ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
до |
определенного |
уровня. |
|
||||||
Соприкасаясь |
со змеевиком, |
|
|||||||
по |
которому |
проходит пар, |
|
||||||
вода нагревается и закипа |
|
||||||||
ет. Кипяченая вода перели |
|
||||||||
вается |
в |
кольцевое |
прост |
|
|||||
ранство |
кипятильника |
и |
по |
|
|||||
трубопроводу |
|
поступает |
е |
|
|||||
бак-охладитель |
со |
змееви |
|
||||||
ком. Здесь она охлаждается |
|
||||||||
холодной водой, проходя |
|
||||||||
щей по |
|
змеевику. Охлаж |
|
||||||
денная |
кипяченая |
вода че |
|
||||||
рез |
водоразборный |
кран |
4 |
|
|||||
расходуется потребителями. |
|
||||||||
|
Охлаждающая |
вода |
к |
|
|||||
змеевику |
бака-охладителя |
Рис. 48. Принципиальная схема охлажде |
|||||||
поступает |
от |
|
водопровода |
||||||
|
ния кипяченой воды холодной водой от су |
||||||||
питьевой |
воды. |
Пройдя |
по |
дового водопровода |
|||||
змеевику, |
она |
|
направляется |
|
к моечным ваннам для мытья посуды, на пассажирский камоуз или в цистерну питьевой воды. Такая схема проста, надежна в ра боте и применяется на пассажирских судах проектов № 305, 588
и др.
Охлаждение кипяченой воды искусственным холодом примене но на дизель-электроходах «Ленин» и «Советский Союз» (рис. 49).
Схема включает в себя электрический кипятильник непрерыв ного действия 1, где вода, соприкасаясь с электрическими нагре вателями, закипает и направляется в бак первичного охлажде ния 4. Здесь вода, соприкасаясь со змеевиком, по которому про ходит охлаждающая вода от судового питьевого водопровода," охлаждается до 40—45° С и направляется в бак вторичного охлаж дения 5. В нем кипяченая вода, соприкасаясь с испарителем холо
дильного агрегата 7, охлаждается до |
12—16° С. Из |
бака вторич |
ного |
охлаждения |
охлажденная |
кипяченая вода по трубопроводу направляется к потребителям.
Схема работает в автоматиче ском режиме; включаются нагре ватели с помощью реле давле ния 2. Уровень воды в баке вто ричного охлаждения и ее темпе ратура поддерживаются постоян ными поплавковым реле 6 и дат
Рис. 49. Принципиальная схема ох лаждения кипяченой воды с помо щью холодильной установки
чиком температуры 3. Описанная схема довольно сложна, требует
постоянного ухода и ее примене ние оправдано только на круп ных пассажирских судах.
115
Глава V
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ
§ 19. ПОДГОТОВКА СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ
Система водоснабжения судна, включающая в себя системы питьевой и мытьевой воды, санитарной воды, забортной воды для хозяйственных целей, — одна из важнейших судовых систем, без которой невозможна даже кратковременная работа судна.
Бесперебойная работа системы водоснабжения обеспечивается тщательной подготовкой ее к эксплуатации, заключающейся в приведении в рабочее состояние забортной арматуры, трубопрово дов, запорно-регулирующей арматуры, путевых фильтров и от стойников, насосов забортной воды, подающих воду на станцию ППВ, на санитарные и хозяйственные нужды, и насосов питьевой воды, подающих обработанную воду питьевого качества из запас ной (накопительной) цистерны в гидрофор или в напорную ци стерну, нагревателей горячей воды, кипятильников и устройств для охлаждения кипяченой воды; в проверке трубопроводов и ар матуры от насоса забортной воды до станции ППВ, от накопи тельной (запасной) цистерны до насоса питьевой воды и далее до водоразборных точек; в проверке и приведении в рабочее со стояние водоразборных точек: кранов, душевых сеток и т. п.
Особое внимание должно быть уделено подготовке цистерн:- запасных, накопительных, расходных, напорных и прочих, в кото рых хранится, хотя бы кратковременно, питьевая вода, принятая с берега или приготовленная на станции ППВ.
Цистерны следует тщательно осмотреть, очистить от старой отслаивающейся краски или цементного покрытия. Очистку по врежденных мест необходимо производить до металла с последу ющей протиркой чистой ветошью.
Если покрытие цистерн питьевой воды заменяется полностью, его рекомендуется осуществлять лаком ХС-76 или эмалью ХС-710, в наибольшей степени отвечающими современным гигиеническим требованиям. Поверхности под покрытие лаком ХС-76 или эмалью ХС-710 должны быть очищены до чистого металла. Особенно тща тельно очищают сварные швы, набор в углах, а в цистернах экс плуатируемых судов — места с глубокими коррозионными повреж дениями.
Схемы окраски, способы приготовления окрасочных материа лов, нормы их расхода и методы безопасного выполнения работ изложены в «Технологической инструкции по антикоррозионному
116
покрытию судовых цистерн», разработанной |
Горьковским ЦКБ |
||
МРФ |
(арх. № |
1247-45А), утвержденной |
ТУ МРФ 23 декабря |
1966 г. |
работе |
с синтетическими лакокрасочными материалами |
|
При |
(грунтом ХС-04, лаком ХС-76 и эмалью ХС-710) надо соблюдать определенные меры безопасности и пожарной профилактики, так как растворители (толуол, уйат-спирит и пр.) являются токсичны ми и взрывоопасными веществами.
Для восстановления покрытия в отдельных поврежденных ме стах применяют те же материалы, которыми цистерна была ранее покрыта.
Поврежденные места цистерн, ранее окрашенных железным су риком на натуральной олифе, после очистки до металла и про тирки ветошью покрывают натуральной олифой, а затем суриком в два-три слоя '.
При восстановлении или полном покрытии цистерн цементным раствором используют только высококачественные портландцементы марки не ниже 500 (ГОСТ 10178—62), не содержащие при месей. На применяемый цемент предприятие, выполняющее рабо ту, должно иметь сертификат.
Состав цементного раствора, которым покрывают внутренние поверхности цистерн питьевой воды, приведен в табл. 16.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
16 |
|||
|
Материал |
ГОСТ или ТУ |
1 - й |
СЛОЙ |
2 * й |
и |
3 - й |
с л о и |
|
|
( в % |
п о в е с у ) |
( в |
% |
п о |
в е с у ) |
|||
Портландцемент |
марки 500 |
10178—62 |
|
80 |
|
|
84 |
|
|
Песок |
кварцевый - ................................. |
— |
|
2 0 |
|
|
16 |
|
|
Вода |
питьевая |
(в % от веса сухой |
2874—73 |
|
26 |
|
38-40 |
||
см еси )........................................................... |
|
|
Раствор тщательно перемешивают, растирают и наносят в три слоя кистями. Каждый последующий слой наносят после высыха ния предыдущего. При нанесении 2-го и 3-го слоев тщательно за ливают все пазы и щели, особенно в углах емкостей, до получения сплошной и ровной поверхности. По окончании работ ОТК завода (РЭБ) принимает их и выдает акты на цементировку с указанием даты выполнения последней, марки цемента, номера сертификата,
технологии цементировки и исполнителей. |
раствором, |
Цистерны питьевой воды, покрытые цементным |
|
в обязательном порядке подвергают углекислотной |
обработке, |
технология которой подробно описана в § 3. |
|
Одновременно производят подготовку насосов, трубопроводов, арматуры, цистерн, гидрофоров и станций ППВ.
1 Покрытие цистерн питьевой воды железным суриком (ГОСТ 8135—62) на
натуральной олифе (ГОСТ 7931—56) не рекомендуется. Допускается его при
менение з отдельных случаях на действующем флоте по согласованию с мест ными органами савнадзора.
117
Внутреннюю поверхность гидрофоров тщательно очищают и окрашивают5 лаком ХС-76, эмалью ХС-170 либо, по согласованию с органами саннадзора, железным суриком на натуральной оли фе. После высыхания краски гидрофор собирают, устанавливают манометр и опрессовывают его давлением, на 25% превышающим рабочее давление. Затем подключают приборы, обеспечивающие включение насосов забортной воды в зависимости от давления
в гидрофоре.
Работы по подготовке станции ППВ, заключающиеся в приве дении в рабочее состояние фильтров, озонаторов, бактерицидных ламп, хлораторных установок и т. п., во многом зависят от типа станции и описаны в главах, посвященных ее обслуживанию.
По окончании всех работ, связанных с приведением в рабо чее состояние системы питьевой воды, производят ее дезин фекцию.
После проведения дезинфекции и получения положительных результатов анализа проб воды, отобранных из наиболее уда ленной точки системы, последняя считается готовой к эксплуа тации.
За подготовку к эксплуатации системы питьевой и мытьевой воды отвечает механик судна, который по окончании всех работ предъявляет ее органам санэпидслужбы на водном транспорте.
§ 20. ДЕЗИНФЕКЦИЯ СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ
Необходимость в проведении дезинфекции системы водоснаб жения возникает в следующих случаях:
при выполнении работ по ремонту, которые по своему характе ру могут способствовать внесению в систему бактериального за грязнения (замена или ремонт секций трубопровода, смена или ремонт насосов, ремонтные работы в емкостях для хранения воды
ит. п.);
вначале эксплуатации нового судна, судна, вышедшего из ре
монта или после зимнего отстоя; при загрязнении во время эксплуатации, о чем свидетельству
ют результаты санитарно-бактериологического анализа проб воды;
при приеме забортной воды или воды из неизвестного источ ника.
Дезинфекция судовой системы водоснабжения проводится са нитарной службой бассейна. Все подготовительные работы выпол няет команда судна под руководством механика или другого лица из числа комсостава, ответственного за ее обслуживание и исправ ность.
Результаты дезинфекции должны оформляться актом с указа нием дозировки хлора, времени контакта его с водой и данных бактериологического лабораторного анализа.
До начала дезинфекции уточняют объемы дезинфицируемых емкостей и объем трубопроводов, что необходимо для расчета требуемого количества дезинфицирующих средств. Затем очища-
118
ют емкости для хранения воды. Если они частично заполнены во дой, последнюю спускают. При этом удаляются накопившиеся на дне осадки. Когда в цистерне остается слой воды толщиной 25— 30 см, в нее спускается матрос или рабочий в прозодежде, щет кой собирает осадок, который удаляется через выпускное отвер стие с последними порциями воды.
Если не |
требуется ремонт или замена внутренних покрытий, |
то стены |
емкости обмывают водой из шланга, присоединенного |
к береговому водопроводу питьевой воды, протирают щетками на длинных ручках и повторно обмывают водой. Грязную воду уда ляют через спускные отверстия.
В случае частичного или полного ремонта покрытий к дезин фекции приступают после его завершения.
При невозможности осмотра емкости по техническим особен ностям конструкции необходимо промыть ее перед дезинфекцией через приемную трубу (при открытом спускном отверстии) водой из берегового водопровода.
Вода из судовой системы водоснабжения до начала дезинфек ционных работ должна быть спущена.
Для дезинфекции систем водоснабжения можно использовать различные препараты. В судовых условиях рекомендуется приме нять растворы хлорной извести (осветленные), хлорамина, двутретиосновной соли гипохлорита кальция (ДТСГК). В случае ис пользования раствора хлорамина или ДТСГК концентрации ак тивного хлора следует брать те же, что и при употреблении хлор ной извести.
Дезинфекция емкостей для хранения воды может быть выпол нена методом орошения или наполнения. Методом орошения де зинфицируют большие емкости. При этом все работы по дезин фекции системы водоснабжения проводят в два этапа: дезинфек ция емкостей для хранения воды и дезинфекция сети трубопрово дов. На большинстве речных судов, где объем цистерн питьевой воды сравнительно невелик, наиболее применим метод наполне ния. В данном случае дезинфекция цистерн и трубопроводов про изводится одновременно.
При дезинфекции методом наполнения емкость заполняют вод ным раствором одного из указанных препаратов, содержащих хлор. Раствор приготовляют заранее из расчета получения в воде,
заполняющей дезинфицируемую емкость, концентрации активного хлора 75—100 мг/л.
Концентрированные дезинфекционные растворы желательно вводить в воду одновременно с заполнением емкости. Если этого сделать нельзя, их следует вводить до заполнения емкости водой
из расчета получения концентрации активного хлора 75—100 мг/л после наполнения.
Дезинфекцию водоразводящей сети проводят путем ее за
полнения интенсивно хлорированной водой из дезинфицируемой емкости.
119