Файл: Практикум для вузов 2е издание, переработанное и дополненное.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
С точки зрения практики функционирования фирмы различные подходы к определению ее сущности не противостоят друг другу, а взаимно дополняют друг друга.
В соответствии с гражданским законодательством фирмы могут быть образованы в виде индивидуального предприятия, партнерства (товарищества) или корпоративного (акционерного) предприятия.
Индивидуальное частное предприятие — предприятие, принадлежащее на правах частной собственности гражданину (или членам его семьи на правах долевой собственности).
Оно функционирует на базе личного имущества, полученных доходов и других законных источников. Достоинствами индивидуального частного предпринимательства являются: легкость регистрации, значительная свобода и гибкость действий, льготное налогообложение, упрощенная система учета, сосредоточение всей прибыли в одних руках. Недостатки индивидуального частного предпринимательства заключаются в ограниченности финансовых ресурсов, в единоличной неограниченной финансовой ответствен-
ности за результаты деятельности предприятия (частный предприниматель рискует не только активами фирмы, но и своим личным имуществом в случае банкротства).
Партнерство (товарищество) — форма организации совместной предпринимательской деятельности нескольких физических или юридических лиц, создается на основе договора, которым регулируются права и обязанности партнеров, участие в общих расходах, распределение прибыли, раздел имущества.
Партнеры разделяют между собою риск и ответственность заранее установленным и закрепленным в договоре образом. Они также всем своим имуществом отвечают по обязательствам созданного предприятия. Партнерства и индивидуальные предприятия широко распространены в сферах мелкого бизнеса и услуг.
Корпорация — совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права — юридическое лицо.
Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества. Корпоративная форма предпринимательства характерна для крупного бизнеса, так как акционирование позволяет привлекать значительные объемы финансовых ресурсов. Акционеры корпорации, являясь ее законными владельцами, имеют право на всю полученную прибыль, однако их экономическая ответственность по долгам корпорации ограничена размером их вложений, так как они не участвуют изо дня в день в управлении фирмой. В корпорации собственность и управление разделены. Собственниками являются акционеры, а управленцами — наемные менеджеры. Кроме того, свободная купля-продажа акций обеспечивает легкий переход собственности из рук в руки. Если собственник умер, права собственности могут быть проданы его наследниками другим лицам без какого-либо нарушения деятельности фирмы. Или если какие- либо акционеры останутся недовольны ведением дел, они могут легко выйти из корпорации, продав свои акции. Законодательство всех стран, где могут создаваться акционерные общества, предусматривает регулярную публикацию ими своих финансовых отчетов, которые должны удовлетворять по форме и содержанию определенным требованиям.
Значительную роль в современной рыночной экономике играют объединения фирм,
позволяющие значительно уменьшить издержки, ускорить перелив капитала, технологий и трудовых ресурсов, эффективно координировать совместную деятельность. Объединение фирм происходит на добровольной основе и в зависимости от целей они могут функционировать в следующих формах: холдинг, концерн, консорциум, конгломерат, финансово-промышленная группа, корпорация, ассоциация, картель, синдикат, трест, пул, транснациональная корпорация и т. п.
-
Альтернативные модели поведения фирм
В экономике существует значительное количество моделей, позволяющих объяснить поведение фирм и их управляющих в контексте приоритетных целей и задач. К их числу относятся модели максимизации прибыли, максимизации продаж, максимизации роста, максимизации добавленной стоимости, а также модели управленческого поведения.
-
Модель максимизации прибыли предполагает, что главной целью деятельности фирмы является максимизация ее выгод по отношению к затратам. С этой точки зрения модель максимизации прибыли может наилучшим образом охарактеризовать поведение фирмы и логику принятия управленческих решений менеджерами. При этом под прибылью понимается экономическая прибыль.
Экономическая прибыль — это разница между совокупной выручкой и совокупными издержками фирмы, которые включают в себя альтернативные издержки использования ресурсов.
Таким образом, понятие экономической прибыли предполагает, что все факторы производства — труд, капитал, земля, информация и предпринимательские способности — получают свое адекватное вознаграждение, а прибыль — это то, что остается после всех факторных выплат.
Модели этой группы предусматривают максимизацию прибыли как в краткосрочном, так и в длительном периодах. Поскольку стоимость фирмы в длительном интервале времени определяется потоком ее будущих прибылей, которые могут соответствовать, а могут и не соответствовать ожиданиям управляющих, модель должна включать в себя текущую стоимость будущих денег (будущих прибылей) и концепцию риска1.
Концепция текущей стоимости основана на принципе сложных процентов. Предположим, что сегодня инвестировано 100 долл, при годовой процентной ставке 10 % (0,1). Будущую сумму сегодняшних инвестиций (РУ) можно определить по формуле
РУ = РУ(1 + г)1,
где РУ—текущая стоимость суммы денег; г — ставка процента; Г — количество лет.
Тогда через год сумма РУХ, равная инвестированному капиталу и процентам, составит:
РУа =
100 ■ (1 + ОД)1 = 100 • 1,1 = 110 долл.
1 Сио К. К. Управленческая экономика : пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 29— 30.
Через два года накопления сумма РУ2 составит:
ЕУ2 = 100 • (1 + ОД)2 = 121 долл.
Этот процесс начисления процентов носит название процесса наращения (движение из настоящего в будущее). Процесс, обратный процессу наращения (движение из будущего в настоящее), называется дисконтированием.
Дисконтирование доходов и затрат — это приведение будущих доходов и затрат к нынешнему периоду, установление сегодняшнего эквивалента суммы, выплачиваемой в будущем.
Дисконтирование представляет собой снижение ценности отсроченных денежных поступлений.
Дисконтированная текущая стоимость (РУ) будущих прибылей (РУ), получаемая к концу периода дисконтирования в Г лет, определяется по формуле
(1 + с*Г
где й — ставка дисконтирования, выражаемая десятичной дробью.
Эта формула позволяет определить текущую (сегодняшнюю) стоимость будущих прибылей.
Иллюстративная задача 2.1
Сколько стоят сегодня 100 долл., получаемые через 1 год и через 2 года, при ставке дисконтирования 10 % годовых?
Решение.
РУг
_иу_
а+со*
100
(1+од)1
= 90,9 = 91 долл.
Таким образом, 100 долл., которые будут получены через год, при ставке дисконтирования 10 % годовых сегодня стоят только 91 долл.
РУ ™ 100
2 (1 + £У (1 + ОД)2
= 82,6 = 83 долл.
Таким образом, 100 долл., которые будут получены через два года, при ставке дисконтирования 10 % годовых сегодня стоят только 83 долл.
Если будущий доход нельзя назвать гарантированным, то используется рисковая ставка дисконтирования г, определяемая суммированием безрисковой ставки и премии за риск, компенсирующей его.
Если ожидается, что поток прибылей будет изменяться по годам, то уравнение можно привести к следующему виду:
РУ =
(1 + сО1
РУ2 РУп
н —+... н .
(1+со2 а+<оп
Если ожидается, что поток равномерной годовой прибыли сохраняется постоянным в неограниченном интервале времени (т. е. бесконечно), то текущая стоимость такой последовательности доходов примет вид
где к — норма капитализации, характеризующая бизнес данной фирмы и ее финансовый риск.
Необходимо отметить, что модель максимизации прибыли, как и любая другая модель, дает упрощенный абстрактный результат. В реальном мире существует много сложностей, ограничивающих ее применение. Прежде всего, отсутствует всеобъемлющая информация, позволяющая точно предсказать величину и распределение во времени потока будущих прибылей. Кроме того, существует множество юридических, этических и социальных ограничений, которые вынуждают фирму стремиться не к максимальной, а к оптимальной величине прибыли. В совокупности эти обстоятельства явились причиной создания ряда альтернативных моделей, исходящих из целей и мотивов поведения фирмы, отличных от максимизации прибыли.
-
Модель максимизации продаж является одной из наиболее широко применяемых альтернатив модели максимизации прибыли. Причин тому несколько. Так, например, отсутствие увеличения продаж наносит ущерб репутации компании, ведет к сокращению влияния компании на рынке и делает ее более уязвимой для конкурентов. Кроме того, оценить работу менеджеров гораздо проще по динамике объема продаж, чем по уровню прибыли. Менеджеры фирмы, стремясь сохранить и упрочить свое положение, предпринимают массу усилий по максимизации совокупного объема продаж, поскольку именно на основе расширения или сокращения выпуска собственники фирмы, от которых зависит положение управляющих, делают вывод о качестве их работы.
Однако наращивать объемы продаж до бесконечности не получится, так как существуют естественные ограничения рыночного спроса. В этой связи нацеленность фирмы на максимизацию совокупной выручки может встречаться либо в краткосрочном периоде, либо в условиях ненасыщенного (и даже дефицитного) спроса.
-
Модель максимизации роста основывается на том, что в любой компании рост и его потенциал служат мерилом успеха с точки зрения управляющих, собственников, аналитиков и инвесторов. Фирмы стремятся к росту по тем же самым причинам, что и в модели максимизации продаж. Однако рост должен адекватно финансироваться либо за счет нераспределенной (реинвестированной) при
были, либо за счет займов, либо за счет сочетания того и другого. Осторожные управляющие стремятся поддерживать соотношение «обязательства — активы» достаточным для стимулирования роста, но ниже предела неприемлемого уровня риска. В отдаленной перспективе рост фирмы будет определяться наличием достаточного потока прибылей. Решение по максимизации роста сегодня неизбежно будет решением о максимизации прибыли в перспективе.
-
Модели управленческого поведения учитывают различия в целях и мотивах поведения менеджеров и собственников. Наиболее распространенными моделями из этой группы являются:
-
модель управленческой выгоды; -
модель управленческого благоразумия; -
агентская модель.
Все эти модели исходят из следующих базовых предположений1:
-
как владельцы (акционеры), так и управляющие являются рациональными людьми, пытающимися максимизировать свою личную выгоду; -
существуют коренные противоречия между интересами владельцев и интересами управляющих, поэтому, когда управляющие пытаются максимизировать свою выгоду, они уменьшают выгоду владельцев.
Модель управленческой выгоды базируется на том, что владельцы (акционеры) стремятся максимизировать стоимость фирмы и поэтому заинтересованы в максимизации прибыли, а следовательно, в снижении издержек (в том числе в экономии на заработной плате менеджерам и работникам), в увеличении дивидендных выплат. Управляющие же больше заинтересованы в личных благах (в увеличении расходов на оплату труда, в росте административных затрат на содержание офисов и служебных автомобилей), в увеличении части прибыли, направляемой на развитие (что неизбежно влечет за собой сокращение дивидендных выплат), чем в максимизации прибыли и стоимости фирмы. Эта модель утверждает, что в контролируемых управляющими фирмах норма прибыли ниже, чем в фирме, управляемой владельцем. Для снижения остроты указанных противоречий между целями и мотивами менеджеров и собственников на практике используется сложная система оплаты труда управляющих. Вознаграждение менеджерам включает в себя не только заработную плату, но и премии, опционы акций и доли в прибылях, тем самым формируя у них прямую личную заинтересованность в максимизации прибыли и стоимости фирмы.