Файл: Практикум для вузов 2е издание, переработанное и дополненное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Рис. 3.5. Минимально эффективный масштаб производства и число фирм на рынке Если он в несколько раз меньше величины спроса, то на рынке будет присутствовать несколько средних фирм (олигополистическая структура рынка). Если же минимально эффективный масштаб производства слишком мал и поэтому несравним с величиной рыночного спроса, то на рынке будет действовать множество небольших фирм (конкурентная структура рынка).Таким образом, издержки фирмы в долгосрочном периоде оказывают существенное влияние на концентрацию производства и на типы рынков. Прибыль фирмы и ее измерение Главным мотивом деятельности фирмы как хозяйствующего субъекта является прибыль, характеризующая величину положительного финансового результата ее деятельности за определенный период времени.Прибыль (Profit, я) — это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг.В самом общем виде валовая прибыль определяется как разность между совокупными (общими) доходами (77?) и совокупными (общими) издержками (ГС): я = TR-TC.Совокупный (общий) доход (Total Revenue, TR) — это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага по определенным ценам. Общий (валовый) доход или выручка фирмы определяется путем умножения количества Q проданных товаров на их цены Р:TR = QP.Выручку в расчете на единицу продукции характеризует средний доход.Средний доход (Average Revenue, AR) — это сумма дохода, приходящаяся на единицу проданного блага.Средний доход рассчитывается делением общего дохода на объем проданной продукции: В условиях совершенной конкуренции, когда фирма продает всю свою продукцию по одной и той же (сформированной рынком) цене, средний доход равен рыночной цене:AR=™=^ = P.Q QПредельный доход (Marginal Revenue, MR) — это приращение совокупного дохода в результате увеличения продажи товара на единицу.Предельный доход может рассчитываться двумя способами:ATR dTRMR = или MR = = TR'(Q).AQ dQВ условиях совершенной конкуренции каждая дополнительная единица продукции продается по сложившейся равновесной рыночной цене, поэтому предельный доход фирмы-производителя также равен рыночной цене.Средняя прибыль (Average Profit, An) — это сумма общей (валовой) прибыли, приходящаяся на единицу проданного блага.Средняя прибыль рассчитывается по формулеАп = —.QИзменение прибыли при изменении объема выпуска продукции на единицу показывает предельная прибыль.Предельная прибыль (Marginal Profit, Мп) — это прибыль, которая отражает прирост совокупной прибыли при увеличении объема выпуска на единицу.Величина предельной прибыли рассчитывается какМп - или Мп - = n'(Q).AQ dQ Если предельная прибыль больше нуля (Мл > 0), то функция совокупной прибыли возрастает и дополнительное производство может увеличить совокупную прибыль. Если предельная прибыль меньше нуля (Мл < 0), то функция совокупной прибыли уменьшается и дополнительный выпуск продукции сократит совокупную прибыль. При равенстве предельной прибыли нулю (Мл = 0) значение совокупной прибыли будет максимальным.Оптимальный объем производства — это такой объем производства продукции, который позволяет фирме получать максимальную прибыль исходя из существующих на данный момент времени рыночных и технологических условий.Поскольку прибыль есть разность совокупного дохода и совокупных издержек (л = ТЯ - ТС), то предельная прибыль может быть записана в виде Мп = МЯ-МС,где МЯ — предельный доход; МС — предельные издержки.Поскольку в точке оптимума предельная прибыль равна нулю, совокупная прибыль достигает своего наибольшего значения при таком объеме выпуска, когда предельный доход равен предельным издержкам (МЯ = МС).Правило максимизации прибыли — это правило, заключающееся в такой комбинации ресурсов, при которой предельный продукт (в денежном выражении) каждого ресурса равен предельным издержкам использования этого ресурса.Различие между бухгалтерскими и экономическими издержками определяет различие между бухгалтерской и экономической прибылью.Прибыль бухгалтерская — это разница между совокупными доходами и бухгалтерскими (явными, внешними) издержками фирмы.Экономическая прибыль, помимо явных (бухгалтерских, внешних) издержек, учитывает еще и неявные (имплицитные, внутренние) издержки.Прибыль экономическая — это разница между совокупными доходами и экономическими издержками фирмы.Составной частью экономических издержек является нормальная прибыль.Прибыль нормальная — это минимально необходимая прибыль для компенсации неучтенных издержек предпринимателя (личных трудовых затрат, использования собственного имущества).Иными словами, это тот минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы остаться в данном бизнесе.Так, вложив 1 млн руб. в развитие фирмы, ее владелец получил прибыль в размере 7 %. Если в это время банковская ставка рав на 7 %, то полученная прибыль будет нормальной1 (экономическая прибыль в этом случае равна нулю).Таким образом, экономическая прибыль — это вся прибыль, полученная сверх нормального уровня. Она представляет собой разность между бухгалтерской и нормальной прибылью. Наличие в отрасли положительной экономической прибыли создает условия для притока в отрасль новых фирм и инициирует повышение уровня конкуренции. Отрицательная экономическая прибыль вызывает отток фирм в другие сферы деятельности.Относительным показателем прибыли, характеризующим экономическую эффективность деятельности фирмы, является рентабельность.Рентабельность — уровень прибыли, характеризующий эффективность использования ресурсов и деятельности фирмы.Существует более ста различных показателей рентабельности, основными среди которых являются рентабельность продаж, рентабельность продукции, рентабельность активов и рентабельность собственного капитала.Рентабельность продаж характеризует общую эффективность деятельности фирмы, рассчитывается как отношение прибыли к выручке от продажи продукции фирмы и характеризует величину прибыли, приходящуюся на один рубль выручки:яПт - та’Рентабельность продукции характеризует эффективность деятельности по производству продукции. Она определяется как частное от деления прибыли на величину совокупных издержек на производство продукции и характеризует величину прибыли, приходящуюся на один рубль произведенных затрат:п”гс-гс-Рентабельность активов определяется отношением прибыли к общей стоимости имущества фирмы и характеризует эффективность использования всех активов фирмы, показывая величину прибыли, приходящуюся на один рубль ее имущества:кА АРентабельность собственного капитала определяется отношением прибыли к сумме собственного капитала и характеризует 1 Ивасенко А. Г., Никонова Я. И. Микроэкономика : учеб, пособие. М. : КноРус, 2013. С. 109. эффективность использования капитала собственников, показывая величину прибыли, полученную на каждый рубль вложенных ими средств: ПрА 71РА' Иллюстративная задача 3.3 Цена за единицу продукции фирмы равна 10 ден. ед., объем продаж составляет 50 000 шт./год. Средние переменные издержки равны 7 ден. ед., постоянные издержки составляют 125 000 ден. ед. в год.Определите: выручку фирмы; общие переменные издержки; валовые издержки; прибыль; рентабельность продаж; рентабельность продукции. Решение: выручка: TR = Q ■ Р = 50 000 • 10 = 500 000 ден. ед.; переменные издержки: TVC = AVC Q= 7- 50 000 = 350 000 ден. ед.; валовые издержки: ТС = TFC + 7VC = 125 000 + 350 000 = 475 000 ден. ед.; прибыль: п = TR-TC =500000 - 475 000 = 25 000ден. ед.; рентабельность продаж: nm = n/TR-100 % = 25 000 / 500 000 • 100 % = 5 %; рентабельность продукции: Щ-с = п/ТС -100% = 25 000 /475 000 ■ 100% = 5,26%. Показатели рентабельности во многом определяют инвестиционную привлекательность фирм, уровень их конкурентоспособности, характеризуют качество управления производством, продажами, капиталом. Теории прибыли История экономической мысли изобилует теориями прибыли, однако большинство из них можно отнести к одной из трех основных групп: компенсационные (функциональные) теории; фрикционные и монополистические теории; научно-технические и инновационные теории. Компенсационные (функциональные) теории рассматривают экономическую прибыль как вознаграждение предпринимателю за его работу по координации и управлению производством. Именно предприниматель организует производство, планирует эффективное сочетание факторов производства, разрабатывает политику управления производством. Следовательно, прибыль является компенсацией за успешное выполнение им этих функций.Функциональные теории были предложены в начале XIX в., еще до появления крупных корпораций. В то время предприниматель рассматривался как высший тип труженика и в определенном смысле был идентичен индивидуальному владельцу. Однако попытки приложить функциональные теории к современным государственным корпорациям с их разделением функций владения и управления не дали убедительного результата. Дело в том, что для корпоративной формы организации бизнеса характерно делегирование владельцами (держателями акций) координационной функции профессиональным администраторам, получающим заработную плату. Если вознаграждение администраторов, несмотря на контрактный характер их работы, рассматривать как прибыль, то данная теория не объясняет сути остаточного дохода предприятия, который поступает держателям акций, не принимающим активного участия в управлении бизнесом1.Фрикционные и монополистические теории. В отличие от функциональных теорий фрикционные теории прибыли утверждают, что получение экономической прибыли (сверхприбыли) обусловлено не столько выполнением какой-либо конкретной функции, а является, скорее всего, результатом резкого улучшения рыночной конъюнктуры (повышения уровня цен или увеличения объемов продажи благодаря росту потребности в товаре или услуге). Например, проводимые Олимпийские игры или популярные фестивали, как правило, приносят сверхприбыли владельцам отелей, ресторанов и даже домовладельцам, сдающим внаем свободные комнаты. Когда заканчиваются игры и фестивали, прибыли вновь снижаются до нормального уровня.Монополистические теории прибыли являются продолжением фрикционных теорий, они основаны на том, что некоторые фирмы способны занять в бизнесе монопольные позиции, которые и позволяют им в течение длительного времени получать сверхприбыли. Владение патентом, авторским правом на компьютерный программный продукт, привилегией или очень удачным делом может дать фирме эффективную монополию на достаточно длительное время. Другими факторами, которые могут создать монополию, являются масштаб производства и необходимость высоких капиталь 1 Сио К. К. Управленческая экономика : пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 449. ных вложений, что предохраняет действующие на данном рынке фирмы от вторжения конкурентов, а также технологические достижения, контроль над рынком или доминирование на нем, протекционизм и управление любым ресурсом, спрос на который превышает предложение1.Научно-технические и инновационные теории также являются продолжением фрикционных теорий. Успешные инновации приносят инновационным фирмам сверхприбыль. Для одних инноваций это может длиться долго, для других — весьма непродолжительный период. Например, McDonalds, и Xerox достаточно долго оставались практическими монополистами на соответствующих рынках. Инновации могут касаться новых продуктов, новых технологий, новых рынков, новых способов сбыта и взаимодействия с потребителями. Успех инновационных фирм во многом зависит от их способности генерировать инновации и внедрять их в кратчайшие сроки. Именно эти ключевые компетенции позволяют занимать им выгодное положение на рынке, обеспечивающее получение сверхприбыли. з.б. Прибыль: планирование и управлениеУправление прибылью связано с решением вопросов о выборе технологии производства, объемов производства, а также с установлением цен. При планировании прибыли необходимо учитывать множество различных факторов, включая ожидаемую потребность в продукции, которую производит фирма, ее способность произвести требуемое количество изделий, а также все затраты.Экономической практике известно несколько подходов к планированию и управлению прибылью. Самыми распространенными являются: бюджетирование прибыли и анализ безубыточности.Бюджет прибыли (бюджет доходов и расходов) служит для планирования, координации и управления финансовыми результатами деятельности фирмы. Бюджет составляется на основе формы отчета о доходах и расходах. Обычно каждый управляющий центром прибыли представляет проект бюджета, который поступает в планово-финансовую службу. Планово-финансовая служба оценивает и при необходимости корректирует бюджеты подразделений, согласует их между собой и планирует источники финансирования. Бюджет прибыли позволяет управляющим систематически проверять работу компании, сравнивая запланированные и фактически полученные результаты. При наличии больших расхождений между ожидаемыми и полученными результатами проводится анализ причин отклонений, выработка корректирующих мер с целью увеличения прибыли. 1 Сио к. к. Управленческая экономика, с. 450—451. Анализ безубыточности {Соэ^УоЫте-Рго^ Апсйуэй, СУР) представляет собой метод планирования прибыли, основанный на том, что и доход, и затраты являются функцией объема производства, поэтому и прибыль также является функцией объема производства. Он используется в краткосрочном периоде, когда объем производства фирмы ограничен уровнем имеющихся в ее распоряжении действующих производственных мощностей.Анализ безубыточности предполагает следующее: поведение совокупных затрат и объема реализации жестко определено и линейно в пределах области релевантности; все затраты можно разделить на переменные и постоянные; постоянные расходы остаются независимыми от объема производства в пределах области релевантности; переменные расходы прямо пропорциональны объему производства в пределах области релевантности; цена реализации продукции не меняется, не меняются и цены на материалы и услуги, используемые в производстве; технология производства и производительность оборудования не меняются; структурные сдвиги отсутствуют; объем производства равен объему продажи или изменения начальных и конечных запасов в итоге незначительны. График безубыточности отражен на рис. 3.6. В верхней области рисунка линия совокупного дохода (выручки фирмы) соответствует произведению цены одного изделия на количество проданных изделий: Ш = Р ■ <2. Линия совокупных затрат соответствует сумме общих постоянных и общих переменных затрат:ТС = ТТС + ТУС, где общие переменные затраты равны средним (или удельным) переменным затратам, умноженным на количество выпущенных изделий: ТУС = АУС • <2.Область переменных затрат лежит между линиями ТС и ТРС. Разность между общим доходом и общими затратами равна прибыли (соответствующая область заштрихована).В точке <2Н фирма только выходит на рынок, объем производства невелик, совокупные доходы (ТК) ниже совокупных издержек (ГС), фирма терпит убытки. Наращивание объемов производства и продажи продукции до уровня Оо позволяет достичь полного возмещения доходами всех понесенных затрат, фирма уже не несет убытков, но еще и не получает прибыли. В этой точке ее доходы равны ее издержкам, фирма достигла состояния безубыточности.Точка безубыточности — это такой объем производства и реализации продукции, при котором все доходы равны расходам, а при производстве и продаже каждой последующей единицы продукции фирма начинает получать прибыль.Расчет безубыточного объема производства и продажи продукции (<20) производится исходя из того, что в точке безубыточности доходы равны расходам: ТП = ТС, тогда Р ■ <20 = ТЕС + АУС • Оо,откуда безубыточный объем в натуральном выражении ггс40 Р-АУС’а в стоимостном выражении (выручка в точке безубыточности — га0) составляет _ ГГСВ°

Рис. 4.5. Равновесие спроса и предложения Точке рыночного равновесия соответствуют равновесная ценаРе Рб Рэ и равновесный объем 0.Е — 0-Б

Рис. 4.10. Равновесие в длительном периоде:а — неизменные издержки; б — возрастающие издержки;в — снижающиеся издержки Эластичность спроса и предложения Рыночные спрос и предложение могут изменяться под влиянием различных факторов. Степень реагирования спроса и предложения на изменение какого-либо фактора определяется их эластичностью. Эластичность — это мера изменения одного показателя по отношению к изменению другого, от которого зависит первый.Количественно эластичность можно измерить с помощью коэффициента эластичности.Коэффициент эластичности — показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит.Коэффициент эластичности е показывает степень количественного изменения одного фактора (например, величины спроса или предложения) в ответ на изменение другого фактора (например, цены или доходов) на 1 %:_ процентное изменение функции процентное изменение аргумента ’Коэффициент эластичности может принимать значения от нуля до бесконечности.Аналитиками чаще всего рассчитываются коэффициенты прямой ценовой эластичности спроса или предложения, перекрестной ценовой эластичности спроса, а также коэффициенты эластичности спроса по доходу.Прямая ценовая эластичность спроса и предложения оценивается с помощью коэффициента прямой эластичности спроса (или предложения) по цене, выражающего отношение процентного изменения в объеме продаваемого (или производимого) товара по отношению к однопроцентному изменению цены на него.Коэффициент прямой ценовой эластичности спроса рассчитывается по формуле_ процентное изменение количества проданного товараео - •процентное изменение цены товараКоэффициент прямой ценовой эластичности предложения рассчитывается по формуле _ процентное изменение количества произведенного товараеБ- •процентное изменение цены товара Процентные изменения чаще всего рассчитываются путем деления изменения количества на среднее количество и деления изменения цены на среднюю цену. Так, процентное изменение количества произведенного или проданного товара определяется по формуле Д<2% = (02-01)(01 + 02)/2‘ Процентное изменение цены товара рассчитывается по формуле ДР% = съ-ю(Р1+Р2)/2' В силу обратной зависимости величины спроса от цены для большинства товаров и услуг коэффициент прямой ценовой эластичности спроса в большинстве случаев является величиной отрицательной. Поэтому его величину оценивают по модулю. Коэффициент же ценовой эластичности предложения в силу прямой зависимости объема предложения от цены чаще всего является величиной положительной.В зависимости от значения модуля коэффициента ценовой эластичности спроса или предложения различают следующие виды эластичности спроса и предложения по цене: если е = оо, то говорят об абсолютной эластичности спроса или предложения, когда незначительное изменение цены повышает (или понижает) объем спроса или предложения на неограниченную величину; если | е | > 1, то спрос или предложение являются эластичными, т. е. их величина изменяется более высокими темпами, чем изменяется цена; если | е | = 1, то говорят о единичной эластичности спроса или предложения, когда их величина изменяется теми же темпами, что и изменение цены; если | е | < 1, то спрос или предложение являются неэластичными, т. е. их величина изменяется гораздо медленнее, чем изменяется цена; если е = 0, то говорят об абсолютной неэластичности спроса или предложения, когда значительное изменение цены никак не влияет на величину спроса или предложения. Значение коэффициента ценовой эластичности определяет угол наклона кривых спроса и предложения (рис. 4.11 и 4.14). рА С4ел = О о б о5 Ед = оо ►(2 Рис. 4.11. Графическая интерпретация спроса с различной эластичностью:а — типичные случаи; б — исключения В частности, кривая эластичного спроса имеет более пологий наклон (линия в то время как кривая неэластичного спроса наклонена более круто (линия Д2), а кривая спроса с единичной эластичностью имеет наклон под углом в 45 ° (линия Б3) (рис. 4.11, а).В случае абсолютно неэластичного спроса потребители покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен, т. е. изменение цены никак не влияет на объем спроса, а кривая спроса представляет собой вертикальную линию (линия Ол на рис. 4.11, б). Например, если даже в два раза снизится цена на инсулин, прироста в объемах его продажи не произойдет, так как количество больных диабетом, которые нуждаются в данном препарате, не изменилось.В случае абсолютно эластичного спроса небольшое снижение цены заставляет покупателей увеличивать свои покупки с нуля до максимального объема, который они могут потребить. Линия спроса в этом случае параллельна горизонтальной оси (линия 05 на рис. 4.11, б). Такая ситуация может наблюдаться на рынке совершенной конкуренции (она будет рассмотрена ниже). Иллюстративная задача 4.3 Функция спроса на товар описывается уравнением йв = 30-Р.Определите: величину спроса при цене в 10 ден. ед.; величину спроса при цене в 11 ден. ед.; процентное изменение спроса; процентное изменение цены; коэффициент ценовой эластичности спроса; к какой группе относится этот товар. Решение: величина спроса при цене в 10 ден. ед.: (2^(10) = 30 -Р = 30 -10 = 20 шт.;

Рис. 4.13. Эластичность спроса и выручка:а — кривая спроса; б — кривая выручки Если известно уравнение линейной функции спроса вида 0,т = = аг - ЪРЬ то коэффициент ценовой эластичности можно рассчитать по формуле 8 = Рассмотренная формула также подтверждает тот факт, что коэффициент эластичности различен в разных точках кривой спроса, несмотря на один и тот же ее наклон.В отличие от спроса, величина предложения имеет прямую зависимость от уровня цен, поэтому она имеет положительный наклон. Угол наклона кривой предложения также определяется степенью его ценовой эластичности. На рис. 4.14, а представлены следующие кривые предложения: — предложение с единичной эластично- стью, Б2 — неэластичное предложение, Б3 — эластичное предложение. На рис. 4.14, б отражены кривые — абсолютно неэластичного предложения и 55 — абсолютно эластичного предложения. PẬ s4 = О О б s5 es - ►Q Рис. 4.14. Кривые предложения с разной степенью эластичности:а — типичные случаи; б — исключения Иллюстративная задача 4.5 Рост закупочной цены на сельскохозяйственный продукт с 50 до 60 руб. привел к увеличению объема его предложения со 120 до 150 т.Определите: процентное изменение цены; процентное изменение объема производства; коэффициент ценовой эластичности предложения; к какой группе относится данный продукт. Решение: процентное изменение цены: ц-ц = (б°-4 5” =11 = 0,18;(Р1+Р2)/2 (50+ 60)/2 55 процентное изменение объема производства: AQ0/0 = ^-Qị) = С150-120) = 30 0(Q1+Q2)/2 (120+ 150)/2 135 коэффициент ценовой эластичности предложения: _ процентное изменение количества проданного товараeD - ,процентное изменение цены товара ẼD '■ 0,220,18 = 1,22; 4) абсолютное значение коэффициента больше единицы, следова тельно, предложение эластично по цене. К основным факторам, определяющим эластичность предложения по цене, можно отнести: наличие незагруженных производственных мощностей: чем ниже уровень загрузки мощностей — тем выше эластичность предложения;



Задачи для самостоятельного решения

Задача 3.1. Руководству фирмы нужно принять решение о том, что выгоднее: производить детали собственными силами или закупать их у поставщиков. Известно, что затраты на содержание оборудования для производства деталей составляют 1 000 000 ден. ед. в год, затраты на материалы для производства деталей и заработную — 5 ден. ед. на единицу, цена готовой детали у поставщика — 20 ден. ед.

Потребность в деталях в соответствии с производственной программой составляет: а) 50 000 шт.; б) 150 000 шт.

Определите:

  1. стоимость производства деталей в соответствии с программой А;


  • стоимость покупки деталей в соответствии с программой А;

  • стоимость производства деталей в соответствии с программой В;

  • стоимость покупки деталей в соответствии с программой В;

    Сформулируйте вывод о целесообразности покупки или собственного

    производства деталей.



    Задача 3.2. Совокупные издержки фирмы описываются выражением

    ТС =
    15Q2 + 10Q + 100.

    Определите:

    1. общие постоянные и средние постоянные издержки фирмы;

    2. общие переменные издержки фирмы;

    3. средние переменные издержки фирмы;

    4. средние валовые издержки фирмы;

    5. предельные издержки фирмы.

    Задача 3.3. При объеме производства 100 ед. продукции средние переменные издержки составляют 10 ден. ед., а средние постоянные — 5 ден. ед.

    Чему равны средние общие и валовые общие издержки фирмы?

    Задача 3.4. Цена единицы продукции равна 10 ден. ед., объем продаж составляет 50 000 изделий в год. Транспортные расходы на одну единицу товара равны 2 ден. ед., затраты на сырье — 5 ден. ед. на одну единицу товара, постоянные производственные издержки составляют 120 000 ден. ед., затраты на рекламу — 2000 ден. ед. в год, затраты на стимулирование сбыта — 3000 ден. ед. в год.

    Определите:

    1. выручку (валовый доход фирмы);

    2. постоянные и переменные издержки фирмы;

    3. валовые издержки фирмы;

    4. прибыль фирмы;

    5. рентабельность продаж и рентабельность продукции фирмы.

    Задача 3.5. Фактический объем выпуска продукции равен 20 000 пгг. Общие затраты на выпуск продукции составили 14 000 тыс. ден. ед., в том числе постоянные расходы — 8 000 тыс. ден. ед., переменные — 6000 тыс. ден. ед. Цена единицы продукции равна 1000 ден. ед.


    Определите:

    1. величину средних переменных издержек;

    2. безубыточный объем производства;

    3. запас финансовой прочности в абсолютных и относительных единицах;

    4. безубыточный уровень цены;

    5. запас по цене в абсолютных и относительных единицах.

    Задача 3.6. Вы открыли собственную фирму. По окончании года, по расчетам бухгалтера, прибыль составила 3 млн ден. ед. Насколько прибыльным оказался бизнес, с вашей точки зрения, принимая во внимание тот факт, что вам пришлось оставить работу с зарплатой 2,5 млн руб. в год. Кроме того, для создания фирмы вы вложили собственные денежные средства в размере 10 млн руб. Ставка процента составляет 10 % годовых.

    Чему равна экономическая прибыль вашей фирмы?

    Задание для самостоятельного выполнения

    Задание 3.1. В таблице показана зависимость общих затрат фирмы от объема выпуска продукции. Рассчитайте различные виды затрат, заполняя соответствующие графы таблицы.




    Выпуск в единицу времени, Q, шт.

    Общие затраты ГС, руб.

    FC

    VC

    МС

    АТС

    AVC

    AFC

    0

    60



















    1

    130



















    2

    180



















    3

    230



















    4

    300





















    Рекомендуемая литература

    1. Бернанке, Б. Экономикс. Экспресс-курс : пер. с англ. / Б. Бернанке, Р. Фрэнк. — СПб.: Питер, 2012. - 720 с.

    2. Вечканов, Г. С. Экономическая теория : учебник для вузов / Г. С. Вечканов. — Санкт-Петербург : Питер, 2011. — 512 с.

    3. Ивасенко, А. Г. Микроэкономика : учеб, пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. — Москва : КноРус, 2013. — 280 с.

    4. Курс экономики для бакалавров : учеб, пособие / под. ред. д-ра экон. наук, проф. Е. А. Третьяковой. — Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехи, ун-та, 2015. — 422 с.

    5. Курс экономической теории : учебник / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. — Киров : АСА, 2007. — 848 с.

    6. Максимова В. Ф. Микроэкономика : учебник / В. Ф. Максимова ; Моек, финане.-пром. ун-т «Синергия». — Москва, 2012. — 496 с.

    7. Микроэкономика : практический подход (Managerial Economics) : учебник / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. — 8-е изд., стер. — Москва : КноРус, 2017. — 688 с.

    8. Микроэкономика. Теория и российская практика : учебник / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова; Финансовая академия при Правительстве РФ. — Москва : КноРус, 2006. — 624 с.

    9. Мицкевич, А. А. Сборник заданий по микроэкономике с решениями: пособие для преподавателей экономики. В 3 кн. Кн. 1. Задачник по микроэкономике с решениями / А. А. Мицкевич. — Москва : Бита-Пресс, 2001. — 592 с.

    10. Мэнкью, Н. Микроэкономика / Н. Мэнкью, М. Тейлор. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2013. — 544 с.

    11. Сборник задач по экономической теории : микроэкономика и макроэкономика. — Киров : АСА, 2006. — 248 с.

    12. Селищев, А. С. Микроэкономика: учебник / А. С. Селищев. — Санкт- Петербург : Питер, 2002. — 448 с.

    13. Сио, К. К. Управленческая экономика : пер. с англ. / К. К. Сио. — Москва : ИНФРА-М, 2000. — 671 с.

    14. Станковская, И. К. Экономическая теория : учебник / И. К. Станков- ская, И. А. Стрелец. — Москва : ЭКСМО, 2009. — 480 с.

    15. Третьякова, Е. А. Микроэкономика : учеб, пособие / Е. А. Третьякова. — Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехи, ун-та, 2015. — 510 с.





    1. Третьякова, Е. А. Экономика: практикум / Е. А. Третьякова, О. В. Буторина, М. Ю. Осипова. — Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехи, ун-та, 2015. — 309 с.

    2. McConnell, С. R. Economics. Principles, Problems, and Policies / C. R. McConnell, S. L. Brue, S. M. Flynn. — New York: McGraw-Hill Companies, 2009. — 917 p.



    2>
    Тема 4

    РЫНОЧНАЯ СРЕДА ФИРМЫ


    В результате изучения данной темы обучающийся должен:

    знать

    • определения понятий «спрос», «величина спроса», «цена спроса», «функция спроса», «предложение», «величина предложения», «цена предложения», «функция предложения», «равновесный объем», «равновесная цена», «излишек потребителя», «излишек производителя», «эластичность», «коэффициент эластичности», «конкуренция», «ценовая дискриминация»;

    • факторы (детерминанты) спроса и предложения; основные методы государственного регулирования рынка;

    • основные виды эластичности спроса и предложения товаров; базовые модели типов рыночных структур; виды ценовой дискриминации;

    уметь

    • определять параметры точки рыночного равновесия, рассчитывать величину излишков потребителей и производителей;

    • оценивать последствия государственного регулирования рынка;

    • рассчитывать коэффициенты эластичности;

    • определять оптимальные объем производства и уровень цены для фирм различных конкурентных типов;

    владеть

    • навыками применения модели рыночного равновесия для диагностики рыночной ситуации;

    • навыками обоснования необходимых мер государственного регулирования рынка и оценки их последствий;

    • навыками обоснования управленческих решений относительно объемов производства и уровня цен при различных типах рыночных структур.


    1. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие

    Взаимодействуя на рынке, потребители и производители совершают множество сделок различного характера. При этом производители (продавцы) предлагают свои товары и услуги, а потребители (покупатели) предъявляют свой спрос на них.

    Одним их ключевых понятий рыночной экономики и базовым параметром, характеризующим поведение потребителей (покупателей), является спрос.



    Спрос (Demand, D) — это количество товара, которое потребитель готов и может приобрести по различным ценам за определенный период времени.


    Спрос также можно определить как платежеспособную общественную потребность в товарах и услугах. Основная характеристика потребительского спроса — это его величина (или объем).

    Величина спроса — это количество товара, которое потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене в течение определенного периода времени.

    В экономике принято различать индивидуальный, рыночный и совокупный спрос.

    Индивидуальный спрос — это спрос отдельного покупателя на определенный товар.

    Величина индивидуального спроса определяется вкусами и предпочтениями индивида, а также уровнем его доходов.

    Рыночный спрос — это суммарный спрос всех покупателей на данном рынке.

    Величина рыночного спроса зависит от числа покупателей, уровня цен на товары и услуги, уровня доходов потребителей и прочих факторов.

    Совокупный спрос — это спрос на всех рынках определенного товара либо на все изготовляемые и продаваемые товары.

    Все сделки на рынке осуществляются по цене спроса, определяющей готовность покупателей платить за товар или услугу.

    Цена спроса — это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара или услуги в данное время на данном рынке.

    Как правило, повышение цены приводит к уменьшению объема продажи продукта (товара или услуги). Закон спроса отражает эту негативную связь.

    Закон спроса: чем выше цена на товар, тем меньше величина спроса на него при прочих равных условиях.

    Эта негативная связь проявляется и в нисходящем наклоне кривой потребительского спроса.

    Спрос на товары и услуги зависит от ряда неценовых факторов (детерминант).

    1. Личный располагаемый доход (Г). В большинстве случаев чем больше располагаемый доход (доход после уплаты налогов и получения трансфертов) у людей, тем больше вероятность того, что они купят тот или иной товар.

    2. Вкусы, или предпочтения (Г). Чем больше желание владеть товаром, тем больше вероятность того, что человек купит товар. Существует основное различие между желанием и спросом: желание — это мера готовности покупать товар, основанная на прису





    щих ему качествах, а спрос — это готовность и способность реализовать свои желания.

    Вкусы и предпочтения определяются модой, традициями и привычками. Например, приход моды на мини-юбки приводит к снижению величины спроса на ткани. На потребительские предпочтения и их изменения оказывают влияние семейное и социальное положение, возраст, пол, устойчивость национальных традиций, технический прогресс (так, например, спрос на компьютерные дискеты был практически «убит» распространением флэш-памяти, а спрос на фотопленку — появлением цифровой фотографии).

    1. Общее число покупателей, или размер рынка