Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

Т а б л

и ц а 75

Результаты сравнительных испытаний

антиокислительных присадок

 

 

 

на двигателе ГАЗ-51

 

 

 

 

 

АС-10 из бакинских нефтей

 

Показатели

работоспо­

с 5% СК-3-j 1,2% ДФ-11

с 5% СК-3

 

 

 

 

собности

двигателя

Срок смены масла, час

 

 

 

 

 

 

 

1

100

150

100

150

Отложения нагара, г

0,651

1,475

 

 

с

колец

 

0,49

1,479

с

канавок

 

0,57

1,429

0 ,3 0 2

1,202

с днища

 

0,46

4,044

3,55

4,210

с боковой поверхности

1,22

1,488

0,95

1,346

Лак на юбке поршня.

1,5

2,03

0,58

1.7

баллы

 

кими диспергирующими свойствами, способствуют Обеспече­ нию необходимой чистоты деталей двигателя. Из сказанно­ го, конечно, не вытекает, что масла с присадками СБ-3 или БФК не нуждаются в антиокислительных присадках. Задача увеличения срока работы (масла, т. е. снижения его расхода, снижения (концентрации моющих присадок 'в маслах и ней­ трализации кислых продуктов в работающем масле, а также доведения до минимум а отложений на деталях 'современных и перспективных двигателей, настоятельно требует наличия в композициях присадок антиокислительных компонентов, обладающих вышкой термической стабильностью, хорошей совместимостью с моющими присадками и не оказывающих отрицательного влияния на действие основных компонентов

композиций присадок.

Результаты сравнительных исследований качеств отече­ ственных и импортных присадок и их композиций в смеси с маслами из бакинских нефтей позволили создать компози­ ции присадок для пяти групп масел, отвечающих требова­ ниям основного парка 'современных двигателей. Разработан­ ные для каждой группы масел композиции присадок подвер­ гались широким моторным испытаниям в стендовых и экоплуатационных услови ях.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ КОМПОЗИЦИИ ПРИСАДОК К МАСЛАМ ИЗ БАКИНСКИХ НЕФТЕЙ

Как указывалось ранее, разработка композиций приса­ док к маслам из нефтей Апшеронского месторождения пре­ следовала своей целью создание ряда групп масел по типу

181



международной классификации, обеспечивающих требования растущего парка двигателей и одновременное сокращение ассортимента моторных мнсел. (В этой связи теоретический и практический интерес представляют результаты исследова­ ния (каждой группы [масел, подобранной в зависимости от -конструктивных особенностей отечественных двигателей.

Помимо общих требований, в соответствии с конструк­ тивными особенностями двигатели предъявляют определен­ ные специфические требования к качеству масел. Таким образом, для классификации моторных масел необходимо классифицировать двигатели ib (зависимости от их теплонапряженности, степени форсировки и от скоростного режима.

Сравнительную оценку тепловой напряженности двига­ телей можно .производить по такому (показателю, как отно­

шение

цилиндровой мощности N

к диаметру

поршня

[10, 12].

Этот показатель с учетом

нагрузочного и

скорост­

ного режимов работы позволяет приближенно классифициро­ вать двигатели по (степени (жесткости условий работы и по требованиям к качеству применяемого масла.

Для тепло,напряженных быстроходных двигателей наи­ более важными являются следующие качества масел:

а) высокая термическая стойкость и предупреждение образования отложений при высокой температуре;

б) защита от износа поршневых колец и цилиндров при высокой (скорости скольжения;

:в) защита против старения масел и коррозионного раз­ рушения деталей;

г) высокая стабильность, обеспечивающая отсутствие осадков iB картере.

При подборе присадок к базовым маслам и разработке их композиций необходимо брать за основу указанные выше требования к моторным маслим.

Разработка композиции присадок к маслам групп А и Б

На основании исследований и испытаний установлено, что масла групп А и Б удовлетворяют требования массо­ вого парка автомобилей с двигателями ГАЗ-51, ГАЗ-53ф, М-21, «Москвич», ЗИЛ-130, ЗИЛ-164 и др. Композиция при­ садок для указанных масел разработана на базе сульфонат­ ных присадок СБ-3, СК-3 и антиокислительных ДФ-,11 и ИНХП-21 в определенных концентрациях для каждой груп­ пы масел. Лабораторные иослеД10В,аиия разработанных ком­ позиций присадок осуществлялись комплексом методов, по­ зволяющих 'оценить основные показатели качеств масел.

Анализ результатов, испытанных масел (табл. 76) пока­ зывает, что разработанная композиция (присадок, состоящая из 3% СБ-3 и 2% Д Ф -ill или б% (GB-3 с 1,2 ДФ-11, <в смеси

182


Т а б л и ц а 76

Результаты отборочных лабораторных испытаний масел групп А и Б

 

 

 

 

 

Группа

А

Группа Б

 

 

 

 

 

АС-9,5

с

 

 

АС-9,5

с

 

Показатели

 

качеств

0,7% Мон-

АС-10 с 3%

1,5% Мон-

АС-Ю с

 

то-513

и

СБ-3 и 2%

то-513

и

5% СБ-3

 

 

 

 

 

0,7% Сан­

0,7% Сан­

и 1,2%

 

 

 

 

 

тал юб-493

 

ДФ-11

тал юб-493

ДФ-11

 

 

 

 

 

(эталон)

 

 

(эталон)

 

Зольность,

%

 

стабиль­

0,34

 

 

0,31

0,45

 

0,41

Термоокислит.

 

 

 

 

 

 

 

ность по методу Папок,

 

 

 

38,5

76

 

44

мин

по

методу

77,Ъ

 

 

 

Окисление

 

 

 

 

 

 

 

НАМИ

в

аппарате

 

 

 

 

 

 

 

ДК-2 (50 часов при

 

 

 

 

 

 

 

250°С)

%

 

 

 

11,58

 

 

11,79

6,42

 

9,2

осадок,

 

100°С, сст

 

,

 

Вязкость

при

35,51

 

52,76

16,90

 

35,80

Коррозия

в

присутствии

 

 

 

 

 

 

 

катализатора

(нафте-

 

 

 

 

 

 

 

ната меди)

 

по

методу

1,2

 

 

2,1

1,2

 

2,1

НАМИ, г/м2

 

 

 

 

Обобщенный

 

показа­

 

 

 

 

 

 

 

тель износа (ОПИ)

44

 

 

45,2

49,5

 

46

Электропроводность,

 

 

 

3 ом - 10-5

 

 

 

50

 

 

66,6

141

 

120

е автолами из бакинских нефтей удовлетворяет требования,

предъявляемые к маслам групп А и Б.

Первая композиция присадок прошла 'Стендовые испы­ тания на двигателях ГАЗ-51 и «Москвич-1407» в ИНХП и длительные стендовые испытания на двигателе ЗИЛ-130 на автозаводе им. Лихачева. Визуальный осмотр двигателей и микрометр аж /деталей после длительных испытаний масла

этой г р у п п ы

с различными присадками на заводе им. Лихачева

показал, что

по

моющим свойствам лучшим является

мас­

ло АСЗц-10 с 3%

присадки СБ-3 и 2% ДФ-11 (2—3

бал­

ла); в случае испытания масла с присадкой ВНИИНП-360 моющие свойства соответствовали 5—6 баллам, а масла ЭССО-4—5 баллам. Внутренняя поверхность поршней и нетрущиеся поверхности деталей были чистыми только при работе на масле с композицией СБ-3 и ДФД 1.

Наилучшее состояние вкладышей ih толкателей наблю­ далось при испытании масла А С Зп-10 с композицией СБ-3 и ДФ-11: не обнаружено даже следов начала разрушений, сежа маслопрнамника и поддон картера были чистыми (при работе на масле с присадкой ВНИИНП-360 эти детали на 40—-50% были покрыты тонким слоем мазеобразных отдо-

183


жений). При .испытании двух других образцов масел наблю­ дались очаги выкрашивания антифрикционного слоя на 5—б вкладышах.

Гильзы цилиндров на масле ЭССО изнашивались при­ мерно в два раза больше, чем на отечественных маслах. Износ поршней наименьшим оказался яри работе на масле с присадками СБ-З и ДФн11. Износ поршневых колец и дру­ гих деталей был (Одинаковым три работе на всех маслах группы А и невелик по абсолютному значению.

На основании результатов этих испытаний были утвер­ ждены технические условия на масла указанной группы. Что

■ касается

композиции присадок, состоящей из 5%

СБ-З или

СК-3 и

1,2% присадки ДФ-11, рекомендуемой

для масел

группы Б, то она также прошла всестороннюю проверку в

лабораторных условиях на карбюраторных двигателях.

 

Анализ

результатов

длительных

испытаний

(табл.

77)

показал, что эта (композиция

присадок

в

смеси

с автолом

селективной очистки АС-10 из

бакинских

нефтей по эксплу­

атационным

качествам

находится

на

уровне

эталонного

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

77

Результаты

длительного стендового испытания (600 часов) масла

 

 

группы Б на двигателе

ГАЗ-51

 

 

Показатели работоспособности

АС-9,5

с 1,5%

АС-10 с 5%

Монто-613

и 0,7%

СК-3 и 1,2%

 

двигателя

 

Санталюб-493

 

 

ДФ-11

 

 

 

 

 

 

(эталон)

 

 

 

 

 

 

 

 

Потеря

веса

комплекта поршневых

 

 

 

 

 

 

колец,

иг

 

 

 

220

 

220

 

Износ цилиндров, мк

 

 

7,0

 

7,0

 

Износ вкладышей, мг

 

 

 

 

 

 

 

шатунных нагруженных

 

 

154,1

 

125,0

 

»

ненагруженных

 

 

67,4

 

54,0

 

коренных нагруженных

 

 

87,7

 

79,3

 

»

ненагруженных

 

 

57,9

 

45,2

 

Подвижность поршневых колец

 

все своб.

все своб.

Отложения нагара на поршне, г

 

 

1,4

 

1,8

 

Чистота

поршня, баллы

 

 

3,6

 

4,0

 

образца. Масло АС-10 с 5% СБ-З и 1,2% ДФ-11 обеспечило нормальную работу двигателя ГАЗ-51. При полной подвиж­ ности поршневых колец в течение всего периода (600 часов) испытаний износ цилиндров и поршневых колец, вкладышей подшипников оказался меньше, чем при работе двигателя на эталонном масле.

Изменения физико-химических (свойств испытуемого мас­ ла, а также мощностных и экономических (Показателей дви­ гателя находились на уровне соответствующих показателей

184