Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
Т а б л |
и ц а 75 |
Результаты сравнительных испытаний |
антиокислительных присадок |
|||||
|
|
|
на двигателе ГАЗ-51 |
|
|
|
|
|
|
АС-10 из бакинских нефтей |
|
||
Показатели |
работоспо |
с 5% СК-3-j 1,2% ДФ-11 |
с 5% СК-3 |
|||
|
|
|
|
|||
собности |
двигателя |
Срок смены масла, час |
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
1 |
100 |
150 |
100 |
150 |
Отложения нагара, г |
0,651 |
1,475 |
|
|
||
с |
колец |
|
0,49 |
1,479 |
||
с |
канавок |
|
0,57 |
1,429 |
0 ,3 0 2 |
1,202 |
с днища |
|
0,46 |
4,044 |
3,55 |
4,210 |
|
с боковой поверхности |
1,22 |
1,488 |
0,95 |
1,346 |
||
Лак на юбке поршня. |
1,5 |
2,03 |
0,58 |
1.7 |
||
баллы |
|
кими диспергирующими свойствами, способствуют Обеспече нию необходимой чистоты деталей двигателя. Из сказанно го, конечно, не вытекает, что масла с присадками СБ-3 или БФК не нуждаются в антиокислительных присадках. Задача увеличения срока работы (масла, т. е. снижения его расхода, снижения (концентрации моющих присадок 'в маслах и ней трализации кислых продуктов в работающем масле, а также доведения до минимум а отложений на деталях 'современных и перспективных двигателей, настоятельно требует наличия в композициях присадок антиокислительных компонентов, обладающих вышкой термической стабильностью, хорошей совместимостью с моющими присадками и не оказывающих отрицательного влияния на действие основных компонентов
композиций присадок.
Результаты сравнительных исследований качеств отече ственных и импортных присадок и их композиций в смеси с маслами из бакинских нефтей позволили создать компози ции присадок для пяти групп масел, отвечающих требова ниям основного парка 'современных двигателей. Разработан ные для каждой группы масел композиции присадок подвер гались широким моторным испытаниям в стендовых и экоплуатационных услови ях.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ КОМПОЗИЦИИ ПРИСАДОК К МАСЛАМ ИЗ БАКИНСКИХ НЕФТЕЙ
Как указывалось ранее, разработка композиций приса док к маслам из нефтей Апшеронского месторождения пре следовала своей целью создание ряда групп масел по типу
181
международной классификации, обеспечивающих требования растущего парка двигателей и одновременное сокращение ассортимента моторных мнсел. (В этой связи теоретический и практический интерес представляют результаты исследова ния (каждой группы [масел, подобранной в зависимости от -конструктивных особенностей отечественных двигателей.
Помимо общих требований, в соответствии с конструк тивными особенностями двигатели предъявляют определен ные специфические требования к качеству масел. Таким образом, для классификации моторных масел необходимо классифицировать двигатели ib (зависимости от их теплонапряженности, степени форсировки и от скоростного режима.
Сравнительную оценку тепловой напряженности двига телей можно .производить по такому (показателю, как отно
шение |
цилиндровой мощности N |
к диаметру |
поршня |
[10, 12]. |
Этот показатель с учетом |
нагрузочного и |
скорост |
ного режимов работы позволяет приближенно классифициро вать двигатели по (степени (жесткости условий работы и по требованиям к качеству применяемого масла.
Для тепло,напряженных быстроходных двигателей наи более важными являются следующие качества масел:
а) высокая термическая стойкость и предупреждение образования отложений при высокой температуре;
б) защита от износа поршневых колец и цилиндров при высокой (скорости скольжения;
:в) защита против старения масел и коррозионного раз рушения деталей;
г) высокая стабильность, обеспечивающая отсутствие осадков iB картере.
При подборе присадок к базовым маслам и разработке их композиций необходимо брать за основу указанные выше требования к моторным маслим.
Разработка композиции присадок к маслам групп А и Б
На основании исследований и испытаний установлено, что масла групп А и Б удовлетворяют требования массо вого парка автомобилей с двигателями ГАЗ-51, ГАЗ-53ф, М-21, «Москвич», ЗИЛ-130, ЗИЛ-164 и др. Композиция при садок для указанных масел разработана на базе сульфонат ных присадок СБ-3, СК-3 и антиокислительных ДФ-,11 и ИНХП-21 в определенных концентрациях для каждой груп пы масел. Лабораторные иослеД10В,аиия разработанных ком позиций присадок осуществлялись комплексом методов, по зволяющих 'оценить основные показатели качеств масел.
Анализ результатов, испытанных масел (табл. 76) пока зывает, что разработанная композиция (присадок, состоящая из 3% СБ-3 и 2% Д Ф -ill или б% (GB-3 с 1,2 ДФ-11, <в смеси
182
Т а б л и ц а 76
Результаты отборочных лабораторных испытаний масел групп А и Б
|
|
|
|
|
Группа |
А |
Группа Б |
||||
|
|
|
|
|
АС-9,5 |
с |
|
|
АС-9,5 |
с |
|
Показатели |
|
качеств |
0,7% Мон- |
АС-10 с 3% |
1,5% Мон- |
АС-Ю с |
|||||
|
то-513 |
и |
СБ-3 и 2% |
то-513 |
и |
5% СБ-3 |
|||||
|
|
|
|
|
0,7% Сан |
0,7% Сан |
и 1,2% |
||||
|
|
|
|
|
тал юб-493 |
|
ДФ-11 |
тал юб-493 |
ДФ-11 |
||
|
|
|
|
|
(эталон) |
|
|
(эталон) |
|
||
Зольность, |
% |
|
стабиль |
0,34 |
|
|
0,31 |
0,45 |
|
0,41 |
|
Термоокислит. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
ность по методу Папок, |
|
|
|
38,5 |
76 |
|
44 |
||||
мин |
по |
методу |
77,Ъ |
|
|
|
|||||
Окисление |
|
|
|
|
|
|
|
||||
НАМИ |
в |
аппарате |
|
|
|
|
|
|
|
||
ДК-2 (50 часов при |
|
|
|
|
|
|
|
||||
250°С) |
% |
|
|
|
11,58 |
|
|
11,79 |
6,42 |
|
9,2 |
осадок, |
|
100°С, сст |
|
, |
|
||||||
Вязкость |
при |
35,51 |
|
52,76 |
16,90 |
|
35,80 |
||||
Коррозия |
в |
присутствии |
|
|
|
|
|
|
|
||
катализатора |
(нафте- |
|
|
|
|
|
|
|
|||
ната меди) |
|
по |
методу |
1,2 |
|
|
2,1 |
1,2 |
|
2,1 |
|
НАМИ, г/м2 |
|
|
|
|
|||||||
Обобщенный |
|
показа |
|
|
|
|
|
|
|
||
тель износа (ОПИ) |
44 |
|
|
45,2 |
49,5 |
|
46 |
||||
Электропроводность, |
|
|
|
||||||||
3 ом - 10-5 |
|
|
|
50 |
|
|
66,6 |
141 |
|
120 |
е автолами из бакинских нефтей удовлетворяет требования,
предъявляемые к маслам групп А и Б.
Первая композиция присадок прошла 'Стендовые испы тания на двигателях ГАЗ-51 и «Москвич-1407» в ИНХП и длительные стендовые испытания на двигателе ЗИЛ-130 на автозаводе им. Лихачева. Визуальный осмотр двигателей и микрометр аж /деталей после длительных испытаний масла
этой г р у п п ы |
с различными присадками на заводе им. Лихачева |
||
показал, что |
по |
моющим свойствам лучшим является |
мас |
ло АСЗц-10 с 3% |
присадки СБ-3 и 2% ДФ-11 (2—3 |
бал |
ла); в случае испытания масла с присадкой ВНИИНП-360 моющие свойства соответствовали 5—6 баллам, а масла ЭССО-4—5 баллам. Внутренняя поверхность поршней и нетрущиеся поверхности деталей были чистыми только при работе на масле с композицией СБ-3 и ДФД 1.
Наилучшее состояние вкладышей ih толкателей наблю далось при испытании масла А С Зп-10 с композицией СБ-3 и ДФ-11: не обнаружено даже следов начала разрушений, сежа маслопрнамника и поддон картера были чистыми (при работе на масле с присадкой ВНИИНП-360 эти детали на 40—-50% были покрыты тонким слоем мазеобразных отдо-
183
жений). При .испытании двух других образцов масел наблю дались очаги выкрашивания антифрикционного слоя на 5—б вкладышах.
Гильзы цилиндров на масле ЭССО изнашивались при мерно в два раза больше, чем на отечественных маслах. Износ поршней наименьшим оказался яри работе на масле с присадками СБ-З и ДФн11. Износ поршневых колец и дру гих деталей был (Одинаковым три работе на всех маслах группы А и невелик по абсолютному значению.
На основании результатов этих испытаний были утвер ждены технические условия на масла указанной группы. Что
■ касается |
композиции присадок, состоящей из 5% |
СБ-З или |
СК-3 и |
1,2% присадки ДФ-11, рекомендуемой |
для масел |
группы Б, то она также прошла всестороннюю проверку в
лабораторных условиях на карбюраторных двигателях. |
|
|||||||||
Анализ |
результатов |
длительных |
испытаний |
(табл. |
77) |
|||||
показал, что эта (композиция |
присадок |
в |
смеси |
с автолом |
||||||
селективной очистки АС-10 из |
бакинских |
нефтей по эксплу |
||||||||
атационным |
качествам |
находится |
на |
уровне |
эталонного |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
77 |
||
Результаты |
длительного стендового испытания (600 часов) масла |
|||||||||
|
|
группы Б на двигателе |
ГАЗ-51 |
|
|
|||||
Показатели работоспособности |
АС-9,5 |
с 1,5% |
АС-10 с 5% |
|||||||
Монто-613 |
и 0,7% |
|||||||||
СК-3 и 1,2% |
||||||||||
|
двигателя |
|
Санталюб-493 |
|||||||
|
|
ДФ-11 |
|
|||||||
|
|
|
|
|
(эталон) |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
Потеря |
веса |
комплекта поршневых |
|
|
|
|
|
|
||
колец, |
иг |
|
|
|
220 |
|
220 |
|
||
Износ цилиндров, мк |
|
|
7,0 |
|
7,0 |
|
||||
Износ вкладышей, мг |
|
|
|
|
|
|
|
|||
шатунных нагруженных |
|
|
154,1 |
|
125,0 |
|
||||
» |
ненагруженных |
|
|
67,4 |
|
54,0 |
|
|||
коренных нагруженных |
|
|
87,7 |
|
79,3 |
|
||||
» |
ненагруженных |
|
|
57,9 |
|
45,2 |
|
|||
Подвижность поршневых колец |
|
все своб. |
все своб. |
|||||||
Отложения нагара на поршне, г |
|
|
1,4 |
|
1,8 |
|
||||
Чистота |
поршня, баллы |
|
|
3,6 |
|
4,0 |
|
образца. Масло АС-10 с 5% СБ-З и 1,2% ДФ-11 обеспечило нормальную работу двигателя ГАЗ-51. При полной подвиж ности поршневых колец в течение всего периода (600 часов) испытаний износ цилиндров и поршневых колец, вкладышей подшипников оказался меньше, чем при работе двигателя на эталонном масле.
Изменения физико-химических (свойств испытуемого мас ла, а также мощностных и экономических (Показателей дви гателя находились на уровне соответствующих показателей
184