Файл: Барац, В. А. Водоснабжение судов речного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

до

определенного

уровня.

 

Соприкасаясь

со змеевиком,

 

по

которому

проходит пар,

 

вода нагревается и закипа­

 

ет. Кипяченая вода перели­

 

вается

в

кольцевое

прост­

 

ранство

кипятильника

и

по

 

трубопроводу

 

поступает

е

 

бак-охладитель

со

змееви­

 

ком. Здесь она охлаждается

 

холодной водой, проходя­

 

щей по

 

змеевику. Охлаж­

 

денная

кипяченая

вода че­

 

рез

водоразборный

кран

4

 

расходуется потребителями.

 

 

Охлаждающая

вода

к

 

змеевику

бака-охладителя

Рис. 48. Принципиальная схема охлажде­

поступает

от

 

водопровода

 

ния кипяченой воды холодной водой от су­

питьевой

воды.

Пройдя

по

дового водопровода

змеевику,

она

 

направляется

 

к моечным ваннам для мытья посуды, на пассажирский камоуз или в цистерну питьевой воды. Такая схема проста, надежна в ра­ боте и применяется на пассажирских судах проектов № 305, 588

и др.

Охлаждение кипяченой воды искусственным холодом примене­ но на дизель-электроходах «Ленин» и «Советский Союз» (рис. 49).

Схема включает в себя электрический кипятильник непрерыв­ ного действия 1, где вода, соприкасаясь с электрическими нагре­ вателями, закипает и направляется в бак первичного охлажде­ ния 4. Здесь вода, соприкасаясь со змеевиком, по которому про­ ходит охлаждающая вода от судового питьевого водопровода," охлаждается до 40—45° С и направляется в бак вторичного охлаж­ дения 5. В нем кипяченая вода, соприкасаясь с испарителем холо­

дильного агрегата 7, охлаждается до

12—16° С. Из

бака вторич­

ного

охлаждения

охлажденная

кипяченая вода по трубопроводу направляется к потребителям.

Схема работает в автоматиче­ ском режиме; включаются нагре­ ватели с помощью реле давле­ ния 2. Уровень воды в баке вто­ ричного охлаждения и ее темпе­ ратура поддерживаются постоян­ ными поплавковым реле 6 и дат­

Рис. 49. Принципиальная схема ох­ лаждения кипяченой воды с помо­ щью холодильной установки

чиком температуры 3. Описанная схема довольно сложна, требует

постоянного ухода и ее примене­ ние оправдано только на круп­ ных пассажирских судах.

115


Глава V

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

§ 19. ПОДГОТОВКА СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ

Система водоснабжения судна, включающая в себя системы питьевой и мытьевой воды, санитарной воды, забортной воды для хозяйственных целей, — одна из важнейших судовых систем, без которой невозможна даже кратковременная работа судна.

Бесперебойная работа системы водоснабжения обеспечивается тщательной подготовкой ее к эксплуатации, заключающейся в приведении в рабочее состояние забортной арматуры, трубопрово­ дов, запорно-регулирующей арматуры, путевых фильтров и от­ стойников, насосов забортной воды, подающих воду на станцию ППВ, на санитарные и хозяйственные нужды, и насосов питьевой воды, подающих обработанную воду питьевого качества из запас­ ной (накопительной) цистерны в гидрофор или в напорную ци­ стерну, нагревателей горячей воды, кипятильников и устройств для охлаждения кипяченой воды; в проверке трубопроводов и ар­ матуры от насоса забортной воды до станции ППВ, от накопи­ тельной (запасной) цистерны до насоса питьевой воды и далее до водоразборных точек; в проверке и приведении в рабочее со­ стояние водоразборных точек: кранов, душевых сеток и т. п.

Особое внимание должно быть уделено подготовке цистерн:- запасных, накопительных, расходных, напорных и прочих, в кото­ рых хранится, хотя бы кратковременно, питьевая вода, принятая с берега или приготовленная на станции ППВ.

Цистерны следует тщательно осмотреть, очистить от старой отслаивающейся краски или цементного покрытия. Очистку по­ врежденных мест необходимо производить до металла с последу­ ющей протиркой чистой ветошью.

Если покрытие цистерн питьевой воды заменяется полностью, его рекомендуется осуществлять лаком ХС-76 или эмалью ХС-710, в наибольшей степени отвечающими современным гигиеническим требованиям. Поверхности под покрытие лаком ХС-76 или эмалью ХС-710 должны быть очищены до чистого металла. Особенно тща­ тельно очищают сварные швы, набор в углах, а в цистернах экс­ плуатируемых судов — места с глубокими коррозионными повреж­ дениями.

Схемы окраски, способы приготовления окрасочных материа­ лов, нормы их расхода и методы безопасного выполнения работ изложены в «Технологической инструкции по антикоррозионному

116


покрытию судовых цистерн», разработанной

Горьковским ЦКБ

МРФ

(арх. №

1247-45А), утвержденной

ТУ МРФ 23 декабря

1966 г.

работе

с синтетическими лакокрасочными материалами

При

(грунтом ХС-04, лаком ХС-76 и эмалью ХС-710) надо соблюдать определенные меры безопасности и пожарной профилактики, так как растворители (толуол, уйат-спирит и пр.) являются токсичны­ ми и взрывоопасными веществами.

Для восстановления покрытия в отдельных поврежденных ме­ стах применяют те же материалы, которыми цистерна была ранее покрыта.

Поврежденные места цистерн, ранее окрашенных железным су­ риком на натуральной олифе, после очистки до металла и про­ тирки ветошью покрывают натуральной олифой, а затем суриком в два-три слоя '.

При восстановлении или полном покрытии цистерн цементным раствором используют только высококачественные портландцементы марки не ниже 500 (ГОСТ 10178—62), не содержащие при­ месей. На применяемый цемент предприятие, выполняющее рабо­ ту, должно иметь сертификат.

Состав цементного раствора, которым покрывают внутренние поверхности цистерн питьевой воды, приведен в табл. 16.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

16

 

Материал

ГОСТ или ТУ

1 - й

СЛОЙ

2 * й

и

3 - й

с л о и

 

( в %

п о в е с у )

( в

%

п о

в е с у )

Портландцемент

марки 500

10178—62

 

80

 

 

84

 

Песок

кварцевый - .................................

 

2 0

 

 

16

 

Вода

питьевая

(в % от веса сухой

2874—73

 

26

 

38-40

см еси )...........................................................

 

 

Раствор тщательно перемешивают, растирают и наносят в три слоя кистями. Каждый последующий слой наносят после высыха­ ния предыдущего. При нанесении 2-го и 3-го слоев тщательно за­ ливают все пазы и щели, особенно в углах емкостей, до получения сплошной и ровной поверхности. По окончании работ ОТК завода (РЭБ) принимает их и выдает акты на цементировку с указанием даты выполнения последней, марки цемента, номера сертификата,

технологии цементировки и исполнителей.

раствором,

Цистерны питьевой воды, покрытые цементным

в обязательном порядке подвергают углекислотной

обработке,

технология которой подробно описана в § 3.

 

Одновременно производят подготовку насосов, трубопроводов, арматуры, цистерн, гидрофоров и станций ППВ.

1 Покрытие цистерн питьевой воды железным суриком (ГОСТ 8135—62) на

натуральной олифе (ГОСТ 7931—56) не рекомендуется. Допускается его при­

менение з отдельных случаях на действующем флоте по согласованию с мест­ ными органами савнадзора.

117


Внутреннюю поверхность гидрофоров тщательно очищают и окрашивают5 лаком ХС-76, эмалью ХС-170 либо, по согласованию с органами саннадзора, железным суриком на натуральной оли­ фе. После высыхания краски гидрофор собирают, устанавливают манометр и опрессовывают его давлением, на 25% превышающим рабочее давление. Затем подключают приборы, обеспечивающие включение насосов забортной воды в зависимости от давления

в гидрофоре.

Работы по подготовке станции ППВ, заключающиеся в приве­ дении в рабочее состояние фильтров, озонаторов, бактерицидных ламп, хлораторных установок и т. п., во многом зависят от типа станции и описаны в главах, посвященных ее обслуживанию.

По окончании всех работ, связанных с приведением в рабо­ чее состояние системы питьевой воды, производят ее дезин­ фекцию.

После проведения дезинфекции и получения положительных результатов анализа проб воды, отобранных из наиболее уда­ ленной точки системы, последняя считается готовой к эксплуа­ тации.

За подготовку к эксплуатации системы питьевой и мытьевой воды отвечает механик судна, который по окончании всех работ предъявляет ее органам санэпидслужбы на водном транспорте.

§ 20. ДЕЗИНФЕКЦИЯ СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

Необходимость в проведении дезинфекции системы водоснаб­ жения возникает в следующих случаях:

при выполнении работ по ремонту, которые по своему характе­ ру могут способствовать внесению в систему бактериального за­ грязнения (замена или ремонт секций трубопровода, смена или ремонт насосов, ремонтные работы в емкостях для хранения воды

ит. п.);

вначале эксплуатации нового судна, судна, вышедшего из ре­

монта или после зимнего отстоя; при загрязнении во время эксплуатации, о чем свидетельству­

ют результаты санитарно-бактериологического анализа проб воды;

при приеме забортной воды или воды из неизвестного источ­ ника.

Дезинфекция судовой системы водоснабжения проводится са­ нитарной службой бассейна. Все подготовительные работы выпол­ няет команда судна под руководством механика или другого лица из числа комсостава, ответственного за ее обслуживание и исправ­ ность.

Результаты дезинфекции должны оформляться актом с указа­ нием дозировки хлора, времени контакта его с водой и данных бактериологического лабораторного анализа.

До начала дезинфекции уточняют объемы дезинфицируемых емкостей и объем трубопроводов, что необходимо для расчета требуемого количества дезинфицирующих средств. Затем очища-

118


ют емкости для хранения воды. Если они частично заполнены во­ дой, последнюю спускают. При этом удаляются накопившиеся на дне осадки. Когда в цистерне остается слой воды толщиной 25— 30 см, в нее спускается матрос или рабочий в прозодежде, щет­ кой собирает осадок, который удаляется через выпускное отвер­ стие с последними порциями воды.

Если не

требуется ремонт или замена внутренних покрытий,

то стены

емкости обмывают водой из шланга, присоединенного

к береговому водопроводу питьевой воды, протирают щетками на длинных ручках и повторно обмывают водой. Грязную воду уда­ ляют через спускные отверстия.

В случае частичного или полного ремонта покрытий к дезин­ фекции приступают после его завершения.

При невозможности осмотра емкости по техническим особен­ ностям конструкции необходимо промыть ее перед дезинфекцией через приемную трубу (при открытом спускном отверстии) водой из берегового водопровода.

Вода из судовой системы водоснабжения до начала дезинфек­ ционных работ должна быть спущена.

Для дезинфекции систем водоснабжения можно использовать различные препараты. В судовых условиях рекомендуется приме­ нять растворы хлорной извести (осветленные), хлорамина, двутретиосновной соли гипохлорита кальция (ДТСГК). В случае ис­ пользования раствора хлорамина или ДТСГК концентрации ак­ тивного хлора следует брать те же, что и при употреблении хлор­ ной извести.

Дезинфекция емкостей для хранения воды может быть выпол­ нена методом орошения или наполнения. Методом орошения де­ зинфицируют большие емкости. При этом все работы по дезин­ фекции системы водоснабжения проводят в два этапа: дезинфек­ ция емкостей для хранения воды и дезинфекция сети трубопрово­ дов. На большинстве речных судов, где объем цистерн питьевой воды сравнительно невелик, наиболее применим метод наполне­ ния. В данном случае дезинфекция цистерн и трубопроводов про­ изводится одновременно.

При дезинфекции методом наполнения емкость заполняют вод­ ным раствором одного из указанных препаратов, содержащих хлор. Раствор приготовляют заранее из расчета получения в воде,

заполняющей дезинфицируемую емкость, концентрации активного хлора 75—100 мг/л.

Концентрированные дезинфекционные растворы желательно вводить в воду одновременно с заполнением емкости. Если этого сделать нельзя, их следует вводить до заполнения емкости водой

из расчета получения концентрации активного хлора 75—100 мг/л после наполнения.

Дезинфекцию водоразводящей сети проводят путем ее за­

полнения интенсивно хлорированной водой из дезинфицируемой емкости.

119