Файл: Башин, М. Л. Эффективность фундаментальных исследований (экономический аспект).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
Советскую науку на любом рубеже ее развития всег да отличало активное внимание к проблемам будущего,
к задачам, которые ей предстоит решить.
Как отмечает академик Μ. В. Келдыш, «громадное количество накопленных фактов сейчас, по-видимому, снова поставило физику на грань создания новых теоре тических представлений о структуре и превращениях материи» '.
Многие советские ученые считают, что с развитием познания вполне вероятно открытие таких форм движе ния материи, которые еще не известны науке и прак тике.
Очень важно установить принципиально достижимые потенциальные возможности получения тех или иных свойств у машин, технических установок, сложных си стем машин в будущем. Такие гипотезы о возможных свойствах машин и систем машин будущего, если они подготовлены объективно, будут выполнять роль про грессивных идей, способствующих формированию благо приятных условий для научного поиска и смелых науч но-технических решений. Классики марксизма-лениниз
ма гениально раскрыли сложный механизм подлинно
научного предвидения и его органической связи с содер
жанием научно-технического прогресса. Открыв, что
общественные отношения подчиняются объективным, не зависящим от воли людей законам, К. Маркс и Ф. Эн гельс подвели под проблему предвидения будущего объ
ективную научную основу.
В настоящее время уже нельзя обойтись без предви дения назревающих тенденций развития науки, а пред видеть их немыслимо без глубокого анализа результатов,
полученных в итоге фундаментальных теорий и откры тий. Крайне важно понять, как эти открытия будут воз действовать на производительные силы общества.
В «Основах химии» Д. И. Менделеев писал: «У научного изу чения предметов две основных или конечных цели: предвидение и польза». Великий ученый блестяще доказал правильность своих идей. В 1969 г. исполнилось 100 лет со дня открытия Д. И. Менделеевым периодического закопа химических элементов. Эту дату химики свя зывают не только с созданием периодической системы элементов, но и с изменением сущности, химии как науки, с ее переходом от сугубо эмпирических методов исследования к разработке глубокой теории, позволившей предсказать существование ранее неизвестных химических элементов.
1 «Коммунист», 1970, № 5, стр. 41.
37
Новые основы химической науки, созданные Д. И. Менделеевым, позволили в 40-х годах XX столетия перейти к практическим иссле дованиям по расщеплению атомного ядра.
Можно с уверенностью сказать, что без общих и широких про гнозов, основанных на использовании, всей массы информации, да ющей представление о перспективах развития науки, немыслима сама наука. Сейчас, по-видимому, наступило время, когда весь ход научно-технического прогресса и его темпы во многом зависят не только от физических представлений о материальном мире, но и от научно обоснованных предположений, теорий и гипотез об их воз можном изменении.
Мало сказать, что наука способна прогнозировать будущее. Плодотворное развитие самой науки вообще не
возможно без такого прогнозирования. Истинная наука не ограничивается простым накоплением фактов. Она
дает им объяснение, познает объективные связи явле ний, открывает законы развития окружающего мира, сле
довательно, служит практической деятельности челове
чества. Поэтому она не может не включать в себя пред
видение.
Фундаментальным исследованиям присуща внутрен
няя, чрезвычайно важная функция: не только постоян но порождать новые научные проблемы, но и предлагать методы их разрешения.
В прошлом наука развивалась в основном равномер
но по всем направлениям при относительно небольшой
доле затрат национальных ресурсов на эти цели.
C развитием науки постоянно усиливаются процессы интеграции отдельных научных направлений, возникают новые науки, синтезирующие многие направления иссле довательских поисков. Поэтому значительно повышается роль фундаментальных наук для последующих стадий
научно-технического прогресса.
В настоящее время в процессе развития научно-тех нического прогресса значение отдельных направлений
научного поиска постоянно изменяется. Большинство
стран мира все чаще сталкивается с необходимостью определения относительной доли ресурсов, выделяемых на развитие науки. Невозможность бесконечного увели чения затрат на науку создала ситуацию, которую мож но охарактеризовать как политику избирательного или направленного развития важных областей исследований.
Поэтому ошибки, связанные с выбором объектов ис* следований при усилившейся тенденции и концентрации
огромных ресурсов на узких направлениях поиска, могут
38
привести к серьезным потерям в виде снижения общей
эффективности затрат на науку.
В этих условиях роль прогнозирования развития фун даментальных исследований значительно повышается. Неправильная оценка начальной стадии научных поис ков, какой являются фундаментальные исследования, приведет к неверной ориентации всех затрат на последу
ющих стадиях научно-технического прогресса. Несмотря на очень большую сложность такой оценки,
ее следует ориентировать на существующую общую классификацию научных направлений в области есте
ственных и технических наук. В порядке первого при ближения такими оценочными критериями могут быть: перспективность тематики для стадии прикладных иссле дований; вероятность практического использования по лученных результатов; широта поставленных проблем и др.
Прогнозирование базируется на научных данных о развитии природы, общества и мышления и является од
ной из основных функций познания.
■С позиции развития мыслительного процесса, отра жающего активное восприятие учеными объективно су ществующего мира в его непрерывном развитии, прогно зирование можно представить как своеобразный качест венный скачок в ходе познания, подготовленный всем предшествующим опытом науки.
Отмечая, что господство людей над природой выра жается в умении постигать и правильно применять ее за
коны, Ф. Энгельс писал: «И мы, в самом деле, с каж дым днем научаемся все более правильно понимать ее законы и познавать как более близкие, так и более от даленные последствия нашего активного вмешательства в ее естественный ход. Особенно со времени огромных успехов естествознания в нашем столетии мы становимся все более и более способными к тому, чтобы уметь учи тывать также и более отдаленные естественные послед ствия по крайней мере наиболее обычных из наших дей
ствий в области производства и тем самым господство вать над ними» ɪ.
Таким образом, речь идет о способности нашего мыш
ления с опережением отражать сущность развивающихся
процессов и |
явлений. |
1 К. Маркс |
и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 496. |
39
Под прогнозом понимается научно обоснованное суж дение вероятностного характера о состоянии объекта исследования в фиксируемом интервале будущего вре мени или возможных путях достижения этого состояния, сформулированных в виде определенной цели, с учетом потребностей общества. Результаты любого прогнозиро
вания не выступают в виде абсолютно точной информа ции. Они носят вероятностный, многовариантный харак
тер.
Научно-технические прогнозы, как важная предпо сылка создания научной гипотезы социально-экономиче ского развития общества, помогают сделать последую щие экономические прогнозы и прогнозы развития тех ники более обоснованными.
Представляется, что ни одно звено в системе эконо мических прогнозов не может обойтись без четкого сформулирования научной концепции на длительную пер
спективу.
Ленинское указание: «...экономист всегда должен смотреть вперед, в сторону прогресса техники, иначе он немедленно окажется отставшим...» 1 — приобретает осо бую актуальность в настоящее время для всех, кто участвует в выработке научной политики и прогнозных оценок.
В наше время уже недостаточно анализировать пла нируемые периоды, ограниченные, скажем, одним или двумя пятилетиями. Необходим более дальний прицел.
Прогнозирование развития науки, таким образом, следу ет рассматривать как одно из средств выработки единой государственной политики в области научно-техническо го прогресса, которую можно характеризовать как стра тегическую концепцию развития науки на длительную перспективу.
Значение прогнозирования ^развития фундаменталь ных исследований при разработке перспективных планов развития всей науки будет, несомненно, повышаться. Та кое предположение вытекает из самого существа науч
ных поисков, результаты которых будут в течение дли тельного срока активно воздействовать на сферу мате риального производства.
Поэтому прогнозирование развития фундаментальных исследований должно носить опережающий характер по
‘ В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 5, стр. 137— 138.
40
отношению к прогнозам развития техники. Такой подход
позволит предвидеть зарождение материальных основ новой техники, на базе которых будут формироваться многие показатели экономического развития народного хозяйства.
Вместе с тем, будучи научной гипотезой, подготов ленные прогнозы послужат ориентирами при определе нии доли национального дохода, которую следует выде лить для развития науки.
В современных условиях огромное значение для со вершенствования прогнозирования имеют указания В. И. Ленина о необходимости учета тенденций, научнотехнического прогресса. Отводя решающую роль при
разработке проектов плана учету факторов научно-тех нического прогресса, В. И. Ленин подчеркивал, что речь
идет не о фантазии, а о науке и технике: важны «ши рокие планы не из фантазии взятые, а подкрепленные техникой, подготовленные наукой...» 1
§ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ
Выработка единой государственной политики в области научно-технического прогресса должна опираться на долгосрочное прогнозирование главных направлений раз вития науки. Поскольку фундаментальные исследования являются первой стадией научно-технического прогресса, прогнозирование начинается с них.
Методологические вопросы прогнозирования развития науки, являющиеся исключительно сложной проблемой, разработаны еще недостаточно. Это связано также и с
тем, что первостепенная важность прогнозирования в общегосударственном масштабе развития науки и тех ники как сферы управления определилась сравнительно недавно, а опыт, накопленный в .этой области, еще не велик.
В то же время если обратиться к прошлому опыту государственного планирования в СССР, то станет оче видным, что нашей стране принадлежит приоритет не только в области планирования науки в масштабах все
го народного хозяйства, но и в использовании методов долгосрочного прогнозирования.
В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 40, стр. 108.
41