Файл: Сулейманова, Ф. Г. Композиции присадок к моторным маслам из бакинских нефтей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 85
Р е з у л ь т а т ы с р а в н и т е л ь н ы х и с п ы т а н и й м а с л а г р у п п ы В н а д в и г а т е л е -
Ч - 8 . 5 / 1 1 в т е ч е н и е 5 0 0 ч а с о в |
|
|
||
|
Д-11 |
Д-11 |
|
|
|
группы |
В с |
||
Показатели работоспособности |
(ГОСТ 5304-54) |
|||
композицией |
||||
двигателя |
с 3% присадки |
|||
присадок |
||||
|
ЦИА1ИМ-339 |
|||
|
ИНХП |
|||
|
|
|||
Суммарный износ поршневых колец |
|
|
|
|
по потере веса, г |
1,66 |
0,39 |
|
|
Износ первого компрессионного коль- |
|
|
|
|
ца по потере веса, г |
0,57 |
0,19 |
|
|
Износ гильзы цилиндра, мк |
10— 15 |
ощутимого |
||
Износ вкладышей шатунных подшип- |
|
износа |
нет |
|
|
|
|
||
ников, г |
3,23 |
0,38 |
|
|
Отложения нагара, баллы |
3,0 |
2,0 |
|
Приведенные в та(бл. 85 данные свидетельствуют о том,, что рекомендуемая композиция присадок к мнслу Д-11 из бакинских нефтей может обеспечить повышение моторесурса двигателей размерности 8,5/11 при одновременном улучше нии ряда других важных эксплуатационных показателей. Так, например, износ основных деталей двигателя значитель но снизился. Наименьшее снижение износа наблюдалось для гильз цилиндров — на 30% меньше, чем в случае применяв шегося ранее мнела при работе на мвлооернистом топливе.
Особенно значительно снизился износ поршневых колец, что положительно отразилось также на (общем состоянии ци линдро-поршневой группы и обеспечило (более высокие эко номические показатели рабочего процесса, улучшение кото рых выразилось в снижении расхода топлива и (масла.
Удовлетворительная чистота рнбочих поверхностей дета лей и снижение на 20% эксплуатационного расхода масла также свидетельствуют о более высоких эксплуатационных качествах рекомендованного масла группы В, позволяющего обеспечить в целом для двигателей серии 4-8,5/11 большую долговечность и надежность.
На основании положительных (результатов испытаний масло Д-11 из бакинских нефтей с рекомендуемой компози цией присадок допущено к применению в двигателях 4-8,5/11. Испытание этого масла в смеси с рекомендуемой нами композицией присадок на двигателе 24-10,5/13 также подтвердило эффективность указанной композиции присадок
(табл.86).
Междуведомственные стендовые испытания композиция присадок масла группы В проводились и на дизель-генера торе 6ДГА-19/30. Длительность их составляла 250 часов, при
190
|
|
|
Т а б л и ц а |
86 |
Результаты испытания масла группы В на двигателе |
|
|||
|
24-10,5/13 (100 часов) |
|
|
|
Показатели |
работоспособности |
Дп-н |
Д-11 |
|
(ГОСТ 5304-54) |
с композицией |
|||
|
двигателя |
с 3% присадки |
присадок |
1-й |
|
|
ЦИАТИМ-339 |
серии ИНХП |
|
Средний износ одного компрессионно- |
|
|
|
|
ного кольца, мг |
191 |
149 |
|
|
Средний износ одного маслосъемного |
157 |
|
|
|
кольца, мг |
|
81 |
|
|
Средний износ гильз цилиндра, мк |
15 |
4,5 |
|
|
Подвижность |
поршневых колец, |
5,0 |
0 |
|
баллы |
|
|
||
Чистота поршня, баллы |
2,15 |
2,4 |
|
|
Отложения в канавках, баллы |
1,94 |
0,5 |
|
этом использовалось топливо ГОСТ 305-58 с содержанием серы 0,72 %.
Установлено (табл. 87), что рекомендуемая композиция присадок к маслу Д-1:1, полученному из перспективной сме си нефтей апшеронских месторождений, обеспечивает нор-
|
|
|
Т а б л и ц а 87 |
|
|
Результаты стендовых испытаний масла группы В |
|
||
|
на дизеле 6Д-19/30 |
|
|
|
|
|
Масла, рекомендуе |
д-11 с 5% |
|
|
|
мые заводом |
||
Показатели работоспособности |
|
|
БФК, 2% |
|
моторное Т |
|
СБ-3 и |
||
|
двигателя |
Дп-11 |
||
|
0,005% |
|||
|
|
(ГОСТ |
(ГОСТ |
|
|
|
ПМС-200А |
||
|
|
1519-52) |
5304—54) |
|
Средний износ цилиндров, мк |
10,4 |
6,2 |
6,5 |
|
Средний износ поршневых колец, г |
0,485 |
0,706 |
0,166 |
|
Отложения на продувочных окнах, г |
61 |
63,3 |
53,2 |
|
Нагар на поршне, г |
4,95 |
3,6 |
3,82 |
|
Отложения на фильтрах тонкой очист- |
2995 |
|
|
|
ки, |
г |
1435 |
487 |
|
Число прихваченных колец |
1 |
1 |
0 |
|
> |
плотных колец |
3 |
— |
0 |
мальную (работу дизеля 6Д-19/30 и создает возможность по вышения его моторесурса. Указанное масло с рекомендован ной композицией присадок допущено к применению в двига теле 6Д-19/30. Положительные результаты получены также при длительных (500 часов) его стендовых испытаниях на
191
тракторных двигателях Д-28 и СМД-14. Результаты (табл. 88) показали, что масло этой группы по своим моторным каче ствам (Находится на уровне эталонного ic зарубежными при садками, несколько уступая им по моющим свойствам.
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
88 |
|
Результаты испытания |
масла |
группы |
В с композицией присадок ИНХП |
||||||
|
|
на двигателях Д-28 и СМД-14 |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
Эталонное |
Д-11 |
|||
|
|
|
|
|
ДС-11+4% Монто- |
с компози |
|||
|
Показатели |
работоспособности |
613-)-0,25% Санталюб- |
цией при- |
|||||
|
|
493 |
садокИНХП |
||||||
|
двигателя |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Д-28 |
СМД-14 Д-28 |
СМД- |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Износ поршневых колец, г |
|
0,8 |
|
0,84 |
0,9 |
0,95 |
|||
Износ гильзы цилиндра, мк |
|
14,7 |
|
------- , |
7,0 |
— |
|||
Отложение нагара, г |
|
|
2,9 |
|
0,8 |
3,3 |
1,7 |
||
Подвижность |
поршневых колец, |
0 |
|
|
|
|
|||
баллы |
|
|
|
|
0 |
0 |
0 |
||
Лак на поверхности поршня, |
% |
7 |
|
18 |
28 |
43 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
89 |
|
|
Результаты длительных испытаний масла группы В |
|
|
||||||
|
|
на автомобильном дизеле ЯМЗ-236 |
|
|
|||||
|
|
(в среднем на один цилиндр) |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
ДС-11 |
Д-11 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
5% |
|
Показатели |
работоспособности |
с 6% |
|
|
БФК, 2% |
|||
|
|
композиция СБ-3 и |
|||||||
|
двигателя |
|
|
присадки |
|||||
|
|
|
ВНИИНП- |
присадок |
0,005% |
||||
|
|
|
|
|
вниинл |
ПМС- |
|||
|
|
|
|
|
360 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
200А |
|
Износ поршневых колец, г |
|
1,36 |
|
1,32 |
0,72 |
||||
Износ гильз цилиндров, мк |
|
12,5 |
|
19,6 |
6,7 |
||||
Износ вкладышей подшипников, г |
|
|
|
0,192 |
|||||
коренных |
|
|
|
0,93 |
|
0,58 |
|||
шатунных |
|
|
|
0,159 |
|
0,77 |
0,165 |
||
Отложения нагара, г |
|
|
3,87 |
|
2,68 |
7,51 |
|||
с |
колец |
|
|
|
|
||||
с |
канавок |
|
|
|
24,60 |
|
14,0 |
9,69 |
|
с всасывающих клапанов |
|
6,64 |
|
4,9 |
8,25 |
||||
Итого |
|
|
|
35,11 |
|
21,58 |
25,45 |
||
Отложения на центрифуге, г |
|
215 |
|
262 |
290 |
||||
Отложения на элементе грубой очист- |
21 |
|
15 |
22 |
|||||
ки, г |
|
|
|
|
|||||
Чистота поршня, баллы |
колец, |
|
3,0 |
|
2,5 |
1,5 |
|||
Состояние поршневых |
баллы |
0,25 |
|
0,20 |
|
0 |
192
Одна из распространенных моделей отечественных авто мобилей — МАЗ в ближайшее время будет иметь в качестве силового .агрегата двигатель ЯМ.3-236, для которого также рекомендуются ;м.асла группы В. Результаты длительных испытаний этой группы масел из бакинских и восточных нефтей на двигателе ЯМ3-236 'приведены в табл. 89. Данные показывают, что Д-М с рекомендуемой композицией приса док по основным показателям превосходит масла с другими присадками. Указанная композиция более эффективно (в два раза) снижает износ деталей двигателя ЯМЗ-236.
Т а б л и ц а 90
Результаты эксплуатационных испытаний зимних масел с различными
|
присадками на тракторах |
С-100 |
|
|
|
|
ДС-8 с 4,5% при |
Д-8 с 8% |
|
Показатели |
работоспособности |
садки |
ОЛОА-2054 |
|
двигателя |
и 0,5% ОЛОА-267 |
присадки БФК |
||
|
|
(эталон) |
|
|
Чистота деталей, баллы |
|
0,7 |
0,2 |
|
головки поршня |
|
|||
юбки поршня |
|
|
1,6 |
1,1 |
Отложения нагара, г |
|
2,8 |
4,3 |
|
на поршне |
|
|
||
на головке цилиндра |
|
11,5 |
7,8 |
|
Износ деталей, |
мк |
|
30 |
50 |
гильзы цилиндра |
|
|||
поршневого кольца |
|
80 |
50 |
Дизельное масло Д-41 с рекомендуемой присадкой ИНХГТ группы В прошло испытания на различных заводах. Результаты этих испытаний были положительными.
Практика эксплуатации |
двигателей |
с воспламенением |
от сжатия среднего уровня |
форсировки |
показала возмож |
ность обеспечения значительного числа типоразмеров двига телей .при работе их на сернистом топливе и масле Д-11 с присадкой БФК, которая в смеси е указанным дизельным маслом прошла опытную эксплуатацию на тракторных дви гателях Д-40, ДТ-54 и С 100 при их работе на высокосерни стом топливе (табл. 90 и 91). Результаты показали, что испы танный образец по своим моторным качествам превосходит эталон. Масло Д-8 из бакинских нефтей с присадкой БФК до пущено к применению. Таким образом, дизельные масла могут производиться с присадкой БФК до внедрения антиокислптельных присадок.
1—13 |
193 |