Файл: 1. 1 Характеристика кафе как предприятия питания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На предприятиях, реализующих блюда и кулинарные изделия массового спроса (столовые, кафе, рестораны), постоянную оценку качества готовой продукции проводит бракеражная комиссия по органолептическим показателям. Органы государственного надзора в установленном порядке осуществляют выборочный контроль качества по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям. На предприятиях общественного питания, получивших сертификат соответствия, осуществляется инспекционный контроль за качеством выпускаемой продукции.

Оценка уровня качества продукции

Для управления и повышения качества продукции необходима количественная оценка его уровня. Область деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции называется квалиметрией.

Квалиметрия - научная область, объединяющая количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений, принимаемых при управлении качеством продукции и стандартизации. Оценка уровня качества продукции является основой для выработки необходимых решений в системе управления качеством продукции. Оценка уровня качества состоит из следующих этапов:

- выбор номенклатуры показателей качества и обоснование ее необходимости и достаточности;

- выбор или разработка методов определения показателей качества;

- выбор базовых значений показателей и исходных данных для определения качества оцениваемой продукции;

- определение фактических значений показателей качества и их сопоставление с базовыми;

- сравнительный анализ возможных решений и нахождение наилучшего;

- обоснование рекомендаций для принятия решения.

Содержание каждого из перечисленных этапов и объем работ на каждом из них существенным образом зависит от цели оценки качества продукции. Целью оценки обуславливается:

- какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения;

- какими методами и с какой точностью определять их значения;

- какие средства для этого потребуются;

- как обрабатывать и в какой форме предоставить результаты оценки;

- какие варианты возможных решений следует сравнивать между собой.

Состав бракеражной комиссии утверждается приказом руководителя предприятия. В состав комиссии включается член санитарного поста или санитарный работник (при наличии в штате). Председателем комиссии могут быть: руководитель предприятия или его заместитель по производству, заведующий производством или его заместитель, технолог. Для единовременного проведения бракеража состав комиссии должен насчитывать не менее двух человек. Сотрудники,
участвующие в органолептической оценке, не должны иметь ограничений по медицинским показаниям (хронические заболевания и аллергия), владеть навыками оценки продукции и знать критерии качества.

Каждый дегустатор должен быть обеспечен нейтрализующими продуктами, восстанавливающими вкусовую и обонятельную чувствительность. Комиссия в своей деятельности руководствуется «Положением о бракераже пищи на предприятиях общественного питания». Бракеражная комиссия осуществляет проверку каждой партии блюд, изделий, напитков, полуфабрикатов до начала реализации. Органолептический анализ продукции общественного питания массового изготовления включает в себя рейтинговую оценку внешнего вида, текстуры (консистенции), запаха и вкуса с использованием балльной шкалы. Количество тестируемых порций продукции должно соответствовать количеству сотрудников, участвующих в ее оценке. Бракераж проходит в присутствии непосредственного изготовителя продукции, который является контролируемым звеном. Результаты проверки качества продукции записываются в бракеражный журнал до начала ее реализации и утверждаются подписями всех членов комиссии. В журнале записывают: наименование блюд (изделий), имеющих замечания по качеству, оценку блюд (изделий) в баллах. Блюда, не имеющие отклонений рецептур и технологии, соответствует заключению: «Остальные партии блюд, включенные в меню, имеются в наличии, проверены, соответствуют технологическим требованиям и рецептуре и оценены в 5 баллов». Журнал установленной формы должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью.

Производственная программа предприятия и расширение ассортимента продукции

2.1 Определение количества потребителей

Для определения количества потребителей услуг предприятия общественного питания необходимо составить график загрузки зала с учетом режима работы зала, средней продолжительности приема пищи одним потребителем, примерного коэффициента загрузки зала в каждый час работы предприятия.

Режим работы предприятий общественного питания устанавливается собственником предприятия, однако должен быть согласован с органом местного самоуправления и учитывать особенности местонахождения и особенности обслуживания предприятия. Продолжительность приема пищи зависит от типа предприятия, принятой формы обслуживания и вида приема пищи (завтрак, обед или ужин). Коэффициент загрузки зала меняется в течение времени работы предприятия и зависит от типа предприятия и формы обслуживания, поэтому его принимают аналогичным сходным предприятиям питания. Общее количество потребителей, обслуживаемых за один час работы предприятия (

Nч) в зависимости от режима его работы, определяют по формуле

Nч = n3
× Фч × Хч/100, (2.1)

где n3 – количество мест в зале, мест;

Фч – загрузка зала в данный час, %;

Хч – оборачиваемость одного места в зале в течение данного часа.

Оборачиваемость одного места в зале зависит от продолжительности приема пищи одним потребителем и рассчитывается по формуле

Хч = 60/τ (2.2)

где τ – продолжительность приема пищи одним потребителем, мин.

Общее количество потребителей за день (Nд), чел., определяют суммированием количества потребителей за каждый час работы данного предприятия по формуле

Nд = Nч (2.3)

Результаты расчетов оформляют в виде табл. 2.1. Допускается применение других вариантов расчета оборачиваемости места и загрузки зала, например, на основе наблюдения организации работы аналогичного предприятия общественного питания.

Расчёт количества потребителей Таблица 2.1

Часы работы предприятия

Средняя загрузка зала, %

Оборачиваемость одного места за 1 час, раз

Общее количество потребителей

9 - 10

40

2

40

10 - 11

60

2

60

11 - 12

30

1,5

22

12 - 13

40

1,5

30

13 - 14

100

1,5

75

14 - 15

90

1,5

67

15 - 16

80

1,5

60

16 - 17

50

1,5

37

17 - 18

30

1,5

22

18 - 19

30

0,6

9

19 - 20

70

0,6

21

20 - 21

100

0,6

30

Итого за день (Nд)

-

-

473


Количество блюд (nд), реализуемых в течение дня в залах общедоступных предприятий общественного питания (столовых, кафе, ресторанов, закусочных), определяют по формуле

nд= Nд × k (2.4)

где Nд – количество потребителей за день (из табл. 2.1);

k – коэффициент потребления блюд.

Коэффициент потребления блюд характеризует среднее количество блюд, потребляемое одним посетителем на предприятии данного типа, включая закуски, супы, горячие и сладкие блюда.

Разделение общего количества блюд на группы (закуски, супы, горячие и сладкие блюда и т.д.), а также внутригрупповое распределение блюд по виду используемого сырья (из мяса и мясных продуктов, из птицы, рыбы, картофеля, овощей, грибов и др.) определяют из процентных соотношений для разных типов предприятий.

Результаты расчета количества блюд в ассортименте сводят в таблицу 2.2.

Процентная разбивка блюд в ассортименте Таблица 2.2

Наименование блюд

Процентное соотношение, %

Количество блюд, шт

От общего количества

От данного вида

Холодные закуски:

30/45




497/745

рыбные




25/30

124/224

мясные




30/35

149/261

салаты




35/25

174/186

кисломолочные продукты




10/10

50/75

Горячие закуски:

5/5

100/100

83/83

Супы:

25/10




414/166

прозрачные




15/30

62/50

заправочные




75/60

315/100

молочные

холодные

сладкие




10

41/17

Вторые

горячие

блюда:

30/25




497/414

рыбные




15/30

75/124

мясные




65/30

323/124

овощные




5

25/21

крупяные




10/5

50/21

яичные,

творожные




5/5

25/21

Сладкие блюда

10/25

100

166/414

Итого

-

-

1656