Файл: Практикум для вузов 2е издание, переработанное и дополненное.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
(ЛГ). С увеличением числа потребителей возрастает объем спроса на товары или услуги, снижение численности покупателей приводит к падению спроса.
Ожидания потребителей относительно будущих цен, доходов и доступности (£). Ожидания роста цен могут вызвать увеличение спроса на товар в настоящее время. Если потребитель считает, что цена товара в будущем будет выше, то он, скорее всего, приобретет товар сейчас. Если потребитель ожидает, что его доходы в будущем возрастут, то он уже сейчас может начать приобретать больше товаров, которые раньше не мог себе позволить. Напротив, ожидания сокращения доходов (в период кризиса) могут привести к снижению потребительского спроса.
Цены на связанные товары (Рр — цены на товары, дополняющие или заменяющие данный товар.
Комплементарный товар — это товар, который используется вместе с первичным товаром.
Примерами дополняющих друг друга товаров являются хот-доги и горчица, автомобили и бензин (идеальные дополнения ведут себя как единый товар). При росте цены на любой из взаимодополняющих товаров спрос падает на оба товара, а при падении цен он синхронно увеличивается.
Товары-субституты — это товары, которые могут быть использованы вместо первичного товара.
Товарами-субститутами являются, например, чай и кофе, услуги железнодорожных и авиакомпаний. Рост цены на товары-субституты приводит к увеличению спроса на основной товар. Но если цена на товар-заменитель снижается, то спрос на первичный товар падает, так как покупатели переключаются на его субститут.
С учетом всех этих факторов общую функцию спроса можно представить в следующем виде:
0о=К1,Т,Ы,Е,РрО).
Функция спроса (Demand Function) — это количественная зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами (детерминантами).
Если все факторы спроса, кроме цены, принять неизменными для данного периода, то можно от общей функции спроса перейти к функции зависимости спроса от цены:
Qd=№,
где Qd — величина спроса на товар; Р — цена за единицу анализируемого товара.
Обратная зависимость цены от величины спроса называется, соответственно, обратной функцией спроса и имеет вид
р=/т
Для практической оценки и прогнозирования рыночного спроса используют самые разнообразные методы. Наиболее часто применяются:
Функциональная зависимость между величиной спроса и ценой может быть представлена тремя традиционными способами: табличным, аналитическим (через уравнение) и графическим. Графическое изображение зависимости величины спроса от рыночной цены осуществляется с помощью кривой спроса.
Кривая спроса — это представленная в графической форме зависимость между величиной спроса на товар и его рыночной ценой при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на спрос.
На графике кривой спроса по вертикальной оси отображаются возможные цены (Р), а по горизонтальной оси — количество поку-
паемого товара (0). Зависимость спроса от цены может быть нелинейной (рис. 4.1, а) или линейной (рис. 4.1, б).
Рис. 4.1. Кривая спроса:
а — нелинейная зависимость; б — линейная зависимость
Изменение цены на товар порождает два эффекта: эффект замещения (замены) и эффект дохода.
Эффект замещения (Substitution Effect) — это изменение величины спроса на товар в результате замещения (замены) более дорогих товаров менее дорогими.
Суть данного эффекта заключается в том, что потребитель будет покупать больше продукта, цена на который снизилась, замещая им продукт, цена на который повысилась.
Эффект дохода (Income Effect) — это воздействие, оказываемое изменением цены товара на реальный доход потребителя и на количество продукта, которое он приобретает, приняв в расчет эффект замещения.
Суть эффекта дохода состоит в том, что при снижении цены на товар у покупателя высвобождается определенная часть доходов, которую он теперь может направить на покупку либо большего количества данного товара, либо какого-то другого товара. Даже небольшое понижение цен делает потребителей относительно богаче, косвенно увеличивая их реальный доход.
При изменении цены блага величина спроса движется в обратном направлении вдоль линии спроса (рис. 4.2, а). Если же изменяются неценовые факторы спроса, то это приводит к сдвигу самой кривой спроса (рис. 4.2, б) вправо (при увеличении спроса) или влево (при уменьшении спроса).
Так, при снижении цены с Рг до Р2 величина спроса возрастает с (^до Q2 (см. рис. 4.2, а). При росте цены динамика величины спроса будет обратной.
Если же изменится неценовой фактор, то установится новая зависимость между ценой и объемом спроса, изменится функция
спроса от цены и произойдет сдвиг кривой спроса. Например, при увеличении числа потребителей или величины их доходов линия спроса сместится из положения в положение £)2 (см. рис. 4.2, б). В этом случае при цене Рг объем спроса возрастет с 0.г до 0.3, а при цене Р2 — с 0,2 до (24. Если же впоследствии произойдет сокращение численности или доходов покупателей, то оно вызовет противоположную реакцию со стороны спроса и кривая сместится из положения й2 в положение
Рис. 4.2. Изменение объема спроса и сдвиг кривой спроса:
а — изменение цены — перемещение по кривой спроса;
б — изменение неценовых факторов — сдвиг кривой спроса
Необходимо отметить, что с точки зрения зависимости величины спроса от уровня доходов потребителей в экономике принято различать нормальные и аномальные товары.
Нормальный товар — это товар, спрос на который растет при росте доходов потребителя.
Это, как правило, качественные одежда, обувь, бытовая техника, автомобили, компьютеры и т. п. Нормальные товары отличает прямая зависимость величины спроса от размера доходов потребителей.
Аномальный товар — это товар, спрос на который снижается по мере роста доходов потребителя.
На аномальные товары спрос возрастает при падении доходов потребителей. К аномальным товарам относятся, например, маргарин, дешевые макаронные изделия, дешевые сорта колбасы, которые по мере роста доходов покупатели замещают более качественными товарами: маслом, мясом, овощами, фруктами. Необходимо отметить, что по структуре потребления продуктов питания населением судят об уровне жизни в стране. Чем большую долю в питании населения занимают хлеб, картофель, макароны, тем беднее страна. Напротив, чем больше в потреблении доля мяса, молока, овощей и фруктов, тем она богаче.
Рыночное поведение производителей (продавцов) товаров и услуг характеризуется понятием «предложение», которое отражает готовность производителей (продавцов) производить и продавать свои товары на рынке по определенным ценам в определенный период времени.
Предложение (Supply, S) — это желание и готовность производителей (продавцов) предложить к продаже свои товары.
Предложение количественно измеряется величиной предложения.
Величина предложения — это количество товаров и услуг, которое производитель желает и способен продать по данной цене в определенный момент времени.
В экономической теории различают индивидуальное и рыночное и совокупное предложение.
Индивидуальное предложение — это предложение товара отдельным производителем (продавцом).
Его величина зависит от производственных возможностей отдельного производителя.
Рыночное предложение — это суммарное предложение всех продавцов на данном рынке.
Объем рыночного предложения определяется количеством производителей, уровнем цен на товары, уровнем налогообложения и иными факторами.
Совокупное предложение — это предложение на всех рынках определенного товара либо предложение всех изготовляемых и продаваемых товаров.
Совокупное предложение характеризует масштаб производства внутри страны в целом.
Готовность фирм производить и продавать какую-либо продукцию во многом зависит от применяемой технологии и цен на ресурсы, в совокупности определяющих величину издержек производства, а также от сложившегося уровня рыночных цен. Цена должна обеспечивать производителю как минимум возмещение его затрат на производство товара.
Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара в определенный момент времени на данном рынке.
Отношение между ценой и количеством поставленного товара является положительным. Это означает, что увеличение цены приведет к увеличению количества поставленного товара. Такую зависимость выражает закон предложения.
Закон предложения: с ростом цен на товар увеличивается объем предложения этого товара при прочих равных условиях.
Эту зависимость отражает положительный наклон кривой предложения.
На желание или способность продавца производить и продавать товар могут влиять многочисленные неценовые факторы и обстоятельства.
Ожидания потребителей относительно будущих цен, доходов и доступности (£). Ожидания роста цен могут вызвать увеличение спроса на товар в настоящее время. Если потребитель считает, что цена товара в будущем будет выше, то он, скорее всего, приобретет товар сейчас. Если потребитель ожидает, что его доходы в будущем возрастут, то он уже сейчас может начать приобретать больше товаров, которые раньше не мог себе позволить. Напротив, ожидания сокращения доходов (в период кризиса) могут привести к снижению потребительского спроса.
Цены на связанные товары (Рр — цены на товары, дополняющие или заменяющие данный товар.
Комплементарный товар — это товар, который используется вместе с первичным товаром.
Примерами дополняющих друг друга товаров являются хот-доги и горчица, автомобили и бензин (идеальные дополнения ведут себя как единый товар). При росте цены на любой из взаимодополняющих товаров спрос падает на оба товара, а при падении цен он синхронно увеличивается.
Товары-субституты — это товары, которые могут быть использованы вместо первичного товара.
Товарами-субститутами являются, например, чай и кофе, услуги железнодорожных и авиакомпаний. Рост цены на товары-субституты приводит к увеличению спроса на основной товар. Но если цена на товар-заменитель снижается, то спрос на первичный товар падает, так как покупатели переключаются на его субститут.
-
Прочие факторы (О) включают рекламу, государственные закупки и т. д.
С учетом всех этих факторов общую функцию спроса можно представить в следующем виде:
0о=К1,Т,Ы,Е,РрО).
Функция спроса (Demand Function) — это количественная зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами (детерминантами).
Если все факторы спроса, кроме цены, принять неизменными для данного периода, то можно от общей функции спроса перейти к функции зависимости спроса от цены:
Qd=№,
где Qd — величина спроса на товар; Р — цена за единицу анализируемого товара.
Обратная зависимость цены от величины спроса называется, соответственно, обратной функцией спроса и имеет вид
р=/т
Для практической оценки и прогнозирования рыночного спроса используют самые разнообразные методы. Наиболее часто применяются:
-
интервьюирование покупателей об их предпочтениях и о финансовых возможностях; -
экспертные оценки уровня спроса на товар и экономические прогнозы относительно его динамики, которые высказываются специалистами и экспертами в данной области по заказу заинтересованных компаний; -
рыночный эксперимент, который предполагает прямое рыночное тестирование товара (пробные продажи, пробное снижение цен и т. п.) и оценку потребительского поведения; -
статистический метод, основанный на изучении реальных статистических данных, исследовании взаимосвязи между спросом и ценами на товар за определенный период времени, ранжировании влияния прочих факторов спроса (доход, цены на другие товары, макроэкономическая ситуация и т. д.). При наличии достаточного объема статистической базы данных можно с определенной долей погрешности определить функцию спроса и спрогнозировать ожидаемую реакцию потребителей на изменение цен.
Функциональная зависимость между величиной спроса и ценой может быть представлена тремя традиционными способами: табличным, аналитическим (через уравнение) и графическим. Графическое изображение зависимости величины спроса от рыночной цены осуществляется с помощью кривой спроса.
Кривая спроса — это представленная в графической форме зависимость между величиной спроса на товар и его рыночной ценой при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на спрос.
На графике кривой спроса по вертикальной оси отображаются возможные цены (Р), а по горизонтальной оси — количество поку-
паемого товара (0). Зависимость спроса от цены может быть нелинейной (рис. 4.1, а) или линейной (рис. 4.1, б).
Рис. 4.1. Кривая спроса:
а — нелинейная зависимость; б — линейная зависимость
Изменение цены на товар порождает два эффекта: эффект замещения (замены) и эффект дохода.
Эффект замещения (Substitution Effect) — это изменение величины спроса на товар в результате замещения (замены) более дорогих товаров менее дорогими.
Суть данного эффекта заключается в том, что потребитель будет покупать больше продукта, цена на который снизилась, замещая им продукт, цена на который повысилась.
Эффект дохода (Income Effect) — это воздействие, оказываемое изменением цены товара на реальный доход потребителя и на количество продукта, которое он приобретает, приняв в расчет эффект замещения.
Суть эффекта дохода состоит в том, что при снижении цены на товар у покупателя высвобождается определенная часть доходов, которую он теперь может направить на покупку либо большего количества данного товара, либо какого-то другого товара. Даже небольшое понижение цен делает потребителей относительно богаче, косвенно увеличивая их реальный доход.
При изменении цены блага величина спроса движется в обратном направлении вдоль линии спроса (рис. 4.2, а). Если же изменяются неценовые факторы спроса, то это приводит к сдвигу самой кривой спроса (рис. 4.2, б) вправо (при увеличении спроса) или влево (при уменьшении спроса).
Так, при снижении цены с Рг до Р2 величина спроса возрастает с (^до Q2 (см. рис. 4.2, а). При росте цены динамика величины спроса будет обратной.
Если же изменится неценовой фактор, то установится новая зависимость между ценой и объемом спроса, изменится функция
спроса от цены и произойдет сдвиг кривой спроса. Например, при увеличении числа потребителей или величины их доходов линия спроса сместится из положения в положение £)2 (см. рис. 4.2, б). В этом случае при цене Рг объем спроса возрастет с 0.г до 0.3, а при цене Р2 — с 0,2 до (24. Если же впоследствии произойдет сокращение численности или доходов покупателей, то оно вызовет противоположную реакцию со стороны спроса и кривая сместится из положения й2 в положение
Рис. 4.2. Изменение объема спроса и сдвиг кривой спроса:
а — изменение цены — перемещение по кривой спроса;
б — изменение неценовых факторов — сдвиг кривой спроса
Необходимо отметить, что с точки зрения зависимости величины спроса от уровня доходов потребителей в экономике принято различать нормальные и аномальные товары.
Нормальный товар — это товар, спрос на который растет при росте доходов потребителя.
Это, как правило, качественные одежда, обувь, бытовая техника, автомобили, компьютеры и т. п. Нормальные товары отличает прямая зависимость величины спроса от размера доходов потребителей.
Аномальный товар — это товар, спрос на который снижается по мере роста доходов потребителя.
На аномальные товары спрос возрастает при падении доходов потребителей. К аномальным товарам относятся, например, маргарин, дешевые макаронные изделия, дешевые сорта колбасы, которые по мере роста доходов покупатели замещают более качественными товарами: маслом, мясом, овощами, фруктами. Необходимо отметить, что по структуре потребления продуктов питания населением судят об уровне жизни в стране. Чем большую долю в питании населения занимают хлеб, картофель, макароны, тем беднее страна. Напротив, чем больше в потреблении доля мяса, молока, овощей и фруктов, тем она богаче.
Рыночное поведение производителей (продавцов) товаров и услуг характеризуется понятием «предложение», которое отражает готовность производителей (продавцов) производить и продавать свои товары на рынке по определенным ценам в определенный период времени.
Предложение (Supply, S) — это желание и готовность производителей (продавцов) предложить к продаже свои товары.
Предложение количественно измеряется величиной предложения.
Величина предложения — это количество товаров и услуг, которое производитель желает и способен продать по данной цене в определенный момент времени.
В экономической теории различают индивидуальное и рыночное и совокупное предложение.
Индивидуальное предложение — это предложение товара отдельным производителем (продавцом).
Его величина зависит от производственных возможностей отдельного производителя.
Рыночное предложение — это суммарное предложение всех продавцов на данном рынке.
Объем рыночного предложения определяется количеством производителей, уровнем цен на товары, уровнем налогообложения и иными факторами.
Совокупное предложение — это предложение на всех рынках определенного товара либо предложение всех изготовляемых и продаваемых товаров.
Совокупное предложение характеризует масштаб производства внутри страны в целом.
Готовность фирм производить и продавать какую-либо продукцию во многом зависит от применяемой технологии и цен на ресурсы, в совокупности определяющих величину издержек производства, а также от сложившегося уровня рыночных цен. Цена должна обеспечивать производителю как минимум возмещение его затрат на производство товара.
Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара в определенный момент времени на данном рынке.
Отношение между ценой и количеством поставленного товара является положительным. Это означает, что увеличение цены приведет к увеличению количества поставленного товара. Такую зависимость выражает закон предложения.
Закон предложения: с ростом цен на товар увеличивается объем предложения этого товара при прочих равных условиях.
Эту зависимость отражает положительный наклон кривой предложения.
На желание или способность продавца производить и продавать товар могут влиять многочисленные неценовые факторы и обстоятельства.
-
Состояние технологии