетика, т. 4. Μ., 1972).
81
ся только на начальной стадии разработки, хотя плани рующими органами накоплен большой опыт перспектив
ного планирования развития науки. Этот опыт еще не может быть, хотя бы в предварительном виде, формали зован с целью получения моделей, имеющих практиче
ское значение.
Важным условием оптимального планирования раз вития науки является его непрерывность. Значение непре рывности планирования науки с особой силой подчерк нуто в решениях XXIV съезда КПСС: «Улучшить плани рование научно-исследовательских и опытно-конструк торских работ, предусматривая в планах все этапы этих работ, вплоть до внедрения их результатов в производ ство, усилить контроль за выполнением планов»1.
В настоящее время крупная научная идея, если опа перспективна, требует для своей реализации длительного срока. Принцип непрерывности планирования обеспечи
вает нужную преемственность ведущихся исследовании и координацию усилий многих участников работ. Поэто му перспективный план способен обоснованно отразить динамику развития науки в целом и обеспечить необхо
димое соотношение важнейших направлений научного поиска с учетом эффективного расходования государст венных ресурсов. Содержание пятилетнего перспективно
го плана развития науки предопределяется «Основными направлениями развития науки и техники», разрабатыва емыми в предплановый период под руководством Госу
дарственного комитета Совета Министров СССР по нау ке и технике, Академии наук СССР и Госплана СССР.
Перспективные и текущие задачи планирования нау ки формулируются в важнейших партийно-правительст венных документах, решениях съездов партии и плену
мов ЦК КПСС.
Директивы XXIV съезда КПСС предусматривают ус корение темпов научно-технического прогресса, значи тельное повышение эффективности работы научных уч
реждений, концентрацию научных сил, материальных и
финансовых ресурсов в первую очередь на ведущих на правлениях науки и решении важнейших научно-техни ческих проблем, укрепление экспериментальных и опыт
но-производственной баз исследований, улучшение пла
нирования научных исследовании2.
' «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 245. 2 См. там же.
82
Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану
развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 іт.
предусматривают развитие конкретных направлений фун даментальных и прикладных научных исследований и быстрое внедрение их результатов в народное хозяйство.
Кэтим важнейшим направлениям отнесены: пробле мы теоретической и прикладной математики и киберне тики; развитие исследований по ядерной физике, физике
твердого тела и полупроводников, квантовой электрони ке, физике плазмы, физике низких температур; дальней шее совершенствование методов преобразования энер гии; более широкое использование ядерных и радиацион ных процессов в науке и практике; дальнейший прогресс электроники, радиотехники и вычислительной техники;
развитие теоретической и прикладной механики.
Кчислу важнейших направлений отнесены научные работы в космосе, проведение исследований в области геологии, геофизики и геохимии, океанологии, физики атмосферы, создание научных основ охраны и преобра зования природы, дальнейшее развитие химических наук, биологии и медицины и ряд других направлений ’.
Директивами XXIV съезда КПСС подчеркнута важ ность дальнейшего развития общественных наук, необ
ходимость проведения комплексных исследований совре менных процессов развития общества для научного ру ководства социалистическим хозяйством и решения за дач коммунистического строительства.
Это долгосрочная программа развития советской на уки, на основе которой ведущие научные коллективы
страны осуществляют комплексные фундаментальные ис следования в области естественных и общественных наук.
1 См. «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 244—245.
Г ЛАВ A IV
ФИНАНСИРОВАНИЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ
§ 1. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ
Об экономической природе затрат на науку Ф. Энгельс в свое время писал, что «при разумном строе, стоящем
выше дробления интересов, как оно имеет место у эко номистов, духовный элемент, конечно, будет принадле жать к числу элементов производства и найдёт своё ме сто среди издержек производства и в политической эко номии (курсив мой. — Μ. Б.). И тут, конечно, мы с чув ством удовлетворения узнаём, что работа в области науки окупается также и материально, узнаём, что толь ко один такой плод науки, как паровая машина Джемса Уатта, принёс миру за первые пятьдесят лет своего су
ществования больше, чем мир с самого начала затратил на развитие науки»
Затраты на науку в СССР из государственного бюд |
|
жета и других источников возросли с 22 млрд. руб. за |
|
1961 —1965 гг. до 46,4 млрд. руб. |
за 1966—1970 гг., а до |
ля этих затрат в национальном |
доходе увеличилась с |
2,6 до 3,6%.
Возросшие требования к науке, сочетающиеся с огра ниченностью имеющихся ресурсов, привели к необходи мости заранее формулировать требования общества к сфере научно-технического прогресса на ближайший обо зримый период. Таким образом, в настоящее время фор мируется, и прежде всего в области фундаментальных
наук, политика своеобразного «научного заказа», кото
рая обычно сочетается с избирательным финансирова нием и обеспечением необходимыми ресурсами тех иссле дований, которые получают приоритетную оценку по основным критериям: важность тематики, направление научного поиска, сроки проведения работ, их потенци
альная |
эффективность и |
др. |
1 К. |
Маркс и Ф. Энгельс. |
Соч., т. 1, стр. 555. |
84
Следует согласиться с А. В. Бачуриным, который вы сказал предположение о постепенном развитии в сфере фундаментальных исследований системы «заказ—догово ры». Этой системе присущи экономические методы конт роля за качеством ведущих исследований1.
В связи с таким подходом фундаментальные и при кладные исследования превратились в своеобразное про изводство научных знаний, необходимых обществу, ис пользование которых повышает эффективность общест венного производства.
Затраты на фундаментальные исследования можно рассматривать в долгосрочной перспективе не только как переходную стадию к прикладным исследованиям и раз работкам, но и как усилия, имеющие огромную и посто янно возрастающую ценность. Как справедливо отме
чает Дж. Бернал, «вероятность фундаментальных откры тий пропорциональна усилиям, которые вкладываются в работу в сфере фундаментальных исследований. Любая страна, которая занимается почти исключительно прик ладными исследованиями, в результате упускает воз можность сделать важные неожиданные открытия» 2.
Поэтому особую актуальность приобретают пробле мы финансового и материального обеспечения этих ис следований. Важно не только сформулировать направ
ления научного поиска, но и обеспечить их всеми необхо димыми ресурсами, и в первую очередь финансовыми. Задержка нормального хода финансирования на любой стадии проведения работ резко снижает эффективность
начатых исследований.
Размах ведущихся исследований требует для своего осуществления постоянно возрастающих государствен
ных ресурсов.
В этой связи нельзя согласиться с утверждением Μ. А. Виленского, что вложения в науку якобы «отвле кают» из народнохозяйственного оборота часть ресурсов фонда накопления. По мнению этого же автора, «умень шить или даже нейтрализовать отрицательное влияние
такого отвлечения ресурсов можно, тщательно формируя
техническую политику, выбирая из главных направлений
научно-технического прогресса |
наиболее эффективные |
|
1 См. А. В. Бачурин. Планово-экономические методы управления. |
||
Μ., 1973, стр. 296. |
|
Научные исследова |
2 Цит. по кн.: А. Тушко и С. Хаскелевич. |
||
ния— организация и управление. Μ., |
1971, |
стр. 94. |
85