Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нормам. Для стропов обычно применяют некалиброванные, более дешевые цепи.

Пластинчатые, или шарнирные, цепи применяют в ручных талях в качестве грузовых. Они состоят из стальных пластин, соединенных стальными валиками. Пластины крепятся на шейках валиков рас­ клепкой или на шплинтах.

Цепи, применяемые в грузоподъемных машинах, должны иметь свидетельство завода-изготовителя об испытании в соответствии с требованиями ГОСТа.

6

 

в

г

Рис. VII-5. Типы стропов:

Рис. VII-6. Способы

крепления на

а — петлевой; б — кольцевой.

крюке петлевых и кольцевых стропов:

 

а — петлевого; б — кольцевого или петле­

 

вого с нахлесткой;

в — кольцевого или

 

петлевого; г — двух

кольцевых или пет­

 

левых (одного

с нахлесткой).

Стропы служат для подвешивания поднимаемого

груза к крюку

грузоподъемного устройства. Изготовляют их чаще из стальных ка­ натов, реже — из стальных цепей или из пеньковых канатов. На концах стропов имеются петли, крюки или кольца для захвата груза и подвески на крюк.

К стропам предъявляются требования надежности и безопасности работы с ними. Они должны легко и прочно охватывать груз и оде­ ваться на крюк, быстро сниматься с крюка и освобождаться от груза.

Стропы делятся на петлевые и кольцевые (рис. VII-5, а, б). Способы крепления на крюке петлевых и кольцевых стропов показаны на рис. VII-6.

Диаметр стропа зависит от величины поднимаемого груза, числа ветвей стропа и угла наклона их к вертикали.

Усилие на одну ветвь стропа определяют по формуле:

 

где S — усилие на

одну

ветвь

стропа,

кгс;

Q — вес

груза,

кгс;

т — число ветвей

стропа; п — коэффициент,

зависящий от

угла

отклонения стропа от вертикали а

 

 

 

 

Угол а, град . . . .

О

15

30

45

60

 

Коэффициент п

. . . 1,00

1,03

1,15

1,42

2,00

 

Определив усилие S , умножают его на коэффициент запаса проч­ ности и получают величину разрывного усилия, которое должен иметь канат, идущий на изготовление стропов.

132


Согласно Правилам Госгортехнадзора, стропы подлежат техни­ ческому освидетельствованию, которое заключается в осмотре и испы­ тании с нагрузкой, вдвое превышающей их номинальную грузоподъ­ емность. Испытание продолжается 10 мин. Результаты заносятся в специальный журнал. Каждый строп должен иметь бирку с указа­ нием его номера, грузоподъемности и даты испытания.

§ 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И ПРИЕМЫ СТРОПОВКИ ОБОРУДОВАНИЯ

При транспортировке деталей и узлов, подвешиваемых к крюку подъемного механизма, они должны быть прочно и надежно застропованы с учетом следующих правил:

стропы следует крепить только за прочные части груза;

Рис. VII-7. Рым-болт

(а) и скоба (б):

1 — скеба; 2

— болт.

Рис. VII-8. Строповка насосного агрегата с помощью траверсы:

1 — рым-болт; 2 — такелажная скоба!

3 — траверса.

стропы накладывают на груз равномерно, без узлов и перекруток; все ветви стропов должны быть равномерно натянуты и обеспе­

чивать устойчивость груза во время подъема и перемещения; на острых ребрах поднимаемого изделия под стропы следует

подложить деревянные подкладки, предохраняющие стропы от пере­ гибов и перетирания.

Строповку оборудования производят за базовые детали (корпуса, рамы, станины). Многие детали оборудования (корпуса насосов, элек­ тродвигатели, редукторы) имеют для строповки рым-болты (рис. VII-7, а), проушины, лапы, ложные штуцера. Облегчают стро­ повку оборудования скобы, укрепляемые в проушинах (рис. VII-7, б).

Строповка оборудования, его узлов или деталей за обработанные поверхности запрещается.

Для равномерного распределения усилия подъема на оборудова­ ние и удобства установки его на фундамент применяют траверсы дву­ таврового или круглого сечения. Пример использования траверсы при установке насосного агрегата показан на рис. VII-8.

Груз перед подъемом или перемещением необходимо поднять предварительно на высоту 0,5 м от пола, убедиться в прочности и на­ дежности строповки, а затем продолжать его подъем и перемещение.

Стропальные работы относятся к группе работ с повышенной

133


опасностью; к ним могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, специальное обучение и имеющие удостоверение на право ведения стропильных работ. При сложной форме и большой массе поднимаемого оборудования стропальщик должен получить от бригадира или мастера точные указания о спо­ собе строповки и месте обвязки оборудования стропами.

§ 4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТАКЕЛАЖНЫХ РАБОТАХ

Такелажные работы при ремонте оборудования производятся бригадами слесарей под руководством мастера или бригадира. К ним допускаются рабочие не моложе 18 лет, знающие правила техники безопасности, приемы и способы выполнения работ.

Участок, где производятся работы по подъему и перемещению грузов, должен быть хорошо освещен. Доступ посторонних лиц на этот участок запрещается. Для ограждения опасной зоны вывеши­ ваются предупредительные знаки. Место, куда перемещается обору­ дование, узел или деталь, должно быть подготовлено, т. е. освобо­ ждено от посторонних предметов и обеспечено подкладками.

Запрещается закреплять поднимаемые детали проволокой, кли­ новыми ремнями и случайными предметами.

Запрещается устанавливать перемещаемые изделия в проходах, проездах, на краях приямков и на трубопроводах. Освобождение перемещаемого изделия от стропов и освобождение домкратов из-под поднятого изделия допускается только после установки изделия на устойчивые подкладки.

Нельзя находиться под подвешенным грузом, стрелой крана или вблизи нагруженного каната. Запрещается оставлять поднятый груз на весу.

При работе на высоте более 1,5 м в случае отсутствия лесов с огра­ ждениями следует применять предохранительный пояс.

Различают две группы грузоподъемных механизмов: подлежащие регистрации в органах Госгортехнадзора и не подлежащие. К первой группе относятся краны с механическим приводом, грузовые электри­ ческие тележки. Во вторую группу входят краны с ручным приводом, электрические и ручные тали и лебедки, все вспомогательные грузо­ захватные приспособления.

Эксплуатация грузоподъемных механизмов первой группы может производиться только с разрешения органов Госгортехнадзора на основании результатов технического освидетельствования.

Техническое освидетельствование грузоподъемных устройств и приспособлений, не подлежащих регистрации в органах Госгортех­ надзора, производится администрацией предприятия. Освидетель­ ствованию подлежат все вновь установленные грузоподъемные устрой­ ства до пуска их в работу, а эксплуатируемые устройства — не реже одного раза в 12 мес.

На всех грузоподъемных механизмах должна иметься табличка с указанием предельно допустимой грузоподъемности и срока оче­ редного испытания.

134


Р А З Д Е Л В Т О Р О Й

Ремонт и монтаж оборудования для переработки пластмасс и резины

Г л а в а VIII

РЕМОНТ И МОНТАЖ ТРАНСПОРТИРУЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ

§ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТИРУЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИИ

На заводах переработки пластмасс и резины для внутризавод­ ского и внутрицехового перемещения сырья и готовых изделий при­ меняют транспортные средства периодического и непрерывного действия.

Периодический транспорт (автокары, электрокары, автомашины и т. п.) находится в ведении транспортного цеха предприятия, ре­ монт его подробно рассматривается в специальной литературе и по­ этому в данном пособии не приводится. Непрерывный транспорт (конвейеры, элеваторы, шнеки и т. п.) обслуживает механическая служба цеха, завода. Ремонт транспортирующего оборудования зависит от его конструктивных особенностей и типа привода.

Все оборудование непрерывного транспорта (рис. VIII-1) можно разделить на' два основных вида:

1)транспортеры с тяговым органом (лента, цепь) — ленточные, пластинчатые, скребковые, элеваторы и др.;

2)транспортеры без тягового органа — шнековые, вибрационные,

пневматический транспорт и др.

§2. РЕМОНТ И МОНТАЖ ТРАНСПОРТЕРОВ С ТЯГОВЫМ ОРГАНОМ

Косновным неисправностям транспортеров с тяговым органом относятся:

ослабление тягового органа вследствие неравномерного пи­ тания или перегрузки транспортера перемещаемым материалом,

атакже из-за ослабления крепления натяжного устройства; шум и стуки во время работы вследствие неточного монтажа

узлов транспортера и ослабления затяжки крепежных узлов; сбегание ленты при неточной сшивке ее или плохой регулировке

натяжного узла; пробуксовывание цепи на приводной звездочке из-за увеличе­

ния шага цепи вследствие вытяжки звеньев цепи и увеличения зазоров в ее соединениях;

разрыв или разрез ленты при заклинивании ее между барабаном и металлоконструкцией или при неисправности стыков;

135

заклинивание роликов, приводящее к одностороннему их износу и нарушению центровки; износ цепных звездочек, валов и барабанов ленточных транспортеров.

Рис. VIII-1. Транспортирующие машины непрерывного действия:

о — ленточный транспортер; б — пластинчатый

транспортер;

в — элеватор}

г :— винтовой транспортер;

д — вибрационный

транспортер;

е — роликовый

транспортер;

ж — пневмотранспортная установка.

К быстроизнашивающимся деталям транспортеров относятся: манжеты уплотнений, подшипники скольжения, пальцы и кольца муфт, приводные и тяговые цепи, пружины, ленты.

Текущий ремонт транспортеров с тяговым органом проводят один раз в месяц, т. е. через 720 ч работы, средний — через 4320 ч,

136


капитальный — через 17 280 ч. Время простоя в ремонте и затраты труда во время ремонта транспортеров зависят от их рабочей длины, высоты подъема груза, а также от других показателей.

При текущем ремонте проводят следующие работы: проверку и регулирование натяжения тягового органа; осмотр передач, под­ шипников, их регулировку; замену износившихся втулок эластич­ ных муфт; проверку и подтяжку крепежных деталей и деталей на­ тяжного устройства; проверку наличия масла в редукторе привода транспортера, устранение возможной течи масла из редуктора; ремонт ограждений; выявление деталей, требующих ремонта.

При среднем ремонте предусматриваются те же работы, что и при текущем, и, кроме того, производят осмотр, а если необходимо — ремонт или замену тягового органа; замену износившихся деталей, смазки, уплотнений; ремонт и регулировку подшипников; зачистку шеек валов; смену роликовых опор (частично); осмотр и частичный ремонт металлоконструкций; восстановление поврежденной окраски; составление дефектной ведомости; регулировку транспортера, про­ верку его в работе, устранение стуков и шумов.

Во время капитального ремонта проводят все работы, входящие в средний, и дополнительно выполняют полную подетальную раз­ борку узлов транспортера, промывку деталей и их сортировку; ремонт или замену всех износившихся узлов и деталей; ремонт металлоконструкций; перепрессовку всех соединений; восстановле­ ние окраски; сборку и регулировку машины в целом.

Перед сдачей транспортеров в ремонт их освобождают от транс­ портируемого материала, очищают от грязи и отключают от линии энергоснабжения в соответствии с описанными выше правилами. Рабочих следует проинструктировать по технике безопасности во время проведения ремонта. Необходимо подготовить грузоподъем­ ные механизмы для ремонта и замены тягового органа. Все неисправ­ ности нужно отметить в ремонтном журнале с указанием их харак­ тера.

Ремонт основных узлов и деталей

Транспортерные ленты изготовляют из прорезиненной ткани. Они обладают сравнительно малой долговечностью, особенно при работе с абразивными материалами, а также с материалами, нагре­ тыми до высокой температуры. Для повышения прочности лент вместо хлопчатобумажной основы применяют нейлоновую и перлоновую, однако такие ленты сильно удлиняются во время работы, что требует применения более сложных натяжных устройств. При нормальной эксплуатации ленты служат от одного до трех лет.

Основными видами износа лент являются: расслоение, разрыв и разрез, износ резиновой обкладки ленты при неправильной за­ грузке и выгрузке транспортируемого материала и пробуксовке ленты на барабане. Во избежание пробуксовок барабан привода транспортера необходимо футеровать деревянными планками и не допускать перегрузки транспортера.

137