Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

составляют пространственную раму, поэтому недостаточная жест­ кость плит^может вызвать нарушение плавного перемещения по­ движной плиты за счет изгиба колонн.

Во время ремонта зачищают рабочие поверхности плит, пазы; восстанавливают номинальные размеры отверстий под колонны с помощью втулок; в отдельных случаях при появлении трещин на плитах их заваривают с предварительной обработкой швов под сварку; восстанавливают жесткость плит.

Колонны. Усилия, которые возникают при запирании формы, воспринимаются колоннами, а сама станина машины остается ненагруженной. У маломощных машин две колонны, у остальных — четыре. Изготовляют колонны из вязкой углеродистой стали марок 35, 40, 45 или легированной хромистой стали 40Х; эти стали хорошо работают при знакопеременных, пульсирующих нагрузках. Для повышения износоустойчивости колонны подвергают поверхностной закалке токами высокой частоты. У мощных машин колонны изго­ товляют из азотируемой стали марки 38ХМЮА. Рабочую поверхность колонн обрабатывают по 8—9-му классу чистоты, остальные поверх­ ности — по 6-му классу чистоты.

Во время работы машины колонны подвергаются напряжению растяжения, а под действием силы тяжести подвижных частей — изгибу. Крупный шаг резьбы колонн применяют для мощных машин, для остальных применяется резьба с мелким шагом, так как первая плохо работает при циклических нагрузках и условиях вибрации, но хорошо сопротивляется деформациям изгиба и смятия. При из­ готовлении колонн большое внимание необходимо уделять радиусу перехода к резьбе для уменьшения концентрации местных напря­ жений.

Затяжка гаек колонн должна быть равномерной и не превышать номинальных значений, так как это также вызовет концентрацию напряжений и может привести к разрыву колонны во время работы

машины.

Ремонт колонн сводится к их рихтованию, перешлифовке рабо­ чих поверхностей, с зачисткой их от забоин, заусенцев и задиров. При изготовлении новых колонн необходимо строго следовать дан­ ным чертежа на них, при замене материала колонн необходимо произвести проверочный расчет.

Гайки колонн. Наружные гайки готовят цельными, а для внут­ реннего крепления они могут быть разрезными. Для их изготовления может быть применена сталь марок 35, 40, 45 и 40Х. При установке гаек на колонны необходимо следить, чтобы не было самопроизволь­ ного отвинчивания. При ремонте гайки заменяют новыми.

Узел гидроцилиндров. В литьевых машинах обычно применяют гидроцилиндры двойного действия. Гидроцилиндры изготовляют ко­ ваными, литыми (из чугуна и стали) или из труб с навертными дни­ щами. Ремонт их зависит от материала, из которого они изготов­ лены. Обычно при ремонте внутреннюю полость (рабочую ее часть) подвергают перешлифовке, а в отдельных случаях проточке под

223


новый ремонтный размер с последующей шлифовкой. Трещины на стальных цилиндрах заваривают, а чугунные цилиндры заменяют в этом случае новыми.

Решающее значение в работе узла имеет выбор уплотнений што­ ковой и поршневой части плунжера. Для этих целей применяют ман­ жеты, кольца круглые, прямоугольного сечения и поршневые; упло­ тнение шлифованием или притиркой и др. Поршневые кольца более

Рис. XV-3. Продольный разрез

насоса

типа

НП:

1 — шпонка; 2 — приводной

вал; з — уплотнение;

4 — ведущая

шестерня; 5 — центри­

рующий диск; 6 — крышка

скользящего блока; 7 — крышка

корпуса; 8 — корпус; 9 —

муфта; 10 — крышка барабана; 11 — ролики; 12 — промежуточное кольцо; 13 — реактив­

ное кольцо; 14 — поршни;

15 — ротор; 16 — распределительная

втулка;

17 — барабан;

18 — скользящий блок;

19 — распределительная ось; 2о

ведомая

шестерня.

долговечны, чем манжеты. Так, срок службы манжет составляет примерно 100 000 двойных ходов, а поршневых колец — в 2—2,5 раза больше.

Плунжеры диаметром более 200 мм могут быть из чугуна марки СЧ21-40, либо литые из стали 35Л, 35 или 45. Обработка их ведется по 8—10-му классу чистоты. Стальные плунжеры подвергают поверх­ ностной закалке с нитрированием или хромированием поверхности; чугунные плунжеры должны иметь твердость в пределах НВ = = 170 — 230. Ремонт плунжеров сводится к замене уплотнений (поршневых колец) и проточке штоковой части под ремонтный раз­ мер с последующей шлифовкой, а в отдельных случаях — хромирова­ нием.

Узел инжекционного цилиндра. При капитальном ремонте узел заменяют новым или отремонтированным, т. е. применяют узловой метод ремонта машины. Узлы изготовляют на специализирован­ ных заводах (участках), которые поставляют их предприятиям по

224


переработке пластмасс. До последнего времени этим занимался Одес­ ский завод прессов, в настоящее время производство таких узлов освоено на комбинате им. Коминтерна в нос. Костерево Владимир­ ской области. Материалом для изготовления червяков и цилиндров обычно служит сталь марки 38ХМЮА.

Гидропривод. Для нагнетания минерального масла в гидравли­ ческие системы большинства литьевых машин применяют радиально­ поршневые насосы типа НП (рис. XV-3), работающие на масле марки «Индустриальное 20» или «Индустриальное 30». Возможные непо­ ладки в работе насосов и способы их устранения приведены в табл. 21.

Таблица 21. Возможные неполадки в работе насосов и способы нх устранения

Неполадки

Причина

 

Способы устранения

 

Колебания

давления в

В систему попал

воздух

Выпустить воздух из систе­

системе, шум и толчки

 

 

 

 

мы, для чего отвернуть

при работе насоса

 

 

 

 

иробки

или

освободить

 

 

 

 

 

 

крепление фланцев на на­

 

 

 

 

 

 

гнетательном

трубопро­

 

 

Неплотности

во

всасы­

воде

крепление

труб

 

 

Проверить

 

 

вающей линии

 

всасывающей линии

 

 

 

Пониженный уровень в Добавить масло до номи­

 

 

маслобаке

 

 

нального уровня

 

 

Насос не создает нуж­ В систему попал воздух

Выпустить воздух из си­

ного давления

 

 

 

 

стемы

 

 

 

 

 

 

Потери масла через со­ Проверить плотность всех

 

 

единения

 

 

соединений

 

 

 

 

 

Засорен клапан высокого

Клапан разобрать, промыть,

 

 

давления

 

 

пружину

отрегулировать

Механизм управления не

Засорен

клапан

шесте­

на необходимое

давление

Клапан разобрать, прочи­

изменяет

производи­

ренчатого

насоса

стить и отрегулировать

тельность

насоса

Неисправность

цилинд­

Проверить

 

исправность

 

 

ра управления

электромагнитов

и

их

 

 

 

 

 

 

проводов, а также пружин

 

 

Заклинен

 

 

 

золотника

 

 

 

 

 

с к о л ь з я щ и й

Проверить работу скользя­

 

 

блок

 

 

 

щего блока

вручную

 

 

Недостаток масла в баке

Долить масла в бак

 

К быстроизнашивающимся деталям относятся реактивные коль­ ца, поршни, детали клапанных и золотниковых систем, подшипники,

втулки,ротора.

§ 4. МОНТАЖ И ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ПУСК ЛИТЬЕВЫХ МАШИН

Монтаж и первоначальный пуск насоса типа НП. Насосы поста­ вляются заводом в собранном виде; исключение составляют нижние трубы, которые поставляются отдельно и монтируются на месте.

15 З а к а з 945

225


Монтаж обычно осуществляют на крышке бака, которая служит фундаментной плитой для насоса.

При сборке трубопроводов проверяют их чистоту; всасываю­ щие трубы не должны пропускать воздух. Для уплотнений фланце­ вых соединений применяют кольца и шайбы из цветных металлов или мягкой стали. Соединение валов насоса и двигателя осуществля­ ется с помощью упругой муфты; другой привод (ременная или зуб­ чатая передача) не допускается ввиду создающихся при этом допол­ нительных нагрузок на подшипники.

Перед пуском масло необходимо нагреть до t = ±10 °С и прове­ рить направление вращения вала.

Затем насос запускают на холостом ходу, предварительно за­ полнив его маслом. Производительность насоса регулируют, изменяя его эксцентриситет. Масло меняют после трех месяцев работы, а затем через каждые полгода. После года работы насос разбирают и заменяют изношенные втулки ротора, подшипники и т. п. Далее разборку насоса производят при средних ремонтах; при капитальном ремонте насос обычно заменяют.

Не допускается запуск насоса под нагрузкой; эксплуатация его на масле, содержащем металлические частицы и другие включения размером более 11 мкм; работа при давлении выше номинального. Рекомендуется работать при давлении на 15—20% ниже номи­ нального, что обеспечивает более надежную и долговечную работу насоса.

Монтаж и первоначальный пуск машины. На место установки машина поступает в деревянной упаковке, которую вскрывают и путем осмотра проверяют состояние узлов и деталей машины. При установке машины на фундамент необходимо пользоваться рамным уровнем и клиньями. Глубина фундамента зависит от качества грун­ та, но должна быть не менее 350 мм. Установку машин можно произ­ водить и на перекрытиях, предварительно проверив их на допуска­ емое давление.

После установки машины смывают антикоррозионные покры­ тия, промывают механизмы, протирают наружные поверхности и сма­ зывают их маслом «Индустриальное 30». Машину смазывают и зали­ вают масло согласно карте смазки. Проверяют состояние электро­ оборудования и гидроаппаратуры. Заливают масло в бак, подклю­ чают питание и слив охлаждающей воды. Материальный цилиндр нагревают до температуры пластикации материала.

Обкатка на холостом ходу сопровождается проверкой по мано­ метрам давления в магистралях и, если нужно, регулировкой ги­ дропривода. Шнек должен вращаться против часовой стрелки, если смотреть со стороны гидроцилиндра впрыска.

Для

первоначального пуска

машины

необходимо уста­

новить

форму, затем, нагрев

материал

до

нужной темпера­

туры, несколько раз прогнать его мимо формы,

после чего включить

машину

па рабочий цикл

и

сделать

15—20 контрольных

отливок.

 

 

 

 

 

22R


Требования к изготовлению, сборке и монтажу узлов гидрооборудования. Рабочими элементами узлов гидрооборудования являются клапанные и золотниковые пары.

В зависимости от диаметра и назначения золотников зазоры уплотнений золотниковых пар должны быть в пределах 0,01 — 0,02 мм, иначе возможны утечки рабочей жидкости и заклинивание золотников. Поэтому при установке золотников требуется их тща­ тельная доводка. Пружины, устанавливаемые в гидравлических золотниках и клапанах, должны быть тарированы.

Во время сборки золотников с электроуправлением необходимо обеспечить необходимый запас хода золотников, чтобы якори элек­ тромагнитов имели возможность полностью втягиваться в сердечник, иначе электромагниты быстро перегреваются и выходят из строя. Их перегрев или гудение возможны и при установке слишком силь­ ных пружин.

При монтаже и наладке узлов гидропривода необходимо обращать особое внимание на выполнение следующих требований:

бак внутри должен быть очищен от металлической стружки, песка и грязи;

должна соблюдаться соосность насосов и электродвигателей; магистрали не должны иметь острых углов, перегибов и волни­ стости на прямых участках, а также вмятин; внутренняя поверх­ ность труб должна быть очищена от ржавчины, окалины и грязи; перед установкой трубопроводы должны быть опрессованы маслом

при давлении 150—200 ат; должны отсутствовать механические повреждения на рабочих

поверхностях направляющих, штоков, цилиндров, золотников и других трущихся элементов;

следует применять тщательно профильтрованное масло «Инду­ стриальное 30»; уровень его в баке должен быть до отметки масло-

указателя; каждый узел гидропривода перед установкой на место в машине

предварительно испытывается и регулируется. Нормы точности при сборке машин:

1)плоскостность рабочих поверхностей плит должна быть в пре­ делах 0,06 мм на 1000 мм (допускается только вогнутость);

2)перпендикулярность хода подвижной плиты к плоскости

неподвижной должна составлять 0,06 мм на 300 мм; 3) параллельность плоскости плит — в пределах 0,06 мм на

300мм;

4)соосность отверстий механизма запирания пресс-формы и

механизма впрыска — 0,06 мм на 300 мм.

§ 5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ЛИТЬЕВЫХ МАШИН

Перед началом работы проверяют исправность автоматической блокировки машины и ограждений подвижных частей. Категори­ чески запрещено работать при неисправной блокировке.

15*

227