Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
верхности прижимается развальцованный конец трубопровода 2. Плотность достигается вращением гайки 3. На рис. V-14, б изобра жено уплотнение в виде алюминиевого кольца 1, которое обжимает
тРУбу 2 с помощью гайки 3.
Устранение течи в таких соединениях достигается подворачива нием гайки. При появлении трещин и вмятин на трубе 2 ее заменяют или отрезают поврежденную часть. В слу чае необходимости заменяют уплотни тельное кольцо и гайки.
§10. РЕМОНТ ТРУБОПРОВОДОВ
Вцехах по переработке пластмасс и резины по трубопроводам подают к обо рудованию воду, пар, сжатый воздух,
рабочую жидкость — эмульсию. Они яв |
|
|
|
|
||
ляются составной частью машин с гидра |
|
|
|
|
||
влическим приводом: гидропрессов, тер- |
|
|
|
|
||
мопластавтоматов и т. п. Трубопроводы |
|
|
|
|
||
входят также в системы охлаждения и |
|
|
|
|
||
смазки оборудования. |
|
|
|
|
|
|
Трубы могут быть стальными, чугун |
|
|
|
|
||
ными, из цветных металлов |
и пластиче |
|
|
|
|
|
ских масс. Материалтруб зависит от |
Рис. V-14. Уплотнение тру |
|||||
характера перемещаемой среды и ее па |
бопроводов |
в |
гидроси |
|||
раметров — давления, |
температуры, аг |
|
стемах: |
|
||
рессивности. Широкое применение находят |
а — уплотнение |
развальцован |
||||
ного |
конца трубы: |
1 — шту |
||||
сварные и цельнотянутые стальные трубы. |
цер; |
2 — труба; |
3 — гайка; |
|||
Для отвода производственных стоков |
б — уплотнение |
|
обжимным |
|||
кольцом: 1 — алюминиевое об |
||||||
применяют чугунные |
трубы. |
В системах |
жимное кольцо; |
2 — труба; 3— |
||
охлаждения и смазки используют трубы из |
|
гайка. |
|
|||
|
|
|
|
цветных металлов и сплавов. Для агрессивных жидкостей применяют трубы из пластмасс (фаолита, винипласта, полиэтилена и др.).
Трубопроводы состоят из отдельных труб, соединенных резьбо выми муфтами, фланцами или сваркой. Для соединения труб на резьбе и изменения направления и диаметра трубопровода применяют соединительные части — фитинги, виды которых показаны на рис. V-15.
Для герметичности соединения труб на муфтах резьбу на трубе перед свертыванием обматывают льняной прядью, пропитанной суриком. При соединении труб с помощью фланцев для уплотнения стыка используют прокладки.
Характеристика и условия применения прокладочных материалов даны в табл. 12.
При нарушении плотности в резьбовом соединении труб необхо димо подтянуть муфту. Если течь не устраняется, нужно разобрать соединение и заново уплотнить. При нарушении плотности во флан цевом соединении следует подтянуть болты. Если плотность не дости гается, нужно заменить прокладку.
101
|
|
9грльнй$ |
|
|
К рест |
|
Ниппель |
|
|
|
|
прямой |
|
|
прям ой |
|
|||
|
|
|
|
ддойной |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Угольник |
|
К р ест |
|
|
|
||
|
|
переходный, |
|
|
|
|
|||
|
|
£ 3 |
переходный |
Г ай ка |
|
||||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
соеди |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Тройнин |
|
|
К р ест |
нительная |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
прямой |
|
|
С двумя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
переходами |
|
Футор- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н а |
|
|
|
Тройнин |
|
|
М уф та |
|
|
|
|
|
переходный |
|
прям ая |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
("V’ l ' f 1 |
Контр- |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |4 -J—1 |
гайка |
|
|
|
Тройник |
|
М уф та |
|
|
|
||
|
|
с двум я |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
переходная |
iFpT "pot™ |
|
|||
|
|
переходами |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Рис. V-15. Соединительные части трубопроводов. |
|
|||||||
|
Таблица 12. Условия применения прокладочных материалов |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Допускаемые |
|
|
|
Характеристика и |
|
|
|
условия |
|||
Материал |
Рабочая среда |
|
|
||||||
размеры |
темпера |
рабочее |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
давление, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тура, °С |
кгс/см2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Иароннт |
|
Листы |
из |
асбеста, |
Вода, пар, бензин, |
450 |
50 |
||
|
|
каучука и напол |
керосин, |
масло |
|
|
|||
|
|
нителей |
толщи |
|
|
|
|
|
|
Картон |
техниче |
ной от 0,3 до 6 мм |
Вода, нефть, масло |
40 |
10 |
||||
Листы |
толщиной |
||||||||
ский |
|
0,2; 0,25; 0,3; 0,5; |
|
|
|
|
|
||
Картон |
асбестовый |
0,8; |
1,0; |
1,5 мм |
Водяной пар, горя |
450 |
1,5; |
||
Листы |
толщиной |
||||||||
А и АС |
2—12 мм из асбе |
чие газы |
|
|
с про |
||||
|
|
стового волокна |
|
|
|
|
питкой |
||
Бумага |
чертежная |
|
|
|
Масло, |
керосин, |
|
до 15 |
|
|
|
|
|
|
|||||
промасленная |
Листы толщиной 1; |
нефть |
|
60 |
6 |
||||
Резина с парусино |
Вода, |
воздух |
|||||||
вой прокладкой и |
1,5; 2; 3; 4; 5; 6; |
|
|
|
|
|
|||
без нее |
8 мм |
|
|
Пар, |
вода |
|
250 |
35 |
|
Медь отожженная |
Листы и проволока |
|
|||||||
Свинец |
|
Листы |
|
|
Вода |
|
|
|
100 |
|
|
|
Кислоты |
|
— |
2 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Алюминий |
Листы |
толщиной |
Пар, нефть, масло |
300—400 |
20 -60 |
||||
Сталь мягкая |
2—4 мм |
|
Вода, пар |
|
— |
100 |
|||
|
— |
|
|
||||||
Поливинилхлорид |
|
— |
|
Кислоты, бензин |
60 |
40 |
102
Трещины в трубопроводах заваривают. Трубопроводы, протека ющие во многих местах, заменяют. При ремонте трубопроводов при меняют следующие слесарные операции: резку, вальцовку и гибку
труб.
Резка труб выполняется труборезами различных конструкций. На рис. V-16 показан роликовый труборез. При резке его наклады вают на трубу и, вращая винт 3 с помощью рукоятки 4, прижимают к ней три режущих ролика 5, два из которых вращаются на осях, закрепленных в корпусе 1, а третий вращается в ползуне 2. Резка
достигается вращением трубореза вокруг трубы при одновременном поджатии роликов к ней.
Гибку труб производят холодным и горячим способами, вручную и с помощью механических приспособлений, с наполнением труб пес ком и без наполнения.
При холодном способе гибки без наполнения радиус закругления трубы должен быть не менее 4 наружных диаметров ее, иначе на трубе образуются складки и вмятины. При гибке труб в горячем состоянии с наполнением наименьший радиус изгиба трубы может в 3—3,5 раза превышать ее наружный диаметр.
На рис. V-17 показано приспособление для гибки вручную труб диаметром до 30 мм без наполнения. Приспособление крепят в тис ках бобышкой 7. Для гибки трубы нужно откинуть рычаг 1 и устано вить его под углом 90° к продольной оси основания 6, затем вставить трубу в канавку между роликами 2 и 3 и закрепить ее крючком 4 и пружиной 5. Гибка выполняется плавным перемещением рычага 1. Ролики меняются в зависимости от диаметра изгибаемой трубы.
При гибке трубы горячим способом с наполнением изгибаемый участок нагревают до вишнево-красного цвета (700—1100 °С), а места,
103
не подлежащие изгибу, охлаждают водой. Гибку производят плавно, без рывков и с одного нагрева. После изгибания из трубы высыпают песок. Для лучшего удаления песка трубу обстукивают молотком, а затем продувают сжатым воздухом.
Гибку труб можно выполнять на специальных станках при нагреве токами высокой частоты (ТВЧ). Нарезка резьбы на трубах
производится на |
токарно-винторезных и труборезных станках, |
а также вручную. |
При нарезании резьбы на трубе из металла по- |
Рис. V-17. Приспособление для гибки труб" вручную:
1 — рычаг; 2 — подвижный ролик; 3 — неподвижный ролик; 4 — крючок; 5 — прижимной винт; 6 — основание приспособления; 7 — бобышка.
вышенной твердости участок, на котором идет нарезка, отжигают. Вручную резьба на трубах нарезается клуппом. При этом труба закрепляется в специальных приспособлениях — трубоприжимах.
§11. РЕМОНТ АРМАТУРЫ ТРУБОПРОВОДОВ
Взависимости от назначения и устройства арматура, устанавли
ваемая на трубопроводах, может быть запорной, регулирующей
ипредохранительной. Запорная арматура служит для включения
ивыключения потока жидкости или газа в трубопроводе. Регулиру ющая арматура предназначена для поддержания заданных пара метров: давления, температуры или расхода. Предохранительная арматура предупреждает рост давления среды выше допустимого.
Каждый тип арматуры состоит из трех основных узлов: корпуса с крышкой, рабочего органа и привода к рабочему органу.
Корпус имеет фланцы или муфты с резьбой для соединения арма туры с трубопроводом. По конструкции присоединительных концов
арматура делится на фланцевую и муфтовую.
104
Рабочим органом арматуры является клапан. Клапан может быть выполнен в виде тарелки, диска, золотника, клина и т. и. Место посадки клапана в корпусе называют седлом. Седла выполняют в виде отдельной детали (кольца), запрессованной в корпусе, или в виде кольцевой наплавки на корпусе в том месте, на которое садится клапан. Поверхности соприкосновения клапана с седлом образуют затвор.
В вентилях и запорных клапанах запирающий тарельчатый клапан перемещается перпендикулярно к седлу; в задвижках запор ный диск перемещается параллельно уплотнительным кольцам кор пуса; в кранах пробка запирает поток при повороте ее вокруг про дольной оси.
Для предупреждения движения потока в обратном направлении (например, после остановки насоса) на трубопроводах устанавливают обратные клапаны.
В зависимости от характера неисправности арматуры ремонт ее может производиться как на месте установки без снятия с трубопро вода, так и после демонтажа. Пропуски через сальниковое уплотне ние устраняют без снятия арматуры с трубопровода подтягиванием нажимной втулки либо сменой сальниковой набивки. При смене набивки клапан или задвижку закрывают.
Более существенные дефекты арматуры, такие, как износ клапана и седла, поломка или искривление шпинделя, поломка нажимного кольца сальника, грундбуксы, появление трещин в корпусе и крышке арматуры, устраняются после демонтажа арматуры.
Перед разборкой фланцевых соединений задвижку арматуры закрывают. Ремонт ее производят в мастерской. Разборку ведут в следующем порядке. Арматуру устанавливают шпинделем вверх и, вращая маховичок, открывают затвор. Затем отвертывают гайку на шпинделе и снимают маховичок. Если на верхней части шпинделя имеются детали привода (приводная головка, шпонки, подшипники), их также снимают. Затем, отвернув гайки, снимают крышку с кор пуса. Поверхность разъема крышки и корпуса очищают от старой прокладки.
Далее разбирают детали затвора, вынутые вместе с крышкой: снимают нажимную втулку уплотнения, удаляют сальниковую на бивку и кольца. При необходимости снимают клапан со шпинделя. Все детали тщательно промывают в керосине и насухо вытирают чистой ветошью, после чего осматривают каждую деталь. При осмотре проверяют целостность корпуса и крышки арматуры, выявляют на поверхности седла царапины, задиры и т. д. Также тщательно осма тривают другие детали: клапан, шпиндель и т. п.
Незначительные риски и царапины на поверхности седла и кла пана устраняют проточкой и шлифовкой на станке с последующей притиркой. Притирку производят вручную или с помощью механи ческих приспособлений.
При ручном способе седла и клапаны притирают на оправке соот ветствующей формы из более мягкого металла — притире. На притир
105
тонким слоем наносят притирочную пасту, разведенную керосином, или притирочный материал, смешанный с маслом. В качестве прити рочного материала обычно используют пасту Государственного оптического института (ГОИ). Ее выпускают трех видов, применяемых для притирки последовательно: грубая паста используется для уда ления следов проточки, средняя — для получения полузеркальной блестящей поверхности, тонкая — для окончательной доводки по верхности.
Глубокие (более 0,5 мм) раковины и выбоины на уплотнительной поверхности седла и клапана устраняют путем наплавки металла на поверхность с последующей проточкой и притиркой.
Трещины и раковины в корпусе, крышке и в других литых и ко ваных деталях арматуры устраняют заваркой после вырубки дефект ного места. После заварки производят термическую обработку детали (отжиг).
Ремонт шпинделя состоит в правке незначительного его искривле ния, удалении рисок и царапин, в шлифовке и притирке поверхности, охватываемой сальниковой набивкой.
Сборку отремонтированной арматуры ведут в порядке, обратном разборке.
§ 12. БАЛАНСИРОВКА ВРАЩАЮЩИХСЯ ДЕТАЛЕЙ
Маховики, шкивы, зубчатые колеса и другие детали, вращающиеся с большими окружными скоростями, должны быть уравновешены (сбалансированы). Неуравновешенность вращающихся деталей вызы вает вибрацию и дополнительные напряжения в узлах механизма. Она может быть двух видов: статическая и динамическая.
Статическая неуравновешенность характеризуется смещением центра тяжести детали относительно оси ее вращения. Это приводит к появлению неуравновешенной центробежной силы, которая тем больше, чем больше неуравновешенная масса, радиус ее вращения и число оборотов. Статическая неуравновешенность характерна для деталей, имеющих форму диска (шкивов, маховиков).
Динамическая неуравновешенность характерна для деталей зна чительной длины. При этом неуравновешенные массы находятся в разных плоскостях, перпендикулярных к оси вращения, что и со здает дополнительные пары центробежных сил, вызывающие вибра цию и динамические нагрузки в механизмах.
Уравновешивание вращающихся деталей достигается путем ба лансировки, которая также может быть статической и динамической.
Чаще всего при ремонте детали применяют статическую баланси ровку. Балансируют окончательно обработанные детали сравни тельно большого диаметра. Балансировку производят на приспособ лении, имеющем призмы 1 и 4 (рис. V-18, а). Призмы изготавливают из стали, рабочие поверхности их шлифуют. Длина призм должна быть такой, чтобы деталь смогла сделать 1,5—2 оборота. Ширина
106