Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

\

для эталонного .масла. Положительные результаты испыта­ ний масла АСнЮ с рекомендуемой композицией присадок позволили допустить 'его к опытной эксплуатации.

Эксплуатационные испытания, проведенные на основа­ нии ряда решений Комиссии по испытаниям топлива и масел в 1960— 1963 гг. во многих автохозяйствах страны НИИАТом Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР и КазНИПИАТом Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог Казахской ССР, 'показали возможность применения масел из бакинского нефтяного сырья с присадками СБ-3, СК-З и АзНИИ-8у в двигателях массового автомобильного парка. Указанные масла с при­ садками по .своим качествам не уступают эталонным.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 78

Результаты лабораторных испытаний масел

с присадкой АзНИИ-8у

 

 

 

 

АС-9,5

с

АС-Ю

АС-10 с 5%

 

 

 

 

1,5% Мон-

с 5%

Наименование

показателей

то-613

и

АзНИИ-

АзНИИ-8у

0,7% Сан­

8у на

на базе

 

 

 

 

тал юб-493

базе

СК-З

 

 

 

 

(эталон)

СБ-3

 

Зольность, %

 

 

0,45

 

0,42

0,30

Термоокислит. стабильность по мето-

 

 

20,5

 

ду Папок, мин

 

 

76

 

17,0

Окисление в аппарате ДК-2

6,42

 

12,15

11,59

осадок, %

 

100°С, сот

 

Увеличение вязкости при

16,90

 

32,35

98,8

Коррозия в присутствии катализатора

 

 

 

 

(нафтената меди)

по методу НАМИ,

1,2

 

213

208

г/м2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 79

Результаты 600-часовых сравнительных испытаний масел с присадкой

 

 

АзНИИ-8у на двигателе ГАЗ-51

 

 

 

 

АС-9,5 с

АС-10

АС-10 с 5%

 

 

 

 

с 5%

АС-9,5 с 5%

 

 

 

1,5% Мон-

 

Наименование

АзНИИ- АзНИИ-8у

АзНИИ-8у

 

то-613 и 0,7 %

 

показателей

 

Санталюб-

8у (на

 

(на базе

(на базе

 

 

 

базе

 

СК-З)

СК-З)

 

 

 

493 (эталон)

 

 

 

 

СБ-3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Износ

цилиндров,

мк

7,0

3,4

 

4,3

4,9

Износ

поршневых

колец

 

 

 

 

 

по потере веса комп-

 

 

 

 

 

лектом, мз

 

220

158

 

180

174

Подвижность поршневых

 

 

 

 

 

колец, баллы

 

0

0

 

0

0

Лак на поршне, баллы

3,6

2,0

 

2,5

2,8

Нагар

на поршне, г

1,40

1,44

 

1,12

2,10

185


Результаты лабораторных исследований и длительных испытаний некоторых образцов 'приведены в табл. 78—80. Полученные данные показали, что присадки СБ-3, СК-3 и Аз)НИИ-8у мог-ут (быть успешно использованы и для .авто­ лов, полученных из нефтей восточных месторождений. Эти присадки испытывались также в эксплуатационных условиях.

Т а б л и ц а 80

Результаты 600-часовых сравнительных стендовых испытаний масел с различными присадками

Наименование п казателей

АС-9,5 с 1,5% Монто-613 и 0,7 % Санталюб-493 (эталон)

АС-10 с 10% СБ-0

АС-9,5 с 10% СБ-3

АС-9,5 с 10% СК-3

АС-6 с 10% СБ-3

3?

о

о

<п

О [Q

Износ

цилиндров,

мк

7,0

3,93

4,5

13,0

10,0

12,0

Износ

поршневых

колец

 

 

 

 

 

 

по потере веса кчмп-

 

140

 

 

 

158

лектом,

мг

 

220

190

200

162

Подвижность поршневых

 

 

 

 

 

 

колец,

баллы

 

0

0

0

0

0

0

Лак

на

поршне,

баллы

3,6

1,0

1.0

1,0

1.5

1,5

Нагар

на поршне,

г

1,40

1,68

0,70

1,06

0,87

0,98

Сравнительная оценка .основных моторных 'качеств .мас­ ла АС-6 .с присадкой АзНИИ-8у и того же масла с присад­ кой СБ-3 (табл. 81) показала, что АзНИИ-8у обеспечивает

Т а б л и ц а 81

Результаты опытной эксплуатации автола АС-6 с присадками АзНИИ-8у и СБ-3

Средний износ де­ талей двигателей

Наименование масел и автомобилей, % присадок

ГАЗ-51 ЗИЛ-164

Отложения и визуаль­ ная оценка

моющие шлам свойства

АС-6 с 5% АзНИИ-8у

66,2

66,6

среди.

среди.

АС-6 с 10% СБ-3

59,0

46,3

наименьш.

наивысш.

Товарное

масло

 

 

наибольш.

наихудш.

(ГОСТ

3829-51)

100

100

186


снижение износа деталей двигателей автомобилей ГАЗ-61 и ЗИЛ-164 на 34% и 'уменьшает общее 'количество отложений

на

деталях

(нагар

на поршнях).

Присадка ОБ-3 снижает

износ основных деталей двигателей

автомобилей ГАЗ-51 в

•среднем на

41%’, а

ЗИ Л -164— на

53,7%

(величина износа

на

товарном масле была (принята за

100%). Масло АС-6 е

10% присадки СБ-3 и АзНИИ-8у

 

при

эксплуатационной

проверке дало наименьшее количество шлама, проявило /наилучшие моющие свойства по сравнению с остальными опыт­ ными образцами и было допущено к применению ;в автомо­ билях ГАЗ-51 и ЗИЛ-164.

Присадка СБ-3, добавленная в том же количестве к

.автолу АС-40 из персиективной смеси бакинских нефтей, прошла опытную эксплуатацию в летних условиях на авто­ мобилях ГАЗ-51 и ЗИЛ-164 Алма-Атинской автобазы Ми­ нистерства 'автомобильного транспорта Казахской ССР. Результаты показали, что АС-10 с 10% присадки СБ-3 по -сравнению с товарным маслом ГОСТ 6303-50 обеспечивает снижение износа деталей двигателей: цилиндров на 36,4%, поршневых колец на 59,8% и вкладышей подшипников на 55,2 %■ При этом присадка СБ-3 обеспечивает высокий пока­ затель моющих свойств, значительно меньшее количество отложений, а также меньший привес [фильтрующих элемен­ тов фильтров тонкой очистки.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 82

Условная относительная оценка противоизносных свойств

масла

АС-6

 

 

с различными присадками

 

 

 

Состояние и модель

 

АС-6 с присадками

 

 

 

 

 

 

 

двигателя

Оробис

Композиция

10%

|

5%

 

 

 

 

 

в н и и н п

СК-3

| АзНИИ-8у

 

ГАЗ

121

148

68

 

64

Новые

ЗИЛ

58

162

114

 

67

Средняя оценка

89

154

91

 

66

 

Г А З

126

53

96

 

107

Ста­

ЗИЛ

48

192

62

 

90

рые

 

 

 

 

 

 

 

Средняя оценка

87

131

79

 

99

Средние

величины по

89

144

 

 

 

всем

двигателям

85

 

80

187


Значительный интерес представляют результаты опыт­ ной эксплуатации автола АС-6 с 5% присадки АзНИИ-8 у и с 10% СК-3 (табл. 82 и 83), проведенной iB сравнении с эта­ лонным маслом группы Б е присадками, рекомендуемыми для этой группы (2,6% Оробис-2054 и 0,6% Оро'бис-627).

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 83

Условная оценка масел по склонности к образованию

лака

и шлама

Вид отложений

и

Марка

 

АС-6 с присадками

 

 

 

 

двига­

 

 

 

 

оценка

 

 

 

 

 

 

теля

Оробис

ВНИИНП СК-3

АзНИИ-8у

 

 

 

 

 

Лакообразование,

 

ГАЗ-51

3,0

3,5

3,0

4

баллы ПВЗ

 

ЗИЛ-164

0,5

0,75

0,9

3

Шламообразование,

 

ГАЗ-51

1,0

1,2

0,75

1,1

баллы условные

 

ЗИЛ-164

0,5

0,85

0,40

0,85

Несколько завышенная оценка условного показателя лакообразования имеет место для масла с присадкой АзНИИ-8у в группе двигателей ЗИЛ-164, в остальных же слу­ чаях все показатели находятся на уровне эталонного об­ разца.

В результате опытной эксплуатации, проведенной Егорь­ евским грузовым и пассажирским автохозяйством Москов­ ской области НИИАТ Министерства автомобильного транс­ порта и шоссейных дорог РСФСР, было установлено, что масла с присадками GK-3 и АзНИИ-8у 'находятся на уровне эталона группы Б. По противоизноеным свойствам они не­ сколько лучше, чем АС-6 с присадками фирмы «Оробис»

(табл. 82).

Таким образом, результаты опытной эксплуатации масел АС-10 и АС-6 с присадками АзНИИ-8у , СБ-3 и СК-3 позво­ лили рекомендовать их к применению на автомобилях ГАЗ-51 и ЗИЛ-164 при смене масла с присадкой АзНИИ-8 после 3000—6000 км пробега и 6000—9000 км в случае при­ менения. присадок ОБ-З и СК-3, при норме для товарных масел 3000 км:

Разработка композиции присадок для масел группы В

Нами в 1955 г. впервые на дизелях была испытана комбинированная присадка АзНИИ-8, состоящая из алкилфенольной АзНИИ-7 и сульфонатной АзНИИ-5. Дальнейшие исследования показали, что совмещение алшлфенольных и

188


■ сульфонатных присадок является весьма эффективным путем повышения качеств масел. На базе новых, синтезированных в ИНХП АН Азербайджанской ССР присадок БФК и СБ-3 нам удалось получить композиции присадок, по эффективно­ сти превосходящие каждую из составляющих. Одна из таких композиций, содержащая 5% присадки БФК, 2% СБ-3 и 0,005% антипенной присадки ПМС-200А, была испытана в смеси с маслом Д-01 из бакинских нефтей (масло группы В ). Эталонным для этой труппы было принято масло ДС-11 из сернистых нефтей с 4% присадки Монто-613 и 0,25%' Сан­ та люб-493.

В табл. 84 приведены результаты лабораторных испыта­

ний масел пруппы В.

Моторная

характеристика этих

маЮел

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 84

Сравнительные

данные

по результатам лабораторных испытаний

 

 

 

 

масел группы В

 

 

 

 

 

 

 

ДС-11+4% Мон-

Д-11

5 96

Показатели

качества

то-613+0,25%

БФКД2% СБ-3

Санталюб-493

и 0,005%

 

 

 

 

 

(эталон)

ПМС-200А

Зольность, %

 

 

 

 

0,75

0,58

Термостабильность по методу Папок,

74

105

мин

 

 

 

 

Окисление по методу

НАМИ (50 ча-

3,09

6,07

сов при 200 °С, осадок,

%

Увеличение вязкости при 100°С, сст

15,91

10,41

Коррозия по НАМИ

в

присутствии

 

 

 

катализатора (нафтената

меди),

отс.

76

г/м?

 

 

износа

Обобщенный показатель

 

 

 

(ОПИ)

 

 

 

_3

45

61

 

Электропроводность,

 

1 /ом 10

312

270

 

оценивалась при 'испытании их на одноцилиндровых двига­ телях 4-8,5/11 и 4-40,5/13 в течение 100 часов. Положитель­ ные результаты этих испытаний позволили рекомендовать в качестве масла группы В Д-11 из бакинских нефтей с ука­ занной композицией присадок к длительным стендовым ис­ пытаниям на ряде дизелей отечественного производства.

Масло группы В прошло испытания на ряде дизелестроительных заводов страны и на некоторых других предприятиях. Результаты испытания этого масла на двигателе 1-48,5/11 (табл. 85) показали, что: рекомендуемая композиция приса­ док к дизельному маслу Д-11 из бакинских нефтей обеспечи­ вает нормальную работу этого двигателя.

189