Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

верхности прижимается развальцованный конец трубопровода 2. Плотность достигается вращением гайки 3. На рис. V-14, б изобра­ жено уплотнение в виде алюминиевого кольца 1, которое обжимает

тРУбу 2 с помощью гайки 3.

Устранение течи в таких соединениях достигается подворачива­ нием гайки. При появлении трещин и вмятин на трубе 2 ее заменяют или отрезают поврежденную часть. В слу­ чае необходимости заменяют уплотни­ тельное кольцо и гайки.

§10. РЕМОНТ ТРУБОПРОВОДОВ

Вцехах по переработке пластмасс и резины по трубопроводам подают к обо­ рудованию воду, пар, сжатый воздух,

рабочую жидкость — эмульсию. Они яв­

 

 

 

 

ляются составной частью машин с гидра­

 

 

 

 

влическим приводом: гидропрессов, тер-

 

 

 

 

мопластавтоматов и т. п. Трубопроводы

 

 

 

 

входят также в системы охлаждения и

 

 

 

 

смазки оборудования.

 

 

 

 

 

 

Трубы могут быть стальными, чугун­

 

 

 

 

ными, из цветных металлов

и пластиче­

 

 

 

 

ских масс. Материалтруб зависит от

Рис. V-14. Уплотнение тру­

характера перемещаемой среды и ее па­

бопроводов

в

гидроси­

раметров — давления,

температуры, аг­

 

стемах:

 

рессивности. Широкое применение находят

а — уплотнение

развальцован­

ного

конца трубы:

1 — шту­

сварные и цельнотянутые стальные трубы.

цер;

2 — труба;

3 — гайка;

Для отвода производственных стоков

б — уплотнение

 

обжимным

кольцом: 1 — алюминиевое об­

применяют чугунные

трубы.

В системах

жимное кольцо;

2 — труба; 3

охлаждения и смазки используют трубы из

 

гайка.

 

 

 

 

 

цветных металлов и сплавов. Для агрессивных жидкостей применяют трубы из пластмасс (фаолита, винипласта, полиэтилена и др.).

Трубопроводы состоят из отдельных труб, соединенных резьбо­ выми муфтами, фланцами или сваркой. Для соединения труб на резьбе и изменения направления и диаметра трубопровода применяют соединительные части — фитинги, виды которых показаны на рис. V-15.

Для герметичности соединения труб на муфтах резьбу на трубе перед свертыванием обматывают льняной прядью, пропитанной суриком. При соединении труб с помощью фланцев для уплотнения стыка используют прокладки.

Характеристика и условия применения прокладочных материалов даны в табл. 12.

При нарушении плотности в резьбовом соединении труб необхо­ димо подтянуть муфту. Если течь не устраняется, нужно разобрать соединение и заново уплотнить. При нарушении плотности во флан­ цевом соединении следует подтянуть болты. Если плотность не дости­ гается, нужно заменить прокладку.

101


 

 

9грльнй$

 

 

К рест

 

Ниппель

 

 

 

прямой

 

 

прям ой

 

 

 

 

 

ддойной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Угольник

 

К р ест

 

 

 

 

 

переходный,

 

 

 

 

 

 

£ 3

переходный

Г ай ка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

соеди­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тройнин

 

 

К р ест

нительная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прямой

 

 

С двумя

 

 

 

 

 

 

 

 

переходами

 

Футор-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н а

 

 

 

Тройнин

 

 

М уф та

 

 

 

 

переходный

 

прям ая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

("V’ l ' f 1

Контр-

 

 

 

 

 

 

 

 

1 |4 -J—1

гайка

 

 

 

Тройник

 

М уф та

 

 

 

 

 

с двум я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

переходная

iFpT "pot™

 

 

 

переходами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. V-15. Соединительные части трубопроводов.

 

 

Таблица 12. Условия применения прокладочных материалов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допускаемые

 

 

Характеристика и

 

 

 

условия

Материал

Рабочая среда

 

 

размеры

темпера­

рабочее

 

 

 

 

 

 

 

 

давление,

 

 

 

 

 

 

 

 

тура, °С

кгс/см2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иароннт

 

Листы

из

асбеста,

Вода, пар, бензин,

450

50

 

 

каучука и напол­

керосин,

масло

 

 

 

 

нителей

толщи­

 

 

 

 

 

Картон

техниче­

ной от 0,3 до 6 мм

Вода, нефть, масло

40

10

Листы

толщиной

ский

 

0,2; 0,25; 0,3; 0,5;

 

 

 

 

 

Картон

асбестовый

0,8;

1,0;

1,5 мм

Водяной пар, горя­

450

1,5;

Листы

толщиной

А и АС

2—12 мм из асбе­

чие газы

 

 

с про­

 

 

стового волокна

 

 

 

 

питкой

Бумага

чертежная

 

 

 

Масло,

керосин,

 

до 15

 

 

 

 

 

промасленная

Листы толщиной 1;

нефть

 

60

6

Резина с парусино­

Вода,

воздух

вой прокладкой и

1,5; 2; 3; 4; 5; 6;

 

 

 

 

 

без нее

8 мм

 

 

Пар,

вода

 

250

35

Медь отожженная

Листы и проволока

 

Свинец

 

Листы

 

 

Вода

 

 

 

100

 

 

 

Кислоты

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алюминий

Листы

толщиной

Пар, нефть, масло

300—400

20 -60

Сталь мягкая

2—4 мм

 

Вода, пар

 

100

 

 

 

Поливинилхлорид

 

 

Кислоты, бензин

60

40

102


Трещины в трубопроводах заваривают. Трубопроводы, протека­ ющие во многих местах, заменяют. При ремонте трубопроводов при­ меняют следующие слесарные операции: резку, вальцовку и гибку

труб.

Резка труб выполняется труборезами различных конструкций. На рис. V-16 показан роликовый труборез. При резке его наклады­ вают на трубу и, вращая винт 3 с помощью рукоятки 4, прижимают к ней три режущих ролика 5, два из которых вращаются на осях, закрепленных в корпусе 1, а третий вращается в ползуне 2. Резка

достигается вращением трубореза вокруг трубы при одновременном поджатии роликов к ней.

Гибку труб производят холодным и горячим способами, вручную и с помощью механических приспособлений, с наполнением труб пес­ ком и без наполнения.

При холодном способе гибки без наполнения радиус закругления трубы должен быть не менее 4 наружных диаметров ее, иначе на трубе образуются складки и вмятины. При гибке труб в горячем состоянии с наполнением наименьший радиус изгиба трубы может в 3—3,5 раза превышать ее наружный диаметр.

На рис. V-17 показано приспособление для гибки вручную труб диаметром до 30 мм без наполнения. Приспособление крепят в тис­ ках бобышкой 7. Для гибки трубы нужно откинуть рычаг 1 и устано­ вить его под углом 90° к продольной оси основания 6, затем вставить трубу в канавку между роликами 2 и 3 и закрепить ее крючком 4 и пружиной 5. Гибка выполняется плавным перемещением рычага 1. Ролики меняются в зависимости от диаметра изгибаемой трубы.

При гибке трубы горячим способом с наполнением изгибаемый участок нагревают до вишнево-красного цвета (700—1100 °С), а места,

103

не подлежащие изгибу, охлаждают водой. Гибку производят плавно, без рывков и с одного нагрева. После изгибания из трубы высыпают песок. Для лучшего удаления песка трубу обстукивают молотком, а затем продувают сжатым воздухом.

Гибку труб можно выполнять на специальных станках при нагреве токами высокой частоты (ТВЧ). Нарезка резьбы на трубах

производится на

токарно-винторезных и труборезных станках,

а также вручную.

При нарезании резьбы на трубе из металла по-

Рис. V-17. Приспособление для гибки труб" вручную:

1 рычаг; 2 — подвижный ролик; 3 — неподвижный ролик; 4 — крючок; 5 — прижимной винт; 6 — основание приспособления; 7 — бобышка.

вышенной твердости участок, на котором идет нарезка, отжигают. Вручную резьба на трубах нарезается клуппом. При этом труба закрепляется в специальных приспособлениях — трубоприжимах.

§11. РЕМОНТ АРМАТУРЫ ТРУБОПРОВОДОВ

Взависимости от назначения и устройства арматура, устанавли­

ваемая на трубопроводах, может быть запорной, регулирующей

ипредохранительной. Запорная арматура служит для включения

ивыключения потока жидкости или газа в трубопроводе. Регулиру­ ющая арматура предназначена для поддержания заданных пара­ метров: давления, температуры или расхода. Предохранительная арматура предупреждает рост давления среды выше допустимого.

Каждый тип арматуры состоит из трех основных узлов: корпуса с крышкой, рабочего органа и привода к рабочему органу.

Корпус имеет фланцы или муфты с резьбой для соединения арма­ туры с трубопроводом. По конструкции присоединительных концов

арматура делится на фланцевую и муфтовую.

104


Рабочим органом арматуры является клапан. Клапан может быть выполнен в виде тарелки, диска, золотника, клина и т. и. Место посадки клапана в корпусе называют седлом. Седла выполняют в виде отдельной детали (кольца), запрессованной в корпусе, или в виде кольцевой наплавки на корпусе в том месте, на которое садится клапан. Поверхности соприкосновения клапана с седлом образуют затвор.

В вентилях и запорных клапанах запирающий тарельчатый клапан перемещается перпендикулярно к седлу; в задвижках запор­ ный диск перемещается параллельно уплотнительным кольцам кор­ пуса; в кранах пробка запирает поток при повороте ее вокруг про­ дольной оси.

Для предупреждения движения потока в обратном направлении (например, после остановки насоса) на трубопроводах устанавливают обратные клапаны.

В зависимости от характера неисправности арматуры ремонт ее может производиться как на месте установки без снятия с трубопро­ вода, так и после демонтажа. Пропуски через сальниковое уплотне­ ние устраняют без снятия арматуры с трубопровода подтягиванием нажимной втулки либо сменой сальниковой набивки. При смене набивки клапан или задвижку закрывают.

Более существенные дефекты арматуры, такие, как износ клапана и седла, поломка или искривление шпинделя, поломка нажимного кольца сальника, грундбуксы, появление трещин в корпусе и крышке арматуры, устраняются после демонтажа арматуры.

Перед разборкой фланцевых соединений задвижку арматуры закрывают. Ремонт ее производят в мастерской. Разборку ведут в следующем порядке. Арматуру устанавливают шпинделем вверх и, вращая маховичок, открывают затвор. Затем отвертывают гайку на шпинделе и снимают маховичок. Если на верхней части шпинделя имеются детали привода (приводная головка, шпонки, подшипники), их также снимают. Затем, отвернув гайки, снимают крышку с кор­ пуса. Поверхность разъема крышки и корпуса очищают от старой прокладки.

Далее разбирают детали затвора, вынутые вместе с крышкой: снимают нажимную втулку уплотнения, удаляют сальниковую на­ бивку и кольца. При необходимости снимают клапан со шпинделя. Все детали тщательно промывают в керосине и насухо вытирают чистой ветошью, после чего осматривают каждую деталь. При осмотре проверяют целостность корпуса и крышки арматуры, выявляют на поверхности седла царапины, задиры и т. д. Также тщательно осма­ тривают другие детали: клапан, шпиндель и т. п.

Незначительные риски и царапины на поверхности седла и кла­ пана устраняют проточкой и шлифовкой на станке с последующей притиркой. Притирку производят вручную или с помощью механи­ ческих приспособлений.

При ручном способе седла и клапаны притирают на оправке соот­ ветствующей формы из более мягкого металла — притире. На притир

105


тонким слоем наносят притирочную пасту, разведенную керосином, или притирочный материал, смешанный с маслом. В качестве прити­ рочного материала обычно используют пасту Государственного оптического института (ГОИ). Ее выпускают трех видов, применяемых для притирки последовательно: грубая паста используется для уда­ ления следов проточки, средняя — для получения полузеркальной блестящей поверхности, тонкая — для окончательной доводки по­ верхности.

Глубокие (более 0,5 мм) раковины и выбоины на уплотнительной поверхности седла и клапана устраняют путем наплавки металла на поверхность с последующей проточкой и притиркой.

Трещины и раковины в корпусе, крышке и в других литых и ко­ ваных деталях арматуры устраняют заваркой после вырубки дефект­ ного места. После заварки производят термическую обработку детали (отжиг).

Ремонт шпинделя состоит в правке незначительного его искривле­ ния, удалении рисок и царапин, в шлифовке и притирке поверхности, охватываемой сальниковой набивкой.

Сборку отремонтированной арматуры ведут в порядке, обратном разборке.

§ 12. БАЛАНСИРОВКА ВРАЩАЮЩИХСЯ ДЕТАЛЕЙ

Маховики, шкивы, зубчатые колеса и другие детали, вращающиеся с большими окружными скоростями, должны быть уравновешены (сбалансированы). Неуравновешенность вращающихся деталей вызы­ вает вибрацию и дополнительные напряжения в узлах механизма. Она может быть двух видов: статическая и динамическая.

Статическая неуравновешенность характеризуется смещением центра тяжести детали относительно оси ее вращения. Это приводит к появлению неуравновешенной центробежной силы, которая тем больше, чем больше неуравновешенная масса, радиус ее вращения и число оборотов. Статическая неуравновешенность характерна для деталей, имеющих форму диска (шкивов, маховиков).

Динамическая неуравновешенность характерна для деталей зна­ чительной длины. При этом неуравновешенные массы находятся в разных плоскостях, перпендикулярных к оси вращения, что и со­ здает дополнительные пары центробежных сил, вызывающие вибра­ цию и динамические нагрузки в механизмах.

Уравновешивание вращающихся деталей достигается путем ба­ лансировки, которая также может быть статической и динамической.

Чаще всего при ремонте детали применяют статическую баланси­ ровку. Балансируют окончательно обработанные детали сравни­ тельно большого диаметра. Балансировку производят на приспособ­ лении, имеющем призмы 1 и 4 (рис. V-18, а). Призмы изготавливают из стали, рабочие поверхности их шлифуют. Длина призм должна быть такой, чтобы деталь смогла сделать 1,5—2 оборота. Ширина

106