Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Блок (рис. VI1-1, а) состоит из корпуса с осью для ролика и ухом для крепления блока. Ролик имеет желобок для каната или цепи. Груз подвешивают к крюку, закрепленному на конце каната или цепи. Для увеличения грузоподъемности применяют систему двух блоков: подвижного и неподвижного (рис. VII-1, а, справа). В этом случае груз подвешивают к крюку у подвижного блока. Вес подни­ маемого груза распределяется на две ветви каната, и требуемая для подъема сила равна половине веса груза.

Рис. VII-1. Подъемные устройства:

а — блоки; б — полиспаст; в — ручная таль; г — ручная таль; с кошкой; в — электро­ тельфер: 1 — электродвигатель подъема груза; 2 — пусковое устройство; 3 — крюк; 4 — электродвигатель перемещения тельфера; 5 — кран-балка.

Системы блоков, имеющие несколько роликов в каждом корпусе называют полиспастами. На рис. VII-1, б показан полиспаст, состоя­ щий из подвижного блока с двумя роликами и неподвижного трех­ роликового блока. Требуемая подъемная сила в таком полиспасте уменьшается в пять раз, так как вес груза распределяется на пять ветвей каната.

Блоки и полиспасты для подъема небольших грузов приводятся в действие вручную; они могут являться также составной частью многих грузоподъемных машин.

Тали состоят из цепного полиспаста и тягового механизма. Руч­ ные тали имеют червячную (рис. VI1-1, в) или шестеренчатую пере­ дачу. На червячный вал насаживается приводная звездочка, на кото­ рую накинута бесконечная тяговая цепь. При перемещении цепи вра­ щается червячный вал. Верхний крюк служит для подвешивания тали. Поднимаемый груз подвешивается к грузовому крюку подвиж­ ного блока.

127

Червячные тали имеют самотормозящую червячную передачу, что предотвращает самопроизвольное опускание груза. Их выпускают грузоподъемностью от 1,5 до 12,5 т при усилии на тяговой цепи 35— 75 кгс. Шестеренчатые тали выпускают грузоподъемностью от 250 кг

до 8 т при усилии на тяговой цепи до 50 кгс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ручные тали служат для подъ­

 

 

 

 

ема грузов на высоту до 3 м. Они

 

 

 

 

могут быть смонтированы на моно­

 

 

 

 

рельсе (рис. VI1-1, г), что позво­

 

 

 

 

ляет перемещать грузы в верти­

 

 

 

 

кальном и горизонтальном напра­

 

 

 

 

влениях .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электротельферы представляют

 

 

 

 

собой

грузоподъемные машины

 

 

 

 

с приводом

от

электродвигателя

 

 

 

 

(рис. VII-1, д)

и

служат

для

 

 

 

 

подъема и перемещения груза.

 

 

 

 

Вращение электродвигателя 1 че­

 

 

 

 

рез систему зубчатых колес пере­

 

 

 

 

дается барабану, на который навит

 

 

 

 

трос. К

тросу

подвешен

блок

 

 

 

 

с крюком 3. Тельфер передви­

 

 

 

 

гается по кран-балке 5с помощью

 

 

 

 

второго

электродвигателя 4 через

 

 

 

 

зубчатый

редуктор.

Управляется

 

 

 

 

электротельфер

с

пола

через

 

 

 

 

шланговый провод пусковым кно­

 

 

 

 

почным устройством 2. Грузоподъ­

 

 

 

 

емность электротельфера от 250 кг

 

 

 

 

до

5 т.

 

 

представляют собой

 

 

 

 

Домкраты

 

 

 

 

переносные грузоподъемные

меха­

Рис. VII-2. Домкраты:

низмы небольших размеров и веса.

а — винтовой;

б — с зубчатой

рейкой;

J J X

ИСПОЛЬЗУЮТ

ДЛЯ

ПОДЪвМЭ Г р у -

в — клиновой:

1 — опора;

2

— клин;

ЗОВ

Н а

 

J

 

 

ВЫСОТУ И ДЛЯ

3 — винт; г — гидравлический.

Н е б о л ь ш у ю

 

 

 

 

горизонтального

перемещения на

небольшое расстояние. В последнем случае домкрат упирают в стену или колонну. По конструкции и принципу действия различают винтовые, реечные, клиновые и гидравлические домкраты.

Винтовой домкрат (рис. VII-2, а) представляет собой чугунный или стальной корпус, в верхней части которого заделана гайка. В гайку ввернут грузовой винт, имеющий храповооколесо и свободно насаженную опорную головку. Груз поднимается или опускается при вращении винта через храповое колесо.

Усилие на рукоятку можно увеличить, вставляя в отверстие рукоятки ломик. Самопроизвольное опускание груза исключено, так как угол подъема винта меньше угла трения. Винтовые домкраты изготовляют грузоподъемностью от 2,5 до 20 т.

128


Реечный домкрат (рис. VII-2, б) состоит из корпуса, впутри кото­ рого помещена стальная зубчатая рейка. Сверху рейка имеет повора­ чивающуюся опорную головку, а снизу лапу.

Зубчатая рейка находится в зацеплении с зубчатым колесом, при­ водимым во вращение от другого зубчатого колеса с помощью ру­ коятки. При вращении рукоятки зубчатая рейка перемещается и под­ нимает груз верхней головкой или нижней лапой, как окажется удобнее. Наибольшее распространение имеют реечные домкраты грузоподъемностью до 5 т.

Клиновые домкраты служат для регулирования горизонтального и вертикального положений оборудования при его установке. В кор­ пусе клинового домкрата (рис. V1I-2, в) установлена опора 1. С кор пусом двумя тягами связана гайка. В нее ввернут винт 3, который при вращении перемещает клин 2. Перемещением клина достигается подъем или опускание груза посредством опоры 1. Грузоподъемность клиновых домкратов 3, 5 и 10 т, высота подъема груза 10—15 мм.

Гидравлические домкраты применяют для подъема больших грузов; выпускаются они грузоподъемностью от 5 до 200 т. Подъем груза гидравлическими домкратами обеспечивается за счет давления жидкости (масла) на поршень домкрата; давление создается с по­ мощью ручного или приводного насоса.

На рис. VII-2, г показан гидравлический домкрат с ручным насосом. После окончания подъема груза и установки его на под­ кладки поршень домкрата опускают. Для этого открывают клапан, соединяющий полость цилиндра с камерой для жидкости.

Домкраты можно применять только для подъема грузов, не пре­ вышающих грузоподъемность устройства. К каждому домкрату прилагается технический паспорт завода-изготовителя; прикре­ пляется табличка с указанием его грузоподъемности. Не реже чем через 12 мес. домкраты, находящиеся в эксплуатации, подвергают техническому освидетельствованию и испытанию под нагрузкой, превышающей предельную паспортную грузоподъемность не менее чем на 10%. Перед началом работ обязательна проверка состояния домкрата, особенно устройства, предотвращающего самопроизволь­ ное опускание груза. При работе домкраты должны быть установлены без перекосов, под основание их следует подкладывать доски или брусья. Между опорой домкрата и поднимаемым оборудованием необ­ ходимо установить деревянную подкладку, предупреждающую повре­ ждение поверхности оборудования. Домкраты должны содержаться в чистоте, а подвижные части (винты, гайки, зубчатые колеса) должны быть смазаны. При выполнении такелажных работ следует руко­ водствоваться соответствующими требованиями технических условий на выполнение производимого вида работ.

§ 2. КАНАТЫ, ЦЕПИ И СТРОПЫ

Канаты применяют для подъема и перемещения оборудования, для оснастки грузоподъемных машин и механизмов, а также для изго­ товления стропов, с помощью которых обвязывают грузы и подвеши­

9 З а к а з 9 4 5

129



вают их к крюкам грузоподъемных средств. Канаты могут быть пень­ ковыми и стальными. Пеньковые канаты применяют для подъема и перемещения деталей, узлов и оборудования небольшого веса.

Для такелажных работ чаще применяют стальные канаты. Обычно используют канаты из шести круглых проволочных прядей 2, обвитых вокруг пенькового сердечника 1 (рис. VII-3). Сердечник делает канат гибким, а также хорошо поглощает и сохраняет смазку, необходимую для предохранения каната от коррозии и уменьшения его износа при эксплуатации.

Надежность каната, безопасность работы с ним и срок его службы зависят от правильного выбора диаметра каната, согласно техниче­ ским условиям.

Рис. VII-3. Стальной канат:

1 — пеньковый сердечник; г — проволочные пряди.

К каждому стальному канату завод-изготовитель прилагает актсертификат, в котором указаны конструкция и результаты испытаний, в том числе разрывное усилие. Если сертификат отсутствует, необхо­ димо произвести испытание каната на разрыв в заводских условиях.

При такелажных работах допускаемая нагрузка на канат берется меньше разрывного усилия, с учетом коэффициента запаса прочности

где Р — разрывное усилие каната, кгс; S — допускаемая нагрузка на канат, кгс; К — коэффициент запаса прочности.

Коэффициент запаса прочности К принимают в зависимости от

назначения каната. Для грузовых канатов в грузоподъемных маши­

нах с ручным приводом К =

4, с машинным приводом при

легком

и среднем режимах работы

К = 5, при тяжелом режиме

К = 6,

для чалочных канатов и строп К = 6.

Диаметр dK канатов, применяемых в блоках и лебедках, должен быть значительно меньше диаметра ролика блока или барабана лебедки О. Для механизмов с ручным и машинным приводом он составляет:

при легком режиме работы dK = О/16;

при

среднем режиме работы dK =

О/18;

при

тяжелом режиме работы dK =

.D/20.

Прежде чем применить в работе канат, бывший в употреблении, его следует тщательно осмотреть и по внешнему виду и наличию обрывов отдельных проволочек определить степень износа. Канат бра­

130


куется, если оборвана одна прядь или число обрывов проволочек на длине одного шага свитки превышает допустимое.

Шаг свитки определяют следующим образом. На поверхности одной из прядей делают метку. От этой метку по длине каната отсчи­ тывают столько прядей, сколько их в сечении каната, и делают вто­ рую метку. Расстояние между метками будет шагом свитки.

Допустимое число обрывов проволочек по длине шага свитки соста­ вляет: у канатов из 6 прядей по 19 проволок (6 X 19 = 114 прово­ лок) — от 12 до 14; у канатов из 6 прядей по 37 проволок (6 X 37 = = 222 проволоки) — от 22 до 26; у канатов из 6 прядей по 61 проволоке

(6 X 61 = 366 проволок) — от 36 до 38.

в

г '

Рис. VII-4. Узлы на стальных канатах:

а — прямой; б — рифовый; в — штыковый; г — плоский; в — плотничный.

Канат бракуется при износе или коррозии 40% и более от перво­ начального сечения каждой проволоки.

Стальные канаты, применяемые для подъема грузов, вяжут уз­ лами (рис. VII-4). Прямой узел (а) применяют для вязки концов пеньковых канатов; при натяжении он затягивается наглухо. Если пеньковый канат необходимо развязать, выполняют рифовый узел (б). Для крепления концов стальных и пеньковых канатов к какой-либо детали оборудования или неподвижной стойке применяют штыковый узел (в). Плоский узел, или плоский штык (г) применяют для связы­ вания толстого и тонкого канатов. Удавка, или плотницкий узел (9), служит для вязки концов стропов при подъеме балок или деталей большой длины.

Канаты следует хранить в сухих закрытых помещениях на под­ кладках и стеллажах и смазывать каждые 6 месяцев. При работе канаты необходимо смазывать не реже чем через полтора месяца.

Цепи применяют в ручных талях и мостовых кранах с ручным приводом, а также для изготовления стропов. Цепи могут быть свар­ ными и пластинчатыми.

Сварные цепи имеют звенья овальной формы из мягкой стали круг­

лого сечения. В

талях

используют только калиброванные цепи,

у которых все

размеры

строго выдержаны по установленным

9*

131