Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
электролитом. Деталь соединяется с отрицательным полюсом источ ника постоянного тока, электрод — с положительным. При пропу скании тока в месте контакта электрода и детали происходит процесс электролиза и на деталь наносится металл.
На рис. Ш -3 показана схема электронатирания детали 1, враща ющейся в центрах токарного станка. Сосуд 4 с электролитом имеет трубку 2 с краном 3 для равномерной подачи электролита на ткане вый тампон 6, помещенный между деталью и электродом 5. В ван ночку 7 стекает электролит, который затем используется повторно.
Процесс электронатирания валов и осей заключается в следую щем. Восстанавливаемую деталь шлифуют для придания ей правиль ной цилиндрической формы и закрепляют в центрах токарного станка. Поверхность обезжиривают, протирая ее венской известью с помощью ватного тампона или волосяной кисти, промывают горя чей водой, а затем протравливают водным раствором серной кислоты (1500 г/л) и сернокислого натрия (50 г/л). После промывки поверх ности холодной водой производят электронатирание.
Для получения цинкового покрытия применяют электролит, содержащий 280—300 г/л сернокислого цинка и 20—40 г/л борной кислоты. Плотность тока 200 А/дм2, скорость перемещения восста навливаемой поверхности 10 м/мин. После нанесения покрытия де таль тщательно промывают водой. Цинкование электронатиранием рекомендуется для восстановления посадок неподвижных соедине ний деталей, имеющих износ до 0,1 мм.
Меднение электронатиранием применяют для восстановления наружных поверхностей бронзовых втулок. При меднении можно получать покрытия значительной толщины. В этом случае электро лит состоит из 550—600 г/л сернокислой меди и 75—100 г/л серной
кислоты. Перед меднением поверхность |
только обезжиривают |
и промывают водой, травления поверхности |
не производят. |
Г л а в а IV |
|
РАЗБОРКА ОБОРУДОВАНИЯ
В технологический процесс ремонта оборудования входят следу ющие работы:
1)разборка машины на узлы и детали, очистка и промывка их;
2)определение характера и степени износа деталей, их дефек-
товка;
3)восстановление изношенных деталей;
4)подбор и изготовление новых деталей для замены непригод
ных к дальнейшей эксплуатации; 5) сборка узлов и механизмов с пригонкой деталей и регулиров
кой узла (механизма);
6)общая сборка машины;
7)проверка и регулировка машины;
8)испытание и сдача отремонтированной машины.
76
§ 1. ПРАВИЛА РАЗБОРКИ ОБОРУДОВАНИЯ
До начала ремонта оборудование должно быть очищено от пыли, грязи и масла. Площадку около машины следует подготовить для организации рабочего места слесарей-ремонтников; необходимо оста вить свободные проходы для рабочих и для проезда тележек, что обеспечит безопасность и удобство работы. Рабочее место может быть оборудовано передвижным верстаком, передвижной моечной маши ной, тележкой с подъемным механизмом, переносным ящиком для инструмента и другими принадлежностями.
Перед |
разборкой |
|
машину |
отключают |
от электрической |
|
сети, снимают с нее |
ремни, разъединяют полумуфту вала |
дви |
||||
гателя, из |
резервуаров |
сливают |
масло и |
охлаждающую |
жид |
|
кость. |
|
|
|
|
|
|
На месте ремонта вывешивается табличка «Не включать — ремонт!»
До начала ремонта должны быть заготовлены все сменные детали, необходимый инструмент, материалы и приспособления. Перед разборкой машины необходимо ознакомиться с ее паспортом, ки нематической схемой, чертежами основных узлов и наметить после довательность разборки. Оборудование и отдельные узлы следует разбирать в соответствии с руководством по ремонту, которое со держит описание порядка пооперационной разборки его на узлы и детали.
Разборку начинают обычно со снятия кожухов, крышек, предо хранительных щитков, чтобы открыть доступ к разбираемым узлам. Разборку производят по узлам. Их снимают с машины по возмож ности нерасчлененными.
При снятии с оборудования тяжелых узлов и деталей применяют подъемно-транспортные механизмы, имеющиеся в цехе (мостовые краны, кран-балки, тельферы), или специально монтируемые устройства (козлы, треноги, лебедки, тали, домкраты).
Разбирать следует лишь тот узел или механизм, который подле жит ремонту. Полная разборка оборудования производится только при капитальном ремонте. Детали каждого разбираемого узла не обходимо маркировать и складывать в отдельные ящики. Для фик сации определенного положения сопрягаемых деталей на них ставят метки. В системах гидравлических приводов следует маркировать все трубопроводы и места их присоединения.
Маркировка деталей может выполняться любым способом — краской, клеймом (для незакаленных деталей), кислотой, электро графом или бирками.
При разборке оборудования следует соблюдать следующие общие правила:
1)применять соответствующий инструмент и приспособления, исключающие порчу деталей;
2)узлы и детали снимать аккуратно, без перекосов и поврежде
ний;
77
3)для снятия с валов шкивов, зубчатых колес, муфт, подшипни ков пользоваться съемниками, прессами или винтовыми приспособ лениями;
4)если невозможно применить для разборки съемники, следует пользоваться молотками или кувалдами; при этом удары наносят
через выколотку или подставку из дерева или мягкого ме талла;
5)к трудно снимающимся деталям нельзя прилагать больших усилий, нужно выяснить причину заедания и устранить ее;
6)для облегчения разъема детали можно подогреть охватыва ющие детали горячим маслом, паром или огнем;
7)разборку длинных валов производить с применением несколь ких опор;
8)болты, гайки, шайбы и другие крепежные детали при полной разборке узла укладывать в отдельный ящик, при частичной раз борке крепежные детали целесообразно вставлять или завертывать
впредназначенные для них отверстия.
В процессе разборки производится дефектовка деталей и уточ няется ранее составленная дефектная (ремонтная) ведомость.
§2. РАЗБОРКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ СОЕДИНЕНИИ
Косновным разъемным соединениям относятся резьбовые, шпо ночные и шлицевые.
Разборка резьбовых соединений. Деталями резьбовых соединений являются болты, гайки, шайбы, шпильки, шплинты и винты. Для
отворачивания гаек и болтов необходимо применять ключи соответ ствующей формы и размеров, установленных ГОСТом. Недопустимо применение зубил, крейцмесселей, бородков и других подобных инструментов. Не следует также пользоваться насадками на ключи, так как это может привести к разрыву стержня болта.
Для отвинчивания гаек в труднодоступных местах применяют специальные нестандартные ключи. Отвертки для вывинчивания винтов должны соответствовать размеру шлица в головке. Шпильки вывертываются специальными ключами-шпильковертами. Шплинты удаляют шплинтодером или срубают головку зубилом, а остатки извлекают плоскогубцами или выталкивают выколоткой.
Если резьбовое соединение покрыто ржавчиной и не поддается разборке, следует смочить его керосином и оставить на 8—10 ч для растворения окислов железа; после этого можно начать раз борку. Забитые концы болтов и винтов запиливают трехгранным напильником.
Для ускорения процесса разборки резьбовых соединений целе сообразно применять механизированные инструменты: электриче ские и пневматические гайковерты, шпильковерты, механические отвертки.
Остатки сломанного болта, винта или шпильки удаляют следу ющими способами.
78
1.Если резьбовая часть болта или часть шпильки выступает над плоскостью детали, то на выступающую часть навертывают гайку
иконтргайку и вращают гайку.
2.Если выступающий резьбовой конец короток, то к шпильке
приваривают гайку.
3. Если место обрыва находится на уровне плоскости детали или ниже ее, используют один из следующих приемов:
на торце сломанной шпильки или болта вырубают шлиц и шпильку (болт) удаляют отверткой;
в
Рис. IV-1. Методы извлечения клиновой шпонки:
а — молотком; б — рычагом; в — специальным приспособлением: 1 — стержень с захватом; 2 — груз; 3 — упорная шайба.
на торец излома приваривают изнутри гайку или стержень ше стигранного либо квадратного сечения;
в теле сломанной шпильки сверлят отверстие диаметром, равным примерно половине ее диаметра; в отверстии нарезают резьбу, об ратную по направлению основной резьбе; в нарезанное отверстие ввертывают болт и ключом вывертывают сломанный конец шпильки;
высверливают сломанную часть шпильки или болта; удаляют оставшуюся часть шпильки (болта) электроискровой
обработкой; в качестве электрода используют медную или латунную трубку диаметром на 1—2 мм меньше диаметра резьбы.
Разборка шпоночных соединений. Шпонки применяют для соеди нения маховиков, шкивов, муфт и других деталей с валом. Для этого на валу и в отверстии насаживаемой на вал детали выполняется паз. Шпонка входит одновременно в оба паза, обеспечивая фиксацию деталей.
Шпонки могут быть клиновыми, призматическими и сегмент ными. Клиновые шпонки при сборке заклинивают ударами молотка по широкой торцовой части или головке.
79
При разработке соединения клиновую шпонку удаляют ударами молотка со стороны меньшего ее сечения (рис. IV -l,a) с помощью рычага, конец которого упирается в головку (рис. IV-1, б), или спе циальным приспособлением.
а — двухзахватный |
простой; б — трехзахватный |
простой; в — трехза |
|
хватный самоцентрующийся. |
|
Приспособление |
имеет стержень 1 с |
захватом (рис. IV-l,e), |
на стержень свободно надет груз 2. Ударами груза об упор 3 шпонку смещают, а затем извлекают. Соединения на призматических и сегментных шпонках распрессовывают прессом, струбциной или съемниками.
Разборка шлицевых соединений. Шли цевые соединения образуются выступами (шлицами) на валу и соответствующими впадинами (пазами) в отверстии насажи ваемой детали. Неподвижные шлицевые соединения при разборке распрессовывают.
Распрессовка соединений с натягом. Распрессовка шпоночных, шлицевых и других тугих соединений может произво диться на гидравлических прессах. При
т\\тлл |
|
отсутствии прессов |
применяют ручные |
||||||
|
г |
|
и гидравлические съемники. |
|
|||||
|
|
Для демонтажа маховиков, шкивов, |
|||||||
; |
, 1.j |
ц |
муфт и других подобных деталей приме |
||||||
|
9 |
8 |
няют ручные съемники, |
устройство кото |
|||||
|
рых |
показано |
на |
рис. |
IV-2. |
Съемники |
|||
Рис. IV-3. Гидравлический |
|||||||||
имеют два или три захвата (рис. IV-2, а, б), |
|||||||||
|
съемник: |
||||||||
1 — цилиндр; |
г — поршень; |
которые могут перемещаться по траверсе. |
|||||||
з — плунжерный |
насос; 4 — |
Перемещением захватов можно установить |
|||||||
отверстие для масла; 5 — мас |
|||||||||
ляный |
бак; в — рукоятка на |
их |
для съема |
деталей |
разных |
размеров. |
|||
соса; 7 — захваты; 8 — втулка; |
Трехлапый самоцентрирующийся съемник |
||||||||
|
9 — деталь. |