Файл: Методические рекомендации по самостоятельному изучению курса, контрольные тесты для самопроверки, практические задачи, словарь терминов римского частного права.doc
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА II. ЭПОХА ИМПЕРИИ
Римская империя в период принципата. В 27 г. до н.э. Октавиан формально сложил с себя чрезвычайную власть, которой он пользовался для "восстановления республики", однако по решению сената ему немедленно были предоставлены такие полномочия, которые изменяли саму сущность государственного строя. Сам Август заявлял, что в период своего правления имел власти не больше, чем другие республиканские магистраты, и превосходил их только своим авторитетом. Официально он именовал себя “принцепсом”, т.е. первым, наиболее уважаемым сенатором, однако это звание не давало ему иных преимуществ, кроме возможности высказывать свое мнение первым, когда сенат обсуждал то или иное дело. Поэтому укоренившееся в научной литературе название нового государственного строя - “принципат” - не совсем точно отражает истинную суть власти Августа. Подлинной основой ее было право командовать практически всей римской армией, которое было предоставлено ему сенатом. Поэтому со временем в титулатуре преемников Августа на первое место выдвинулось звание императора, которое во времена республики давалось полководцам-победителям, что неудивительно, поскольку именно армия служила главной опорой императорского режима. Другой важной частью полномочий принцепса были права народного трибуна, что позволяло ему выступать с законодательной инициативой и налагать вето на любые решения сената и магистратов. Кроме того, принцепс являлся верховным жрецом, обладал правами цензора (благодаря чему он контролировал состав сената) и имел ряд других полномочий и званий. В своей деятельности император не был связан никакими законами. Поэтому государство, которое официально называлось “республикой”, в котором продолжал заседать сенат и избирались магистраты, на деле превратилось в монархию и управлялось одним человеком.
Своеобразие этой монархии заключалось в том, что в государстве формально существовали два центра власти - император и сенат. Наряду со старыми республиканскими магистратами, избираемыми сенатом, существовал могущественный слой императорских чиновников, ответственных только перед принцепсом, провинции делились на сенатские и императорские в зависимости от того, кто назначал наместника 7; рядом с государственной казной, находившейся в ведении сената (эрарий) появилась императорская казна (фиск); как император, так и сенат имели право чеканить монету. Однако на практике сенат был покорен воле императора и не мог занять самостоятельной позиции. Со временем сущность принципата как режима единовластия становилась все более очевидной, и старые республиканские институты постепенно лишались остатков своих полномочий в пользу мощного бюрократического аппарата, созданного императорами.
Сенат в период принципата приобрел статус законодательного органа. Даже эдикты императора должны были получить санкцию в сенате. Во времена Августа это не было пустой формальностью. Император еще не рассматривался как лицо, стоящее над законом. Поскольку народные собрания вскоре после Августа перестали созываться, сенат избирал республиканских магистратов (консулов и др.), утверждал восшествие на престол нового императора. Правда, это утверждение было простой формальностью, потому что предыдущий император называл сенаторам своего преемника, усыновив его, указав его имя в завещании, а зачастую и еще при жизни наделив его правами соправителя. Нередко сенат уступал давлению армии или гвардейцев, провозглашая императором выдвинутого солдатами вождя. Сенат имел также судебную и административную власть (например, управлял сенатскими провинциями), но она постепенно сокращалась.
Должностные лица империи делились на избираемых сенатом магистратов и императорских уполномоченных. Однако эта двойственная система постепенно эволюционировала в сторону развития императорской бюрократии по мере исчезновения республиканских магистратур и расширения полномочий профессиональных чиновников. Консулы лишились военной власти, они лишь были председателями сената и ведали некоторыми второстепенными делами. Преторы по-прежнему заведовали гражданской и уголовной юстицией, но и их права со временем сокращались, в частности, с 129 г. н.э. они перестали составлять ежегодные эдикты. Параллельно с процессом отмирания республиканских магистратур развивалась система императорской бюрократии. Наряду с сенатом появился личный совет принцепса, который со времени императора Адриана (117 - 138 гг. н.э.) приобрел характер официального государственного учреждения. Чрезвычайно важной стала должность начальника императорской гвардии (префекта претория), который не только отвечал за личную безопасность императора, но и играл видную роль в управлении государством. Ему подчинялся префект города, являвшийся начальником полиции и наделенный правом уголовной юрисдикции в городе Риме. Императорскими чиновниками были также префект вигилов - заведующий пожарной частью, префект анноны - заведующий снабжением Рима продовольствием и различные императорские кураторы, в частности, контролировавшие местное управление в Италии.
В период принципата был усилен контроль за действиями провинциальных наместников. Были разработаны специальные требования, предъявляемые к правителям провинций. Наместник не должен был иметь родственников в провинции, жениться на провинциалке, давать провинциалам деньги в займы, устраивать на свой счет игры, брать подарки разрешалось лишь в установленных размерах и от людей своего круга. Подарки, даже незначительные, взятые у представителей низших сословий, рассматривались как взятка. Можно сказать, что в период развивающейся империи управление провинциями и положение провинциалов значительно улучшилось. Если период республики закончился распространением прав римских граждан на всех жителей Италии, то период принципата завершился предоставлением этих прав жителям провинций. Уже Юлий Цезарь дарил полные или урезанные гражданские права свободному населению целых провинций и отдельных провинциальных общин, а императоры I - II вв. н.э. не только продолжили эту традицию, но и активно пополняли сенат представителями провинциальной знати. Последний шаг на этом пути был сделан императором Каракаллой в 212 г. н.э., согласно эдикту которого все свободные жители империи получали право римского гражданства. Этот эдикт способствовал распространению на всей территории Римской империи римского права. Оно стало утверждаться в Греции и на Востоке (Египет, Малая Азия и т.д.), где до сих пор действовало греческое эллинистическое право. Правда, следует отметить, что местное право не могло быть вытеснено окончательно, и поэтому в ряде провинций (например, в Египте) имело место параллельное действие местного и римского права.
В I - II вв. н.э. наступил период наивысшего подъема римской экономики. Совершенствовалась технология ремесленного и сельскохозяйственного производства, во всех частях империи велось обширное строительство, наступило заметное оживление в ремесле и торговле, в казну стали регулярно поступать налоги. В это время появились различные благотворительные учреждения и фонды, которые помещали свои капиталы в земельные участки, кредитные банки, которые помогали земледельцам и способствовали развитию сельского хозяйства. Сокращение количества рабов, вызванное прекращением больших войн, слабым естественным приростом и отпуском многих рабов на волю, заставило землевладельцев обратиться к раздаче своих имений мелкими участками в аренду, что способствовало возрождению крестьянства. Однако необходимость содержания огромной армии и большого числа чиновников заставляли правительство увеличивать бремя налогов, а это ухудшало положение мелких хозяев.
Развитие римского права в период принципата. В начале императорской эпохи главным законодательным учреждением вместо народного собрания становится сенат, постановления которого приобретают силу закона. Однако инициатива издания тех или иных сенатских постановлений обычно принадлежала императору. Преторы поначалу продолжали издавать ежегодные эдикты, но со временем стала очевидной необходимость упорядочить их содержание, унифицировать и закрепить навсегда. В 129 г. н.э. при императоре Адриане была установлена окончательная редакция преторского эдикта и этот т.н. “вечный эдикт” сделался неизменным и юридически обязательным для преторов. С этого момента правотворческая деятельность преторов прекратилась. Особенно важное значение для развития римского права в это время имели императорские указы - “конституции”. В зависимости от содержания они именовались либо эдиктами (общие распоряжения), либо декретами (решения, касавшиеся судебных процессов), либо мандатами (императорские инструкции чиновникам и правителям провинций), либо рескриптами (ответы императоров на юридические запросы как частных лиц, так и чиновников на случай каких-либо сомнений при толковании и применении права). В силу принципа “что угодно императору, то имеет силу закона” императорские конституции стали важнейшим источником права.
Уже в конце республики большую роль в развитии римского права стали играть заключения и суждения ученых юристов, возникла разнообразная юридическая литература. Однако наивысшие достижения римской юриспруденции относятся уже к периоду принципата. Выдающиеся юристы I - III вв. н.э. не только толковали, но и творили право, что было санкционировано государством. Уже со времени Августа юристы получили право давать от имени императора официальные юридические консультации, причем их заключения по тому или иному вопросу становились обязательными для судьи. Эти заключения излагались в письменной форме и скреплялись печатями. Свои мнения ведущие юристы высказывали не только по конкретным судебным делам, но и по общим юридическим вопросам, и
если их мнения совпадали, они приобретали силу "как бы закона". Развивалось и юридическое образование. Теперь не только в Риме, но и в других городах, в т.ч. провинциальных, появляются школы юристов. Обучение в них делилось на две стадии: institutio, т.е. усвоение теоретических знаний, и instructio, т.е. приобретение практическихнавыков путем участия в консультациях учителя. Школы юристов порой отличались различными подходами к общим и частным вопросам права. Поэтому важным стимулом развития римского права стала конкуренция мнений.
Поскольку юристы стали заниматься разработкой как практических, так и теоретических вопросов права, появилась богатейшая юридическая литература. Во-первых, стали разрабатываться систематические учебники по основам римского права - “институции”, а в дополнение к ним - сборники кратких юридических афоризмов и общие обзоры юридических понятий и правил. Вторым типом юридических литературных произведений были подробные ученые труды общего характера, представлявшие собой либо разбор положений цивильного права, либо комментарии к преторскому эдикту, либо т.н. дигесты, где систематически, по разделам рассматривались нормы и цивильного, и преторского права. Третью группу сочинений составляли труды, появившиеся на свет в результате практической деятельности юристов, т.е. сборники решений, принятых юристом в разных представлявшихся ему на практике случаях. Наконец, в-четвертых, выходили и монографические сочинения, посвященные отдельным юридическим проблемам. Любое сочинение римских юристов делилось на разделы - “книги”. Каждая книга приблизительно равнялась нашим 30-40 печатным страницам. О некоторых юристах сообщали, что они написали 3000 - 4000 книг. Если учесть, что каждые 10 книг составляли приблизительно 300-400 страниц нашего текста, то речь идет о действительно многотомных сочинениях.
В период принципата профессиональные юристы стали пользоваться огромным престижем, а познания в юриспруденции для многих оказались средством достижения высокого положения в обществе, которое нуждалось в знающих и образованных юристах. Не случайно именно в это время (I - III вв. н.э.) появилась целая плеяда т.н. классических юристов - чрезвычайно авторитетных знатоков права, авторов крупных трудов по юриспруденции, благодаря которым и сам этот период истории римского права именуется классическим. Уже в годы правления Августа репутацию классиков юриспруденции приобрели два выдающихся юриста - Марк Антистий Лабеон и Гней Антий Капитон. Первый из них происходил из аристократического рода, был сторонником старой республики, а после ее падения он, отказавшись от политической карьеры, всецело посвятил себя юриспруденции. Лабеон содержал свою юридическую школу в Риме и создавал литературные произведения, написав около 400 книг. Второй из упомянутых юристов - Капитон - происходил из рода незнатного, но получившего известность во времена Суллы. После претуры он стал консулом и верховным понтификом, а также занимался юридической литературной деятельностью. Оба оставили после себя школы, отличавшиеся разными направлениями: последователей Лабеона называли по имени его ученика Прокула "
прокулианцами", последователей же Капитона по имени его ученика Сабина стали называть "сабинианцами".
Вокруг этих школ группировались юристы раннего императорского времени, четверо из которых считались наиболее знаменитыми. Публий Ювентий Цельз, который был претором, консулом, входил в императорский совет при Адриане, принадлежал к школе прокулианцев; его главным сочинением были “Дигесты” в 39 книгах. Во времена Адриана получил известность и Сальвий Юлиан, ставший редактором “вечного эдикта”. Он принадлежал к школе сабинианцев и оставил после себя 90 книг “Дигест”, а также разбор ряда конкретных юридических вопросов. Еще одним выдающимся юристом этого времени был Секст Помпоний. Он занимался исключительно преподавательской и литературной деятельностью. Помпоний составил комментарий к преторскому эдикту (150 книг), комментарий к юридическому трактату Сабина, лекции и т.д. Юрист Гай, о жизни которого мы почти ничего не знаем 8, прославился впоследствии как автор прекрасного учебника права. Его сочинение "Институции", которое дошло до нас почти полностью, представляет собой элементарное изложение частного права, как цивильного, так и преторского.
В конце II - начале III вв. н.э. развитие классической юриспруденции достигает своего апогея. Наиболее выдающиеся достижения юриспруденции в это время связаны с именами трех юристов, состоявших на службе у императоров из династии Северов. Самым известным среди них был Эмилий Папиниан. Сириец по происхождению, он находился в родственных отношениях с Септимием Севером, при котором он был префектом претория. После смерти Севера он старался примирить между собой Каракаллу и Гету, боровшихся за императорский престол. Это вызвало гнев Каракаллы, который добивался единоличной власти. Когда после убийства Геты Каракалла потребовал от Папиниана, чтобы он составил речь в оправдание убийства, Папиниан ответил: "Не так легко можно оправдать убийство, чем совершить его" (non tam facile parricidium excusari potest, quam fieri). Каракалла по этой причине его казнил в 212 г. Наиболее значительными произведениями Папиниана были 37 книг юридических “Вопросов” (Questiones) и 19 книг “Решений” различных юридических казусов (Responsa). Современниками Папиниана были Юлий Павел и Домиций Ульпиан. Павел и Ульпиан были помощниками Папиниана. Оба затем были членами совета и префектами претория при Александре Севере. Павел написал более 300 книг критических “Замечаний” (Notae) к сочинениям своих предшественников. Особенно большой популярностью пользовалось его сочинение "Сентенции" (Sententiae). Ульпиан занимался не только юридической практикой и литературной деятельностью, но и стремился установить дисциплину среди преторианцев. Однако, в 228 г. они на глазах
Римская империя в период принципата. В 27 г. до н.э. Октавиан формально сложил с себя чрезвычайную власть, которой он пользовался для "восстановления республики", однако по решению сената ему немедленно были предоставлены такие полномочия, которые изменяли саму сущность государственного строя. Сам Август заявлял, что в период своего правления имел власти не больше, чем другие республиканские магистраты, и превосходил их только своим авторитетом. Официально он именовал себя “принцепсом”, т.е. первым, наиболее уважаемым сенатором, однако это звание не давало ему иных преимуществ, кроме возможности высказывать свое мнение первым, когда сенат обсуждал то или иное дело. Поэтому укоренившееся в научной литературе название нового государственного строя - “принципат” - не совсем точно отражает истинную суть власти Августа. Подлинной основой ее было право командовать практически всей римской армией, которое было предоставлено ему сенатом. Поэтому со временем в титулатуре преемников Августа на первое место выдвинулось звание императора, которое во времена республики давалось полководцам-победителям, что неудивительно, поскольку именно армия служила главной опорой императорского режима. Другой важной частью полномочий принцепса были права народного трибуна, что позволяло ему выступать с законодательной инициативой и налагать вето на любые решения сената и магистратов. Кроме того, принцепс являлся верховным жрецом, обладал правами цензора (благодаря чему он контролировал состав сената) и имел ряд других полномочий и званий. В своей деятельности император не был связан никакими законами. Поэтому государство, которое официально называлось “республикой”, в котором продолжал заседать сенат и избирались магистраты, на деле превратилось в монархию и управлялось одним человеком.
Своеобразие этой монархии заключалось в том, что в государстве формально существовали два центра власти - император и сенат. Наряду со старыми республиканскими магистратами, избираемыми сенатом, существовал могущественный слой императорских чиновников, ответственных только перед принцепсом, провинции делились на сенатские и императорские в зависимости от того, кто назначал наместника 7; рядом с государственной казной, находившейся в ведении сената (эрарий) появилась императорская казна (фиск); как император, так и сенат имели право чеканить монету. Однако на практике сенат был покорен воле императора и не мог занять самостоятельной позиции. Со временем сущность принципата как режима единовластия становилась все более очевидной, и старые республиканские институты постепенно лишались остатков своих полномочий в пользу мощного бюрократического аппарата, созданного императорами.
Сенат в период принципата приобрел статус законодательного органа. Даже эдикты императора должны были получить санкцию в сенате. Во времена Августа это не было пустой формальностью. Император еще не рассматривался как лицо, стоящее над законом. Поскольку народные собрания вскоре после Августа перестали созываться, сенат избирал республиканских магистратов (консулов и др.), утверждал восшествие на престол нового императора. Правда, это утверждение было простой формальностью, потому что предыдущий император называл сенаторам своего преемника, усыновив его, указав его имя в завещании, а зачастую и еще при жизни наделив его правами соправителя. Нередко сенат уступал давлению армии или гвардейцев, провозглашая императором выдвинутого солдатами вождя. Сенат имел также судебную и административную власть (например, управлял сенатскими провинциями), но она постепенно сокращалась.
Должностные лица империи делились на избираемых сенатом магистратов и императорских уполномоченных. Однако эта двойственная система постепенно эволюционировала в сторону развития императорской бюрократии по мере исчезновения республиканских магистратур и расширения полномочий профессиональных чиновников. Консулы лишились военной власти, они лишь были председателями сената и ведали некоторыми второстепенными делами. Преторы по-прежнему заведовали гражданской и уголовной юстицией, но и их права со временем сокращались, в частности, с 129 г. н.э. они перестали составлять ежегодные эдикты. Параллельно с процессом отмирания республиканских магистратур развивалась система императорской бюрократии. Наряду с сенатом появился личный совет принцепса, который со времени императора Адриана (117 - 138 гг. н.э.) приобрел характер официального государственного учреждения. Чрезвычайно важной стала должность начальника императорской гвардии (префекта претория), который не только отвечал за личную безопасность императора, но и играл видную роль в управлении государством. Ему подчинялся префект города, являвшийся начальником полиции и наделенный правом уголовной юрисдикции в городе Риме. Императорскими чиновниками были также префект вигилов - заведующий пожарной частью, префект анноны - заведующий снабжением Рима продовольствием и различные императорские кураторы, в частности, контролировавшие местное управление в Италии.
В период принципата был усилен контроль за действиями провинциальных наместников. Были разработаны специальные требования, предъявляемые к правителям провинций. Наместник не должен был иметь родственников в провинции, жениться на провинциалке, давать провинциалам деньги в займы, устраивать на свой счет игры, брать подарки разрешалось лишь в установленных размерах и от людей своего круга. Подарки, даже незначительные, взятые у представителей низших сословий, рассматривались как взятка. Можно сказать, что в период развивающейся империи управление провинциями и положение провинциалов значительно улучшилось. Если период республики закончился распространением прав римских граждан на всех жителей Италии, то период принципата завершился предоставлением этих прав жителям провинций. Уже Юлий Цезарь дарил полные или урезанные гражданские права свободному населению целых провинций и отдельных провинциальных общин, а императоры I - II вв. н.э. не только продолжили эту традицию, но и активно пополняли сенат представителями провинциальной знати. Последний шаг на этом пути был сделан императором Каракаллой в 212 г. н.э., согласно эдикту которого все свободные жители империи получали право римского гражданства. Этот эдикт способствовал распространению на всей территории Римской империи римского права. Оно стало утверждаться в Греции и на Востоке (Египет, Малая Азия и т.д.), где до сих пор действовало греческое эллинистическое право. Правда, следует отметить, что местное право не могло быть вытеснено окончательно, и поэтому в ряде провинций (например, в Египте) имело место параллельное действие местного и римского права.
В I - II вв. н.э. наступил период наивысшего подъема римской экономики. Совершенствовалась технология ремесленного и сельскохозяйственного производства, во всех частях империи велось обширное строительство, наступило заметное оживление в ремесле и торговле, в казну стали регулярно поступать налоги. В это время появились различные благотворительные учреждения и фонды, которые помещали свои капиталы в земельные участки, кредитные банки, которые помогали земледельцам и способствовали развитию сельского хозяйства. Сокращение количества рабов, вызванное прекращением больших войн, слабым естественным приростом и отпуском многих рабов на волю, заставило землевладельцев обратиться к раздаче своих имений мелкими участками в аренду, что способствовало возрождению крестьянства. Однако необходимость содержания огромной армии и большого числа чиновников заставляли правительство увеличивать бремя налогов, а это ухудшало положение мелких хозяев.
Развитие римского права в период принципата. В начале императорской эпохи главным законодательным учреждением вместо народного собрания становится сенат, постановления которого приобретают силу закона. Однако инициатива издания тех или иных сенатских постановлений обычно принадлежала императору. Преторы поначалу продолжали издавать ежегодные эдикты, но со временем стала очевидной необходимость упорядочить их содержание, унифицировать и закрепить навсегда. В 129 г. н.э. при императоре Адриане была установлена окончательная редакция преторского эдикта и этот т.н. “вечный эдикт” сделался неизменным и юридически обязательным для преторов. С этого момента правотворческая деятельность преторов прекратилась. Особенно важное значение для развития римского права в это время имели императорские указы - “конституции”. В зависимости от содержания они именовались либо эдиктами (общие распоряжения), либо декретами (решения, касавшиеся судебных процессов), либо мандатами (императорские инструкции чиновникам и правителям провинций), либо рескриптами (ответы императоров на юридические запросы как частных лиц, так и чиновников на случай каких-либо сомнений при толковании и применении права). В силу принципа “что угодно императору, то имеет силу закона” императорские конституции стали важнейшим источником права.
Уже в конце республики большую роль в развитии римского права стали играть заключения и суждения ученых юристов, возникла разнообразная юридическая литература. Однако наивысшие достижения римской юриспруденции относятся уже к периоду принципата. Выдающиеся юристы I - III вв. н.э. не только толковали, но и творили право, что было санкционировано государством. Уже со времени Августа юристы получили право давать от имени императора официальные юридические консультации, причем их заключения по тому или иному вопросу становились обязательными для судьи. Эти заключения излагались в письменной форме и скреплялись печатями. Свои мнения ведущие юристы высказывали не только по конкретным судебным делам, но и по общим юридическим вопросам, и
если их мнения совпадали, они приобретали силу "как бы закона". Развивалось и юридическое образование. Теперь не только в Риме, но и в других городах, в т.ч. провинциальных, появляются школы юристов. Обучение в них делилось на две стадии: institutio, т.е. усвоение теоретических знаний, и instructio, т.е. приобретение практическихнавыков путем участия в консультациях учителя. Школы юристов порой отличались различными подходами к общим и частным вопросам права. Поэтому важным стимулом развития римского права стала конкуренция мнений.
Поскольку юристы стали заниматься разработкой как практических, так и теоретических вопросов права, появилась богатейшая юридическая литература. Во-первых, стали разрабатываться систематические учебники по основам римского права - “институции”, а в дополнение к ним - сборники кратких юридических афоризмов и общие обзоры юридических понятий и правил. Вторым типом юридических литературных произведений были подробные ученые труды общего характера, представлявшие собой либо разбор положений цивильного права, либо комментарии к преторскому эдикту, либо т.н. дигесты, где систематически, по разделам рассматривались нормы и цивильного, и преторского права. Третью группу сочинений составляли труды, появившиеся на свет в результате практической деятельности юристов, т.е. сборники решений, принятых юристом в разных представлявшихся ему на практике случаях. Наконец, в-четвертых, выходили и монографические сочинения, посвященные отдельным юридическим проблемам. Любое сочинение римских юристов делилось на разделы - “книги”. Каждая книга приблизительно равнялась нашим 30-40 печатным страницам. О некоторых юристах сообщали, что они написали 3000 - 4000 книг. Если учесть, что каждые 10 книг составляли приблизительно 300-400 страниц нашего текста, то речь идет о действительно многотомных сочинениях.
В период принципата профессиональные юристы стали пользоваться огромным престижем, а познания в юриспруденции для многих оказались средством достижения высокого положения в обществе, которое нуждалось в знающих и образованных юристах. Не случайно именно в это время (I - III вв. н.э.) появилась целая плеяда т.н. классических юристов - чрезвычайно авторитетных знатоков права, авторов крупных трудов по юриспруденции, благодаря которым и сам этот период истории римского права именуется классическим. Уже в годы правления Августа репутацию классиков юриспруденции приобрели два выдающихся юриста - Марк Антистий Лабеон и Гней Антий Капитон. Первый из них происходил из аристократического рода, был сторонником старой республики, а после ее падения он, отказавшись от политической карьеры, всецело посвятил себя юриспруденции. Лабеон содержал свою юридическую школу в Риме и создавал литературные произведения, написав около 400 книг. Второй из упомянутых юристов - Капитон - происходил из рода незнатного, но получившего известность во времена Суллы. После претуры он стал консулом и верховным понтификом, а также занимался юридической литературной деятельностью. Оба оставили после себя школы, отличавшиеся разными направлениями: последователей Лабеона называли по имени его ученика Прокула "
прокулианцами", последователей же Капитона по имени его ученика Сабина стали называть "сабинианцами".
Вокруг этих школ группировались юристы раннего императорского времени, четверо из которых считались наиболее знаменитыми. Публий Ювентий Цельз, который был претором, консулом, входил в императорский совет при Адриане, принадлежал к школе прокулианцев; его главным сочинением были “Дигесты” в 39 книгах. Во времена Адриана получил известность и Сальвий Юлиан, ставший редактором “вечного эдикта”. Он принадлежал к школе сабинианцев и оставил после себя 90 книг “Дигест”, а также разбор ряда конкретных юридических вопросов. Еще одним выдающимся юристом этого времени был Секст Помпоний. Он занимался исключительно преподавательской и литературной деятельностью. Помпоний составил комментарий к преторскому эдикту (150 книг), комментарий к юридическому трактату Сабина, лекции и т.д. Юрист Гай, о жизни которого мы почти ничего не знаем 8, прославился впоследствии как автор прекрасного учебника права. Его сочинение "Институции", которое дошло до нас почти полностью, представляет собой элементарное изложение частного права, как цивильного, так и преторского.
В конце II - начале III вв. н.э. развитие классической юриспруденции достигает своего апогея. Наиболее выдающиеся достижения юриспруденции в это время связаны с именами трех юристов, состоявших на службе у императоров из династии Северов. Самым известным среди них был Эмилий Папиниан. Сириец по происхождению, он находился в родственных отношениях с Септимием Севером, при котором он был префектом претория. После смерти Севера он старался примирить между собой Каракаллу и Гету, боровшихся за императорский престол. Это вызвало гнев Каракаллы, который добивался единоличной власти. Когда после убийства Геты Каракалла потребовал от Папиниана, чтобы он составил речь в оправдание убийства, Папиниан ответил: "Не так легко можно оправдать убийство, чем совершить его" (non tam facile parricidium excusari potest, quam fieri). Каракалла по этой причине его казнил в 212 г. Наиболее значительными произведениями Папиниана были 37 книг юридических “Вопросов” (Questiones) и 19 книг “Решений” различных юридических казусов (Responsa). Современниками Папиниана были Юлий Павел и Домиций Ульпиан. Павел и Ульпиан были помощниками Папиниана. Оба затем были членами совета и префектами претория при Александре Севере. Павел написал более 300 книг критических “Замечаний” (Notae) к сочинениям своих предшественников. Особенно большой популярностью пользовалось его сочинение "Сентенции" (Sententiae). Ульпиан занимался не только юридической практикой и литературной деятельностью, но и стремился установить дисциплину среди преторианцев. Однако, в 228 г. они на глазах