Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уплотнительные устройства имеются во всех гидравлических машинах: насосах, компрессорах, вакуум-насосах, гидропрессах, литьевых машинах с гидроприводом и др. В оборудовании заводов переработки пластмасс и резины наиболее распространены уплотне­ ния с набивкой (сальниковые), с манжетами и торцевые.

Основными частями уплотнения с набивкой являются корпус,

уплотнитель (набивочный

материал

или уплотнительные кольца)

и крышка (нажимная втулка).

 

 

 

Конструкция уплотнения за­

 

 

 

висит от назначения уплотни­

 

 

 

тельного узла и от уплотни­

 

 

 

теля.

Широкое

применение

 

 

 

находит

сальниковое

уплотне­

 

 

 

ние с мягкой набивкой

(рис.

 

 

 

V-10, а),

в

котором

 

набивка 2

 

 

 

плотно прижимается нажимной

 

 

 

втулкой 3 к корпусу и по­

 

 

 

движной детали 1 (валу, штоку).

 

 

 

Однако

уплотнение

 

с мягкой

 

 

 

набивкой не может обеспечить

 

Рис. V-10. Уплотнения:

 

полной

герметичности.

При

 

 

сильной

 

затяжке

возрастает

а — с мягкой набивкой: 1 — подвижная де­

 

таль;

2 — набивка; з — нажимная

втулка;

усилие,

необходимое

для пере­

б — с металлическими кольцами: 1, 2

— коль­

мещения

штока (вала),

что

ца; з — вал; 4 — нажимная втулка.

 

 

 

приводит к повышенному нагреву узла уплотнения, быстрому износу набивки и штока (вала). При нормальной затяжке жидкость должна просачиваться (капать) через уплотнение, обеспечивая его смазку.

В табл. 11даны виды набивочных материалов и условия их использования.

Таблица 11.

Набивочные материалы и условия их использования

 

 

 

Условия использования

 

Набивка

 

давление,

температура,

Среда

 

 

 

кгс/см8,

°С, не выше

 

 

 

 

не выше

 

 

 

 

 

 

Хлопчатобумажная

 

30

100

Воздух, вода

Пеньковая просаленная

160

100

То же

Асбестовая сухая

про-

25

400

Воздух, вода, нефть, масло

Хлопчатобумажная

30

100

Воздух, вода, масло

саленная

 

 

 

300

 

Асбестовая

пропитанная

25

Пар, минеральные кислоты,

АП

 

 

45

400

аммиак, растворы солей

Асбестопроволочная

 

Пар, вода, бензин, органи­

Асбестовая

маслобензо-

20

300

ческие растворители

Органические растворители

стойкая

 

 

100

От —195

Кислоты, щелочи, раствори^

Фторопласт-4

 

 

 

 

 

до +250

теш любых концентраций

7 З а к а з

9 4 5

 

 

 

97,


Уплотнение с металлической набивкой состоит из уплотняющих колец 1 и 2 (рис. V-10, б) треугольного или трапециевидного сечения. При затягивании нажимной втулки 4 кольца 1 прижимаются к штоку или валу 3, а кольца 2 — к корпусу. Уплотняющие кольца выпол­ няют из чугуна или цветных металлов.

При неисправностях в работе уплотнительных устройств наблю­ дается утечка жидкости, причиной которой могут быть: недостаточное количество набивочного материала (или колец); неполная затяжка крышки уплотнительного устройства; дефекты уплотнительного устройства (трещины, царапины, задиры); износ уплотнительных колец; перекос деталей уплотнения.

При утечке жидкости в уплотнениях с мягкой набивкой прежде всего подтягивают нажимную втулку. Чтобы избежать перекоса, гайки затягивают попеременно в несколько приемов, каждый раз не более чем на один-полтора оборота.

Если затяжка нажимной втулки не устраняет пропуска, следует заменить мягкую набивку. При этом отвинчивают гайки и извлекают нажимную втулку из корпуса уплотнения. Сальниковую коробку тщательно очищают крючком от остатков старой набивки и уклады­ вают в нее заранее заготовленные кольца новой набивки. Набивку нарезают отдельными частями с косыми срезами. Длину каждой части определяют по формуле;

где I — длина одной части, мм; а — внутренний диаметр сальнико­ вой коробки, мм; Ъ — диаметр вала (штока), мм.

Отдельные кольца укладывают в сальниковую коробку так, чтобы их срезы были смещены друг относительно друга не менее чем на 90°. Заполнив сальниковую коробку, вставляют нажимную втулку и обжимают набивку. После этого добавляют следующее кольцо, вновь обжимают набивку и т. д. Укладка колец заканчи­ вается после того, как при очередном обжатии втулка войдет в гнездо камеры не более чем на 5—8 мм.

После сборки уплотнения проворачивают вал и проверяют отсут­ ствие перекоса втулки и правильность ее затяжки. Затяжка втулки при замене набивки не должна быть чрезмерной.

При ремонте уплотнений с твердой набивкой (металлическими или фторопластовыми кольцами) следует прежде всего установить причины пропуска жидкости. При значительном износе или разруше­ нии уплотнительных колец их заменяют. Незначительные зазоры и риски на рабочих поверхностях уплотняющих элементов ликвиди­ руют шабрением и притиркой. Поверхности уплотнительных колец, прилегающие к валу (штоку), пришабривают.

Сборка уплотнительного устройства выполняется в соответствии с чертежами завода-изготовителя машины. При сборке проверяют бие­ ние вала (штока), совпадение каналов для смазки и для отсоса газов в камере и крышке, наличие и состояние фиксирующих штифтов

98


в камерах, обоймах и кольцах. Особое внимание следует обратить на чистоту деталей, так как попадание твердых частиц в уплотнение вызывает значительный его износ и нарушение плотности. После ремонта уплотнение необходимо приработать на холостом ходу машины при обильной смазке.

Существенное преимущество перед сальниковым уплотнением с мягкой набивкой имеют манжетные уплотнения, в которых стенки манжет прижимаются к деталям уплотнительного узла благодаря давлению рабочей жидкости в машине, что обеспечивается U-образ- ной или елочной формой сечения манжет (рис. V-11).

Рис. V-12. Манжетное уплотнение

1 — нажимное кольцо; 2 — манжеты;

3 — опорное кольцо.

Усилие на манжету прямо пропорционально давлению рабочей жидкости. Работа, затрачиваемая на трение в манжетных уплотне­ ниях, в 4—5 раз меньше, чем в заранее поджатых сальниковых уплот­ нениях. Манжетные уплотнения применяют в гидравлических прес­ сах, литьевых машинах и в насосах для подачи холодных жидкостей. Манжеты выполняют из маслостойкой резины, прорезиненных тканей и пластических масс.

Уплотнительный узел с манжетами состоит из манжет 2, нажим­ ного 1 и опорного 3 колец (рис. V-12).

При ремонте уплотнения изношенные манжеты заменяют. Для заводки новой манжеты в цилиндр используют направляющую втулку, применение которой предупреждает порчу манжет.

Куплотнениям насосов, перекачивающих агрессивные жидкости,

атакже валов мешалок реакционных аппаратов, работающих в высо­ котемпературных, взрывоопасных и вредных средах, предъявляют повышенные требования в отношении их надежности и герметичности. Таким требованиям удовлетворяют торцевые уплотнения. В этих уплотнениях герметичность достигается контактом между трущимися поверхностями двух колец (втулок), одно из которых вращается вместе с валом, а другое неподвижно укреплено в корпусе уплотне­ ния. Необходимая степень контакта обеспечивается одной или не­ сколькими пружинами.

Потеря мощности в торцевых уплотнениях невелика и составляет

0,1—0,5 мощности, затрачиваемой в сальниковых уплотнениях с мягкой набивкой.

Одно кольцо торцевого уплотнения выполняют из металла (чу­ гуна, стали, бронзы) или керамики, другое — из резины, графита

7*

99



■ или пластмассы. Сочетание материалов трущихся пар торцевых уплотнений зависит от давления, температуры и химической актив­ ности герметизируемой среды, а также от антифрикционных свойств этих материалов.

На рис. V-13 показано двойное торцевое уплотнение для подвода воды и пара к валку каландра. Контакт осуществляется между гра­ нитовыми сферическими кольцами 2, установленными в корпусе уплотнительного узла, и стаканами 3 и 6, вращающимися вместе

/ '/г mpyS.

Рис. V-13. Двойное торцевое

уплотнение:

 

1 — сильфон; 2 — графитовое кольцо; 3 , 6 — подвижные ста­

каны; 4 — шпонка; 5 — пружина; 7 — питающая труба;

8,

9 — фланцы.

 

 

с рабочим валком каландра. Стакан 3

соединен через

сильфон 1

с питающей трубой; стакан 6 соединен конусной резьбой с фланцем 8. Питающая труба крепится к валку фланцем 9. Стаканы 3 и 6 связаны шпоночным соединением 4 и прижимаются к графитовым кольцам пружиной 5.

Торцевые уплотнения надежно работают в средах, не содержа­ щих механических примесей.

Ремонт торцевых уплотнений состоит в замене изношенных колец. При сборке уплотнения тщательно проверяют торцевые поверхности втулок и качество пружин (соответствие техническим условиям, от­ сутствие трещин и забоин на пружинах).

Собранное торцевое уплотнение проверяют либо смонтированным на агрегате, либо на специальном стенде. В последнем случае каче­ ство работы уплотнения определяется величиной утечки масла, подаваемого в уплотнение при давлении на 0,5—1,5 кгс/см2 больше рабочего. Масло должно быть чистым и охлажденным.

Плотность соединений трубопроводов с деталями гидросистем

обеспечивается

уплотнениями с подвижными гайками (рис. V-14).

В уплотнении

на рис. V-14, а к штуцеру 1 по конической его по­

1 0 0