Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
Уплотнительные устройства имеются во всех гидравлических машинах: насосах, компрессорах, вакуум-насосах, гидропрессах, литьевых машинах с гидроприводом и др. В оборудовании заводов переработки пластмасс и резины наиболее распространены уплотне ния с набивкой (сальниковые), с манжетами и торцевые.
Основными частями уплотнения с набивкой являются корпус,
уплотнитель (набивочный |
материал |
или уплотнительные кольца) |
||||||
и крышка (нажимная втулка). |
|
|
|
|||||
Конструкция уплотнения за |
|
|
|
|||||
висит от назначения уплотни |
|
|
|
|||||
тельного узла и от уплотни |
|
|
|
|||||
теля. |
Широкое |
применение |
|
|
|
|||
находит |
сальниковое |
уплотне |
|
|
|
|||
ние с мягкой набивкой |
(рис. |
|
|
|
||||
V-10, а), |
в |
котором |
|
набивка 2 |
|
|
|
|
плотно прижимается нажимной |
|
|
|
|||||
втулкой 3 к корпусу и по |
|
|
|
|||||
движной детали 1 (валу, штоку). |
|
|
|
|||||
Однако |
уплотнение |
|
с мягкой |
|
|
|
||
набивкой не может обеспечить |
|
Рис. V-10. Уплотнения: |
|
|||||
полной |
герметичности. |
При |
|
|
||||
сильной |
|
затяжке |
возрастает |
а — с мягкой набивкой: 1 — подвижная де |
||||
|
таль; |
2 — набивка; з — нажимная |
втулка; |
|||||
усилие, |
необходимое |
для пере |
б — с металлическими кольцами: 1, 2 |
— коль |
||||
мещения |
штока (вала), |
что |
ца; з — вал; 4 — нажимная втулка. |
|||||
|
|
|
приводит к повышенному нагреву узла уплотнения, быстрому износу набивки и штока (вала). При нормальной затяжке жидкость должна просачиваться (капать) через уплотнение, обеспечивая его смазку.
В табл. 11даны виды набивочных материалов и условия их использования.
Таблица 11. |
Набивочные материалы и условия их использования |
||||
|
|
|
Условия использования |
|
|
Набивка |
|
давление, |
температура, |
Среда |
|
|
|
|
кгс/см8, |
°С, не выше |
|
|
|
|
не выше |
|
|
|
|
|
|
|
|
Хлопчатобумажная |
|
30 |
100 |
Воздух, вода |
|
Пеньковая просаленная |
160 |
100 |
То же |
||
Асбестовая сухая |
про- |
25 |
400 |
Воздух, вода, нефть, масло |
|
Хлопчатобумажная |
30 |
100 |
Воздух, вода, масло |
||
саленная |
|
|
|
300 |
|
Асбестовая |
пропитанная |
25 |
Пар, минеральные кислоты, |
||
АП |
|
|
45 |
400 |
аммиак, растворы солей |
Асбестопроволочная |
|
Пар, вода, бензин, органи |
|||
Асбестовая |
маслобензо- |
20 |
300 |
ческие растворители |
|
Органические растворители |
|||||
стойкая |
|
|
100 |
От —195 |
Кислоты, щелочи, раствори^ |
Фторопласт-4 |
|
||||
|
|
|
|
до +250 |
теш любых концентраций |
7 З а к а з |
9 4 5 |
|
|
|
97, |
Уплотнение с металлической набивкой состоит из уплотняющих колец 1 и 2 (рис. V-10, б) треугольного или трапециевидного сечения. При затягивании нажимной втулки 4 кольца 1 прижимаются к штоку или валу 3, а кольца 2 — к корпусу. Уплотняющие кольца выпол няют из чугуна или цветных металлов.
При неисправностях в работе уплотнительных устройств наблю дается утечка жидкости, причиной которой могут быть: недостаточное количество набивочного материала (или колец); неполная затяжка крышки уплотнительного устройства; дефекты уплотнительного устройства (трещины, царапины, задиры); износ уплотнительных колец; перекос деталей уплотнения.
При утечке жидкости в уплотнениях с мягкой набивкой прежде всего подтягивают нажимную втулку. Чтобы избежать перекоса, гайки затягивают попеременно в несколько приемов, каждый раз не более чем на один-полтора оборота.
Если затяжка нажимной втулки не устраняет пропуска, следует заменить мягкую набивку. При этом отвинчивают гайки и извлекают нажимную втулку из корпуса уплотнения. Сальниковую коробку тщательно очищают крючком от остатков старой набивки и уклады вают в нее заранее заготовленные кольца новой набивки. Набивку нарезают отдельными частями с косыми срезами. Длину каждой части определяют по формуле;
где I — длина одной части, мм; а — внутренний диаметр сальнико вой коробки, мм; Ъ — диаметр вала (штока), мм.
Отдельные кольца укладывают в сальниковую коробку так, чтобы их срезы были смещены друг относительно друга не менее чем на 90°. Заполнив сальниковую коробку, вставляют нажимную втулку и обжимают набивку. После этого добавляют следующее кольцо, вновь обжимают набивку и т. д. Укладка колец заканчи вается после того, как при очередном обжатии втулка войдет в гнездо камеры не более чем на 5—8 мм.
После сборки уплотнения проворачивают вал и проверяют отсут ствие перекоса втулки и правильность ее затяжки. Затяжка втулки при замене набивки не должна быть чрезмерной.
При ремонте уплотнений с твердой набивкой (металлическими или фторопластовыми кольцами) следует прежде всего установить причины пропуска жидкости. При значительном износе или разруше нии уплотнительных колец их заменяют. Незначительные зазоры и риски на рабочих поверхностях уплотняющих элементов ликвиди руют шабрением и притиркой. Поверхности уплотнительных колец, прилегающие к валу (штоку), пришабривают.
Сборка уплотнительного устройства выполняется в соответствии с чертежами завода-изготовителя машины. При сборке проверяют бие ние вала (штока), совпадение каналов для смазки и для отсоса газов в камере и крышке, наличие и состояние фиксирующих штифтов
98
в камерах, обоймах и кольцах. Особое внимание следует обратить на чистоту деталей, так как попадание твердых частиц в уплотнение вызывает значительный его износ и нарушение плотности. После ремонта уплотнение необходимо приработать на холостом ходу машины при обильной смазке.
Существенное преимущество перед сальниковым уплотнением с мягкой набивкой имеют манжетные уплотнения, в которых стенки манжет прижимаются к деталям уплотнительного узла благодаря давлению рабочей жидкости в машине, что обеспечивается U-образ- ной или елочной формой сечения манжет (рис. V-11).
Рис. V-12. Манжетное уплотнение
1 — нажимное кольцо; 2 — манжеты;
3 — опорное кольцо.
Усилие на манжету прямо пропорционально давлению рабочей жидкости. Работа, затрачиваемая на трение в манжетных уплотне ниях, в 4—5 раз меньше, чем в заранее поджатых сальниковых уплот нениях. Манжетные уплотнения применяют в гидравлических прес сах, литьевых машинах и в насосах для подачи холодных жидкостей. Манжеты выполняют из маслостойкой резины, прорезиненных тканей и пластических масс.
Уплотнительный узел с манжетами состоит из манжет 2, нажим ного 1 и опорного 3 колец (рис. V-12).
При ремонте уплотнения изношенные манжеты заменяют. Для заводки новой манжеты в цилиндр используют направляющую втулку, применение которой предупреждает порчу манжет.
Куплотнениям насосов, перекачивающих агрессивные жидкости,
атакже валов мешалок реакционных аппаратов, работающих в высо котемпературных, взрывоопасных и вредных средах, предъявляют повышенные требования в отношении их надежности и герметичности. Таким требованиям удовлетворяют торцевые уплотнения. В этих уплотнениях герметичность достигается контактом между трущимися поверхностями двух колец (втулок), одно из которых вращается вместе с валом, а другое неподвижно укреплено в корпусе уплотне ния. Необходимая степень контакта обеспечивается одной или не сколькими пружинами.
Потеря мощности в торцевых уплотнениях невелика и составляет
0,1—0,5 мощности, затрачиваемой в сальниковых уплотнениях с мягкой набивкой.
Одно кольцо торцевого уплотнения выполняют из металла (чу гуна, стали, бронзы) или керамики, другое — из резины, графита
7* |
99 |
■ или пластмассы. Сочетание материалов трущихся пар торцевых уплотнений зависит от давления, температуры и химической актив ности герметизируемой среды, а также от антифрикционных свойств этих материалов.
На рис. V-13 показано двойное торцевое уплотнение для подвода воды и пара к валку каландра. Контакт осуществляется между гра нитовыми сферическими кольцами 2, установленными в корпусе уплотнительного узла, и стаканами 3 и 6, вращающимися вместе
/ '/г mpyS.
Рис. V-13. Двойное торцевое |
уплотнение: |
|
1 — сильфон; 2 — графитовое кольцо; 3 , 6 — подвижные ста |
||
каны; 4 — шпонка; 5 — пружина; 7 — питающая труба; |
8, |
|
9 — фланцы. |
|
|
с рабочим валком каландра. Стакан 3 |
соединен через |
сильфон 1 |
с питающей трубой; стакан 6 соединен конусной резьбой с фланцем 8. Питающая труба крепится к валку фланцем 9. Стаканы 3 и 6 связаны шпоночным соединением 4 и прижимаются к графитовым кольцам пружиной 5.
Торцевые уплотнения надежно работают в средах, не содержа щих механических примесей.
Ремонт торцевых уплотнений состоит в замене изношенных колец. При сборке уплотнения тщательно проверяют торцевые поверхности втулок и качество пружин (соответствие техническим условиям, от сутствие трещин и забоин на пружинах).
Собранное торцевое уплотнение проверяют либо смонтированным на агрегате, либо на специальном стенде. В последнем случае каче ство работы уплотнения определяется величиной утечки масла, подаваемого в уплотнение при давлении на 0,5—1,5 кгс/см2 больше рабочего. Масло должно быть чистым и охлажденным.
Плотность соединений трубопроводов с деталями гидросистем
обеспечивается |
уплотнениями с подвижными гайками (рис. V-14). |
В уплотнении |
на рис. V-14, а к штуцеру 1 по конической его по |
1 0 0