Файл: 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческих обществах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воспитанный таким образом джентльмен, по мнению Локка, будет тем новым человеком, которому суждено,крепить могущество новой буржуазной Англии.
Педагогическая теория Локка четко определила цели и характер воспитания джентльмена, представителя пришедшей к власти буржуазии, в ней подробно разработаны вопросы его физического, нравственного и умственного воспитания. В то же время детям трудящихся Локк предлагал давать только трудовое и религиозное воспитание.
Своими философскими трудами, своей теорией договорного происхождения государства и естественного права Локк оказал весьма значительное влияние на французских просветителей.
23. Особенности воспитательной системы Ж.Ж. Руссо.
Среди деятелей французского Просвещения, безусловно, выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778) - философ, мыслитель, педагог. В основе педагогических идей Ж.-Ж. Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистское мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие некоей внешней силы - творца всего сущего.
Цель воспитания – подготовка к жизни в обществе. Задачи воспитания: 1. Воспитание самостоят.-сти мышления, спобосности оставлять обо все своего твердого мнения 2. Воспитание человечности(добрых чувств, суждений, доброй воли, ненависти к рабству)3. Воспитание привычки к труду.
Основные принципы воспитания: 1. Принцип природосообразности (идеализация природы ребенка) 2. Предоставление ребенку свободы выбора решений и действий – лучший путь к развитию его природы. Способностей и интересов 3. Воспит. ребенка нужно в обстановке радости(уважение потребностей и интересов детей).
Возрастная периодизация: 1 этап (0 -2 лет) – младенческий возраст, забота о физ. развитии.2 этап (2-12 лет) – «сон разума», тренировка органов чувств. 3 этап (12-15) – умтсв. и трудовое воспитание. 4 этап (15-18) – «период бурь и страстей», нравственн. воспитание.
Соц.-полит. и философс. взгляды: 1.отвергал обществ. устои феодолизма. 2. Считал необход. такое гос-во, где все люди работают, где нет богатых и бедных, все дети получ. Одинаков. Воспитание. 3. Отрицал. Офиц. Религию. Каждый верит во что хочет. 4. Утверждал сенсуалистический(ощущение) характер познания окр. мира. 5. Считал ,что соц. добродетели можно воспитать у детей аристократов лишь изолировав их от общества соц. неравенства.
Дидактика: 1. Обучение должно быть связано с эмоционал., интеллектуал, практическ. жизнью воспитаниика, помогать ему в анализе трудн. ситуаций. 2. Источник знаний – личный опыт, средства – развитые органы чувств. 3. Тренировка органов чувств и обогащение впечатлений – пути умств. Развития ребенка. 4. Методы обучения: создание ситуаций, выход из котор. требует спец. знания; самостоят. конструирование, ручной руд.
Трудовое воспитание: 1. труд.деятельность – средство умственн, нравств, волевого, физич. развития детей. 2. Изучать нужно черию ремесел, котор. Оказывают полезное влияние. 3. Трудовое обуч. должно быть в реальн. труд.деят-сти, ребенок полностью вкл. в труд. Образ ремесленника. 4. Методы труд. обуч: пример ремесленника, совместн. с ним деят.-сть, самост. работа творческ. Хар-ра. 5. Труд. Обуч. обязательно для всех детей.
Нравственное воспитание: 1. Основн. Задача – воспитание человечности 2. Пути воспитания человечности: а) уважит. Отнош. Воспитателя к воспитаннику б) формир. Убеждения – человек от природы добр, общество портит и развращает людей в) изуч. Биографии выдающихся деятелей по своему усмотрению и характеру г) вкл. воспитанника в образ жизни человека труда д) приобщение к человеческому страданию, помощь срадающим людям.
ТРУДЫ Ж.Ж.Руссо: «Рассуждение о науках и искусствах», «Эмиль, или О воспитании», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Рассуждение об образе правления в Польше», «Общественный договор».
В "Эмиле" Руссо подверг критике существовавшую практику организованного воспитания. Он показал кастовость, ограниченность, неестественность воспитания и обучения в сословных школах.
Одновременно Руссо в духе своей теории естественного права изложил проект воспитания нового человека.
Главным естественным правом человека Руссо считал право на свободу. Вот почему он выдвинул идею своб. воспитания.
Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество. Каждый из этих факторов и выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; общество обогащает опыт. Все вместе эти факторы обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя — привести в гармонию действие этих сил. Наилуч. воспитанием Руссо полагал прежде всего самостоятельное накопление жизнен.опыта.
В "Эмиле" Руссо выделил человека от рождения до появления речи; от появления речи до 12 лет; от 12 до 15 лет; с 15 до 25 лет.
Началась бешеная травля Ж.-Ж. Руссо.тотчас после выхода в свет "Эмиль" оказался под запретом. Спасаясь от расправы, Руссо искал и не находил постоянного приюта в разных концах Европы.
"Эмиль" породил небывалый общест. интерес к проблемам воспит. во Франции за 25 лет после появления "Эмиля" было опублик. вдвое больше работ по вопросу воспитания, чем за предшествовавшие 60 лет.
24. Школа и педагогическая мысль в России XVII-XVIII
Педагогика и школа в Московском государстве в XVI веке опиралась на традиции патриархального древнерусского общества, проникнутого духом ветхозаветного педагогического идеала, который утверждал абсолютную власть отца в семье, непререкаемость его авторитета, высокое положение матери и хозяйки в доме, уважение к пожилым, старикам и воспитателям. Жестокое и авторитарное отношение к ребенку, широкое применение телесных наказаний были повсеместно распространены и способствовали обузданию плоти, приучали с раннего возраста переносить тяготы и лишения жизни, вырабатывали привычку послушания. Детей обучали на дому, систематического обучения не существовали. Часто основными воспитателями являлись, прежде всего, родители. Они учили детей земным поклонам, двуперстному или трехперстному кресту, соблюдению церковных обрядов, но не объясняли, в чем состоит их смысл и история появления.
1700-е годы - переломные в ист. отечественной школы и пед. мысли. Россия пережила реформы воспитания и образования, которые были вызваны важными социально-экономическими фактами: политическим лидерством дворянства, укреплением позиций купечества и промышленников, складыванием режима абсолютизма, трансформацией чиновничьего аппарата, созданием новой армии и пр.
Существенно переменился умственный настрой общества. Наметился переход от сословного общества к гражданскому. Россия, сохраняя самобытность, в то же время вступила на дорогу общеевропейского развития, что выразилось в усилении внимания к отдельной личности, создании национальной школьной системы. Образование стало рассматриваться как один из основных путей карьеры. Так, в одном из указов Петра I подчеркивалось, что дворяне, обделенные отцовским наследством, будут "хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим".
К концу XVII в. Россия не располагала системой регулярных учебных заведений. На протяжении 1700-х годов такая система была создана, что означало завершение эпохи господства старорусского иррегулярного воспитания и обучения, главенства семейного домашнего обучения. Появилась особая социальная группа, профессионально занимавшаяся умственным трудом и педагогической деятельностью.
Развитие просвещения и школьного дела в России XVII в веке проходило в изменившихся исторических и социально-культурных условиях. Российское государство испытывало все возраставшее давление Европы, успешно входившей в новую фазу своей истории – Новое время. Постепенно расширяются дипломатические и торгово-экономические связи с зарубежными странами, совершенствуется и усложняется система внутреннего государственного управления, изменяется отношение дворянства к образованию и просвещению. В XVII веке незнание грамматики среди дворян расценивалось как признак невежества. Учебный курс школьного обучения становился значительно шире, в него стали включаться математика, риторика и другие предметы средневекового образования. В высших кругах общества стали изучать латинский и греческий языки. Эти процессы порождали потребность в грамотных людях, знающих иностранные языки и западноевропейскую культуру, военное искусство и технику.
С возникновением новых типов школ формируется новая социально-профессиональная группа – учительство. Обучение грамоте становиться ремеслом, появляются первые отечественные педагогические сочинения, отражающие философско-педагогические представления о человеке, о смысле его жизни, о целях воспитания.
Первой школой повышенного типа и центром просвещения и науки восточнославянских народов, стала преобразованная братская школа – Киево-Могилянская академия (1632). Ее основателем стал киевский митрополит Петр Могила (1596 – 1647). Он провел крупную реформу братской школы по образцу иезуитской коллегии, ввел обучение на латинском языке, сформировал 8 классов, объединив их в три отделения (младшее, среднее, старшее). В младших классах учили читать и писать, преподавали греческий, латинский, славянский, польский и немецкий языки, изучали арифметику, молитвы, катехизис, музыку и пение; в средних классах изучали поэтику, риторику, грамматику, синтаксис; в старших классах преподавались философия и богословие.
В процессе обучения большое значение уделялось активным формам и методам преподавания и учения. Проводились публичные диспуты, ставились театральные постановки и спектакли нравственного и религиозного содержания. Многие преподаватели и выпускники академии стали видными носителями и проводниками просветительских идей времен русского Просвещения XVII-XVIII веков (Феофан Прокопович, ЕпифанийСлавинецкий, Симеон Полоцкий, Стефан Яворский и мн. др.).
Новое в воспитании и обучении приживалось весьма болезненно.
Происходила ломка прежних, в том числе и позитивных, педагогических традиций. Реформы по своим социальным и педагогическим последствиям были противоречивыми и неоднозначными.
История школы и педагогической мысли России XVIII в. делится на два периода: первую и вторую половины столетия. В течение каждого периода произошли существенные изменения в школьном деле, в трактовке вопросов воспитания и образования.
25. Просветительские реформы нач. XVIII века
1700-е годы - переломные в истории отечественной школы и педагогической мысли. Россия пережила реформы воспитания и образования, которые были вызваны важными соц.-эконом. фактами: политич. лидерством дворянства, укреплением позиций купечества и промышленников, созданием новой армии и пр. К концу XVII в. Россия не имела сист. регулярных уч. Завед., в отличие от Запада. В к.XVII – н. XVIII вв. Россия пересматривает курс развития в сфере школьн. образ-ия, равняясь на Запад – происх. поворот к школе и педагогике Нового времени. Примерами этого - воспитание и обучение Петра I (1672-1725).
История просветительской педагогики в России начинается с деятельности двух академий – Могилянской в Киеве и Славяно-греко-латинской в Москве. Обе они, доставшись в наследство 18 веку от века 17, претерпели значительную модернизацию, прежде всего в направлении «латинизации» образования, копирования уже устоявшихся на Западе схоластическо-богословских методов обучения, характерных для классического университетского образования.
Просветительские реформы в России начала 18 века можно представить схематично
Реформы начала ХVIII века в области просвещения
Культурные реформы Петра I
1. Введен новый гражданский алфавит.
2. Возникла периодическая печать (газета «Ведомости»).
3. Учреждена Академия наук (1725г.), университет и гимназия.
4. Открыты первые светские государственные школы.
5. Создаются публичные театры, библиотеки, музеи (кунсткамера).
6. Осуществляется подготовка национальных кадров.
Закрытые сословно-дворянские учебные заведения
• Кадетские корпуса(1731г.) срок обучения 10-12лет
• Сухопутный шляхетский корпус (1731 г. В Петербурге)
• Морской кадетский корпус (1752 г.)
• Артиллерийский и Инженерный дворянские корпуса
• Иностранные пансионы – частные (Москва, Петербург)
• Духовные школы
• Гарнизонные школы
Принципы организации школ
• Государственность школ
• Сочетание профессионализма с энциклопедичностью
• Преобладание в учебном плане навигацких и военных наук
• Принудительность обучения и строгий режим
Итак, эпоха от начала 18 в. и почти до конца 19 в. по праву может быть названа эпохой реформации образования в России. Она открылась просветительными реформами Петра I. Петровские реформы отражали стремление государственной власти в России поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли.
26. Деятельность М.В.Ломоносова в области просвещения
Научные основы воспитания Ломоносова . Считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем…». «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды». Природу человека М. В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая. Идеи, на которых строится педагогическая теория М. В. Ломоносова. Положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодыми поколениями основ научных знаний. Связывал формирования человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом. Воспитание. Был сторонником принципа природосообразности. Воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребёнка. «Чаще природное дарование без науки, нежили наука без природного дарования к похвале и добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучения с учётом склонностей детей. Цель воспитания — формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине. Отводил большую роль воспитанию « … Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народности. Метод и условие воспитания — порядок и дисциплина. Нравственное воспитание. Качества нравственно воспитанного человека: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Пороки нравственности: леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др. Образование. Видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти. Был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка.Вклад в развитие педагогики. Разработал впервые в России педагогическую теорию, методологической основой