Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
рабочей поверхности призм зависит от массы балансируемых дета лей: при массе до 3 кг она равна 0,3 мм, до 30 кг — 3 мм, до 300 кг — 10 мм. Отклонение призм от горизонтальной плоскости допускается не более 0,05—0,1 мм на длине 1000 мм.
Балансируемую деталь 3 надевают на оправку 2 круглого сечения небольшого диаметра. Деталь с оправкой легкими толчками перека тывают на призмах и дают ей возможность свободно остановиться. Более тяжелая часть детали после остановки всегда займет нижнее положение. Повторяя операцию несколько раз, находят место утяже ления детали. Для балансировки детали с более тяжелой части ее
Рис. V-18. |
Приспособления для статической |
балансировки: |
а — призмы: |
1 , 4 — призмы; 2 — оправка; 3 — колесо; б — приспособле |
|
ние |
с вращающимися дисками: 1 — опоры; 2 |
— диски. |
удаляют излишек металла высверливанием или запиливанием. Можно, наоборот, утяжелить диаметрально противоположную часть детали наваркой металла. Отбалансированная деталь при перекаты вании по призмам должна каждый раз останавливаться в новом поло жении.
Статическая балансировка может производиться также на приспо соблении с дисками (рис. V-18, б). Диски 2 устанавливают на шари коподшипниковых опорах 1. Оправку с деталью располагают между дисками и балансируют так же, как на призмах.
Динамическая балансировка производится при быстром вращении детали на специальных станках, что оправдано только при изгото влении нового оборудования на машиностроительных заводах. В условиях ремонта балансировочные машины не могут применяться из-за высокой стоимости, поэтому после ремонта производят прибли женную динамическую балансировку наиболее ответственных дета лей на месте их установки в собственных подшипниках.
107
Г л а в а VI
СБОРКА, ПРОВЕРКА И ИСПЫТАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ
§ 1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА И МЕТОДЫ СБОРКИ
Сборка является ответственной и трудоемкой операцией техноло гического процесса ремонта оборудования. От качества сборки в зна чительной мере зависит дальнейшая эксплуатация оборудования: его надежность и долговечность, соблюдение рабочих параметров, производительность и качество готовой продукции.
Сборку машин производят в соответствии с руководством по ре монту (ЕСКД, ГОСТ 2602—68), в котором раздел «Сборка» содержит общие правила и указания по сборке, регулированию, настройке и отладке составных частей машины, общие правила сборки машины, типовые правила по выполнению сборочных работ, проверок, регули ровок, настроек и стендовых испытаний узлов машины до их уста новки.
Каждая машина состоит из отдельных деталей и узлов, явля ющихся сборочными единицами. Первичным элементом собираемого оборудования является деталь. Она представляет собой цельную неразборную часть машины или аппарата. Несколько деталей, соеди ненных между собой, образуют сборочный узел. Детали, которые определяют (координируют) при сборке положение нескольких дру гих деталей, узлов и механизмов, называют базовыми деталями.
Сборка |
оборудования состоит из двух процессов: сборки узлов |
и общей |
сборки машины. |
Сборка узлов. Перед сборкой узлов их комплектуют. В соответ ствии с ремонтными сборочными чертежами, описанием процесса сборки (ЕСКД) и дефектной ведомостью подбирают все детали, входя щие в данный узел, из числа годных, отремонтированных и запасных. Детали комплектуют по одному ремонтному размеру или по средним зазорам (сопряженные детали комплектуют с проверкой зазора щупом).
Комплектование узлов начинают |
обычно с базовых деталей, |
а затем по ним подбирают остальные. |
Перед сборкой следует прове |
рить, хорошо ли промыты и очищены детали, не засорены ли отвер стия и каналы для смазки.
Сборка может выполняться тремя методами: полной взаимозаме няемости, выборочной и индивидуальной пригонки.
Метод полной взаимозаменяемости характеризуется тем, что детали собирают без предварительной пригонки. Посадка обеспечи вается выполнением сопрягаемых деталей с определенными допус ками. Этот метод широко используется при изготовлении машин и не всегда экономически целесообразен при их ремонте.
Метод выборочной сборки состоит в том, что детали изготавливают
сувеличенными допусками, а перед сборкой их сортируют на группы
стем, чтобы в сопряжениях получились зазоры, соответствующие
108
требуемым посадкам. Этот метод широко применяют при сборке узлов поршневой группы (цилиндр — поршень).
Метод индивидуальной пригонки заключается в том, что требуемая точность сопряжения деталей в узле или механизме достигается путем снятия необходимого слоя материала с поверхности одной или нескольких деталей. В процессе сборки этим методом выполняют сле дующие пригоночные работы: зачистку, шабровку, притирку, шли фовку и т. п.
При сборке узлов машины осуществляют контроль положения деталей в соответствии с техническими условиями, используя спе циальные инструменты и приспособления. Плоскостность и прямо линейность проверяют с помощью линеек и плит, радиусы кривизны выпуклых и вогнутых поверхностей — с помощью шаблонов, вели чину зазоров определяют с помощью щупов, правильность положе ния осей деталей выверяют контрольными оправками и т. д.
Общая сборка машины. После сборки и выверки отдельных узлов приступают к общей сборке машины. Ее начинают с установки и выверки базовой детали, которой обычно служит станина. Затем
кстанине последовательно крепят отдельные узлы, выдерживая их взаимное расположение в соответствии с техническими требованиями
ксборке.
Производительность, сборочных работ определяется прежде всего методом сборки, а также механизацией сборочных работ, использова нием сборочных и контрольных приспособлений, применением пере довых приемов выполнения работ.
Резервами повышения производительности обычно являются уменьшение числа пригоночных работ за счет взаимозаменяемости деталей и механизация пригоночных работ.
§ 2. СБОРКА РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
При сборочных работах выполняется значительное число опера ций по соединению деталей и узлов с помощью резьбовых деталей: болтов, шпилек и винтов. Такую сборку необходимо выполнять соот ветствующим монтажным инструментом.
При затяжке соединения болтами или винтами следует создать необходимую плотность соединения, не допуская слишком тугой или слишком свободной затяжки. Слишком сильная затяжка может привести к разрыву болта, срыву резьбы, поломке соединяемых дета лей, а также к недопустимым деформациям или перенапряжению соединения.
В обычных случаях нужное усилие обеспечивается ключом дли ной, равной 15—20 диаметрам резьбы болта. Зазор между гайкой и гранями зева ключа должен быть в пределах 0,1—0,3 мм. В особо ответственных случаях затяжку гаек производят тарированным дина мометрическим ключом, ограничивающим прилагаемое усилие. Перед затяжкой резьбового соединения необходимо проверить исправность резьбы болта (шпильки) и гайки. Гайка должна от усилия руки
109
навертываться на резьбу до конца. Торец гайки при навинчивании не должен иметь биения.
При сборке резьбовых соединений необходимо соблюдать следу ющие технические требования: стержни болтов, винтов, шпилек дол жны быть прямолинейными, а опорные плоскости гайки или головки болта — перпендикулярны к оси резьбы; грани гаек, головок болтов, винтов и шлицы для отверток не должны быть смяты; шайбы, шплинты, болты и гайки не должны иметь трещин; после навертывания гайки резьбовой конец болта или шпильки должен выступать над гайкой
|
|
|
|
не |
более |
чем на |
2—3 нитки |
|||||
|
|
|
|
и |
иметь |
правильную |
форму; |
|||||
|
|
|
|
при креплении деталей несколь |
||||||||
|
|
|
|
кими болтами, шпильками, вин |
||||||||
|
|
|
|
тами одного размера резьбы они |
||||||||
|
|
|
|
должны иметь головку одинако |
||||||||
|
|
|
|
вой высоты и размера. |
отверстия |
|||||||
|
|
|
|
|
Болт |
вводится |
в |
|||||
|
|
|
|
соединяемых |
деталей |
снизу |
и |
|||||
|
|
|
|
на него навертывается гайка. |
||||||||
|
|
|
|
Шпилька ввертывается в кор |
||||||||
|
|
|
|
пус одной детали, на нее наде |
||||||||
|
|
|
|
вается вторая соединяемая де |
||||||||
|
|
|
|
таль, |
затем |
навертывается |
||||||
|
|
|
|
гайка. |
|
|
гаек |
резьбового |
||||
|
|
|
|
|
Затяжку |
|||||||
|
|
|
|
соединения выполняют в сле |
||||||||
Рис. VI-1. Средства, |
предотвращающие |
дующем порядке: гайки на бол |
||||||||||
ты или шпильки сначала навер |
||||||||||||
самоотвинчивание гаек: |
тывают от руки, затем |
предва |
||||||||||
о — контргайка; б —■ шплинт; в—д — стопор- |
рительно |
затягивают все гайки |
||||||||||
ные |
шайбы. |
|
||||||||||
Окончательно |
затягивают |
не все |
ключом с небольшим усилием. |
|||||||||
подряд |
гайки, |
а попарно, распо |
||||||||||
ложенные друг |
против |
друга. |
Если |
гайки |
расположены |
по |
одной линии, следует начинать затяжку со средних, а затем пере ходить к крайним попеременно с обеих сторон.
Для предупреждения самоотвинчивания детали резьбовых соеди нений стопорят несколькими способами.
Стопорение контргайкой (рис. VI-1, а). На основную гайку навин чивают дополнительную (контргайку), затягивают ее до отказа, удерживая при этом от вращения нижнюю гаечным ключом. В соеди нении создается дополнительный натяг между резьбой болта или шпильки и резьбой гаек.
Этот способ не устраняет полностью возможности самоотвинчи вания.
Стопорение шплинтом (рис. VI-1, б) полностью обеспечивает надежность соединения и применяется в ответственных узлах и меха низмах. Для этого способа используют корончатые или прорезные гайки и шплинты. Над шестигранником корончатых гаек имеется
410
цилиндрическая часть с радиальными прорезями, через которые про ходит шплинт. У прорезных гаек прорези выполняются в гранях шестигранника.
Стопорение пружинными шайбами (рис. VI-1, в, г, д). Пружин ные шайбы создают натяг в резьбовом соединении вследствие их упругости. Самоотвинчивание предотвращается тем, что шайба ост рыми кромками прорези врезается в поверхности детали и гайки.
§ 3. СБОРКА ПРЕССОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Детали, соединяемые запрессовкой, необходимо тщательно осмо треть, не допуская к сборке детали с заостренными кромками со сто роны запрессовываемого конца, с забоинами, царапинами и другими
Рис. VI-2. Инструмент и приспособления для сборки прессо вых соединений:
а — молоток со вставным бойком: 1 — молоток; 2 — вставной боек;
б — выколотка: 1 — стержень; 2 — сменный наконечник; в — оправка: |
|
1 — оправка; |
2 — втулка; з — незакаленное кольцо; •г — винтовое при |
способление: |
1 — болт; 2 — шайбы; з — втулка; 4 — корпус; 5 —гайка. |
дефектами на поверхности. В зависимости от требуемого усилия за прессовка выполняется вручную или механизированными приспособ лениями.
Небольшие детали — шпонки, клинья, штифты — обычно за прессовывают вручную, применяя молотки из мягкого металла (свинца, красной меди) или из дерева твердых пород. Используют и стальные молотки с вделанными в них пластинами из мягкого металла или пластмассы, а также выколотки (рис. VI-2, о, б). Обыч ные стальные молотки можно применять при условии нанесения ими ударов через мягкую прокладку.
При запрессовке поверхности, по которым происходит сопряже ние, рекомендуется смазывать во избежание возможного заедания.
При запрессовке втулок молоткамиприменяютразличные оправки, одна из которых показана на рис. VI-2, в. Хвостовик 2 оправки 1 вводят во втулку. Удары молотком наносят по головке оправки.
Втулки можно запрессовывать и винтовым приспособлением (рис. VI-2, г). Оно имеет болт 1 , две шайбы 2 и гайку 5. Втулка 3 запрессовывается в корпус 4 при завинчивании гайки 5. Для удоб ства работы гайка выполняется с рукояткой.
111