Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 85

Р е з у л ь т а т ы с р а в н и т е л ь н ы х и с п ы т а н и й м а с л а г р у п п ы В н а д в и г а т е л е -

Ч - 8 . 5 / 1 1 в т е ч е н и е 5 0 0 ч а с о в

 

 

 

Д-11

Д-11

 

 

группы

В с

Показатели работоспособности

(ГОСТ 5304-54)

композицией

двигателя

с 3% присадки

присадок

 

ЦИА1ИМ-339

 

ИНХП

 

 

Суммарный износ поршневых колец

 

 

 

по потере веса, г

1,66

0,39

 

Износ первого компрессионного коль-

 

 

 

ца по потере веса, г

0,57

0,19

 

Износ гильзы цилиндра, мк

10— 15

ощутимого

Износ вкладышей шатунных подшип-

 

износа

нет

 

 

 

ников, г

3,23

0,38

 

Отложения нагара, баллы

3,0

2,0

 

Приведенные в та(бл. 85 данные свидетельствуют о том,, что рекомендуемая композиция присадок к мнслу Д-11 из бакинских нефтей может обеспечить повышение моторесурса двигателей размерности 8,5/11 при одновременном улучше­ нии ряда других важных эксплуатационных показателей. Так, например, износ основных деталей двигателя значитель­ но снизился. Наименьшее снижение износа наблюдалось для гильз цилиндров — на 30% меньше, чем в случае применяв­ шегося ранее мнела при работе на мвлооернистом топливе.

Особенно значительно снизился износ поршневых колец, что положительно отразилось также на (общем состоянии ци­ линдро-поршневой группы и обеспечило (более высокие эко­ номические показатели рабочего процесса, улучшение кото­ рых выразилось в снижении расхода топлива и (масла.

Удовлетворительная чистота рнбочих поверхностей дета­ лей и снижение на 20% эксплуатационного расхода масла также свидетельствуют о более высоких эксплуатационных качествах рекомендованного масла группы В, позволяющего обеспечить в целом для двигателей серии 4-8,5/11 большую долговечность и надежность.

На основании положительных (результатов испытаний масло Д-11 из бакинских нефтей с рекомендуемой компози­ цией присадок допущено к применению в двигателях 4-8,5/11. Испытание этого масла в смеси с рекомендуемой нами композицией присадок на двигателе 24-10,5/13 также подтвердило эффективность указанной композиции присадок

(табл.86).

Междуведомственные стендовые испытания композиция присадок масла группы В проводились и на дизель-генера­ торе 6ДГА-19/30. Длительность их составляла 250 часов, при

190


 

 

 

Т а б л и ц а

86

Результаты испытания масла группы В на двигателе

 

 

24-10,5/13 (100 часов)

 

 

Показатели

работоспособности

Дп-н

Д-11

 

(ГОСТ 5304-54)

с композицией

 

двигателя

с 3% присадки

присадок

1-й

 

 

ЦИАТИМ-339

серии ИНХП

Средний износ одного компрессионно-

 

 

 

ного кольца, мг

191

149

 

Средний износ одного маслосъемного

157

 

 

кольца, мг

 

81

 

Средний износ гильз цилиндра, мк

15

4,5

 

Подвижность

поршневых колец,

5,0

0

 

баллы

 

 

Чистота поршня, баллы

2,15

2,4

 

Отложения в канавках, баллы

1,94

0,5

 

этом использовалось топливо ГОСТ 305-58 с содержанием серы 0,72 %.

Установлено (табл. 87), что рекомендуемая композиция присадок к маслу Д-1:1, полученному из перспективной сме­ си нефтей апшеронских месторождений, обеспечивает нор-

 

 

 

Т а б л и ц а 87

 

Результаты стендовых испытаний масла группы В

 

 

на дизеле 6Д-19/30

 

 

 

 

Масла, рекомендуе­

д-11 с 5%

 

 

мые заводом

Показатели работоспособности

 

 

БФК, 2%

моторное Т

 

СБ-3 и

 

двигателя

Дп-11

 

0,005%

 

 

(ГОСТ

(ГОСТ

 

 

ПМС-200А

 

 

1519-52)

5304—54)

Средний износ цилиндров, мк

10,4

6,2

6,5

Средний износ поршневых колец, г

0,485

0,706

0,166

Отложения на продувочных окнах, г

61

63,3

53,2

Нагар на поршне, г

4,95

3,6

3,82

Отложения на фильтрах тонкой очист-

2995

 

 

ки,

г

1435

487

Число прихваченных колец

1

1

0

>

плотных колец

3

0

мальную (работу дизеля 6Д-19/30 и создает возможность по­ вышения его моторесурса. Указанное масло с рекомендован­ ной композицией присадок допущено к применению в двига­ теле 6Д-19/30. Положительные результаты получены также при длительных (500 часов) его стендовых испытаниях на

191



тракторных двигателях Д-28 и СМД-14. Результаты (табл. 88) показали, что масло этой группы по своим моторным каче­ ствам (Находится на уровне эталонного ic зарубежными при­ садками, несколько уступая им по моющим свойствам.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

88

Результаты испытания

масла

группы

В с композицией присадок ИНХП

 

 

на двигателях Д-28 и СМД-14

 

 

 

 

 

 

 

 

Эталонное

Д-11

 

 

 

 

 

ДС-11+4% Монто-

с компози­

 

Показатели

работоспособности

613-)-0,25% Санталюб-

цией при-

 

 

493

садокИНХП

 

двигателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д-28

СМД-14 Д-28

СМД-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Износ поршневых колец, г

 

0,8

 

0,84

0,9

0,95

Износ гильзы цилиндра, мк

 

14,7

 

------- ,

7,0

Отложение нагара, г

 

 

2,9

 

0,8

3,3

1,7

Подвижность

поршневых колец,

0

 

 

 

 

баллы

 

 

 

 

0

0

0

Лак на поверхности поршня,

%

7

 

18

28

43

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

89

 

Результаты длительных испытаний масла группы В

 

 

 

 

на автомобильном дизеле ЯМЗ-236

 

 

 

 

(в среднем на один цилиндр)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДС-11

Д-11

 

 

 

 

 

 

 

 

с

5%

 

Показатели

работоспособности

с 6%

 

 

БФК, 2%

 

 

композиция СБ-3 и

 

двигателя

 

 

присадки

 

 

 

ВНИИНП-

присадок

0,005%

 

 

 

 

 

вниинл

ПМС-

 

 

 

 

 

360

 

 

 

 

 

 

 

 

 

200А

Износ поршневых колец, г

 

1,36

 

1,32

0,72

Износ гильз цилиндров, мк

 

12,5

 

19,6

6,7

Износ вкладышей подшипников, г

 

 

 

0,192

коренных

 

 

 

0,93

 

0,58

шатунных

 

 

 

0,159

 

0,77

0,165

Отложения нагара, г

 

 

3,87

 

2,68

7,51

с

колец

 

 

 

 

с

канавок

 

 

 

24,60

 

14,0

9,69

с всасывающих клапанов

 

6,64

 

4,9

8,25

Итого

 

 

 

35,11

 

21,58

25,45

Отложения на центрифуге, г

 

215

 

262

290

Отложения на элементе грубой очист-

21

 

15

22

ки, г

 

 

 

 

Чистота поршня, баллы

колец,

 

3,0

 

2,5

1,5

Состояние поршневых

баллы

0,25

 

0,20

 

0

192


Одна из распространенных моделей отечественных авто­ мобилей — МАЗ в ближайшее время будет иметь в качестве силового .агрегата двигатель ЯМ.3-236, для которого также рекомендуются ;м.асла группы В. Результаты длительных испытаний этой группы масел из бакинских и восточных нефтей на двигателе ЯМ3-236 'приведены в табл. 89. Данные показывают, что Д-М с рекомендуемой композицией приса­ док по основным показателям превосходит масла с другими присадками. Указанная композиция более эффективно (в два раза) снижает износ деталей двигателя ЯМЗ-236.

Т а б л и ц а 90

Результаты эксплуатационных испытаний зимних масел с различными

 

присадками на тракторах

С-100

 

 

 

ДС-8 с 4,5% при­

Д-8 с 8%

Показатели

работоспособности

садки

ОЛОА-2054

двигателя

и 0,5% ОЛОА-267

присадки БФК

 

 

(эталон)

 

Чистота деталей, баллы

 

0,7

0,2

головки поршня

 

юбки поршня

 

 

1,6

1,1

Отложения нагара, г

 

2,8

4,3

на поршне

 

 

на головке цилиндра

 

11,5

7,8

Износ деталей,

мк

 

30

50

гильзы цилиндра

 

поршневого кольца

 

80

50

Дизельное масло Д-41 с рекомендуемой присадкой ИНХГТ группы В прошло испытания на различных заводах. Результаты этих испытаний были положительными.

Практика эксплуатации

двигателей

с воспламенением

от сжатия среднего уровня

форсировки

показала возмож­

ность обеспечения значительного числа типоразмеров двига­ телей .при работе их на сернистом топливе и масле Д-11 с присадкой БФК, которая в смеси е указанным дизельным маслом прошла опытную эксплуатацию на тракторных дви­ гателях Д-40, ДТ-54 и С 100 при их работе на высокосерни­ стом топливе (табл. 90 и 91). Результаты показали, что испы­ танный образец по своим моторным качествам превосходит эталон. Масло Д-8 из бакинских нефтей с присадкой БФК до­ пущено к применению. Таким образом, дизельные масла могут производиться с присадкой БФК до внедрения антиокислптельных присадок.

1—13

193