Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(рис. IV-2, в) позволяет снимать детали с валов без подстройки под размер детали.

При съеме детали винт упирается в вал и деталь стягивается

снего захватами. Винт самоцентрирующегося съемника упирается

взацентровку вала, с которого снимается деталь.

Вконструкции самоцентрирующегося съемника сечение осей А рассчитывают так, чтобы при перегрузке они срезались, предохраняя от поломки другие детали съемника.

Гидравлические съемники создают большие усилия и применяются для распрессовки крупных деталей. Устройство гидравлического съемника показано на рис. IV-3. Съемник состоит из цилиндра 1, поршня 2, плунжерного насоса 3 и масляного бачка 5. Масло из бачка через отверстие 4 поступает в цилиндр плунжерного насоса 3. При перемещении рукоятки 6 масло под давлением подается в ци­ линдр съемника и перемещает поршень 2. Для выпрессовки втулки 8 из детали 9 последнюю устанавливают на захваты 7. Поршень 2 направляют на втулку 8.

Распрессовка соединений с натягом может производиться в хо­ лодном состоянии или с подогревом охватывающих деталей.

Ручные и гидравлические съемники применяют также для

сборки узлов оборудования.

§ 3. ДЕМОНТАЖ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

Подшипники качения снимают с вала или извлекают из гнезд корпуса с помощью прессов и приспособлений, обеспечивающих равномерное смещение подшипника. При демонтаже подшипника

Рис. IV-4. Методы демонтажа подшипников качения:

а — стягивание с помощью хомута; б — использование детали узла вместо хомута; в — применение подкладки (разрезного кольца); г — использование винтов.

усилие прилагается только к тугопосаженному кольцу, которое определяется по чертежу или по конструкции узла.

При демонтаже

подшипника нельзя

пользоваться молотком

и применять зубила,

выколотки и наставки, так как это приводит

к поломке подшипников и повреждению

мест посадки.

Для демонтажа подшипников качения широко применяется

трехлапый

самоцентрирующийся

съемник,

показанный на

рис. IV-2, в.

Наличие трех лап в

нем позволяет распределить

6 заказ '945

81


равномерно по кольцу усилие стягивания. При необходимости под лапы устанавливают разрезное кольцо, направляющее усилие на стягиваемый элемент подшипника.

Если позволяет место, то за подшипником устанавливают раз­ резной хомут, к которому прилагается усилие смещения. Хомут выполняется по размерам стягиваемого кольца подшипника и обес­ печивает равномерный нажим на него (рис. IV-4, а).

При демонтаже подшипников, установленных на валу рядом с дру­ гой съемной деталью (шкивом, зубчатым колесом и др.), вместо хомута можно использовать эту деталь (рис. IV-4, б). Если деталь

 

при съеме касается

не тугопо-

 

саженного кольца подшипника,

 

то между ней и стягиваемым

 

кольцом

• устанавливают под­

 

кладки

(рис. IV-4, в).

 

При выпрессовке подшипни­

 

ков из гнезд корпуса предус­

 

матриваются полости или пазы,

 

в которые вводят лапы съем­

 

ника. Если такие

полости или

 

пазы в конструкции не были

Рис. 1V-5. Демонтаж подшипника ка­

предусмотрены, то

в корпусе

чения с подогревом его горячим ма­

или крышке подшипника необ­

слом.

ходимо

высверлить отверстия,

 

нарезать в них резьбу и исполь­

зовать болты или винты для выталкивания

подшипника из гнезда

(рис. 1V-4, г). Если подшипник запрессован на вал с большим натягом, демонтаж его выполняется с предварительным нагревом маслом при температуре 90—-120 °С (рис. IV-5). Перед подогревом подшипника устанавливают съемник и создают некоторый натяг. Вал в месте примыкания к подшипнику изолируют асбестом или картоном. Подшипник поливают горячим маслом из лейки до тех пор, пока он не начнет смещаться вдоль вала.

§ 4. ПРОМЫВКА ДЕТАЛЕЙ

При разборке ремонтируемой машины узлы и детали промывают для очистки от грязи, пыли и масла. Промывка может выполняться следующими способами: вручную, в ваннах и в моечных машинах.

Ручная промывка выполняется органическим растворителем (ке­ росином, бензином), залитым в сосуд. Детали опускают в раствори­

тель и после некоторой выдержки очищают щетками, а затем об­

тираю т. Г р я зь из отверстий и глубоких полостей и звлекаю т прут-

ками или крючками. Тяжелые детали очищают от грязи щетками

и протираю т ветош ью , смоченной растворителем .

Ручная промывка не требует специального оборудования, но ма­ лопроизводительна и вредна для здоровья рабочих. Такой способ может применяться для небольшого количества деталей и узлов. При значительном числе деталей их промывают в ваннах.

82


Г л а в а

Y

РЕМОНТ ТИПОВЫХ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ

§ 1. РЕМОНТ ВАЛОВ

В процессе эксплуатации валы

передают крутящий момент

и воспринимают изгибающие усилия. Основными дефектами валов являются: прогиб, износ шеек, шпоночных канавок и шлицев, трещины и выбоины на поверхности. Величина прогиба вала опре­ деляется при вращении его в центрах по отклонению стрелки инди­ катора и допускается в пределах 0,02—0,05 мм.

Рис. V-1. Правка валов:

а — винтовым

прессом;

б — нагреванием: 1,

г — центры токарного

станка; 3 — винтовой

пресс;

i — вал; 5 — асбест; 6 — горелка.

Погнутые валы

выправляют

холодным

или горячим способом

(рис. V-1).

Холодный способ (рис. V-1, а) применяют для правки валов диаметром до 60 мм. В центры токарного станка 1 и 2 устанавливают вал и выправляют его винтовым прессом. Винтовой пресс распола­ гают так, чтобы упор винта 3 был направлен на место наибольшего изгиба. Вращением винта добиваются выправления вала. При не­ обходимости винтовой пресс перемещают на другие участки и повто­ ряют операцию.

Валы большего диаметра, а также валы, имеющие значительные изгибы, и пустотелые валы выправляют при нагреве до температуры ковки (рис. V-1, б). Для этого вал устанавливают выпуклостью кверху, выпуклость обкладывают мокрым асбестом 5, оставляя открытым

участок длиной 40—70 мм. Открытое

место нагревают

горелкой 6

до 500—550 °С и быстро охлаждают

сжатым воздухом.

Операцию

повторяют несколько раз.

Шейки вала при износе приобретают овальность, конусность или бочкообразность. Шейки, имеющие незначительный износ (ца­ рапины, риски, овальность до 0,1 мм), ремонтируют шлифованием. При этом допускается уменьшение диаметра на 5—10%.

При необходимости можно восстановить первоначальные размеры шейки путем напрессовки на предварительно обточенную шейку ремонтной втулки. После напрессовки втулку обрабатывают

6’

83


точением и шлифованием. Втулка может быть установлена и на эпок­ сидном клее. Шейку вала можно восстановить также вибродуговой наплавкой (для неответственных валов), металлизацией, отсталива-

нием, хромированием.

Величины допустимых износов шеек валов устанавливаются заводами-изготовителями и указываются в руководстве по ремонту машин.

Незначительные повреждения шпоночных канавок (до 5% ши­ рины) устраняют опиливанием и шабрением, значительные — стро­ ганием с увеличением ширины канавки в пределах до 15% нормальной ширины. В соответствии с новыми размерами канавки изготовляется новая шпонка.

Шпоночные канавки на валах менее ответственных механизмов при большом износе можно заварить с последующей зачисткой места заварки. В этом случае шпоночный паз фрезеруют на новом месте с отступом от старого по окружности вала на 120°.

Трещину небольшой глубины на поверхности вала можно зава­ рить, предварительно разделав ее до неповрежденного металла.

§2. РЕМОНТ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ

Врезультате трения внутренние поверхности подшипников скольжения теряют геометрическую форму, отверстие становится овальным, на трущихся поверхностях возникают риски и задиры. Значительный износ подшипников приводит к искажению профиля смазочных канавок, выработке торцов вкладышей. При очень боль­ шом износе становится невозможной регулировка натяга вкладышей.

Вподшипниках с заливкой баббитом может произойти расплавление или отслаивание баббита.

Ремонт втулок цельных нерегулируемых подшипников. В неразъ­ емных подшипниках при предельном износе шейки вала и отверстия втулки во время ремонта вал шлифуют, а втулку заменяют новой, размер отверстия которой соответствует диаметру шлифованной шейки вала.

При износе отверстия в корпусе его растачивают и запрессовы­ вают в него ремонтную втулку, которую стопорят винтом или штиф­ том, а после запрессовки развертывают до нужного размера. Во втул­

ке

просверливают смазочное

отверстие и

вырубают

смазочную

канавку.

ремонте вала

путем

наращивания

металла

его

шлифуют

с

При

учетом

увеличенного

ремонтного размера.

В этом

случае изно­

шенную втулку развертывают или растачивают, а затем пришабри­ вают к шейке вала. При ослаблении посадки втулки в корпусе ее наружный диаметр увеличивают металлизацией, железнением, мед­ нением или хромированием. Втулки с расплавлением или отслаива­ нием баббита заливают вновь.

Ремонт разъемных подшипников. Шабрение. Подшипники с не­ большими износами вкладышей ремонтируют шабрением. Его вы-

84


по.тшяют в две стадии: первая — предварительное шабрение ниж­ него, а затем верхнего вкладыша, вторая — окончательное шабре­ ние одновременно обоих вкладышей.

Для предварительного шабрения вкладыш 3 прижимом 1 крепят к постели корпуса подшипника 2. Шейку вала покрывают равно­ мерно тонким слоем краски и укладывают на нижний вкладыш (рис. V-2, а). Предварительное шабрение проводят по отпечаткам краски, добиваясь получения нужного числа пятен. Рекомендуется одновременно шабрить нижние вкладыши переднего и заднего подшипников. После шабрения нижних вкладышей шабрят верхние.

Рис. V-2. Ремонт разъемных подшипников:

о — крепление вкладыша подшипника к постели для шабрения: 1 — прижим; 2 — постель; з — вкладыш; б — проверка масляного зазора в подшипнике: 1 , 2 — пластинки.

Для окончательного шабрения вкладышей вал с закрепленными шейками устанавливают в нижние вкладыши, накладывают верхние вкладыши, ставят прокладки, надевают крышки, равномерно за­ тягивают гайки до тех пор, пока вал не будет туго проворачиваться в подшипнике. После этого проворачивают вал 2—3 раза, разби­ рают подшипник и по отпечатавшейся на вкладышах краске при­ шабривают вкладыши до получения нужного числа пятен (обычно

10—16 на площади 25 X 25 мм).

После пришабривания подшипника проверяют масляный зазор (рис. V-2, б) с помощью щупа или свинцовых проволочек (пласти­ нок). В последнем случае между шейкой вала и вкладышами и в ме­ стах разъема вкладышей помещают тонкие свинцовые проволоки или пластинки 1 и 2 и стягивают верхнюю и нижнюю части под­ шипника до отказа. Затем смятые проволоки вынимают и микро­

метром замеряют их

толщину. Разница между толщиной верхней

и нижней проволоки

равна ширине зазора

между подшипником

и валом. Нормальным считается зазор, равный

0,001 диаметра шейки.

При недостаточном зазоре дополнительно пришабривают вкла­ дыши, при слишком большом зазоре уменьшают толщину прокладок.

85,

Изготовление вкладышей. В случае, если износ вкладыша зна­ чителен и толщина оставшейся регулировочной прокладки меньше 0,5 мм, его заменяют или восстанавливают заливкой. Изготовление вкладышей производится в следующем порядке.

На токарном станке вытачивают втулку, которую разрезают на две половины. Плоскости разъема подгоняют по плите, вкладыши собирают с прокладками, припаивают и обрабатывают до необхо­ димых размеров снаружи и изнутри. Затем половинки разъединяют и шабрят плоскости разъема и наружную поверхность. В нижнем вкладыше сверлят отверстие под штифт, предохраняющий вкладыш от провертывания. В верхнем вкладыше по отверстию в крышке сверлят смазочное отверстие. По старому вкладышу размечают смазочные канавки. Их вырубают крейцмесселем либо обрабаты­ вают на станках точением, фрезерованием, долблением или протяги­ ванием.

Края смазочных канавок со стороны поверхности вкладыша сглаживают, так как острые кромки могут снимать смазку с шейки вала. Во избежание утечки масла канавки не должны доходить до торцов подшипника.

Заклю чительной операцией при изготовлении вклады ш ей является ш абрение внутренних поверхностей способом, изложенным выше.

Заливка подшипников баббитом. Перезаливку вкладышей произ­ водят в том случае, если зазор между шейкой вала и вкладышем превышает допустимые нормы или происходит выкрашивание, рас­ трескивание и отслоение баббита от вкладыша. Для выплавления старого баббита вкладыш устанавливают вертикально и нагревают

стыльной стороны паяльной лампой до начала плавления баббита

вканавках и нижней части вкладыша. Затем удаляют баббит лег­ кими ударами молотка с торца по вкладышу или слою баббита.

После очистки и обезжиривания в 10%-ном растворе каустиче­ ской соды производят лужение вкладышей.

Верхнюю и нижнюю части вкладышей, покрытых полудой, по­ мещают в форму, состоящую из корпуса и пустотелого сердечника. Диаметр сердечника меньше внутреннего диаметра вкладыша на толщину, равную слою баббита и допуску на обработку. Перед заливкой форму и вкладыш подогревают. Заливку ведут непрерыв­

ной струей, не допуская попадания в форму шлака и нагара. Залитые вкладыши обтачивают на станке, прорубают смазочные

канавки, сверлят смазочные отверстия, а затем шабрят вкладыши по валу.

§ 3. ЗАМЕНА ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

При ремонте узлов с подшипниками качения последние тщательно осматривают, проверяя размер радиального и осевого зазоров. Если обнаруживают шелушение рабочих поверхностей колец, ша­ риков и роликов, возникшее в результате усталости материала, подшипник заменяют. При недостатке смазки подшипник во время работы может чрезмерно нагреваться, тогда на кольцах и телах ка­

86