Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

редь, может вызвать заклинивание их при резком изменении темпе­ ратурного режима. Достоинством подшипников скольжения является простота конструкции, хорошая сопротивляемость вибрации и воз-

Рис. XII-5. Схема четы­ рехвалкового Г-образного каландра

1

— узлы

регулирования зазо­

ра;

2 — валок;

3 — станина;

4

— узел

смазки;

5 — фунда­

 

 

ментная плита.

можность установки их в разъемных корпусах. При установке под­ шипника между его корпусом и станиной предусматривается зазор

 

 

от 0,1 до 0,15 мм на каждую

 

 

сторону. Корпус подшипника

 

 

выполняют из серого чугуна

 

 

СЧ 15-32,

вкладыши — из

 

 

бронзы. Зазор между шейкой

 

 

вала

и

вкладышем

должен

 

 

быть

в

пределах

 

0,0015—

 

 

0,002

диаметра валка. Под­

 

 

шипники смазывают под дав­

 

 

лением от лубрикатора ма­

 

 

слом марки АК-15 (ГОСТ

 

 

1862-63). Расход

масла за

 

 

одну смену составляет около

 

 

1,5—2

кг.

В

процессе ра­

 

 

боты

возможно

 

попадание

 

 

масла

в

перерабытаваемый

 

 

материал.

 

 

 

 

 

 

В современных каландрах

Рис. XII-6. Подшипник

скольжения ка­

применяют

опоры

 

качения

ландра:

с коническими,

роликовыми

1 — кольцо; 2 — корпус подшипника; з — про­

сферическими ■ или

ролико­

кладка; 4 — крышка; 5

бронзовый вкладыш.

482

 

 

 

 

 

 

 

 


выми радиальными подшипниками (рис. ХП-7). Эксплуатация та­ ких опор значительно проще, так как отпадает необходимость смазки с помощью насосов и, следовательно, не требуется трубо­ проводы, маслоохладители, маслосборники, фильтры. Срок службы

) 2 3

Ь 5

Рис. ХП-7. Подшипник валка четырехвалкового каландра:

1 — втулка дистанционная; 2

прокладки; з — корпус под­ шипника; 4 — роликоподшип­

ник; 5 — масленка; в — ци­ линдрическая пята; 7 ■— винт;

8 — маслоотражательные диски;

9 — разрезная гайка; 10 — разрезное кольцо; 11 — корпус; 12 — крышки; 13 — лаби­ ринтное кольцо; 14 — уплотни­

тельное кольцо; 15 — прижим­ ная крышка; 16 — стопорный винт; 17 — стяжной болт.

подшипников качения значительно больше, чем подшипников скольжения, а затраты электроэнергии на вращение в них валков несколько ниже.

Валки каландров (рис. XII-8) очень массивны; масса их достигает 15 т. Диаметр валков может быть до 1000 мм, а длина до 2800 мм.

Фрикция валков находится в пределах от 1 : 1 до 3 : 1. Расположе­ ние валков может быть вертикальным, Г-образным, L-образным, Z-образным, I-образным. Скорость валков при переработке рези­ новых смесей не превышает 50^90 м/мин, а при переработке пласт­ масс она значительно выше. Температура валков достигает 180— 300 ° С.

183

К изготовлению валков предъявляют повышенные требования. Так, биение рабочей бочки валка диаметром 710 мм относительно его шеек и овальность не должны превышать 0,005 мм. Для изготов­ ления валков диаметром до 350 мм применяют сталь 45 с поверхност­ ной закалкой ТВЧ. Для рифленых валков используют сталь марок Ст. 4 и Ст. 5. Валки, изготовленные из серого чугуна литьем в ко­ киль, имеют толщину отбеленного слоя 10—15 мм при твердости НВ-420—450. В переработке пластмасс и некоторых новых видов каучуков валки изготовляют из хромомолибденовой стали с поверх­ ностной закалкой до НВ = 650—700. Для облегчения конструкции валков их изготовляют составными — из двух и более деталей.

В процессе работы валки прогибаются, зазор между ними уве­ личивается к центру, что недопустимо при получении тонких пленок. Для компенсации прогиба валков иногда применяют установку опорных катков, чаще — бомбировку валков, перекрещивание и контризгиб валков. Бомбированные валки применяют при обработке на каландрах материалов с жесткими допусками на разнотолщинность по ширине листа. Величина бомбировки обычно составляет 0,075— 0,15 мм. В современных конструкциях этот метод сочетается с регу­ лировкой зазора путем перекрещивания или контризгиба. Высокие требования предъявляют к чистоте обработки рабочей поверхности валка; поскольку изделие после каландра обычно не обрабатывается, валки кроме шлифовки еще и полируют.

Распорные нагрузки каландров обычно меньше, чем вальцев, ■ следовательно цапфы нагружены меньше, поэтому вместо охлажде­ ния их водой ограничиваются охлаждением циркулирующей смаз­ кой (рис. ХН-9).

Количество масла G (в кг/мин), необходимое для охлаждения,

•определяют по формуле:

с(<?!-& ) 60

сДЦ|)

где Qi — количество выделяемого в подшипниках тепла, Вт; Q2 — потери тепла в окружающую среду, Вт; с — удельная теплоемкость масла, Дж/(кг-°С); At — перепад температуры масла при прохож­ дении через подшипник, °С; At = 10—12; ф — коэффициент исполь­ зования масла.

Значения Qx и Q2 находят соответственно по формулам:

<?i = (1 —Л) N • 103]

Qz — KF (/м — ^в)

где т] — к. п. д. передачи; N — передаваемая мощность, кВт; К — коэффициент теплопередачи от масла через стенку редуктора в ок­ ружающую среду; К — 10 вт/(м2-°С); F — поверхность охлажде­ ния корпуса, м2; tM— температура масла, °С; tM= 55—60°С; tB — температура окружающего воздуха, °С.

В процессе работы возможно выкрашивание рабочей поверхности валков за счет попадания в зазор между ними посторонних твердых предметов. На крупных валках допускается заварка или клепка

184


раковин размером до 0,5 мм, если они расположены на расстоянии 50 мм от торца. Износ самой бочки происходит за счет больших удельных нагрузок на валок и абразивного действия перерабатывае­ мого материала. Во время ремонта изношенную бочку протачивают,

Рис. XII-9. Схема централизованной смазки каландра:

1 — валковый подшипник: %— кольцо механизма выбора зазора; 3 — регулировочный вентиль; 4 — маслоприемник; 5 — электродистанционный термометр замера температуры

масла, вытекающего из подшипника; 6 — электродистанционный термометр замера темпера­

туры масла в баке; 7 — обратный клапан; 8 — коллектор регулировочных вентилей; 9 — стакан; 10 — маслобак; 11 — концевой электровыключатель; 12 — груз; 13 — маслофильтр; 14 — предохранительный клапан; 15 — перепускной клапан; 16 — маслонасос; 17 — змее­ вик; 13 — кран системы.

шлифуют, а затем полируют. За одну переточку может быть снят слой от 0,5 до 5 мм, а при перешлифовке — 0,01—0,5 мм. Суммарная толщина слоя цри переточке не должна превышать 5—8% номиналь­ ного диаметра валка (как и у вальцев).

Процесс обработки бочки бомбированного валка каландра во время ремонта показан на рис. XII-10. После установки с обеих сторон валка центровых заглушек выполняет пепвую операцию —

185

обточку бочки с припуском на шлифовку. Обработку производят резцами с пластинками из твердого сплава ВК-2. Валок устанав­ ливают в центрах и поджимают патроном.

Вторая операция — черновое и чистовое шлифование рабочей поверхности валка. Процесс ведут в несколько переходов при пере­ становке валка в люнетах. Сначала шлифуют с обоих концов бочки короткие шейки с припуском, затем под них подводят люнеты и про­ изводят черновое шлифование бочки до диаметра шлифованных шеек.

 

 

 

 

 

Далее вновь шлифуют шейки под люнеты

 

 

 

 

 

строго определенного размера и начисто

 

 

 

 

 

шлифуют

 

бомбированную

поверхность

 

 

 

d

 

бочки по частям

(одна часть 400—500 мм

 

 

 

 

 

при

длине

всей

бочки

1800 мм) за

счет

 

-

[

 

 

регулирования

люнетов.

Последний[

опе­

 

 

 

-

Д

рацией является

полирование

бомбиро-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- i ! &

*е-

- ванной поверхности. После

обработки

« 3

 

 

I

валка торцевые заглушки снимают, зачи­

 

 

 

-Bfcs-

 

щают заусенцы и притупляют острые

^ E E f

 

 

кромки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Станина

каландра представляет собой

 

тг

 

 

 

самый тяжелый элемент,

масса

ее дости­

4

 

 

Е Б &

гает 50 т.

Ремонт станины сложен и дли­

 

 

телен, так как требует полной или ча­

 

 

 

[ЕЕНэ-

стичной разборки агрегата. В отдель­

 

 

 

ных случаях станины изготовляют со­

 

 

 

ставными,

что облегчает

их

транспорти­

Рис. XII-10.

 

Схема

обра­

ровку

и монтаж.

 

под

 

действием

ботки

бочки

бомбирован-

Станины

работают

 

ного

валка

каландра.

сложной системы переменных во вре­

нины

изготовляют

 

мени

сил.

При больших нагрузках ста­

рамного типа,

при

малых — открытого,

что

облегчает их монтаж. Станины выполняют из серого чугуна марок СЧ 12-28, СЧ 15-32 и СЧ 18-36 по ГОСТ 1412-54, реже - из стального проката сварными или из модифицированного чугуна СЧМ 38-60. Ремонт станин заключается в припиловке и шабровке посадочных^ест и направляющих.

Г л а в а X III

РЕМОНТ И МОНТАЖ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ТАБЛЕТИРОВАНИЯ И ГРАНУЛЯЦИИ

§ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ТАБЛЕТОЧНЫХ МАШИН И ГРАНУЛЯТОРОВ

Таблеточные машины классифицируют по следующим основным признакам:

по виду привода (механический, гидравлический); по способу прессования (с односторонним, двусторонним прес­

сованием);

186


по расположению рабочих механизмов (горизонтальные, вер­ тикальные).

Таблеточные машины с механическим приводом делятся на экс­ центриковые (см. рис. ХШ -1) и ротационные.

Важным показателем работы машины являются: максимальное давление при прессовании, производительность, металлоемкость п энергоемкость. В переработке пластмасс находят применение машины среднего давления = 800—1200 ат).

Ротационные машины высокопроизводительны, потребляют мало энергии, металлоемкость их в 2—3 раза ниже, чем эксцентриковых. Эксцентриковые и гидравлические машины применяют для полу­ чения крупных таблеток.

Переработка гранулированного сырья значительно повышает производительность машин для переработки пластмасс в изделия, а также улучшает качество готовой продукции. Кроме того, в про­ цессе переработки термопластов образуется значительное коли­ чество брака и отходов, пригодных для повторной переработки после предварительного измельчения и грануляции. Гранулы полу­ чают на машинах непрерывного выдавливания, рабочей частью кото­ рых служит червяк-шнек либо диск, путем резки горячих жгутов в момент выхода их из фильеры или путем дробления охлажденного материала в специальной головке. Переработку отходов ведут в но­ жевых, молотковых дробилках или на машинахнепрерывного выдавливания.

§ 2. РЕМОНТ И МОНТАЖ ТАБЛЕТОЧНЫХ МАШИН

Особенности ремонта эксцентриковых майшн. Во время работы машины (рис. XIII-1) изнашиваются подшипники коленчатого вала, детали ползуна, поверхность кулачков, пальцы и втулки шарниров, направляющие, ослабевает натяг тормозных колодок.

При межремонтном обслуживании проверяют точность и взаимо­ действие узлов и механизмов. Направляющие регулируют один раз в полгода, а зазоры в подшипниках эксцентрикового вала и шатуна не реже одного раза в год, т. е. при среднем ремонте машины. Муфту проверяют через 2—3 мес., тормоза через 1—2 мес.

При эксплуатации неисправной машины возможно заклинивание ползуна, что создает большие распорные силы. Необходимо тут же остановить машину и ликвидировать заедание либо обратным ходом ползуна, либо освобождая крепления направляющих.

Текущий ремонт проводят через 360 ч работы в течение одной смены при трудозатратах 8 чел.-ч. При этом проверяют работу узлов и механизмов машины, наличие и поступление смазки механизмов, подтяжку креплений, меняют пресс-инструмент, регулируют дозу материала и давление таблетирования.

Среднему ремонту таблетмашины подвергают один раз в год. Время простоя при этом составляет 48 ч при трудозатратах 92 чел.-ч. Во время среднего ремонта производят частичную разборку машины,

187


заменяют вкладыши подшипников, ремонтируют коленчатый вал, регулируют узел ползуна, проверяют зазоры в соединениях, ремон­ тируют привод.

Капитальный ремонт проводят один раз в 3 года с остановкой на 192 ч и трудозатратами 230 чел.-ч.

Рис. X II1-1. Эксцентри­ ковая таблеточная ма­ шина:

J — станина;

2 — коленча­

тый вал;

3 — узел

привода

коленчатого вала;

4 — узел

выталкивателя;

5 — ниж­

ний пуансон;

6 — верхний

пуансон;

7 — ползун;

8

шатун; 9 — загрузочное

ус­

 

тройство.

 

 

После среднего и капитального ремонта пуск начинают с проверки работы системы управления. Сначала проверяют работу прокручи­ ванием механизмов от руки, затем на режиме «наладка». Во время рабочих ходов проверяют, нет ли шума, вибраций.

Ниже приведены нормы точности сборки кривошипных прессов:

Плоскостность поверхности стола и нижней поверхности

ползуна (допускается только вогнутость) на длине

1000 мм, м м .........................................................................

0,08

Параллельность нижней плоскости ползуна плоскости

стола на длине 1000 мм, мм ...........................................

0,16

Перпендикулярность хода ползуна к

плоскости стола

на длине 1000 мм, мм ......................................................

0,6

188