Файл: Тихонов, К. К. Выбор оптимальных параметров эксплуатации железных дорог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В а ж но отметить, что если грузопотоки в направлении «туда» и

«обратно»

с

разным

характером

роста в перспективе пересекаются

в точках

2 и

3 (t\

и t'2 — годы

эксплуатации), то соответствующие

им поездопотоки пересекаются в точках / и 4 {tx и t2 — годы эксплуа­ тации). Определяющим необходимый уровень провозной способности

линии на рис.

30 (расчетным) будет в период 0—tx года

грузопоток

в направлении

«туда», в период tx tt — в направлении

«обратно»

и в период за ti

годом опять в направлении «туда».

 

Выбор расчетного грузопотока сводится к следующему. Потреб­

ные

размеры

движения

груженых поездов

в

направлении

«туда»

nip

и «обратно» я°рР в год t определяются по формуле

(55). В каждый

расчетный

год

находят разницу величин nlp — п°рР.

Если она

поло­

жительна,

то

расчетным

служит грузопоток

в

направлении

«туда»

Г т ,

если

она

становится

отрицательной — встречный

Г о б р .

 


Г Л А В А V

ПАРАМЕТРЫ ТЯГОВЫХ СРЕДСТВ

1. П Е Р Е М Е Н Н Ы Е П А Р А М Е Т Р Ы Т Я Г О В Ы Х С Р Е Д С Т В

Параметрами тяговых средств в данных расчетах приняты каса­ тельная или номинальная мощность, вес и стоимость локомотивов. Они могут быть и переменными, и заданными. При этом если тяговые средства не заданы, то в соответствии с методикой в одну сторону дви­

жения

они являются функцией

параметров управления подсистемой,

а во

встречном направлении выступают у ж е в качестве

заданных.

При заданных (фиксированных)

в одну сторону движения

параметрах

тяговых средств однозначной производной в каждом расчетном вариан­ те или на каждой итерации служит ходовая скорость — функция удельной мощности тяги . При переменных параметрах ходовая скорость выступает в качестве независимой переменной или заданной величины. В детализированной информационной модели задачи (см. рис. 7) предусмотрена необходимость формализации и исследования следу­ ющих функциональных зависимостей от параметров управления под­

системой :

 

 

 

 

 

 

NK

= h (рх; vx; / У д ) ;

 

 

Р = h (Рх, x ;

/ У д ) ;

 

 

•^лок "

/ з (Р х\

у х> ^уд)>

где

NK

— касательная

мощность

локомотива, к. л. с;

 

Р — вес локомотива,

т\

 

 

В л о к

— расчетная стоимость локомотива, руб.

Математическая формализация этих зависимостей исходит из условия постоянной удельной мощности тяги [16]. При этом условии параметры тяги строго пропорциональны переменным значениям ве­ совой нормы и ходовой скорости грузовых поездов. В задаче не огра­ ничен вес поезда по условиям тяги . Переменная касательная мощность локомотива NK, пропорциональная установившейся (равновесной) скорости на расчетном подъеме vv и расчетному весу поезда (оптималь­ ной весовой норме) [23], составит

(57)

где F\ — расчетная сила тяги локомотива, кГ.

91


П ри движении поезда по расчетному подъему / р с установившейся расчетной скоростью и р исходя из равенства при этом сил тяги и сопро­ тивления движению можно считать, что

 

 

FpK = P(w'0

+

ip) +

Qx(wl +

iv),

,

(58)

где

Р — вес

локомотива,

т;

 

 

 

 

 

 

 

Qx — весовая норма поезда, т;

 

 

 

 

 

w'o\

w'o — удельное основное

сопротивление

соответственно

локомо­

 

тива и состава

при

установившейся скорости, кГ/т:

 

 

w'0

=1,9

+

O.Olo +

0,0003У2 ,

 

(59)

 

 

 

w0" = а +

bv + cv2;

 

 

(60)

а, Ь,

с — коэффициенты,

определяющие

величину

основного

удель­

 

ного сопротивления движению состава в функции

скоро­

 

сти

[42].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывая,

что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

или

 

Q , = ( p S - M i

Д р * ' ) ( / " + / 7 „ - а л ) .

 

(61)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q^-plUo+ly^-aJ,

 

 

'

 

(62)

после

соответствующих

подстановок

и преобразований получим

 

Fl = P (wo + i p ) +

( С +

/ у Д -

аа)

Р х (w'i + ip).

(63)

В то ж е время

при движении поезда

по расчетному

подъему с

устано­

вившейся скоростью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

FPK

=

Ю00Р/г0%ц,

 

 

 

(64)

где k0 — степень использования сцепного веса локомотива (при элект­ рической тяге на постоянном токе примерно 0,95, на пере­ менном токе — 1,0 и при тепловозной тяге — 0,75).

Решая уравнения (63), (64) относительно веса локомотива, получим

 

+ l

—а\р

(a + bvn

+

cvl +

i )

 

 

 

1000fc0\|>o4

—(1,9 +

0 , 0 Ь р + 0 , Ш З о р - Н р )

'

 

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

дг

_ 3,7073fe0 -фсц (а + bvp + cv\ + 1 р ) (

+

/ у Д ал)

vp р х

,gg

к

lOOOfeo 'фсц — (1,9 +

0 , 0 1 и р + 0,0003

+ t p )

 

Касательную мощность локомотива можно, таким образом, пред­ ставить зависимостями:

# к = И» р

ро + di^P*

0 Т + 1уял)

(67)

или

 

 

 

^ к =

1*»рР«(/с от +

/ у д - а л ) ,

(68)

92


где j i — коэффициент пропорциональности:

=

3,7073 -фсц k0 + bvv + cv% + / р )

.

 

,gg v

 

ЮООйо 1|)С Ц (1,9 + 0 , 0 1 У р +

0,0003ор + «р )

'

 

•фсц — коэффициент сцепления колес

локомотива

с рельсами —

функция расчетной скорости и р :

 

 

 

для тепловозов и электровозов постоянного тока

 

 

 

 

Фсц = * + — 3 ,

 

 

(70)

для электровозов

переменного тока

 

 

 

 

 

= * + — ^ — ;

 

 

(71)

 

413+г/Ур

 

 

 

л: и у — коэффициенты разные для разных видов тяги,

их задают

в исходной информации по Правилам

тяговых

расчетов

для поездной работы [42].

Взаимосвязь установившейся скорости на расчетном подъеме и средней ходовой скорости на участке определяется следующей эмпи­

рической зависимостью [30,] [23]:

 

 

 

»р = - ^ -

,

(72)

где

vx — ходовая скорость грузовых

поездов на участке,

км/ч;

г;

s — коэффициенты, зависящие

от вида тяги и типа профиля

пути [20], [23].

Что ж е касается расчетной стоимости локомотива, то она может быть выражена как функция касательной мощности локомотива в сле­ дующем виде [23]:

 

# л о к = а к ^ к + & л >

 

(73)

где ак — удельная

стоимость локомотива

(приходящаяся на 1 к. л. с.

мощности), руб.;

 

 

Ьл — часть стоимости локомотива данного вида

тяги, не з а в и с я ^

щая от мощности, руб.

 

 

Коэффициенты в формуле (73) можно

принимать

в расчетах рав­

ными :

 

 

 

 

Вид тяги

ак

Ьл

Тепловозная

 

55

5000

Электрическая:

 

 

 

переменный

ток

23

35000

постоянный

ток

23

25000

2. З А Д А Н Н Ы Е П А Р А М Е Т Р Ы Т Я Г О В Ы Х С Р Е Д С Т В

Расчеты при фиксированных в одну сторону движения параметрах тяговых средств аналогичны расчетам при заданных параметрах ло ­ комотивов. В общем случае потребная касательная мощность разли -

93