Файл: Тихонов, К. К. Выбор оптимальных параметров эксплуатации железных дорог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

m<i

1,

темп

 

роста

 

затухающий

Г,

млй.т

 

 

 

 

 

 

 

(кривая загибается вниз). Еже ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

годный

темп

 

роста

грузопотока

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

размеров

пассажирского

движения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в общем

случае

соответственно

со­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ставляет:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dt

 

 

пАПп-1;

 

 

(45)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dnT

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(46)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий

характер

темпа

роста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

грузопотока,

 

отражающий

потреб­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ную

провозную

способность

линии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для

 

грузовых

перевозок,

 

приведен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на

рис.

27.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис .

27.

Ожидаемый

рост

объема

Расчетный

 

грузопоток

 

или

раз­

меры

пассажирского

движения

за

грузовых

перевозок

в функции

вре­

мени

 

 

 

 

 

 

 

 

год

определяются,

таким

 

образом,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по

формулам (43) и

(44),

в которых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

величины АГ;

 

Аппс;

п;

 

т

— коэффициенты

аппроксимирующих

функ­

ций. Д л я данных условий их определяют методом наименьших

квадра­

тов следующим образом. Формулу (43),

положив

Гг — Г 0

=

Г,

 

мож­

но

представить

как

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т =

Д Г Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логарифмируя,

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1пТ =

1п АГ

+

nlnt,

 

 

 

 

 

 

 

или

в более общем

виде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у =

а-\-

пх,

 

 

 

 

 

 

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у =

ЫГ;

а =

1пАГ;

x =

\nt.

 

 

 

 

 

 

При

прямолинейной

зависимости

в общем

случае

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

„ _

 

 

2*

22/.

 

 

 

 

 

 

(47)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

= 2У—

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(48)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение

N — количество

наблюдений

— в формулах

(47)

 

и

(48)

на

единицу

меньше,

чем

количество

заданных

точек

функций

А

 

ПС

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и щ , т. е. в данной задаче равно четырем.

85


Окончательно формулы для определения коэффициентов п и ЛГ , аппроксимирующих выражение (43), после всех подстановок примут вид:

 

4

 

4

4

4^\пИпГ—

 

 

V l n ^ 2 l n r

 

1

 

1

1 _

 

4 2 On О 3

 

, 2

 

 

 

 

1

 

 

 

 

(

4

 

4 4

АГ = ехр

1

 

3

Величину Г находят следующим образом:

Г\ — Г0

= Г-i,

Г 3

Г0 = Г 3;

Г2 Г0

= Г 2 ,

Гц

Го г'4.

(49)

(50)

В формулах (49) и (50) суммируются натуральные логарифмы, соответствующие величине Г. Величина t соответствует заданному го­ ду роста перевозок. Точно так ж е определяют величины п я т для характеристики темпа роста пассажирского движения:

4

 

 

4

4

 

 

 

4 2 In i 1п л п С

21пt

21 п

"пс

 

 

т = —!—л

 

 

4

42

;

 

(51)

2 (in о 2

* — п

 

4

2>.)

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

А и п с = ехр

1

/ 4

 

2

1 п t

 

(52)

 

 

2 In пПС—т

 

 

Пример. Аппроксимируем

4

\ 1

 

1

=

fi

(t) кривую

непрерывной зависимостью ft

роста в перспективе объема грузовых перевозок при следующих исходных дан­ ных:

Год эксплуатации

Г р у з о п о т о к , млн. т нетто

Исходный

Г0

=

] 2

5

Гъ

=

17

10

Г 1 0

= 21

15

/"i5 = 24

20

Г20

= 26

 

 

Решение

приведено в табл. 13

 

 

 

Расчет элементов формул (49)

Т а б л и ц а 13

 

 

и (50)

 

t, лет

Заданный

г = г , - г 0

In t

I n f

(In <)2

In t • 1 п Г

г р у з о п о т о к

0

12.10»

0

 

 

 

 

5

17-Ю6

5-10»

1,6094

15,4250

2,5902

24,8250

10

21-10е

9-10»

2,3026

16,0128

5,3020

36,8711

15

24.10е

12-10»

2,7081

16,3005

7,3338

44,1434

20

26-10»

14-10»

2,9957

16,4547

8,9742

49,2933

9,6158

64,1930

24,2002

155,1328

 

 

 

86


4-155,1328—9,6158-64,1430

 

 

 

4-24,2002 —9.61582

= 0,7526;

 

 

 

 

 

 

 

 

АГ =

ехр

64,1430—0,7526-9,6158

exp (14,2389) = 1,52710е tn

нетто

в год.

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок-схема построения

аппроксимирующих

функций Г; и и" с

приведена на

рис.

28.

 

 

 

 

 

 

Из-за сравнительно

незначительного

влияния расчетного

объема

и темпа изменения грузовых и пассажирских перевозок на величину параметров технических средств, обеспечивающих эксплуатацию же ­ лезных дорог в оптимальном режиме, сколько-нибудь значительной точности исходных данных не требуется. Если объем перевозок на более или менее дальнюю перспективу нельзя определить д а ж е ори­ ентировочно, достаточную степень надежности расчетов можно по­ лучить и при неопределенности исходной информации. Намечают лишь возможные пределы изменения расчетного грузопотока в перспек­

тиве так, как

показано

на рис.

29, рассчитывают два

варианта:

по верхнему и

нижнему

пределу

предположительного

изменения

объема грузопотока в функции времени. Если конечные решения (оп­ тимальные параметры перспективной эксплуатации железных дорог) при этом близки, то уточнения исходной информации не требуется. Если ж е решения разные и несовместные (достаточно расходящиеся, не объединяемые ближайшим общим стандартом или кратным значе­

нием найденных параметров), то обосновывают

возможность

сужения

пределов

перспективного

грузопотока (заштрихованной

площади).

Так

поступают до тех пор, пока

не установят такие пределы, в кото­

рых

величина

действительного

грузопотока

не влияет

на

конеч-

Выборка

и за­

Восстановление

вычисление

Вычисление

 

сылка исходной

 

рабочих

\1п(ГгГ0)

 

lint

 

 

информации

ячеек

 

 

 

 

 

i

 

 

 

 

 

Расчет

 

Вычисление

Расчет

Вычисление

 

 

 

 

 

 

 

I(lnt)z

 

l[lnt

lnfft-r0)J

4Ulnt)z-(Unt)z

 

-UntUn(rt-r0)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет

Расчет

Расчет

 

Засылка

новых

 

8gJlU4UHbl

aJM^hnllnf

 

4 Г

 

исходных данных\

 

 

 

и повторение

 

п

 

4

 

 

расчета

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 28. Блок-схема расчета

на ЭВМ параметров

аппроксимирующей

функции

r t и

nf

 

 

 

 

 

 

 

 

87


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ные

результаты

расчета.

Т а к ж е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при

неопределенности

исходных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

данных устанавливают и воз­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

можные расчетные

 

размеры

пас­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сажирского движения . Если гру­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зопотоки на отдельных участках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

направления

заданы

несколько

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отличными,то в качестве расчет­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ных для всего направления мож­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

но

принять

средневзвешенные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по

длине

участков

значения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

k

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Гi h

 

 

(53)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

=

-

k

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

:=1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

A

— грузопоток

участка

i,

Рис. 29.

Предположительные

границы

 

т нетто

в

год;

 

 

 

расчетного грузопотока:

 

 

2 — ми­

/ г

— длина

участка

i,

км;

/ — максимально

возможная;

k

— количество

участков

нимально возможная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

пределах

расчетного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

направления .

 

 

 

 

Полную потребную провозную способность линии t года эксплуа­

тации

определяют

по

формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГГ

= (Го + Л / Г )

+

365

{пТ

+ А « п с Г)

еГ

0 Т

+

/ у д

-

а л )

р с р ,

 

(54)

где

 

е"с

— коэффициент

съема

грузовых

поездов

 

пассажирским

 

 

 

в функции времени (года /);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РсР

— средневзвешенная

поездная

погонная

нагрузка,

 

соот­

 

 

 

ветствующая переменной расчетной рх

[см. формулу

(17)].

2. П О Т Р Е Б Н А Я П Р О П У С К Н А Я С П О С О Б Н О С Т Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребную пропускную способность линии для грузового движе ­

ния

рассчитывают

по следующей

формуле:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п г р

 

 

Г.0 + АПп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ggs

 

 

 

 

 

 

'

3 6 5 ф 1 ' о С Т + ^ - % ) Р С р '

 

 

 

 

 

 

 

 

где

ф* — средневзвешенное отношение веса

нетто

к весу

брутто

гру­

 

 

 

женого

 

вагонопотока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

формулах

(54)

и

(55)

принимают рср

= / (рх),

когда

расчетная

поездная погонная нагрузка рх

выступает в качеств независимой

пере­

менной,

величина

рх

задана на

определенном,

особо

найденном,

оп­

тимальном уровне,

тогда вместо

р с р = / х)

в формулу

вводят

сред-

88

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


нюю поездную погонную нагрузку в функции времени [см. формулу (40)]. В частном случае в формуле (40) величина А/? с р может быть рав­ на нулю . Полная потребная пропускная способность равна

 

 

Щ = п? + гГпГ + гсбпсб,

(56)

где е с б

— коэффициент

съема

грузовых поездов сборным

поездом;

псб

— размеры

движения

сборных поездов.

 

Величины е о б и

пс5

обычно существенно не влияют на

конечное

решение и поэтому их принимают на некотором среднем для перспек­ тивных условий уровне как постоянные (не зависящие от времени).

3. В Ы Б О Р Н А П Р А В Л Е Н И Я , О П Р Е Д Е Л Я Ю Щ Е Г О Р А С Ч Е Т Н Ы Й Г Р У З О П О Т О К

 

В отличие от принятой системы, когда расчетным считается

направ­

ление наибольшего грузопотока, в данной работе направление

расчет­

ного грузопотока определено по наибольшим (в четную и нечетную стороны) размерам грузового движения . Объясняется это тем, что на большей части реальных линий перспективный грузопоток в обоих направлениях движения примерно одинаков, степень ж е использо­ вания грузоподъемности вагонного парка, определяемая составом (характером) грузопотока, различна и нередко на направлении мень­

ших размеров грузопотока больше груженых вагонов и большие раз ­

меры движения и наоборот. Д л я определения пропускной способно­

сти расчетным

в таком случае служит направление меньшего грузо­

потока. Таким

образом, в качестве определяющего признака для нап­

равления расчетного грузопотока принята не величина его, а

потреб­

ные размеры движения грузовых поездов.

 

Расчеты при этом ведутся отдельно для четного и нечетного

направ­

лений. Д л я разных расчетных

периодов эксплуатации выбирают в ка­

честве

расчетного

грузопоток

в на­

 

 

правлении либо «туда», либо «об­

 

 

ратно».

Чтобы

установить,

какой

 

 

из них rj или Г ? б р

в тот или

иной

 

 

период

будет

расчетным,

нужно

 

 

сравнить соответствующие размеры

 

 

движения .

Грузопоток,

соответст­

 

 

вующий большим размерам движе­

 

 

ния, считается расчетным. Расчеты

 

 

программой

предусмотрены

для

 

 

каждого года на перспективу в 20

 

 

лет от исходного года эксплуата­

 

 

ции. Д л я

срока

более

20 лет

рас­

 

 

четным

считается

грузопоток,

быв­

 

 

ший расчетным на 20 год. На рис.

 

 

30 приведены

кривые

грузо- и по-

 

 

ездопотоков.

Сплошной

кривой n

Q n ~

 

^Рис. 30. Определение направления,

выделены расчетные в разные пеограничивающего потребную про-

риоды грузопотоки.

пускную способность линии

89