Файл: Билеты к экзамену по курсу Священное Писание Ветхого Завета (Пятикнижие)1 Билет Название книги Бытия в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И все-таки он пообещал посланцам еще раз вопросить Господа. На этот раз Господь дал ему разрешение — не проклинать Его народ, но пойти в Моав, чтобы Он, Господь, мог явить славу Свою через Валаама.
В. Путешествие Валаама (22:21-35). 22:21-28. На следующий день Валаам, оседлав ослицу свою, отправился в Моав, но Господь прогневался на него и встал на его пути, приняв вид Ангела. В образе Ангела явился Сам Господь.
Когда увидела ослица Ангела, она свернула с дороги и пошла на поле. Под ударами Валаама она вернулась на дорогу, но там опять столкнулась с Ангелом в узком проходе меж двух стен. Испугавшись, она прижалась к стене и прижала к ней ногу Валаама, за что тот снова стал бить ослицу. Но Ослица не могла пройти мимо пройти Ангела, тогда она легла под Валаамом. Прорицатель снова стало бить ослицу и та заговорила, поинтересовавшись у него зачем же он ее бил.
22:29-35. Первоначально единственной реакцией Валаама была злость. По вине ослицы он прилюдно попал в смешное положение; если бы у него был меч сказал Валаам, он убил бы ее на месте. Валаам кажется понял, что происходило, и тогда Господь дал виденье ему и тот увидел стоящего Ангела. Валаам пал ниц и услышал упрек Господа в том, что отправился на неправедное дело.
По словам Господа, Валаам остался в живых лишь потому, что ослица увидела Ангела и свернула в сторону. Тогда Валаам признал свой грех, выразившийся в том, что в действиях ослицы не увидел руки Господа. Он изъявил намерение вернуться в Пефор, но Ангел Господень повелел ему идти с тем, однако, чтобы говорить только то, что Бог прикажет ему (ср. ст. 20).
Г. Прорицания Валаама (22:36-24:25). 1. ПОДГОТОВКА К ПРОРИЦАНИЯМ (22:36-23:6).
22:36-38. Когда Валак, царь Моава, встретился наконец, с Валаамом, то стал укорять его за то, что так долго не шел. Прорицатель решил говорить только то, что Бог велел ему.
22:39-23:6. Вдвоём пошли в Кириаф-Хуцоф и там совершилась подготовка к порицанию.
На следующее утро они поднялись на Вамот-Ваал откуда могли увидеть часть народа израильского.
Валаам велел Валаку возвести там семь жертвенников, на которых можно было бы принести в жертву семь тельцов и семь овнов, по тельцу и по овну на каждом жертвеннике (ср. 23:14, 29-30). После принесения жертв Валаам уединился, чтобы получить откровения от Господа. Валаам продолжал свои попытки вновь вступить в контакт с Богом Израиля, хотя методы, к которым он для этого прибегал, не были предусмотрены израильским Законом. И встретился Бог с Валаамом... и вложил ему в уста то, что он должен был передать Валаку.
2. ПЕРВОЕ ПРОРИЦАНИЕ (23:7-12). 23:7-12.
В первом из своих четырех больших прорицаний Валаам вначале вкратце напомнил, каким образом оказался он здесь, и что ему велено было сделать (стих 7). И затем он спросил, как же проклясть ему Израиль народ, который благословил Бог.
3. ВТОРОЕ ПРОРИЦАНИЕ (23:13−26). На этот раз Валаам пошел на горы Фасги, там возвели еще семь жертвенников. Вновь Валааем решился вступить в контакт с Богом и снова вернулся к Валаку с известием.
И снова были в его прорицании вступительные слова (ст. 18-20), которые прямо возвестили Валаку, что неизменяющийся Бог Израиля обещал благословлять Свой народ и от этого намерения не откажется. Более того, благословлять Он только что приказал и Валааму, и в свете нерушимых обязательств, связывающих Бога с Израилем, нет у Валаама силы делать что-то иное.
Затем Валаам сообщил, что Израилю даровано процветание.
23:25-26. В унижении и страхе Валак просил Валаама, если не проклинать, то и не благословлять Израиль, но Валаам напомнил ему, что он — в руках Господа, и делать может лишь то, что Он ему повелит.
4. ТРЕТЬЕ ПРОРИЦАНИЕ (23:27-24:14). В третий раз предложил Валак Валааму проклясть Израиль. Взошли они на вершину Фегор, снова воздвигли семь жертвенников и принесли жертву.
Валаам, понявший к тому времени всю бесполезность волхвования против народа, который Бог решил благословлять, не стал более прибегать к своим обычным методам, а взглянул с вершины на войска израильские, выстроенные по коленам. И вот под воздействием Духа Божьего произнес он третье свое прорицание.
Чис 24:3б−7. В начале своего третьего прорицания Валаам засвидетельствовал, что теперь (может быть, впервые) глаза его и уши открылись — для принятия истины Божией, и что ему даны были видения о целях Бога в отношении Израиля. Описал он Израиль как народ благословенный, который пересекает пустыню, подобно цветущему оазису.
24:8-9. Валлам снова повторил, как Бог избавил Израиля и защищает его. Сравнил Израиль с львом. В заключение Валаам произнес такие слова: Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!
Чис 24:10−14. Валаак понял, что Валаам не может или не хочет проклинать Израиль, царь отпустил волхва, даже не заплатив ему.
5. ЧЕТВЕРТОЕ ПРОРИЦАНИЕ (24:15−19). Чис 24:15−16. Четвертое пророчество Валаама начинается, как и третье, — с признания того, что истинное понимание приходит только от Бога (сравните стихи 3−4). Язычник Валаам называет Его тремя именами: Бог, Эль (евр), Всемогущий.
Чис 24:17. Открытие истины Валааму начинается с видения им звезды и скипетра (жезла), которые появятся в Израиле (царские достоинства). Продолжая пророчествовать, Валаам сказал, что этот царь поразит князей Моава и всех сынов Сифовых.
Чис 24:18−19. Едому тоже угрожало завоевание Израилем. Валаам сказал, что правящий Израилем (Происшедший от Иакова) придет и разрушит остатки города.
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРОРОЧЕСТВА (24:20−25). Произнес Валаам слово и относительно Амалика. Прежде он упоминал Агага (стих 7), царя амаликитян. Амаликитяне тоже нападали на Израиль — как только он вышел из Египт, а, значит, и они подлежали суду Господню.
Чис 24:21−22. Затем Валаам обратился к Кенеям и изрек в отношении них, что, хотя они и живут в хорошо защищенном месте, их уведут в плен ассирийцы. Но разорен будет Каин.
Чис 24:23−25. Наконец, Валаам бросает взгляд в далекое будущее и говорит о появлении кораблей из Киттима, которые принесут гибель и Ассуру и Еверу.
Билет 8
1. Название книги Чисел в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание.
Свое название книга получила из Септуагинты, где по-гречески называется Арифмои — в переводе числа. В книге приводится множество статистических данных, поэтому у нее такое название. По-еврейски Книга называется бемидбар, что соотвествует пятому слову от начала повествования: в пустыне.
Авторство. Автором также является Моисей, хоть и не упоминается в Книге так часто. Те богословы, коорые отрицают его авторство, признают, что Числа от Пятикнижия неотделимы, но Моисеем автором не считают. Но Моисей, так или иначе, участник или свидетелех всех событий.
Дата. Написание книги Чисел следует отнести примерно к 1406 году, ко времени, очевидно, предшествовавшему смерти Моисея (он умер именно в этом году). (О том, что исход начался в 1446 году, вывод делается на основании 3 Цар. 6:1, где говорится, что Соломон приступил к строительству храма иа 4- ом году своего царствования (т. е. в 966 г. до P. X. ), и было это 480 лет спустя после исхода).
Цель книги. Книга Чисел представляется своего рода сводом руководящих наставлений для Израиля в его пост-синайский (т. е. после получения им закона на Синае) период. Это "руководство" касалось трех сфер: а) порядка, которому народу надо было следовать при передвижении его через пустыню, б) того, как следовало действовать священникам и левитам в условиях постоянного передвижения народа, и в) того, как должны были евреи готовиться к завоеванию Ханаана и к оседлому существованию там.
Структура и общее содержание. В книге Чисел 36 глав. Книгу условно можно разделить на 3 раздела. Первая содержит события и постановления приуготовительные к путешествию от Синая (гл. 1–9). Вторая излагает само путешествие до границ земли обетованной (гл. 10–21). Третья повествует о событиях, случившихся на границах земли обетованной и о завоевании части ее по ту сторону Иордана (гл. 22–36).
Кроме исторического повествования о странствовании евреев в пустыне, книга Чисел содержит весьма много законов – частью новых, частью уже известных из книги Исход и Левит, но повторенных по разным случаям. Большая часть сих законов касается священного чина жреческого и левитского, также праздников, жертв и обетов; но не мало законов и чисто гражданских.
2. Постановления о жертвоприношениях (Лев. 1-7 глл.).
Этот первый раздел как бы представляет собой справочник — как для народа, так и для священников — по жертвоприношениям.
А. Законы о жертвоприношениях (главы 1−7). Это Божественное откровение, данное через Моисея, фактически является обрядовым руководством по пяти основным видам приношений на жертвенник. Главная часть этого руководства (1:1 — 6:7) адресована «сынам Израилевым» (1:2; 4:1). В ней содержатся общие правила, записанные так, как воспринимались они людьми, приносившими жертвы, и в общих чертах описаны ритуалы, которые следовало исполнять им, приходившим поклониться Богу, а также священникам, отправлявшим свою службу.
1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ ДЛЯ НАРОДА (1:1 — 6:7). Хотя в этом разделе правила жертвоприношений изложены так, как они должны были исполняться рядовыми членами общества, приносившими Богу жертвы, — их прилежно следовало изучать и священникам.
Пять видов жертвоприношений, описанных здесь, — это всесожжение, хлебное, мирное, за грех и за вину.
Первые три вида приношений часто назывались «приношениями приятного благоухания», потому что часть, сжигавшаяся на жертвеннике, производила «благоухание, приятное Господу».
Согласно другим классификациям приношений, первые три вида жертв назывались «добровольными», а последние два вида — «вынужденными», т. е. приносимыми не добровольно, а по требованию закона.
а. Закон о приношениях всесожжении (глава 1). 1) Вступление (1:1−2).
В деталях ритуал жертвоприношений был расписан после того
, как Господь воззвал (подчеркивается значительность и торжественность момента откровения) к Моисею, и сказал ему из скинии собрания.
Лев 1:2. Этим стихом делается переход к закону о предложении всесожжения, поскольку в нем говорится: когда кто… хочет принести жертву, то следует принести крупный скот (телец) и мелкий (коза, овца).
Как и при всех левитских жертвоприношениях, главной целью приношения всесожжения было получить очищение от грехов (1:4; сравните Чис 15:24−25), хотя цель более непосредственная состояла в том, чтобы выразить полную свою посвященность Господу.
Хотя приношение всесожжения предписывалось народу как ритуал ежедневный, еженедельный и ежемесячный, отдельным людям оно предписывалось при очищении и совершении других церемоний.
Всесожжение животных (1:3−9). Ритуал всесожжения, как и всех левитских жертвоприношений, предполагал непосредственное участие в нем — и это имело важное значение — того, кто приходил поклониться Богу: он сам приводил животное, возлагал на него руки, затем убивал его, снимал кожу, рассекая тушу на части и омывал ее. Однако те стороны ритуала, которые так или иначе были приурочены к жертвеннику, осуществлялись священником.
Хотя возраст жертвенного животного мог колебаться от одной недели (22:26−27) до, вероятно, трех лет, при совершении многих ритуалов требовалось обязательно годовалое животное. Животное должно быть чистым в плане обряда, годным в пищу и быть домашним животным.
Лев 1:4. За предложением жертвы следовало возложение на нее рук. Поклоняющийся Богу должен был положить свою руку на голову животного — с тем, чтобы оно было принято от его имени во очищение грехов его.
Лев 1:5. Следующим шагом должно было быть заклание тельца пред Господом. Поскольку приводимые для приношения всесожжения овен или козел подлежали закланию «на северной стороне жертвенника». Следующий акт ритуала совершал священник, который собирал кровь в чашу и затем кропил ею все четыре стороны жертвенника.
Лев 1:6−9. Сам человек, пришедший поклониться Богу, а не священник, должен был приготовить жертву всесожжения, т. е. снять с нее шкуру и рассечь ее на части, должен был вымыть внутренности животного, задние ноги.
Об уникальности приношения всесожжения свидетельствует то, что священник должен был целиком сжигать животное на жертвеннике.
3) Приношение всесожжения из мелкого скота. К ним применялась те же требованияя и производилась та же ритуальная процедура. Дополнительное уточнение: заклание животного на северной стороне жертвенника.