Файл: Билеты к экзамену по курсу Священное Писание Ветхого Завета (Пятикнижие)1 Билет Название книги Бытия в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4) Приношение всесожжения из птиц. Приносить голубку или молодого голубя можно беднякам, священник был обязан исполнять весь ритуал. Священник откручивал голову, нажимая ногтем на затылок, ломая шейную кость, так рвались пищевод и дыхательное горло. Кровь отцеживалась до последней капли.

Отличительная черта приношения всесожжения — животное сжигалось целиком. При всесожжении Бог получал все, поклоняющийся Ему — ничего.

б. Закон о хлебном приношении (глава 2). Хлебное приношение состояло из муки, смешанной с оливковым маслом и покрытой благовонием. Следовало солить. Приносилось как всесожжение или мирное подношение. Доп.приношение — было возлияние из вина или крепкого напитка. Объем как хлебного приношения, так и возлияния, зависел от того, какое животное приносилось на алтарь в качестве основной жертвы (ср. Чис 15:2−10).

Однако, если всесожжения приносились за первосвященника или за народ в День искупления, когда совершался особый ритуал искупления, хлебное приношение не сопутствовало им (Лев 16:3,5,24).

В числе особых ритуалов выделялиь: 1. Очистительный ритуал — назорейский обет, исцеление от проказы. 2. Ритуал ревности — приносились десятая часть ефы ячмиенной муки, без масла и благовония — такое разрешалось только бедным.

Законом о хлебном приношении было предусмотрено подразделение его на виды — в зависимости от методов приготовления его: один вид непеченого приношения (2:1−3), три вида печеного (стихи 4−10) и особый вид — растолченных зерен, «высушенных на огне», как «приношение хлебное из первых плодов» (стихи 14−16).

1) Хлебное приношение непеченое (2:1−3). Ритуал хлебного приношения совершался в четыре приема:

  • а) приходивший поклониться Богу заранее готовил его (стих 1,4−7)

  • б) приносил его, вероятно, в чаше (сравните Чис 7:13) священнику в святилище (Лев 2:2,8);

  • в) священник отделял горсть муки «в память» (стих 2,9, 16)

  • г) сжигал эту часть приношения на жертвеннике в «благоухание, приятное Господу» (стих 2,9).

Основное хлебное подношение состояло из пшеничной муки, смешанной с елеем и благовонием. Священник брал хлебное приношение у предлагавшего его и отделял горсть муки с елеем и со всем Ливаном (благовонием) и сжигал это на жертвеннике как некую часть в память — в знак того, что все отдается Богу. Когда хлебное приношение предлагалось священником, оно полностью подлежало сожжению на жертвеннике (6:22−23). Хлебное приношение описано в тех же терминах, что и всесожжение.


Остатки от приношения хлебного отдавались священникам в пищу. То, что оставалось священников являлось самой святой частью.

2) Хлебное приношение печеное. (2:4−10). Жерттвователь выпекал лепешки, смешанные с маслом или помазанные им либо жарил на сковороде., либо делал масляную кашу.

Характер ритуала был таким же, как и для непеченого хлеба.

3) Дополнительные инструкции относительно хлебного приношения (2:11−16). акваска и мед объявлялись несовместимыми с любым из хлебных приношений. Они разрешались при принесении первых плодов (23:16−17), но это, как уже говорилось, хлебным приношением не было, ибо им считалось лишь приносившееся на жертвенник, в приятное благоухание.

Особенностью хлебного приношения являлось то, что оно не было связано с ритуалом пролития крови. Хлебное приношение символизирует личность Христа и подчеркивает заместительный характер Его смерти на кресте.

в. Закон о мирной жертве (глава 3)

Закон о приношениях мирной жертвы (ср. Лев 7:11−36) толкует о третьем виде так называемых «приношений благоухания приятного» .Мирная жертва во много параллельна всесожжению не только в отборе, но и вхарактере ритуала. При мирной жертве не приносили птиц, разрешались самки скота, а если жертва добровольная, то с деформированной конечностью. Приходивший к Богу не мог принести Ему мирной жертвы, предварительно не очистившись.

Правила, касавшиеся принятия жертвенной пищи, даны не в наставление народу, а в воспомоществование священникам.

Поначалу мирные жертвы не были обязательными. Единственным ежегодным праздником, когда они предписывались, был Праздник седмиц. Мирные приношения предписыались, например, для прекращения голода и болезней, в знак духовного обновления народа и т. д.

Каждая из подвидов мирной жертвы приносился по соответствующему случаю или причине. Наиболее часто приносилась жертва благодарности или благодарения. Приносилась она в знак признания, подтверждения перед другими Божиего избавления.

2) Приношение по обету. В ритуальной форме или по исполнении обета как назорейский. Вместо нее могло быть и всесожжение.



3) Добровольное приношение предназначалось для выражения преданности или благоадрности Богу за какое-то неожиданное благословение.

Официальные предписания закона о мирной жертве так же, как и закона о всесожжении, определялись типом жертвенного животного.

1) Мирная жертва из крупного скота (3:1−5). Жертва могла быть мцжского или женского пола. Животное должно быть без порока.

Ритуал принесения мирной жертвы по характеру своему совпадал с ритуалом всесожжения, вплоть до распределения частей туши.

Процедура подготовки была идентичной, различие было только в том, что сжигалось. При мирной жертве был тук (жир), покрывавший внутренности животного, обе почки и тук, сальник на печени.

Жир сжигался сжигался священником на жертвеннике вместе со всесожжением, то есть на пепле всесожжения, оставшемся от утренней жертвы, либо, может быть, на тлеющих отстатках всесожжения, которое тот же человек принес перед тем, как принести мирную жертву.

2) Мирная жертва из мелкого скота (3:6-16). Приносить можно было и мужского и женского пола, без порока. Ритуал совершался такой же, разница — к сжиганию добавлялся весь курдюк.

Мирная жертва из коз по ритуалу была идентичной, только у них нет курдюка.

3) Запрет, выраженный в итоге. Весь тук Господу. Израильтянам было запрещено его есть, а также есть кровь. Отличительная особенность мирного приношения состояла в том, что его следовало употреблять в пищу — перед лицом Господа — как предлагавшему его, так и членам его семьи (ср. 7:15).

Мирное жертвоприношение символизировало мирное братское общение.

г. Закон о жертвоприношении за грех (4:1 — 5:13).

При совершении особых (одинаковых) ритуалов по случаю посвящения (освящения), окончания назорейского обета и очищения, когда требовалось принести всесожжение, прежде надо было принести жертву за грех. Кроме того, в каждый из ежегодных праздников требовалось ежедневно приносить козла — в жертву за грех всего народа; это правило не распространялось, однако, на ежедневные, еженедельные или ежемесячные всесожжения.

В целом акт согрешения, который требовал жертвоприношения за грех, имел две определяющие характеристики: согрешение совершалось ненамеренно («по ошибке») и — оно было совершено «против каких-либо заповедей Господних» (это могла быть оплошность, мог быть и проступок).

Структурно закон о приношении за грех (т. е. основная ритуальная часть его) подразделялся соответственно статусу жертвователя (священник, член совета старейшин, вождь или обычный человек).


Можно было принести: тельца — для священника, козла — для вождя племени, обычному человеку — коза или овца, бедному — двух птиц и хлеб. Разница состоялась в социальном положении согрешившего.

2) Приношение за грех полагавшееся священнику (4:3-12).

Если он совершал грех, то его грех делался виной всего народа. Поэтому, нужно было принести в жертву крупный скот- тельца, без порока. Ритуал был похожим как и при других жертвоприношениях, но в детяалях были различия: действе с кровью и какие части туши.

Итак, жертвенное животное приводилось к дверям скинии собрания, и после возложения на него рук подлежало закланию пред Господа, несомненно на северной стороне жертвенника.

Всего было три процедуры при совершении ритуала: первая — для первосвященника, была сложнее, чем вторая; вторая — для вождя племени или простого члена общества. Самой сложной была третья процедура — особый ритуал в День искупления. Самой простой была для бедного человека.

В случае принесения жертвы за грех первосвященника священник вносил кровь в скинию собрания, опускал перст в чашу с кровью и кропил ею семь раз пред Господом пред завесою святилища, потом он наносил немного крови на роги жертвенника благовонных курений, а затем выходил во двор скинии, где выливал остатки крови тельца у подножия жертвенника всесожжении. Этот последний акт, по-видимому, не имел никакого ритуального смысла, а означал лишь то, что остатки крови выливались.

Части туши распределялись в соответствии с одним из двух принципов, и характер ритуала зависел от того, приносилась ли жертва за грех священника (и даже всего общества, которое он представлял), или она приносилась за других. Священнику не разрешалось употреблять в пищу мяса животного, принесенного в жертву за его собственный грех, так что части туши, не сожженные на жертвеннике (все, что останется от тельца), должны были быть вынесены за стан, на место, почитавшееся ритуально чистым (где насыпался пепел), для сожжения их на дровах.

3) Жертвы за грех всего израильского сообщества.

В остальной своей части этот ритуал был идентичен тому, который совершался при принесении священником жертвы за собственный грех.

4) Приношение за грех, совершенный начальником. Совершив грех по ошибке (неумышленный грех) племенной вождь должен был привести козла без порока.

Специфика данного ритуала прослеживается лишь в священнодействии с кровью, которую в этом случае в скинию не вносили.


После сожжения на жертвеннике покрытых жиром внутренностей священник, совершавший служение, получал мясо жертвенного животного в пищу для себя и своей семьи. Если процедура эта совершалась с верой, грех начальника искупался, и он получал прощение.

5) Приношение за грех, совершенный членами общества.

За грех, совершенный неумышленно, рядовой член общества приносил жертву, подобную жертве своего начальника; только он приносил животное женского пола: или козу без порока, или овцу без порока. Весь ритуал жертвоприношения, независимо от того, козу приводили или овцу, был идентичен ритуалу жертвоприношения за грех, совершенный начальником. Важно, что тук (жир), сжигавшийся на жертвеннике был приятным благоуханием Господу.

6) Три вида проступков, требовавших жертвоприношения за грех (5:1−6).

Лев 5:1. В этом случае, возможно, подразумевалось, что человек, который не сообщил о произнесенном вслух проклятии, услышанном им, не сделал этого по нерадивости.

Лев 5:2−3. Здесь даются два примера случайного обрядового осквернения — посредством прикосновения к трупу животного или к какой-либо «человеческой нечистоте».

Лев 5:4. Последний пример касается безрассудного принесения клятвы — обещания сделать то-то и то-то, худое или доброе, каковое обещание (может быть, обет) немедленно забывается.

7) Уступки для бедных в законе о приношении за грех (5:7−13).

Лев 5:7−10. Бедняк, который не мог себе позволить принести овцу как жертву за грех, должен был принести Господу двух горлиц или двух молодых голубей. Одну птицу — в жертву за грех, а другую — во всесожжение.

Происходивший в этом случае ритуал жертвоприношения был таким же, как в случае принесения птицы во всесожжение, с тою разницей, что священник брал немного крови от жертвы за грех и кропил ею одну из сторон жертвенника.

Человеку крайне бедному, который не в состоянии был даже двух птиц принести в жертву за грех и во всесожжение, разрешалось принести десятую часть ефы (около двух четвертей) пшеничной муки за совершенный им грех — здесь не нужно было возливать на муку елей или класть на нее благовоние, потому что это было приношение за грех.

д. Закон о жертвоприношении за вину (5:14 — 6:7)

Жертвоприношение за вину полагалось приносить всякому, кто совершал «преступление» (5:15), а именно — акт присвоения того, что ему не принадлежало, или лишения другого (будь то Бога или человека) того, что ему было положено по праву.