Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
\
для эталонного .масла. Положительные результаты испыта ний масла АСнЮ с рекомендуемой композицией присадок позволили допустить 'его к опытной эксплуатации.
Эксплуатационные испытания, проведенные на основа нии ряда решений Комиссии по испытаниям топлива и масел в 1960— 1963 гг. во многих автохозяйствах страны НИИАТом Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР и КазНИПИАТом Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог Казахской ССР, 'показали возможность применения масел из бакинского нефтяного сырья с присадками СБ-3, СК-З и АзНИИ-8у в двигателях массового автомобильного парка. Указанные масла с при садками по .своим качествам не уступают эталонным.
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 78 |
|
Результаты лабораторных испытаний масел |
с присадкой АзНИИ-8у |
||||||
|
|
|
|
АС-9,5 |
с |
АС-Ю |
АС-10 с 5% |
|
|
|
|
1,5% Мон- |
с 5% |
||
Наименование |
показателей |
то-613 |
и |
АзНИИ- |
АзНИИ-8у |
||
0,7% Сан |
8у на |
на базе |
|||||
|
|
|
|
тал юб-493 |
базе |
СК-З |
|
|
|
|
|
(эталон) |
СБ-3 |
|
|
Зольность, % |
|
|
0,45 |
|
0,42 |
0,30 |
|
Термоокислит. стабильность по мето- |
|
|
20,5 |
|
|||
ду Папок, мин |
|
|
76 |
|
17,0 |
||
Окисление в аппарате ДК-2 |
6,42 |
|
12,15 |
11,59 |
|||
осадок, % |
|
100°С, сот |
|
||||
Увеличение вязкости при |
16,90 |
|
32,35 |
98,8 |
|||
Коррозия в присутствии катализатора |
|
|
|
|
|||
(нафтената меди) |
по методу НАМИ, |
1,2 |
|
213 |
208 |
||
г/м2 |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 79 |
|
Результаты 600-часовых сравнительных испытаний масел с присадкой |
|||||||
|
|
АзНИИ-8у на двигателе ГАЗ-51 |
|
||||
|
|
|
АС-9,5 с |
АС-10 |
АС-10 с 5% |
|
|
|
|
|
с 5% |
АС-9,5 с 5% |
|||
|
|
|
1,5% Мон- |
||||
|
Наименование |
АзНИИ- АзНИИ-8у |
АзНИИ-8у |
||||
|
то-613 и 0,7 % |
||||||
|
показателей |
|
Санталюб- |
8у (на |
|
(на базе |
(на базе |
|
|
|
базе |
|
СК-З) |
СК-З) |
|
|
|
|
493 (эталон) |
|
|||
|
|
|
СБ-3) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Износ |
цилиндров, |
мк |
7,0 |
3,4 |
|
4,3 |
4,9 |
Износ |
поршневых |
колец |
|
|
|
|
|
по потере веса комп- |
|
|
|
|
|
||
лектом, мз |
|
220 |
158 |
|
180 |
174 |
|
Подвижность поршневых |
|
|
|
|
|
||
колец, баллы |
|
0 |
0 |
|
0 |
0 |
|
Лак на поршне, баллы |
3,6 |
2,0 |
|
2,5 |
2,8 |
||
Нагар |
на поршне, г |
1,40 |
1,44 |
|
1,12 |
2,10 |
185
Результаты лабораторных исследований и длительных испытаний некоторых образцов 'приведены в табл. 78—80. Полученные данные показали, что присадки СБ-3, СК-3 и Аз)НИИ-8у мог-ут (быть успешно использованы и для .авто лов, полученных из нефтей восточных месторождений. Эти присадки испытывались также в эксплуатационных условиях.
Т а б л и ц а 80
Результаты 600-часовых сравнительных стендовых испытаний масел с различными присадками
Наименование п казателей
АС-9,5 с 1,5% Монто-613 и 0,7 % Санталюб-493 (эталон) |
АС-10 с 10% СБ-0 |
АС-9,5 с 10% СБ-3 |
АС-9,5 с 10% СК-3 |
АС-6 с 10% СБ-3 |
3?
о
о
1Я
<п
О [Q
Износ |
цилиндров, |
мк |
7,0 |
3,93 |
4,5 |
13,0 |
10,0 |
12,0 |
|
Износ |
поршневых |
колец |
|
|
|
|
|
|
|
по потере веса кчмп- |
|
140 |
|
|
|
158 |
|||
лектом, |
мг |
|
220 |
190 |
200 |
162 |
|||
Подвижность поршневых |
|
|
|
|
|
|
|||
колец, |
баллы |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Лак |
на |
поршне, |
баллы |
3,6 |
1,0 |
1.0 |
1,0 |
1.5 |
1,5 |
Нагар |
на поршне, |
г |
1,40 |
1,68 |
0,70 |
1,06 |
0,87 |
0,98 |
Сравнительная оценка .основных моторных 'качеств .мас ла АС-6 .с присадкой АзНИИ-8у и того же масла с присад кой СБ-3 (табл. 81) показала, что АзНИИ-8у обеспечивает
Т а б л и ц а 81
Результаты опытной эксплуатации автола АС-6 с присадками АзНИИ-8у и СБ-3
Средний износ де талей двигателей
Наименование масел и автомобилей, % присадок
ГАЗ-51 ЗИЛ-164
Отложения и визуаль ная оценка
моющие шлам свойства
АС-6 с 5% АзНИИ-8у |
66,2 |
66,6 |
среди. |
среди. |
|
АС-6 с 10% СБ-3 |
59,0 |
46,3 |
наименьш. |
наивысш. |
|
Товарное |
масло |
|
|
наибольш. |
наихудш. |
(ГОСТ |
3829-51) |
100 |
100 |
186
снижение износа деталей двигателей автомобилей ГАЗ-61 и ЗИЛ-164 на 34% и 'уменьшает общее 'количество отложений
на |
деталях |
(нагар |
на поршнях). |
Присадка ОБ-3 снижает |
||
износ основных деталей двигателей |
автомобилей ГАЗ-51 в |
|||||
•среднем на |
41%’, а |
ЗИ Л -164— на |
53,7% |
(величина износа |
||
на |
товарном масле была (принята за |
100%). Масло АС-6 е |
||||
10% присадки СБ-3 и АзНИИ-8у |
|
при |
эксплуатационной |
проверке дало наименьшее количество шлама, проявило /наилучшие моющие свойства по сравнению с остальными опыт ными образцами и было допущено к применению ;в автомо билях ГАЗ-51 и ЗИЛ-164.
Присадка СБ-3, добавленная в том же количестве к
.автолу АС-40 из персиективной смеси бакинских нефтей, прошла опытную эксплуатацию в летних условиях на авто мобилях ГАЗ-51 и ЗИЛ-164 Алма-Атинской автобазы Ми нистерства 'автомобильного транспорта Казахской ССР. Результаты показали, что АС-10 с 10% присадки СБ-3 по -сравнению с товарным маслом ГОСТ 6303-50 обеспечивает снижение износа деталей двигателей: цилиндров на 36,4%, поршневых колец на 59,8% и вкладышей подшипников на 55,2 %■ При этом присадка СБ-3 обеспечивает высокий пока затель моющих свойств, значительно меньшее количество отложений, а также меньший привес [фильтрующих элемен тов фильтров тонкой очистки.
|
|
|
|
Т а б л и ц а 82 |
||
Условная относительная оценка противоизносных свойств |
масла |
АС-6 |
||||
|
|
с различными присадками |
|
|
|
|
Состояние и модель |
|
АС-6 с присадками |
|
|
||
|
|
|
|
|
||
двигателя |
Оробис |
Композиция |
10% |
| |
5% |
|
|
|
|||||
|
|
|
в н и и н п |
СК-3 |
| АзНИИ-8у |
|
|
ГАЗ |
121 |
148 |
68 |
|
64 |
Новые |
ЗИЛ |
58 |
162 |
114 |
|
67 |
Средняя оценка |
89 |
154 |
91 |
|
66 |
|
|
Г А З |
126 |
53 |
96 |
|
107 |
Ста |
ЗИЛ |
48 |
192 |
62 |
|
90 |
рые |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Средняя оценка |
87 |
131 |
79 |
|
99 |
|
Средние |
величины по |
89 |
144 |
|
|
|
всем |
двигателям |
85 |
|
80 |
187
Значительный интерес представляют результаты опыт ной эксплуатации автола АС-6 с 5% присадки АзНИИ-8 у и с 10% СК-3 (табл. 82 и 83), проведенной iB сравнении с эта лонным маслом группы Б е присадками, рекомендуемыми для этой группы (2,6% Оробис-2054 и 0,6% Оро'бис-627).
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 83 |
|
Условная оценка масел по склонности к образованию |
лака |
и шлама |
||||
Вид отложений |
и |
Марка |
|
АС-6 с присадками |
||
|
|
|
|
|||
двига |
|
|
|
|
||
оценка |
|
|
|
|
|
|
|
теля |
Оробис |
ВНИИНП СК-3 |
АзНИИ-8у |
||
|
|
|||||
|
|
|
||||
Лакообразование, |
|
ГАЗ-51 |
3,0 |
3,5 |
3,0 |
4 |
баллы ПВЗ |
|
ЗИЛ-164 |
0,5 |
0,75 |
0,9 |
3 |
Шламообразование, |
|
ГАЗ-51 |
1,0 |
1,2 |
0,75 |
1,1 |
баллы условные |
|
ЗИЛ-164 |
0,5 |
0,85 |
0,40 |
0,85 |
Несколько завышенная оценка условного показателя лакообразования имеет место для масла с присадкой АзНИИ-8у в группе двигателей ЗИЛ-164, в остальных же слу чаях все показатели находятся на уровне эталонного об разца.
В результате опытной эксплуатации, проведенной Егорь евским грузовым и пассажирским автохозяйством Москов ской области НИИАТ Министерства автомобильного транс порта и шоссейных дорог РСФСР, было установлено, что масла с присадками GK-3 и АзНИИ-8у 'находятся на уровне эталона группы Б. По противоизноеным свойствам они не сколько лучше, чем АС-6 с присадками фирмы «Оробис»
(табл. 82).
Таким образом, результаты опытной эксплуатации масел АС-10 и АС-6 с присадками АзНИИ-8у , СБ-3 и СК-3 позво лили рекомендовать их к применению на автомобилях ГАЗ-51 и ЗИЛ-164 при смене масла с присадкой АзНИИ-8 после 3000—6000 км пробега и 6000—9000 км в случае при менения. присадок ОБ-З и СК-3, при норме для товарных масел 3000 км:
Разработка композиции присадок для масел группы В
Нами в 1955 г. впервые на дизелях была испытана комбинированная присадка АзНИИ-8, состоящая из алкилфенольной АзНИИ-7 и сульфонатной АзНИИ-5. Дальнейшие исследования показали, что совмещение алшлфенольных и
188
■ сульфонатных присадок является весьма эффективным путем повышения качеств масел. На базе новых, синтезированных в ИНХП АН Азербайджанской ССР присадок БФК и СБ-3 нам удалось получить композиции присадок, по эффективно сти превосходящие каждую из составляющих. Одна из таких композиций, содержащая 5% присадки БФК, 2% СБ-3 и 0,005% антипенной присадки ПМС-200А, была испытана в смеси с маслом Д-01 из бакинских нефтей (масло группы В ). Эталонным для этой труппы было принято масло ДС-11 из сернистых нефтей с 4% присадки Монто-613 и 0,25%' Сан та люб-493.
В табл. 84 приведены результаты лабораторных испыта
ний масел пруппы В. |
Моторная |
характеристика этих |
маЮел |
||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 84 |
|
Сравнительные |
данные |
по результатам лабораторных испытаний |
|||||
|
|
|
|
масел группы В |
|
|
|
|
|
|
|
|
ДС-11+4% Мон- |
Д-11 |
5 96 |
Показатели |
качества |
то-613+0,25% |
БФКД2% СБ-3 |
||||
Санталюб-493 |
и 0,005% |
||||||
|
|
|
|
|
(эталон) |
ПМС-200А |
|
Зольность, % |
|
|
|
|
0,75 |
0,58 |
|
Термостабильность по методу Папок, |
74 |
105 |
|||||
мин |
|
|
|
|
|||
Окисление по методу |
НАМИ (50 ча- |
3,09 |
6,07 |
||||
сов при 200 °С, осадок, |
% |
||||||
Увеличение вязкости при 100°С, сст |
15,91 |
10,41 |
|||||
Коррозия по НАМИ |
в |
присутствии |
|
|
|
||
катализатора (нафтената |
меди), |
отс. |
76 |
||||
г/м? |
|
|
износа |
||||
Обобщенный показатель |
|
|
|
||||
(ОПИ) |
|
|
|
_3 |
45 |
61 |
|
Электропроводность, |
|
1 /ом 10 |
312 |
270 |
|
оценивалась при 'испытании их на одноцилиндровых двига телях 4-8,5/11 и 4-40,5/13 в течение 100 часов. Положитель ные результаты этих испытаний позволили рекомендовать в качестве масла группы В Д-11 из бакинских нефтей с ука занной композицией присадок к длительным стендовым ис пытаниям на ряде дизелей отечественного производства.
Масло группы В прошло испытания на ряде дизелестроительных заводов страны и на некоторых других предприятиях. Результаты испытания этого масла на двигателе 1-48,5/11 (табл. 85) показали, что: рекомендуемая композиция приса док к дизельному маслу Д-11 из бакинских нефтей обеспечи вает нормальную работу этого двигателя.
189