Файл: 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческих обществах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
которой явилось материалистическое мировоззрение, разграничение науки и религии. Был организатором науки и просвещения. Написал первую грамматику русского языка. Своеобразным итогом петровских преобразований в области просвещения и науки было открытие в 1725 г. Академии наук, особенностью которой было объединение научно-исследовательских и педагогических функций (в ее системе находились университет и гимназия). Академия имела также свою библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, физическую и химическую лаборатории. В отличие от европейских академий, существовавших на средства от издательской и другой коммерческой деятельности, Петербургская академия наук имела твердый государственный бюджет. Для дворянских детей была создана сеть закрытых учебных заведений (Шляхетский корпус, Пажеский корпус, “Воспитательное общество благородных девиц” при Смольном монастыре и др.). Появились профессионально-художественные училища закрытого типа (Балетная школа при Москов¬ском воспитательном доме, 1773; Академия художеств, 1757 и др.). К концу XVIII в. в стране было 550 учебных заведений с числом учащихся около 70 тыс. человек.


27. Школьная реформа 1782 – 1786 гг. Деятельность Ф. И. Янковича, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева.

В 1782 году по указу Екатерины II создается «Комиссия по учреждению народных училищ», которой был разработан план по открытию начальных, средних и высших учебных заведений.

В проведении данной реформы активное участие принимал педагог Федор Иванович Янкович (1741 – 1814)

Главными пунктами реформирования назывались устройство системы народных училищ, подготовка учителей и издание хороших учебников.

По инициативе Ф.И. Янковича, в Петербургском главном народном училище, была организована подготовка кадров преподавателей.

При его непосредственном участии был издан комплект учебников: «Букварь», «Правила для учащихся». «Всемирная история» и др.

Согласно «Уставу…» 1786 года в городах открывались малые и главные народные училища.

Это были бесплатные смешанные школы для обучения мальчиков и девочек. В них могли учиться средние слои городского населения.

Училища выводились из-под контроля церкви. Малые училища в течение двух лет должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать выпускников, знающих основы православия и правила поведения.

Открывались и содержались малые училища на средства горожан.

Главные училища, срок обучения в которых составлял пять лет, должны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе.

Реформа 80-х годов XVIII века сыграла важную роль в развитии школьного дела в Российской империи. К концу XVIII века в городах были открыты 254 училища, которые посещали 22 тысячи учащихся, из них 1800 девочек. Это составляло третью часть от всех обучающихся в учебных заведениях России.

К сожалению, в этих школах не могли получать образование крестьянские дети.

Радищев настаивал, прежде всего, на гражданском воспитании, на формировании сынов отечества. Радищев требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян.

Николай Иванович Новиков– один из самых значительных деятелей русской культуры и общественности XVIII в., просветитель, писатель. Он издал более тысячи книг по самым различным отраслям знаний – истории, педагогике, медицине, сельскому хозяйству, издавал сочинения русских и иностранных писателей, учебники, детские книги, книги для народа.

28. Теоретическое обоснование и реализация идей элементарного образования И.Г. Песталоцци.



Г. Песталоцци значительно расширил учебный план начальной школы, введя в него навыки чтения и письма, счета и измерения, рисование, гимнастику, пение, а также некоторые знания из области географии, истории, естествознания.

Процесс познания по Песталоцци, заключается в том, что "сперва из моря спутанных наблюдений выделяются определенные наблюдения, затем из определенных наблюдений ясные понятия, а из последних понятия точные". Начальной стадией процесса познания является наблюдение. Чтобы перейти от наблюдений к новым понятиям, надо осознать три основных элемента всякого познания: число, форму и слово. Песталоцци поставил перед собой задачу — найти такие формы и методы обучения, пользуясь которыми мать — крестьянка могла бы обучать своих детей.

В основе всякого знания, по мнению Г. Песталоцци, лежат элементы. Каждый человек, по его мнению, когда он хочет выяснить что-либо непонятное, всегда ставит перед собой три вопроса: 1) Сколько у него предметов перед глазами? 2) Какой они имеют вид, какова их форма? 3) Как они называются? "Число, форма и слово, по выражению Песталоцци; элементарные средства всякого обучения". В первоначальном обучении форме соответствует измерение, числу — счет, а слову — речь. Таким образом, элементарное обучение сводится к умению измерять, считать и владеть речью. Такое обучение путем упражнений в измерении, счете и речи пробуждает в ребенке важнейшее качество — способность мыслить. Такова по убеждению Г. Песталоцци, основная и конечная цель обучения в народной школе.

Руководя "институтами" в Бургдорфе и Ивердоне, И.Г. Песталоцци идею об элементарном первоначальном обучении превратил в определенную концепцию, которая стала известной под названием "метод Песталоцци", под которым понималась система обучения детей, ориентированная на их всестороннее развитие, формирование "ума, сердца и руки".

И.Г. Песталоцци полагал, что задаткам, потенциальным внутренним силам, которыми ребенок обладает от рождения, свойственно стремление к развитию. Им были выделены силы человеческой природы троякого рода:

1) силы знания, состоящие в предрасположенности к внешнему и внутреннему созерцанию;

2) силы умения, вырастающие из задатков к всестороннему развитию тела;

3) силы души, вырастающие из задатков к тому, Чтобы любить, стыдиться и владеть собой.

Соответственно этому и первоначальное, элементарное, обучение И.Г. Песталоцци подразделял на умственное, физическое и нравственное, подчеркивая, что эти составляющие должны
развиваться в непрерывном согласии и взаимодействии, чтобы какая-нибудь одна из сторон личности не получила усиленного развития за счет остальных.

Совокупность средств образования, позволяющая помочь воспитаннику в его естественном стремлении к саморазвитию, была представлена идеями И.Г. Песталоцци об "элементарном образовании", которые он обобщенно именовал как "метод". Метод элементарного образования — это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал систему упражнений, руководствуясь следующими теоретическими идеями:

1) ребенок от рождения обладает задатками, потенциальными внутренними силами, которым свойственно стремление к развитию;

2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения — основа развития и совершенствования внутренних сил, их целостного развития;

3) активность ребенка в познавательной деятельности — необходимое условие усвоения знаний, более совершенное познание окружающего мира.

И.Г. Песталоцци полагал, что обучение детей, особенно первоначальное, должно строиться с учетом их возрастных особенностей, для чего следует пристально изучать самого ребенка. Знание детской природы со всеми личностными потребностями и устремлениями должно лежать в основе выбора способов применения различных педагогических средств, которые имеют своей задачей развитие всех внутренних и внешних сил ребенка. Отсюда следовал вывод: необходимо всемерно способствовать упражнению всех сил ребенка, побуждая его к их использованию.

29. Вклад И.Ф. Гербарта в развитие педагогики

И. Ф. Гербарт является довольно известным немецким преподавателем, ученым в области психологии, философии. Это выдающийся метафизик-консерватор. Он был последователем Песталоцци и являлся его почитателем. Выдвигал теорию, что мир состоит из вечно существующих «реалов». Гербарт впитал в себя и переработал большое количество передовых идей того времени. Он опирался на достижения великих ученых различных мировых школ. Именно эти знания помогли Гербарту разработать собственную основу научной теории воспитания и обучения. Его главная педагогическая идея заключалась в том, что педагогика – это сфера научной деятельности. Эта концепция поддерживала интерес великого ученого к работе.

Педагогическая система Гербарта заключается в довольно значимом влиянии на развитие теорий обучения. Теория воспитывающего обучения описана великим педагогом в следующих произведениях:


• «Очерк лекций по педагогике».

• «Общая педагогика».

• «Учебник психологии».

• «Краткий курс педагогики».

• И многих других.

Педагогические идеи Гербарта актуальны до сих пор. Очень весомое значение он придавал воспитанию, развивая его через обучение различным наукам. В результате этого развития у человека появляются интересы, которые можно разделить на следующие виды:

• Эмпирическая составляющая. Интерес ко всему миру.

• Умозрительная составляющая. Интерес к причинам появления различных вещей или ситуаций.

• Эстетическая составляющая. Интерес к искусству, музыке, танцам и так далее.

• Симпатическая составляющая. Интерес к близким людям.

• Социальная составляющая. Интерес к каждому человеку.

• Религиозная составляющая.

Также Гербарт отмечал важность нравственного воспитания. Он выделил пять основных положений, которые относятся к нравственному воспитанию:

• Чтобы человек был целостной, правильно ориентированной личностью, он должен быть свободен.

• Внутренняя гармония ведет к совершенству.

• Человек должен искать компромиссы в решении проблем с другими людьми.

• Человек должен быть справедливым по отношению к другим и к себе.

• Человек должен всегда помнить о своих правах и обязанностях.

30. Педагогическая система А. Дистервега

Ф.А.В.Дистервег(1790-1866)-немецкий педагог. Он занимался вопросами обучения и в-ия в начальной школе. Является последователем идей Песталоцци. Всю жизнь стремился объединить немецкое учительство. Оновнойпед-ий труд-«Руководство к образованию немецких учителей» (1835). Является автором 20 учебников и руководств по мат-ке, нем. языку, географии, астрономии. Д. выступал за обновление школьногообр-ия. Главной задачей народной школы должно быть разностороннее развитие каждого ребенка, независимо от социального положения и религиозных взглядов его родителей. Выделил 3 ступени возрастного развития детей школьного возраста: 6-9 лет; 9-14 лет; 14-16 лет. У Д. ведущие принципы в-ия и об-ия: природа сообразность, культуросообразность, самодеятельность. Природа сообразность: следование в в-ии и об-ии природе ребенка. Культро сообразность означает учет в содержании в-ия исторически достигнутого уровня культуры. Самодеятельность Д. понимал как активность, инициативность личности. Развитие детской самод-сти,по его мнению, конечная цель в-ия. Д.разработал дидактику развивающего об-ия, к-ую изложил в 33 правилах. Эти правила ,по его мнению, должны помогать учителю успешно осуществлять процесс обучения.