Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чения появятся цвета побежалости. В этом случае подшипник такжезаменяют новым.

Замену подшипника производят при обнаружении следующих дефектов: трещин, сколов, забоин и рисок на рабочих поверхностях,

повреждении

сепаратора.

Причинами

 

1

 

этих дефектов

могут

быть перегрузка

 

 

 

 

 

подшипника, чрезмерно плотная по­

 

 

 

садка,

попадание посторонних частиц

 

 

 

из-за плохого уплотнения, недостаточ­

 

 

 

ная смазка.

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате попадания влаги и

 

 

 

паров кислот на рабочих поверхностях

 

 

 

подшипника

появляется

ржавчина.

 

 

 

В

этом

случае

ржавчину удаляют,

Рис. V-3.

Проверка

зазоров,

а

при

наличии

раковин

подшипник

в

подшипнике:

заменяют.

 

 

 

 

I, I I — направление давления при

 

Проверку

зазоров

в

подшипнике

контроле соответственно

осевого и

 

радиального зазоров; 1 — внутрен­

выполняют с

помощью

индикатора

нее кольцо; 2 — опора; 3 — наруж­

(рис. V-3). Для

проверки радиального

ное кольцо; 4 , 5 — индикаторы.

зазора внутреннее кольцо устанавли­ вают на оправку (опору) 2. К наружному кольцу 3 подводят изме­

рительный штифт индикатора 4. Затем со стороны, противопо­ ложной месту упора штифта, производят давление на наружное кольцо до предела. Отклонение стрелки прибора показывает ве­ личину радиального зазора.

а

0

8

Рис. V-4. Уплотняющие

устройства подшипников

качения:

о — фетровое уплотнение: 1 — кольцо; 2 — вал; б — лабиринтное уп­

лотнение: I — крышка уплотнения; 2

— шайба; 3 — вал; в — манже­

тное уплотнение: I — манжета; 2 — металлический кожух; з — пру­

жинная шайба; 4 — пружина;

s — кромка манжеты.

Для проверки осевого зазора подшипник устанавливают на опору 2 внутренним кольцом. Измерительный штифт индикатора 5 подводят к наружному кольцу 3 и давят на него в осевом направле­ нии. Отклонение стрелки прибора показывает величину осевого зазора.

8 7


Увеличение зазоров по сравнению с первоначальным размером допускается для подшипников валов точных механизмов на 25%, для остальных подшипников — в 3—4 раза. При увеличении зазоров ■ сверх допустимых пределов подшипник заменяют.

Подшипники качения в ремонтных цехах предприятий не ремон­ тируют. При износе восстанавливают посадочные поверхности дета­ лей, сопрягаемых с подшипником, т. е. корпусов и валов. Восста­ новление проводят наплавкой, металлизацией, хромированием

идругими способами.

Вузлах машин, работающих в пыльной и грязной среде, приме­

няют закрытые подшипники с уплотнениями в виде фетровых или войлочных колец или защитных шайб (рис. V-4).

Фетровые или войлочные кольца в этих уплотнениях должны умеренно плотно прилегать к шейкам вала (рис. V-4, а). Плотность контролируется щупом, который не должен проходить при толщине его 0,1 мм. Более плотная установка кольца вызывает повышенное трение, приводящее к усиленному нагреву шейки вала и подшипника. Этот вид уплотнения служит только для защиты подшипников от внешней среды и не препятствует вытеканию смазки.

Лабиринтное уплотнение (рис. V-4, б) имеет шайбу 2, укреплен­ ную на валу 3. На крышке уплотнения 1 сделаны выточки, в которые входят выступы шайбы. Таким образом между шайбой и крышкой создается зазор сложной формы, обеспечивающий уплотнение за счет затекающей в него смазки.

Уплотнения манжетного типа (рис. V-4, в) выполняются из кожи или резины. Манжету 1 помещают в металлический кожух 2 и за­ крепляют пружинной шайбой 3. Кромка манжеты 5 прижимается к валу витой пружиной 4, обеспечивающей постоянное и равномер­ ное давление на кромку.

Манжеты должны плотно охватывать вал и правильно закре­ пляться. Щуп толщиной 0,1 мм должен с трудом проходить между

манжетой и валом. Манжетные уплотнения

не только

защищают

подшипники от внешней

среды, но и

препятствуют

вытеканию

■ смазки.

 

 

 

 

§

4. РЕМОНТ МУФТ

 

 

Муфты служат для соединения валов,

а

также для

включения

и выключения отдельных механизмов без выключения всей машины. В первом случае муфты называют соединительными, во втором —

•сцепными (управляемыми).

Соединительные муфты

Соединительные муфты делятся на жесткие и упругие. Жесткие муфты соединяют валы неподвижно, не компенсируют

несоосности валов и не смягчают толчков. Применяются для соосных валов в тех случаях, когда положение одного вала относительно

8 8


другого можно регулировать. К жестким муфтам относятся нродоль- но-свертная (рис. V-5, а) и поперечно-свертная (рис. V-5, б).

Продольно-свертная муфта состоит из двух половин 1 и 2, соеди­ няемых болтами 3. Крутящий момент передается от одного вала к другому через шпоночное соединение 4. Соединительные болты устанавливают так, чтобы головки и гайки чередовались. Зазор между соединительными плоскостями должен быть в пределах

0,5—1,0 мм.

Поперечно-свертная муфта состоит из чугунных дисков 1 и 2, соединяемых болтами 3. Крутящий момент передается за счет сил трения, возникающих между дисками при затяжке болтов. Полумуфты центрируются с помощью центрирующего выступа на одном

Рис. V-5. Соединительные муфты:

о — продольно-свертная: 1 , 2 — полумуфты; 3 — болты; 4 — шпонка; б — попе­ речно-свертная: 1 , 2 — диски; з — болты; 4 — кольцо; в — пальцевая: 1 , 2 — полу­ муфты; з — пальцы; 4 — резиновые кольца; 5 — гайки.

из них либо с помощью разрезного кольца 4. Плоскости фланцевдолжны быть перпендикулярны к оси вала, а центрирующий выступ должен входить в выточку с зазором 0,02—0,08 мм. Валы, соединяемыемуфтой с разрезным кольцом, устанавливают так, чтобы полумуфта центрируемого' вала не доходила до полумуфты базового вала на толщину центрирующего кольца.

Основным видом износа продольно-свертной муфты является разработка посадочного отверстия, шпоночного паза и шпонок. Муфты со значительным износом заменяются. Поперечно-свертные- муфты могут иметь следующие дефекты: срез болтов или их изгиб, разработка отверстий под болты, разработка посадочных отверстий в дисках, смятие шпонок и износ шпоночных канавок.

При ремонте производят развертку отверстий под болты, ставят новые болты большего диаметра или устанавливают на болты пере­ ходные втулки. При разработке посадочных отверстий полумуфг

их следует расточить и затем запрессовать втулку необходимых размеров.

Валы с насаженными полумуфтами центрируют следующим образом. Один из валов принимают за базовый (вал приводнога механизма машины), другой (например, вал электродвигателя) центрируют относительно первого. К одной из полумуфт приклады­ вают линейку и щупом проверяют зазоры между линейкой и второй полумуфтой. При необходимости центрируемый вал смещают с по­ мощью прокладок по вертикали и путем некоторого смещения

8»



электродвигателя по горизонтали. Затем щупом или штангенцир­ кулем проверяют величину торцевых зазоров. Максимально допу­ стимое биение муфт (в мм) приводится ниже:

 

торцевое

Б и е н и е

Диаметр муфты, мм

радиальное

200—300

0,2

0,1

300-600

0,3

0,15

600

0,4

0,25

Упругие муфты допускают смещение валов в продольном и попе­ речном направлениях и небольшой поворот их и смягчают толчки за счет деформации упругих элементов.

Наибольшее применение в механизмах машин по переработке пластмасс имеет пальцевая упругая муфта (рис. V-5, в). Она состоит из полумуфт 1 и 2, напрессованных на валы. Полумуфты соединяются ■с помощью пальцев 3 и резиновых колец 4. В одной полумуфте гай­ ками 5 крепятся пальцы. Во вторую полумуфту свободно входят резиновые кольца. Поворот и перемещение валов обеспечивается за счет деформации резиновых колец.

У пальцевой муфты изнашиваются отверстия в полумуфте, в ко­ торые входят резиновые кольца, а сами кольца начинают провора­ чиваться на пальцах. При ослаблении крепления гаек происходит износ посадочной шейки пальца и краев отверстий под пальцы в полу­ муфте. При износе пальцев и колец появляется металлический стук.

Ремонт упругих пальцевых муфт заключается в следующем: посадочные отверстия для пальцев в полумуфте 1 и отверстия для колец в полумуфте 2 растачивают, пальцы и кольца заменяют но­ выми. Наружный диаметр новых колец должен соответствовать диаметру расточенных отверстий в полумуфте 2. При расточке не­

обходимо

обеспечить совпадение центров отверстий под пальцы

в обеих

полумуфтах.

Нарушение посадки полумуфт на валах восстанавливают запрес­ совкой втулок в полумуфты. При значительных износах деталей муфты ее заменяют новой.

Сцепные муфты

Сцепные муфты обеспечивают включение и выключение участков вала и отдельных механизмов за счет соединения кулачков (кулач­ ковые муфты), зубьев (зубчатые муфты) или за счет сил трения (фрик­ ционные муфты). Фрикционные муфты делятся на конусные и ди­ сковые.

Конусная муфта имеет (рис. V-6) полумуфту 1 с внутренним конусом, свободно вращающуюся относительно вала 4, и полумуфту 3 с наружным конусом, вращающуюся вместе с валом. Полумуфта 3 может перемещаться вдоль вала по шпонке 2 с помощью механизма

S0