Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Холодная сварка чугуна стальными электродами не позволяет получать сварное соединение без твердых закалочных структур. Для устранения этого недостатка при сварке тяжелых и громоздких чугунных деталей применяют стальные шпильки, ввертываемые в деталь. Шпильки усиливают связь между основным и наплавлен­ ным металлом. Обычно ставят шпильки диаметром 6—12 мм на глубину 1,5—2 диаметра, число шпилек составляет 3—10 на каждые 100 мм шва, в зависимости от качества чугуна и условий эксплуа­ тации.

Сварка электродами из цветных металлов. Электроды из цветных металлов (в основном из меди, никеля или из их композиций) при­ меняют при дуговой сварке с целью получения сварного соединения, обрабатываемого нормальным режущим инструментом. Эти элек­ троды обеспечивают прочность сварного соединения, равную 80— 90% прочности основного металла.

Сварка электродами из медно-железных сплавов. Металл, напла­ вленный медно-железными электродами, обладает большой вяз­ костью, хорошо поддается проковке и легко обрабатывается. Наи­ лучшей для сплава является композиция из 80—90% меди и 10— 20% железа.

Существует несколько видов медно-железных электродов: мед­ ный стержень в железной трубке с покрытием, электрод из биметал­ лической проволоки, пучок электродов из медных и стальных стерж­ ней, медный стержень с покрытием, содержащим железный порошок.

Следует учитывать, что сварка медно-железными электродами дает хороший результат при тщательной проковке и чеканке швов, поэтому там, где проковка невозможна или затруднена, применять эти электроды нецелесообразно.

Сварка чугуна электродами марки ЦЧ-4. Этот способ сварки дает в наплавленном слое сплав, содержащий до 7% ванадия. Электроды ЦЧ-4 могут быть широко использованы для различных ремонтных работ. Они обеспечивают высокую прочность шва и почти полностью исключают образование закалочных структур в металле шва и в переходных зонах.

Наплавка деталей из стали и чугуна

Наплавка является одним из основных методов восстановления деталей, особенно в тех случаях, когда требуется повысить износо­ стойкость трущихся поверхностей. Качество наплавки в значитель­ ной степени зависит от состояния восстанавливаемой поверхности. Поэтому поверхности чугунных и стальных деталей перед наплавкой обжигают в нагревательных печах, газовой горелкой или паяльной лампой. Это делается с целью удаления масла из пор и трещин. После обжига поверхность очищают и обрабатывают стальными щет­ ками и абразивными кругами.

Наплавка выполняется теми же способами, что и сварка, и отли­ чается от сварки долей основного материала в металле наплавля­

70


емого слоя. В большинстве случаев при сварке стремятся увеличить количество расплавляемого основного металла и глубину его про­ плавления. Наплавка же требует минимальной доли расплавля­

емого

основного

металла.

 

и

глубины расплавления основного ме­

Уменьшение количества

талла обеспечивает постоянство состава наплавляемого

слоя, умень­

шает внутренние напряжения,

коробления и снижает

возможность

образования

трещин.

 

Глубина

 

 

 

 

 

расплавления

основного

 

ме­

 

 

 

 

 

талла

регулируется

режимом

 

 

 

 

 

тока при дуговой наплавке или

 

 

 

 

 

мощностью

горелки

и измене­

 

 

 

 

 

нием угла

атаки

пламени при

 

 

 

 

 

газовой наплавке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вибродуговая

(электрови-

 

 

 

 

 

брационная)

наплавка.

Сущ­

 

 

 

 

 

ность

способа состоит в следу­

 

 

 

 

 

ющем.

Электрод

с

помощью

 

 

 

 

 

специального

устройства

 

ви­

 

 

 

 

 

брирует, периодически касаясь

 

 

 

 

 

наплавляемой детали.

В момент

 

 

 

 

 

короткого

замыкания

конец

 

 

 

 

 

электрода плавится и. расплав­

 

 

 

 

 

ленный металл переносится на

 

 

 

 

 

деталь.

Для уменьшения разо­

 

 

 

 

 

грева

детали

дуговой

зазор

и

 

 

 

 

 

деталь

охлаждают

 

водяной

 

 

 

 

 

эмульсией.

 

 

для

виброду-

 

 

 

 

 

Оборудование

 

 

 

 

 

говой наплавки — это токарный

Рпс. Ш -1. Схема

установки для

ви-

станок, шпиндель которого слу­

бродуговой

наплавки:

 

жит для вращения

детали,

а на

1 — насос для эмульсии; г

— мундштук

для

суппорте устанавливается

авто­

электрода;

3 — рычаг

вибратора; * — элек­

тромагнит

вибратора;

5 — роликовый меха­

матическая сварочная

головка,

низм подачи электрода; 6 — кассета с элек­

тродом; 7 — электродвигатель; 8 — пружина

подающая

проволоку к

детали

рычага вибратора; 9 — регулирующий дрос­

и сообщающая ей вибрацион­

сель; 10 — генератор тока.

 

ные колебания. В процессе

скоростью и,л—и,ч м/мин. па-

наплавки деталь

вращается

со

ретка суппорта с головкой перемещается

на 2—3 мм за 1 оборот.

Электродная проволока

с

кассеты 6

(рис. II1-1)

непрерывно

подается роликовым механизмом 5 к мундштуку 2.

Механизм подачи

приводится в действие электродвигателем 7 через редуктор. Вибра­ ция мундштука производится электромагнитным вибратором 4 через рычаг 3. Пружина 8 обеспечивает устойчивость колебаний рычага.

П о сто ян н ы й ток вырабатывается генератором 10 и подается к электроду через дроссель 9, с помощью которого регулируется ток. Охлаждающая эмульсия подается в зону наплавки насосом 1.

71


Режим наплавки характеризуется следующими величинами: на­ пряжение дуги 4—32 В, частота колебаний 25—100 Гц, диаметр сварочной проволоки 1—3 мм, величина сварочного тока 110—210 А.

Наплавленный металл представляет собой мелкопористую метал­

лическую массу, насыщенную кислородом,

азотом и

водородом.

В процессе

наплавки интенсивно выгорают

углерод,

марганец

и кремний.

Вибродуговая наплавка применяется для нанесения слоя

в 1—2 мм на поверхность цапф валов и осей.

Недостатками этого способа являются низкая прочность напла­ вленного слоя, возможность местной закалки основного металла, значительные потери металла на угар и разбрызгивание (10—30%).

Электрошлаковая наплавка применяется

для нанесения слоя

не менее 10—12 мм, после обработки толщина

слоя не менее 8 мм.

Наплавляемый металл должен обладать повышенной износостой­ костью, жаростойкостью или коррозионной устойчивостью. Глубина расплавления основного металла 2—3 мм.

Присадочные материалы при электрошлаковой наплавке приме­ няют в виде проволоки, стержней, пластин и лент. Наплавку ведут под теми же флюсами, которые применяют при сварке. Для углеро­ дистых и низколегированных сталей применяют флюсы АН-8, АН-8М; для высоколегированных — АН-22, 48-08-6.

Наплавляемая плоскость должна находиться в вертикальном положении.

Наплавка газовым пламенем. Для наплавки применяют ацети­ лено-кислородное пламя. Оборудование применяют то же, что и для газовой сварки. Этот способ наплавки находит широкое применение при восстановлении различных мелких деталей из чугуна, стали и цветных металлов и сплавов (меди, латуни, бронзы, алюминия и его сплавов).

§ 4. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ МЕТАЛЛИЗАЦИЕЙ

Металлизацией называется процесс нанесения расплавленного металла на поверхность детали. Различают два вида металлизации: электрометаллизацию, при которой металл расплавляется электри­ ческой дугой, и газовую — при расплавлении металла ацетилено­ кислородным пламенем.

Расплавленный металл распыляется струей сжатого воздуха (давлением 0,6—0,65 мН/м2) на мельчайшие частицы размером 15— 20 мкм. Эти частицы с большой скоростью (100—250 м/с) ударяются о металлизируемую поверхность и, сцепляясь с ней, образуют сплош­ ное покрытие. Последующие слои сцепляются с предыдущими. Таким наслаиванием распыленного металла можно получить покры­ тие толщиной от нескольких микрон до 10 мм и более.

Частицы металла, наносимые на поверхность, имеют ничтожную массу и малый запас тепла, поэтому металлизация почти не вызы­ вает нагрева детали и ее деформации.

Металлизацией можно наносить слой любого металла. Для этого применяют проволоку диаметром 1—6 мм. Для восстановления

72


стальных деталей берут проволоку из простых углеродистых сталей; для получения антифрикционных покрытий одновременно распыляют два металла (алюминий и сталь, медь и сталь, медь и свинец); анти­ коррозионные покрытия выполняют цинковой проволокой; напра­ вляющие металлизируются молибденовой проволокой и т. д.

При металлизации не происходит сплавления или сваривания частиц с поверхностью детали, сцепление носит чисто адгезионный характер (исключение составляет молибден и некоторые его сплавы). Слой нанесенного металла имеет множество мелких пор, поэтому плотность его на 8—12% ниже, чем основного металла. Благодаря пористости металлизированный слой хорошо впитывает масло (до 10% объема слоя) и имеет высокую износостойкость, на 40—50% превосходящую стойкость металла до металлизации.

Металлизированное покрытие не обладает пластичностью, по­ этому данный способ восстановления непригоден для деталей, рабо­ тающих в условиях динамических нагрузок (зубьев шестерен, мат­ риц, штампов). Он применим при восстановлении изношенных шеек валов, плунжеров и других наружных поверхностей тел вращения, а также для покрытия несложных пресс-форм. В последнем случае используют молибден.

Технологический процесс металлизации состоит из операций подготовки поверхности, нанесения металлического покрытия и его последующей обработки.

Поверхность очищают от масла и загрязнений, обтирая ее ве­ тошью и промывая растворителем (керосином, бензином, дихлор­ этаном). С поверхности чугунных деталей, работавших в условиях смазки, масло удаляют нагревом до 250—300 °С пламенной горелкой или в печи.

Металлизируемая поверхность должна быть шероховатой, что обеспечивается пескоструйной обработкой металлическим (чугунным или стальным) песком. Шероховатость поверхности тел вращения придается нарезкой рваной резьбы на токарно-винторезном станке. Для этого резьбовой резец устанавливают ниже центра на 3—4 мм, что создает дрожание, и нарезают резьбу глубиной около 1 мм и шагом 1—1,5 мм. Для устранения неравномерностей износа тел вра­ щения (эллипсности, задиров) детали обтачивают на токарном станке.

Цилиндрические детали восстанавливают металлизатором, закре­ пленным на суппорте токарного станка. Аппарат располагают так, чтобы ось распылительной головки была перпендикулярна к вос­ станавливаемой поверхности. Для газовой металлизации применяют металлизатор ГИМ-1.

На рис. III-2, а показана схема электрометаллизации. Про­ волока 2 с катушек 1 подается через направляющие трубки 3 тяго­ выми роликами 4 в приемные трубки 5. При выходе из приемных трубок на концах проволоки образуется электрическая дуга. Рас­ плавленный металл струей сжатого воздуха распыливается через сопло 8. Струя мелких частиц металла 6 с большой скоростью попа­ дает на поверхность детали 7.

73


На рис. Ill 2, б показана схема электрометаллизационной уста­ новки. Электродная проволока с катушек 2 подается в головку металлизатора 1. Ток поступает из сети 3 через трансформатор 4 (напря­ жение тока 24 В). Сжатый воздух подается к соплу головки металлизатора компрессором в через воздухосборник 5.

Рис. Ш -2. Металлизация распылением:

а — схема электрометаллизации: 1 — катушка с проволокой; 2 — проволока; 3 — направля­ ющая труОка; 4 — тяговый ролик; 5 — приемная трубка; в поток частиц металла; 7 — поверхность детали; 8 — сопло для сжатого воздуха; 9 — провода электросети; б — схема

влектрометаллизационяой установки: 1 —головка металлизатора; 2 —катушка для проволоки; 3 — провода электросети; 4 — трансформатор напряжения; 5 — воздухосборник; в — ком­

прессор; в — общий вид металлизационной головки ЭМЗА: 1 — ниппель для подвода сжатого воздуха; 2 — кран воздушный; 3 — колодка для подключения токоподводящих проводов; 4 — защитный экран; 5 — крышка роликового механизма; 6 — воздушная турбинка; 7 — регулятор оборотов турбинки.

Общий вид металлизационной головки ЭМЗА для восстановления небольших деталей показан на рис. Ш -2, в.

§ 5. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКИМИ СПОСОБАМИ

Электролитический способ восстановления деталей состоит в оса­ ждении на поверхности деталей металлов при электролизе водных растворов соответствующих солей (электролитов).

Из электролитических способов наибольшее применение для вос­ становления имеют хромирование, отсталивание и электронатирание поверхностей деталей цинком или медью.

Хромирование позволяет не только восстанавливать размеры изношенных поверхностей, но и повышать их износостойкость.

74

Последняя обеспечивается высокой твердостью хрома, низким коэффициентом трения скольжения и хорошим сцеплением его с основным металлом.

Хромирование применяют для восстановления рабочих поверх­ ностей валов и других деталей при их износе до 0,2 мм. Хромирова­ нию подвергают также формующие детали пресс-форм. Срок службы деталей после хромирования увеличивается в 4—10 раз.

Процесс хромирования осуществляется в обогреваемой стальной ванне (температура 40—60 °С) с внутренней облицовкой из вини­

пласта. Электролит пред­

 

 

 

 

 

ставляет

собой

 

раствор,

 

 

 

 

 

состоящий

из

хромового

 

 

 

 

 

ангидрида, серной кислоты

 

 

 

 

 

и дистиллированной воды.

 

 

 

 

 

Деталь

перед хромиро­

 

 

 

 

 

ванием очищают от грязи,

 

 

 

 

 

ржавчины, масла, затем

 

 

 

 

 

подлежащие наращиванию

 

 

 

 

 

поверхности

шлифуют,

 

 

 

 

 

снимая минимальный слой,

 

 

 

 

 

для ликвидации следов из­

 

 

 

 

 

носа. Места, не подлежа­

 

 

 

 

 

щие

хромированию, • по­

 

 

 

 

 

крывают клеями АК-20

 

 

 

 

 

или

БФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Хромирование

ведут,

 

 

 

 

 

пропуская

ток

напряже­

 

 

 

 

 

нием

6—,12 В

в

течение

 

 

 

 

 

длительного 'времени: на

Рис. Ш -3.

Схема

процесса

электронатн-

осаждение

слоя

хрома

 

рания:

 

 

толщиной 0,1 мм затрачи­

1 — деталь; 2 — трубка для электролита; з — кран;

4 — сосуд с электролитом; 5 — электрод;

6 — тка­

вается

6—16 ч.

 

 

невый тампон; 7 — ванна для электролита.

Для

восстановления

 

 

 

 

хроми­

трущихся поверхностей рекомендуется применять пористое

рование, поскольку получаемый при

этом

пористый

слой

хрома

хорошо удерживает смазку.

 

в наращивании

на поверх­

Отсталиваиие

(железнение) состоит

ность детали слоя железа. В этом случае электролитом служат водные растворы солей железа. В качестве анода применяют сталь­ ные пластины, катодом является восстанавливаемая деталь. Про­ цесс осаждения железа протекает в 10—20 раз быстрее, чем хроми­ рование. Этим способом можно наносить слой стали до 2 мм. Слой, нанесенный при отсталивании, по физико-механическим свойствам соответствует среднеуглеродистой стали, но при большой толщине прочность его понижается.

Электронатирание состоит в следующем: восстанавливаемая де­ таль перемещается относительно электрода, состоящего из токо­ проводящего элемента, который обмотан тканью, насыщенной