Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
чения появятся цвета побежалости. В этом случае подшипник такжезаменяют новым.
Замену подшипника производят при обнаружении следующих дефектов: трещин, сколов, забоин и рисок на рабочих поверхностях,
повреждении |
сепаратора. |
Причинами |
|
1 |
|
|||||
этих дефектов |
могут |
быть перегрузка |
|
|
||||||
|
|
|
||||||||
подшипника, чрезмерно плотная по |
|
|
|
|||||||
садка, |
попадание посторонних частиц |
|
|
|
||||||
из-за плохого уплотнения, недостаточ |
|
|
|
|||||||
ная смазка. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
В результате попадания влаги и |
|
|
|
||||||
паров кислот на рабочих поверхностях |
|
|
|
|||||||
подшипника |
появляется |
ржавчина. |
|
|
|
|||||
В |
этом |
случае |
ржавчину удаляют, |
Рис. V-3. |
Проверка |
зазоров, |
||||
а |
при |
наличии |
раковин |
подшипник |
||||||
в |
подшипнике: |
|||||||||
заменяют. |
|
|
|
|
I, I I — направление давления при |
|||||
|
Проверку |
зазоров |
в |
подшипнике |
контроле соответственно |
осевого и |
||||
|
радиального зазоров; 1 — внутрен |
|||||||||
выполняют с |
помощью |
индикатора |
нее кольцо; 2 — опора; 3 — наруж |
|||||||
(рис. V-3). Для |
проверки радиального |
ное кольцо; 4 , 5 — индикаторы. |
зазора внутреннее кольцо устанавли вают на оправку (опору) 2. К наружному кольцу 3 подводят изме
рительный штифт индикатора 4. Затем со стороны, противопо ложной месту упора штифта, производят давление на наружное кольцо до предела. Отклонение стрелки прибора показывает ве личину радиального зазора.
а |
0 |
8 |
Рис. V-4. Уплотняющие |
устройства подшипников |
качения: |
о — фетровое уплотнение: 1 — кольцо; 2 — вал; б — лабиринтное уп
лотнение: I — крышка уплотнения; 2 |
— шайба; 3 — вал; в — манже |
тное уплотнение: I — манжета; 2 — металлический кожух; з — пру |
|
жинная шайба; 4 — пружина; |
s — кромка манжеты. |
Для проверки осевого зазора подшипник устанавливают на опору 2 внутренним кольцом. Измерительный штифт индикатора 5 подводят к наружному кольцу 3 и давят на него в осевом направле нии. Отклонение стрелки прибора показывает величину осевого зазора.
8 7
Увеличение зазоров по сравнению с первоначальным размером допускается для подшипников валов точных механизмов на 25%, для остальных подшипников — в 3—4 раза. При увеличении зазоров ■ сверх допустимых пределов подшипник заменяют.
Подшипники качения в ремонтных цехах предприятий не ремон тируют. При износе восстанавливают посадочные поверхности дета лей, сопрягаемых с подшипником, т. е. корпусов и валов. Восста новление проводят наплавкой, металлизацией, хромированием
идругими способами.
Вузлах машин, работающих в пыльной и грязной среде, приме
няют закрытые подшипники с уплотнениями в виде фетровых или войлочных колец или защитных шайб (рис. V-4).
Фетровые или войлочные кольца в этих уплотнениях должны умеренно плотно прилегать к шейкам вала (рис. V-4, а). Плотность контролируется щупом, который не должен проходить при толщине его 0,1 мм. Более плотная установка кольца вызывает повышенное трение, приводящее к усиленному нагреву шейки вала и подшипника. Этот вид уплотнения служит только для защиты подшипников от внешней среды и не препятствует вытеканию смазки.
Лабиринтное уплотнение (рис. V-4, б) имеет шайбу 2, укреплен ную на валу 3. На крышке уплотнения 1 сделаны выточки, в которые входят выступы шайбы. Таким образом между шайбой и крышкой создается зазор сложной формы, обеспечивающий уплотнение за счет затекающей в него смазки.
Уплотнения манжетного типа (рис. V-4, в) выполняются из кожи или резины. Манжету 1 помещают в металлический кожух 2 и за крепляют пружинной шайбой 3. Кромка манжеты 5 прижимается к валу витой пружиной 4, обеспечивающей постоянное и равномер ное давление на кромку.
Манжеты должны плотно охватывать вал и правильно закре пляться. Щуп толщиной 0,1 мм должен с трудом проходить между
манжетой и валом. Манжетные уплотнения |
не только |
защищают |
||
подшипники от внешней |
среды, но и |
препятствуют |
вытеканию |
|
■ смазки. |
|
|
|
|
§ |
4. РЕМОНТ МУФТ |
|
|
|
Муфты служат для соединения валов, |
а |
также для |
включения |
и выключения отдельных механизмов без выключения всей машины. В первом случае муфты называют соединительными, во втором —
•сцепными (управляемыми).
Соединительные муфты
Соединительные муфты делятся на жесткие и упругие. Жесткие муфты соединяют валы неподвижно, не компенсируют
несоосности валов и не смягчают толчков. Применяются для соосных валов в тех случаях, когда положение одного вала относительно
8 8
другого можно регулировать. К жестким муфтам относятся нродоль- но-свертная (рис. V-5, а) и поперечно-свертная (рис. V-5, б).
Продольно-свертная муфта состоит из двух половин 1 и 2, соеди няемых болтами 3. Крутящий момент передается от одного вала к другому через шпоночное соединение 4. Соединительные болты устанавливают так, чтобы головки и гайки чередовались. Зазор между соединительными плоскостями должен быть в пределах
0,5—1,0 мм.
Поперечно-свертная муфта состоит из чугунных дисков 1 и 2, соединяемых болтами 3. Крутящий момент передается за счет сил трения, возникающих между дисками при затяжке болтов. Полумуфты центрируются с помощью центрирующего выступа на одном
Рис. V-5. Соединительные муфты:
о — продольно-свертная: 1 , 2 — полумуфты; 3 — болты; 4 — шпонка; б — попе речно-свертная: 1 , 2 — диски; з — болты; 4 — кольцо; в — пальцевая: 1 , 2 — полу муфты; з — пальцы; 4 — резиновые кольца; 5 — гайки.
из них либо с помощью разрезного кольца 4. Плоскости фланцевдолжны быть перпендикулярны к оси вала, а центрирующий выступ должен входить в выточку с зазором 0,02—0,08 мм. Валы, соединяемыемуфтой с разрезным кольцом, устанавливают так, чтобы полумуфта центрируемого' вала не доходила до полумуфты базового вала на толщину центрирующего кольца.
Основным видом износа продольно-свертной муфты является разработка посадочного отверстия, шпоночного паза и шпонок. Муфты со значительным износом заменяются. Поперечно-свертные- муфты могут иметь следующие дефекты: срез болтов или их изгиб, разработка отверстий под болты, разработка посадочных отверстий в дисках, смятие шпонок и износ шпоночных канавок.
При ремонте производят развертку отверстий под болты, ставят новые болты большего диаметра или устанавливают на болты пере ходные втулки. При разработке посадочных отверстий полумуфг
их следует расточить и затем запрессовать втулку необходимых размеров.
Валы с насаженными полумуфтами центрируют следующим образом. Один из валов принимают за базовый (вал приводнога механизма машины), другой (например, вал электродвигателя) центрируют относительно первого. К одной из полумуфт приклады вают линейку и щупом проверяют зазоры между линейкой и второй полумуфтой. При необходимости центрируемый вал смещают с по мощью прокладок по вертикали и путем некоторого смещения
8»
электродвигателя по горизонтали. Затем щупом или штангенцир кулем проверяют величину торцевых зазоров. Максимально допу стимое биение муфт (в мм) приводится ниже:
|
торцевое |
Б и е н и е |
Диаметр муфты, мм |
радиальное |
|
200—300 |
0,2 |
0,1 |
300-600 |
0,3 |
0,15 |
600 |
0,4 |
0,25 |
Упругие муфты допускают смещение валов в продольном и попе речном направлениях и небольшой поворот их и смягчают толчки за счет деформации упругих элементов.
Наибольшее применение в механизмах машин по переработке пластмасс имеет пальцевая упругая муфта (рис. V-5, в). Она состоит из полумуфт 1 и 2, напрессованных на валы. Полумуфты соединяются ■с помощью пальцев 3 и резиновых колец 4. В одной полумуфте гай ками 5 крепятся пальцы. Во вторую полумуфту свободно входят резиновые кольца. Поворот и перемещение валов обеспечивается за счет деформации резиновых колец.
У пальцевой муфты изнашиваются отверстия в полумуфте, в ко торые входят резиновые кольца, а сами кольца начинают провора чиваться на пальцах. При ослаблении крепления гаек происходит износ посадочной шейки пальца и краев отверстий под пальцы в полу муфте. При износе пальцев и колец появляется металлический стук.
Ремонт упругих пальцевых муфт заключается в следующем: посадочные отверстия для пальцев в полумуфте 1 и отверстия для колец в полумуфте 2 растачивают, пальцы и кольца заменяют но выми. Наружный диаметр новых колец должен соответствовать диаметру расточенных отверстий в полумуфте 2. При расточке не
обходимо |
обеспечить совпадение центров отверстий под пальцы |
в обеих |
полумуфтах. |
Нарушение посадки полумуфт на валах восстанавливают запрес совкой втулок в полумуфты. При значительных износах деталей муфты ее заменяют новой.
Сцепные муфты
Сцепные муфты обеспечивают включение и выключение участков вала и отдельных механизмов за счет соединения кулачков (кулач ковые муфты), зубьев (зубчатые муфты) или за счет сил трения (фрик ционные муфты). Фрикционные муфты делятся на конусные и ди сковые.
Конусная муфта имеет (рис. V-6) полумуфту 1 с внутренним конусом, свободно вращающуюся относительно вала 4, и полумуфту 3 с наружным конусом, вращающуюся вместе с валом. Полумуфта 3 может перемещаться вдоль вала по шпонке 2 с помощью механизма
S0