Файл: Практикум для вузов 2е издание, переработанное и дополненное.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Задачи для самостоятельного решения
Задача 3.1. Руководству фирмы нужно принять решение о том, что выгоднее: производить детали собственными силами или закупать их у поставщиков. Известно, что затраты на содержание оборудования для производства деталей составляют 1 000 000 ден. ед. в год, затраты на материалы для производства деталей и заработную — 5 ден. ед. на единицу, цена готовой детали у поставщика — 20 ден. ед.
Потребность в деталях в соответствии с производственной программой составляет: а) 50 000 шт.; б) 150 000 шт.
Определите:
-
стоимость производства деталей в соответствии с программой А;
стоимость покупки деталей в соответствии с программой А;
стоимость производства деталей в соответствии с программой В;
стоимость покупки деталей в соответствии с программой В;
Сформулируйте вывод о целесообразности покупки или собственного
производства деталей.
Задача 3.2. Совокупные издержки фирмы описываются выражением
ТС = 15Q2 + 10Q + 100.
Определите:
-
общие постоянные и средние постоянные издержки фирмы; -
общие переменные издержки фирмы; -
средние переменные издержки фирмы; -
средние валовые издержки фирмы; -
предельные издержки фирмы.
Задача 3.3. При объеме производства 100 ед. продукции средние переменные издержки составляют 10 ден. ед., а средние постоянные — 5 ден. ед.
Чему равны средние общие и валовые общие издержки фирмы?
Задача 3.4. Цена единицы продукции равна 10 ден. ед., объем продаж составляет 50 000 изделий в год. Транспортные расходы на одну единицу товара равны 2 ден. ед., затраты на сырье — 5 ден. ед. на одну единицу товара, постоянные производственные издержки составляют 120 000 ден. ед., затраты на рекламу — 2000 ден. ед. в год, затраты на стимулирование сбыта — 3000 ден. ед. в год.
Определите:
-
выручку (валовый доход фирмы); -
постоянные и переменные издержки фирмы; -
валовые издержки фирмы; -
прибыль фирмы; -
рентабельность продаж и рентабельность продукции фирмы.
Задача 3.5. Фактический объем выпуска продукции равен 20 000 пгг. Общие затраты на выпуск продукции составили 14 000 тыс. ден. ед., в том числе постоянные расходы — 8 000 тыс. ден. ед., переменные — 6000 тыс. ден. ед. Цена единицы продукции равна 1000 ден. ед.
Определите:
-
величину средних переменных издержек; -
безубыточный объем производства; -
запас финансовой прочности в абсолютных и относительных единицах; -
безубыточный уровень цены; -
запас по цене в абсолютных и относительных единицах.
Задача 3.6. Вы открыли собственную фирму. По окончании года, по расчетам бухгалтера, прибыль составила 3 млн ден. ед. Насколько прибыльным оказался бизнес, с вашей точки зрения, принимая во внимание тот факт, что вам пришлось оставить работу с зарплатой 2,5 млн руб. в год. Кроме того, для создания фирмы вы вложили собственные денежные средства в размере 10 млн руб. Ставка процента составляет 10 % годовых.
Чему равна экономическая прибыль вашей фирмы?
Задание для самостоятельного выполнения
Задание 3.1. В таблице показана зависимость общих затрат фирмы от объема выпуска продукции. Рассчитайте различные виды затрат, заполняя соответствующие графы таблицы.
Выпуск в единицу времени, Q, шт. | Общие затраты ГС, руб. | FC | VC | МС | АТС | AVC | AFC |
0 | 60 | | | | | | |
1 | 130 | | | | | | |
2 | 180 | | | | | | |
3 | 230 | | | | | | |
4 | 300 | | | | | | |
Рекомендуемая литература
-
Бернанке, Б. Экономикс. Экспресс-курс : пер. с англ. / Б. Бернанке, Р. Фрэнк. — СПб.: Питер, 2012. - 720 с. -
Вечканов, Г. С. Экономическая теория : учебник для вузов / Г. С. Вечканов. — Санкт-Петербург : Питер, 2011. — 512 с. -
Ивасенко, А. Г. Микроэкономика : учеб, пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. — Москва : КноРус, 2013. — 280 с. -
Курс экономики для бакалавров : учеб, пособие / под. ред. д-ра экон. наук, проф. Е. А. Третьяковой. — Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехи, ун-та, 2015. — 422 с. -
Курс экономической теории : учебник / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. — Киров : АСА, 2007. — 848 с. -
Максимова В. Ф. Микроэкономика : учебник / В. Ф. Максимова ; Моек, финане.-пром. ун-т «Синергия». — Москва, 2012. — 496 с. -
Микроэкономика : практический подход (Managerial Economics) : учебник / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. — 8-е изд., стер. — Москва : КноРус, 2017. — 688 с. -
Микроэкономика. Теория и российская практика : учебник / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова; Финансовая академия при Правительстве РФ. — Москва : КноРус, 2006. — 624 с. -
Мицкевич, А. А. Сборник заданий по микроэкономике с решениями: пособие для преподавателей экономики. В 3 кн. Кн. 1. Задачник по микроэкономике с решениями / А. А. Мицкевич. — Москва : Бита-Пресс, 2001. — 592 с. -
Мэнкью, Н. Микроэкономика / Н. Мэнкью, М. Тейлор. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2013. — 544 с. -
Сборник задач по экономической теории : микроэкономика и макроэкономика. — Киров : АСА, 2006. — 248 с. -
Селищев, А. С. Микроэкономика: учебник / А. С. Селищев. — Санкт- Петербург : Питер, 2002. — 448 с. -
Сио, К. К. Управленческая экономика : пер. с англ. / К. К. Сио. — Москва : ИНФРА-М, 2000. — 671 с. -
Станковская, И. К. Экономическая теория : учебник / И. К. Станков- ская, И. А. Стрелец. — Москва : ЭКСМО, 2009. — 480 с. -
Третьякова, Е. А. Микроэкономика : учеб, пособие / Е. А. Третьякова. — Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехи, ун-та, 2015. — 510 с.
-
Третьякова, Е. А. Экономика: практикум / Е. А. Третьякова, О. В. Буторина, М. Ю. Осипова. — Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехи, ун-та, 2015. — 309 с. -
McConnell, С. R. Economics. Principles, Problems, and Policies / C. R. McConnell, S. L. Brue, S. M. Flynn. — New York: McGraw-Hill Companies, 2009. — 917 p.
2>
Тема 4
РЫНОЧНАЯ СРЕДА ФИРМЫ
В результате изучения данной темы обучающийся должен:
знать
-
определения понятий «спрос», «величина спроса», «цена спроса», «функция спроса», «предложение», «величина предложения», «цена предложения», «функция предложения», «равновесный объем», «равновесная цена», «излишек потребителя», «излишек производителя», «эластичность», «коэффициент эластичности», «конкуренция», «ценовая дискриминация»; -
факторы (детерминанты) спроса и предложения; основные методы государственного регулирования рынка; -
основные виды эластичности спроса и предложения товаров; базовые модели типов рыночных структур; виды ценовой дискриминации;
уметь
-
определять параметры точки рыночного равновесия, рассчитывать величину излишков потребителей и производителей; -
оценивать последствия государственного регулирования рынка; -
рассчитывать коэффициенты эластичности; -
определять оптимальные объем производства и уровень цены для фирм различных конкурентных типов;
владеть
-
навыками применения модели рыночного равновесия для диагностики рыночной ситуации; -
навыками обоснования необходимых мер государственного регулирования рынка и оценки их последствий; -
навыками обоснования управленческих решений относительно объемов производства и уровня цен при различных типах рыночных структур.
-
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие
Взаимодействуя на рынке, потребители и производители совершают множество сделок различного характера. При этом производители (продавцы) предлагают свои товары и услуги, а потребители (покупатели) предъявляют свой спрос на них.
Одним их ключевых понятий рыночной экономики и базовым параметром, характеризующим поведение потребителей (покупателей), является спрос.
Спрос (Demand, D) — это количество товара, которое потребитель готов и может приобрести по различным ценам за определенный период времени.
Спрос также можно определить как платежеспособную общественную потребность в товарах и услугах. Основная характеристика потребительского спроса — это его величина (или объем).
Величина спроса — это количество товара, которое потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене в течение определенного периода времени.
В экономике принято различать индивидуальный, рыночный и совокупный спрос.
Индивидуальный спрос — это спрос отдельного покупателя на определенный товар.
Величина индивидуального спроса определяется вкусами и предпочтениями индивида, а также уровнем его доходов.
Рыночный спрос — это суммарный спрос всех покупателей на данном рынке.
Величина рыночного спроса зависит от числа покупателей, уровня цен на товары и услуги, уровня доходов потребителей и прочих факторов.
Совокупный спрос — это спрос на всех рынках определенного товара либо на все изготовляемые и продаваемые товары.
Все сделки на рынке осуществляются по цене спроса, определяющей готовность покупателей платить за товар или услугу.
Цена спроса — это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара или услуги в данное время на данном рынке.
Как правило, повышение цены приводит к уменьшению объема продажи продукта (товара или услуги). Закон спроса отражает эту негативную связь.
Закон спроса: чем выше цена на товар, тем меньше величина спроса на него при прочих равных условиях.
Эта негативная связь проявляется и в нисходящем наклоне кривой потребительского спроса.
Спрос на товары и услуги зависит от ряда неценовых факторов (детерминант).
-
Личный располагаемый доход (Г). В большинстве случаев чем больше располагаемый доход (доход после уплаты налогов и получения трансфертов) у людей, тем больше вероятность того, что они купят тот или иной товар. -
Вкусы, или предпочтения (Г). Чем больше желание владеть товаром, тем больше вероятность того, что человек купит товар. Существует основное различие между желанием и спросом: желание — это мера готовности покупать товар, основанная на прису
щих ему качествах, а спрос — это готовность и способность реализовать свои желания.
Вкусы и предпочтения определяются модой, традициями и привычками. Например, приход моды на мини-юбки приводит к снижению величины спроса на ткани. На потребительские предпочтения и их изменения оказывают влияние семейное и социальное положение, возраст, пол, устойчивость национальных традиций, технический прогресс (так, например, спрос на компьютерные дискеты был практически «убит» распространением флэш-памяти, а спрос на фотопленку — появлением цифровой фотографии).
-
Общее число покупателей, или размер рынка