Файл: Практикум для вузов 2е издание, переработанное и дополненное.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Модель управленческого благоразумия предполагает, что управляющие могут преследовать свои личные интересы лишь до тех пор, пока они обеспечивают уровень прибылей, достаточный для
1 Сио К. К. Управленческая экономика : пер. с англ. М. : ИНФРА-М, 2000. С. 36.
выплаты приемлемых дивидендов владельцам фирмы и дальнейшего финансирования ее роста. Общая гипотеза модели управленческого благоразумия состоит в том, что фирма, которой руководят управляющие, максимизирующие выгоды, расходует больше на аппарат управления и предоставляет больше управленческих привилегий, чем фирма, максимизирующая прибыль.
Агентская модель ориентирована на отношения между принципалами (акционерами) и их агентами (управляющими), которые действуют в интересах первых. Проблема состоит в том, что акционеры не могут знать, действительно ли управляющие делают все, что в их силах, для максимизации состояния владельцев. Если только акционеры не являются одновременно управляющими, то они не способны наблюдать за повседневным процессом управления компанией и могут видеть только результаты действий руководящего аппарата. Если результаты работы управляющих будут неудовлетворительными, то акционеры, действуя через совет директоров, могут наказать их (лишить премий, не повысить оклад или даже уволить). До тех пор, пока результаты остаются удовлетворительными, акционеры не способны установить, действительно ли они получают максимум того, что могут иметь.
-
Модель максимизации добавленной стоимости (японская модель).
Добавленная стоимость — это разность между стоимостью товаров и услуг, произведенных фирмой, и стоимостью товаров и услуг, приобретенных ею у внешних организаций, т. е. это та часть стоимости конечного продукта, которая создана непосредственно в компании.
Добавленная стоимость является результатом согласованной деятельности всех участников: собственников, вложивших свой капитал, менеджеров, принимающих решения об использовании ресурсов, наемных работников, непосредственно преобразующих ресурсы в конечный продукт, поэтому максимизация добавленной стоимости — это долгосрочная концепция фирмы, направленная на максимизацию выгоды всех участников производственного процесса. Максимизация добавленной стоимости осуществляется за счет роста конкурентоспособности продукции, увеличения производительного труда, снижения затрат и совершенствования технологий. При этом она влечет за собой рост заработной платы наемных работников, увеличение суммы вознаграждения управляющих, а также повышение дивидендных выплат собственникам. В условиях, когда личные интересы собственников, менеджеров и наемных работников неразрывно связаны со способностью фирмы конкурировать на мировых рынках, их всех объединяет стремление к поиску путей повышения производительности труда, сокращения затрат и увеличения объемов продаж, к росту эффективности инвестиций.
Каждая из рассмотренных моделей построена на различных исходных предположениях относительно целей фирмы. Способность аналитиков объяснять логику поведения фирм и процессов выработки управленческих решений внутри них зависит от того, какая именно модель была для этого выбрана. Гармоничная организация корпорации, воплощенная в модели максимизации добавленной стоимости (японской модели), по мнению большинства исследователей, является наиболее перспективной и заслуживает серьезного внимания. Однако в большинстве случаев по-прежнему используется модель максимизации прибыли, так как из всех рассмотренных моделей она в наилучшей мере позволяет объяснить и предсказать поведение подавляющего большинства фирм во всем мире1.
Практикум
Вопросы для самоконтроля
-
Что понимается под термином «фирма»? -
Каковы отличительные черты фирмы? -
Какие существуют подходы к определению сущности фирмы? -
В каких формах могут быть организованы фирмы? -
Какие альтернативные модели поведения фирм выделяет экономическая наука? -
Каковы особенности модели максимизации прибыли? -
Каковы особенности модели максимизации продаж? -
В чем суть модели максимизации роста? -
Каковы отличительные черты моделей управленческого поведения? -
Что понимается под добавленной стоимостью и в чем заключается суть модели максимизации добавленной стоимости?
Задания для самостоятельного выполнения
Задание 2.1. Используя данные приложения к Российскому статистическому ежегоднику (доступ по ссылке: https://rosstat.gov.ru/folder/210), проанализируйте динамику числа предприятий и организаций в Российской Федерации, а также их структуры по видам экономической деятельности за период с 2003 г. Охарактеризуйте выявленные тенденции.
Задание 2.2. Используя данные приложения к Российскому статистическому ежегоднику (доступ по ссылке: https://rosstat.gov.ru/folder/210), проанализируйте динамику сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) деятельности организаций, удельного веса убыточных организаций, рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг), рентабельности активов за период с 2003 г. Охарактеризуйте выявленные тенденции.
Задание 2.3. Используя официальные статистические данные о малом и среднем предпринимательстве в России (доступ по ссылке: 1шр5://го55Га1.
1 Сио К. К. Управленческая экономика : пер. с англ. М. : ИНФРА-М, 2000. С. 40.
gov.ru/folder/210/document/13223), проанализируйте динамику числа малых предприятий, среднесписочной численности занятых работников, среднемесячной начисленной заработной платы за последние 10 лет. Сравните эти показатели со средними показателями по стране. Охарактеризуйте выявленные тенденции.
Рекомендуемая литература
-
Сажина, М. А. Управленческая экономика: учебник / М. А. Сажина. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 208 с. -
Сио, К. К. Управленческая экономика : пер. с англ. / К. К. Сио. — Москва : ИНФРА-М, 2000. — 671 с. -
Тюпаков, К. Э. Управленческая экономика : учеб, пособие / К. Э. Тю- паков, В. С. Курносов. — Краснодар : КубГАУ, 2015. — 234 с. -
Управленческая экономика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под общ. ред. Е. В. Пономаренко, В. А. Исаева. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 216 с. -
Чеканский, А. Н. Управленческая экономика: учеб, пособие / А. Н. Че- канский, В. А. Коцоева, С. Е. Варюхин. — Москва : Дело, 2012. — 172 с.
Тема В
ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ
В результате изучения данной темы обучающийся должен:
знать
-
определения понятий «издержки», «издержки бухгалтерские (явные, внешние)», «издержки экономические», «издержки релевантные», «издержки невозвратные, «издержки постоянные, «издержки переменные, «средние (удельные) издержки», «общие (валовые) издержки», «издержки предельные (маржинальные)», «минимально эффективный масштаб производства», «прибыль», «совокупный (общий) доход», «средний доход», «предельный доход», «средняя прибыль», «предельная прибыль», «оптимальный объем производства», «прибыль бухгалтерская», «прибыль нормальная», «рентабельность», «точка безубыточности», «запас финансовой прочности», «безубыточный уровень цены», «запас прочности по цене»; -
особенности поведения издержек в краткосрочном и в долговременном периодах; -
виды эффектов от масштаба производства; -
основные виды рентабельности; -
основные подходы к управлению прибылью;
уметь
-
рассчитывать величину бухгалтерских, альтернативных, экономических, релевантных и невозвратных издержек; -
определять параметры безубыточности; -
рассчитывать величину прибыли и рентабельности фирмы;
владеть
-
навыками обоснования управленческих решений относительно закупок какого-либо промежуточного продукта или его производства собственными силами; -
навыками применения анализа безубыточности для обоснования управленческих решений по определению необходимых объемов производства и установлению цен на изготовляемую продукцию.
-
Природа затрат
Производя товары и оказывая услуги, фирма затрачивает ресурсы, стоимостная оценка которых лежит в основе издержек.
Издержки — выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, основных средств, финансовых ресурсов) в процессе производства и обращения продукции, товаров.
Величина издержек определяется объемом затраченных ресурсов в натуральном выражении и уровнем сформировавшихся рыночных цен на них. Такой способ оценки издержек называется бухгалтерским.
Издержки бухгалтерские (явные, внешние) — это денежные платежи фирм поставщикам производственных ресурсов.
Явные (внешние, бухгалтерские) издержки представляют собой выплаты, осуществляемые с целью привлечения ограниченных ресурсов именно в данное производство, что вызывает отвлечение этих ресурсов от других альтернативных вариантов их использования. Так, например, зерно, потраченное на производство муки, уже не может быть использовано в качестве корма для скота.
Сталкиваясь с ограниченностью ресурсов при принятии экономических решений, экономический агент делает выбор между двумя или несколькими альтернативными способами их использования. При этом выбирая только один вариант, он жертвует ценностью остальных альтернативных возможностей. Следовательно, альтернативные (неявные, внутренние) издержки представляют собой денежные доходы, которыми жертвует фирма, самостоятельно используя принадлежащие ей ресурсы. Иными словами, это те доходы, которые могли бы быть получены при альтернативном использовании ресурсов (денежных средств, помещения, оборудования, времени предпринимателя и т. п.).
Издержки альтернативные (неявные, внутренние) — издержки производства товаров и услуг, измеряемые стоимостью наилучшей упущенной возможности использования затраченных на их создание факторов производства.
Неявные издержки определяются стоимостью ресурсов, находящихся в собственности
данной фирмы (собственный денежный капитал, собственные производственные помещения, профессиональные навыки владельца фирмы и т. д.). В отличие от явных издержек эти издержки не оплачиваются и не отражаются в бухгалтерской отчетности. Они носят скрытый внутренний характер. Примером неявных издержек для предпринимателя может быть зарплата, которую он мог бы получать, работая по найму. Очевидно, что владелец капитального имущества (машин, оборудования, зданий и т. д.) несет неявные издержки, поскольку он мог бы продать это имущество и вырученные деньги положить в банк под процент или сдать оборудование в аренду третьему лицу и получать доход. Несмотря на то, что неявные издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности, их необходимо брать в расчет при принятии экономических
решений, так как это дает возможность эффективного использования всех вовлеченных в процесс производства ресурсов1.
Практическая ситуация 3.1
Сотруднику фирмы предстоит деловая поездка в другой город, до которого можно добраться двумя способами: самолетом или поездом. Стоимость билета на самолет — 100 ден. ед., на поезд — 50 ден. ед. Время нахождения в пути на самолете — 2 ч, на поезде — 15 ч. Поездка осуществляется в рабочее время, возможность полноценной работы в пути исключена. Средняя доходность труда сотрудника оценивается руководством в 5 ден. ед. в час.
Какой вид транспорта является более предпочтительным?
Решение.
При выборе транспортного средства необходимо оценить как прямые затраты (цена билета), так и упущенные выгоды, т. е. тот доход, который конкретный сотрудник мог бы принести фирме за время пути. Совокупная оценка явных и неявных потерь составляет альтернативную стоимость поездки.
Альтернативная стоимость поездки на самолете:
100 ден. ед. (билет) + 2 ч • 5 ден. ед./ч (потерянный доход) = = 110 ден. ед.
Альтернативная стоимость поездки на поезде:
50 ден. ед. (билет) + 15 ч ■ 5 ден. ед./ч (потерянный доход) = = 125 ден. ед.
Очевидно, что при прочих равных условиях более предпочтительным видом транспорта является самолет (110 ден. ед. < 125 ден. ед.).
При принятии какого-либо управленческого решения важно знать величину внешних и внутренних затрат, альтернативную стоимость различных возможных вариантов решения поставленных задач, т. е. иметь представление о величине экономических издержек.
Издержки экономические — это сумма явных и неявных издержек.
Экономические издержки включают в себя заработную плату (расходы, связанные с привлечением такого фактора производства, как труд), ренту (расходы, связанные с привлечением такого фактора производства, как земля), процент (расходы, связанные с привлечением такого фактора производства, как капитал) и нормальную прибыль (расходы, связанные с использованием такого фактора производства, как предпринимательская способность).