Файл: Швырков, В. В. Моделирование внутригодичных колебаний спроса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

функцию факторы. Факторы, которые не могут быть количествен­ но оценены, а следовательно, и включены в уравнение, должны быть элиминированы. Элиминирование таких факторов выпол­ няется .в результате расчета цепных индексов іи исключения из ди­ намического ряда соответствующего вида тренда. Этот метод пост­ роения уравнения множественной регрессии по динамическим ря­ дам проиллюстрируем на примере данных о потреблении масла животного за сентябрь. Расчет выполняется по следующей исход­ ной информации:

у — потребление масла животного (на душу населения в те­ кущих ценах);

Хі— общий расход в такущих цанах (в расчете на душу насе­ ления) ;

х2— индекс цен на масло животное; х3 — общий индекс цен.

По данной информации вычисляются следующие показатели: потребление масла животного в постоянных ценах1:

у

-- =ы;

*2

общий расход в постоянных ценах:

Хі

— =»і;

Ха

реальный (компаративный) индекс цены:

Хг

— =»2.

Хз

Исходная информация записана в табл. 66 (колонки 1—5). Динамическую модель внутригодичного прогноза потребления

масла животного следует строить по цепным индексам для того, чтобы полнее учесть специфику изменения во времени потребле­ ния данного товара в экстраполяционных расчетах. Для этого про­ логарифмируем (см. табл. 66) исходную информацию lg и, lg ѵ1г lg ѵ2 и рассчитаем первые разности (рис. 28, 29, 30):

lg — lg U i—i= Z i

lg U li-lg Ü i(i-i) = A ; lg P 2 i-lg Ü 2 (i—i) = /2 •

Цепные индексы

потребления масла животного z изменяются в

динамике как под влиянием индивидуальных факторов 1\, 12, так и под влиянием агрегированных факторов (экономическая политика, производство и т. д.). Естественно предположить, что группа агре­ гированных факторов оказывает решающее влияние на образование общей тенденции цепных индексов z(t). В образовании временного

тренда z(t) участвуют также общий расход

и реальный

индекс

цены в виде общей тенденции развития [U(t), k(t)].

 

что

Экономический анализ цепных индексов z,

12 показал,

за рассматриваемый период

(1949—1966 г.г.)

они имеют две

раз­

ные тенденции развития. В

связи с этим анализируемый

период

1 Если данные о потреблении представлены в натуральных единицах изме­ рения (например, кг), то этот этап расчета не проводятся.

135


г

Рис. 28. Динамика цеп­ ных индексов потребле­ ния масла животного.

е,

Рис. 29. Динамика цеп­ ных индексов общего расхода.

расчленим на два отрезка времени (I, II), а в пределах каждого периода рассчитаем временной тренд. Этим методом предполага­ ется наиболее полно элиминировать влияние агрегированных фак­ торов на формирование потребления масла животного1.

1 Проблема элиминирования автокорреляции частично решается в результате определения цепных индексов. Однако ее окончательное решение производится методом исключения временных трендов из соответствующих значений цепных индексов. Этим методом не только решается задача элиминирования автокорре­ ляции, но производится также и подготовка к выполнению условия существен­ ности, соблюдение которого крайне необходимо при построении уравнения мно­ жественной регрессии.

136

к

Рис. 30,- Динамика цепных индексов реальной цены.

Общие тенденции (временные тренды) исследуемых показателей могут быть выражены простыми аналитическими функциями: урав­ нением прямой или параболой второго порядка. Эти функции при­ менялись для следующих периодов: 1949—1955 гг. (I) и 1956— 1966 гг. (II).

По первому периоду цепные индексы. z, /ь /2 выравниваются по уравнению прямой. По второму периоду тренд вычисляется по параболе второго порядка. Расчет параметров функции произво­ дится способом наименьших квадратов (см. табл. 67, 68).

Таблица 67

ВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ ЦЕПНЫХ ИНДЕКСОВ (ПЕРВЫ Й ПЕРИОД, 1949-1955 гг.)

Годы

г ( 0 1 = 0,0568-0,00427

1949

0,0526

1950

0,0484

1951

0,0442

1952

0,0400

1953

0,0358

1954

0,0316

1955

0,0274

О

ІО О О Ö

о о* II

0,0896

0,0791

0,0686

0,0581

0,0476

0,0371

0,0266

7.,(7)ц = -0,0458+0,0070;

-0,0388

-0,0318

—0,0248

-0,0178

—0.010S

—0,0033

—0,0032

Рассчитав временные тренды z(t),

/2(0> вычислим откло­

нения .

;

m.i=Zi — z(ti)

Sii — lii l\ (/()

,

S2i= hi — h(U)

'

137


 

 

 

 

Таблица 68

 

 

ВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ ЦЕПНЫХ ИНДЕКСОВ

 

 

 

(ВТОРОЙ ПЕРИОД

1955—1966 гг.)

 

Годы

г (0 и

= 0,3215-0,04241 + 1,(1)ц

= 0,1371-0,01321+ га(1)п

= -0,1192+ 0,1821 -

 

+0,001413

+0.000713

-0.000611

 

 

1956

 

0,0719

0,0363

—0,0120

1957

 

0,0533

0,0300

-0,0040

1958

 

0,0375

0,0251

0,0028

1959

 

0,0245

0,0216

0,0084

1960

 

0,0143

0,0195

0,0128

1961

 

0,0069

0,0188

0,0160

1962

 

0,0023

0,0195

0,0180

1963

 

0,0005

0,0216

0,0188

1964

 

0,0015

0,0251

0,0184

1965

 

0,0053

0,0300

0,0168

1966

 

0,0119

0,0363

0,0140

По отклонениям построим уравнение множественной регрессии для определения влияния общего расхода и реальной цены на форми-

m,m(St.Sz) рование потребления мас­ ла животного (рис. 31)1

Рис. 31. Динамика эмпирических (да) и теоретических [да (sb s2)] отклонений по­ требления масла животного от уровня.

т = а1Si + a2s2 + B • (2)

Параметры регрессии определяются решением системы нормальных уравнений

f2msi = aiSs^ -fa2Ssi52

' S/ns2= a iS sis2+ a 22 s 22,

где

ai= 1,992; а%= 1,568.

Параметры й\ и а2 — чистые коэффициенты эла­ стичности потребления масла животного от об­ щего расхода и от реаль­ ной цены. Они постоянны для семей с разным уровнем общего расхода и цен, так как „ вычисле­ ны по логарифмической функции.

1 Метод коррелирования отклонений от уровня впервые применен в СССР

для расчета спроса от общего товарооборота и реальной цены Л. С. Кунаевым (Благосостояние и вещественный спрос. — В кн.: Статистическое изучение спро­ са и потребления. М., 1966).

138


Коэффициенты эластичности 'показывают, что .в сентябре с уве­ личением общего расхода (в постоянных ценах) на 1% потребле­ ние масла животного увеличивается на 1,99%, а с увеличением ре­ ального индекса цены на 1% потребление уменьшается на 1,57%.

Выше был рассмотрен метод определения влияния дезагрегиро­ ванных факторов на формирование потребления.

Влияние же агрегированных факторов на потребление рассчи­ тывается как разность между фактическими и теоретическими цеп­ ными индексами продаж. Теоретические цепные индексы продаж иммитируют изменение спроса в условиях насыщенного рынка то­ варами.

Запишем динамическую многофакторную модель внутригодич-

ного пр'опноза потребления в цепных индексах. Уравнение

(2)

за­

пишем в обозначениях [z, Іи /2]

 

 

 

z - z ( t ) = - a lll ( t ) - a 2l2(t)+alll+a2l2

\

>

(3)

или

 

 

(4)

z=z(t) —aili(t) — a2l2{f) “ЬÖJ/Jй2/2 ;

 

 

где временные тренды рассчитаны по уравнению прямой.

 

В уравнении (4) прибавим и отнимем z(t), aili(t),

a2l2{t).

 

 

z={z{t) + [z{t)-z{t)}}+\

+{ —ßi^i (0 + [ßi/i (t) —aili (t) ]} +'

+{— ü2l2(t) + [a2l2(t) —a2l2(f)]} +!

+ ailx + a2l2

’ (5)

Уравнение (5) запишем в следующих обозначениях:

z —z + z

(6)

Первый член правой части равенства (6) запишем в виде функ­ ции

Z — flo + a i/i + a 2/2 ;

(7)

где aü=z{t)—axl\{t)—a2l2(t). _

Так как z(t)=z, li(t)= lu i2(t)—l2, то равенство (7) запишем

йо= z —ailIa2l2

или

й 0= 2 — Z (й [, й 2) ,

где

z (fli, й 2) = й і / і + а212

Очевидно, что параметр а0 характеризует изменение цепных индексов продаж под влиянием агрегированных факторов в сред­ нем за анализируемый период.

139