Файл: Тихонов, К. К. Выбор оптимальных параметров эксплуатации железных дорог.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
итерационным способом. В функционалах (10) и (12) при этом интегра лы заменяют суммами. Так критериальный функционал (10) при четырехэтапной схеме развития линии (см. рис. 2) примет вид
|
|
Tmax |
|
i |
|
|
i |
t |
OKM / |
i |
|
j \ |
Д™ |
|
In |
1 |
|
^УДл(^уд) |
N |
|
1 |
|
|
- y |
fox! |
*уд! |
0 |
, л ч п г |
(Упак) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
7 ^(1+Л) ' |
^ |
f |
( 1 + Д ) ' |
|
|
|
( 1 + Д ) ' ° |
||||||||
| |
акм / |
r |
m |
, v |
1 |
|
. |
|
|
1ук'' |
Тпак! |
0 |
|
||||
\ |
|
|
|
£ з ™ (vx\ |
|
||||||||||||
Т |
^чпг \Тпак)гак |
7. |
|
|
|
' |
|
|
|
|
( 1 + Д ) ' |
|
|
|
|||
|
|
|
- |
( 1 + Д ) ' |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
якм |
/< |
Г 2 |
|
|
|
|
*2 + |
I |
t™ x |
|
|
|
|
|
||
|
. ;вст\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
в с т ^ ' у д ' |
'пер^ |
f |
к |
м / |
_ |
-вст\ -v-i |
|
1 |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
, -'вст\*уд1 |
'пер/ |
V |
|
|
|
|
||||
|
|
( 1 + Л ) ' 3 |
|
|
|
|
> Д |
|
|
|
( 1 + Д ) ' |
|
|
||||
|
Ч^тех р к м / , , |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
f 3 |
|
|
|
|
||
|
. |
/ . |
|
/вст. |
Л |
А™(1 |
• |
|
1ВСТ) |
|
|
|
|
||||
|
. . Т . |
( 1 + А ) |
|
|
|
|
e W T * e x |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
'"max |
|
|
|
|
'•'"max |
ркм / . . |
< . |
|
|
|||||
|
х ( / у д ; О |
V - - 7 |
+ |
У |
|
|
|
|
Г |
г • |
^ 1 7 ) |
||||||
|
|
|
|
/тех |
|
|
|
|
"i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если в исходный период на заданном направлении имеется авто блокировка с частично пакетным графиком и максимально возможный коэффициент пакетности у1пак, т о расчетная схема автоматически ста новится трехфазной (см. рис. 3) и критериальный функционал (12) примет вид
V i s - |
|
|
|
I j ^ "+л™-('т,+ |
||||||||||
|
|
n^/ |
< r , m a x |
|
|
|
( 1 + Д ) ' |
|
( l + A ) ' 1 |
|
||||
|
|
l 'mln<t 'x<t 'max |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
+ 5 у д л ( / у д ) У |
|
|
: + У |
|
|
: |
|
+ |
|
— t |
+ |
|||
|
^ |
|
( 1 + Д ) ' |
|
£х |
|
( 1 + Д ) ' |
|
( 1 + Д ) ' « |
|
||||
|
|
1 |
вст |
%Х |
|
1 |
|
* Г |
£ 3 " ( ^ У Д : |
V |
' n e p ; Q |
|
||
+ ( / у д |
; |
О |
2 |
- ^ - д Т Г + 2 |
|
|
|
( 1 + д ) ' |
|
+ |
||||
|
|
|
|
^2 |
|
|
|
'» + 1 |
|
|
|
|
|
|
, |
Л к м ( / |
• / в с г > |
I |
о к мК М/ , |
. |
,вст\т |
\ |
Г т а х |
, |
I |
|
|||
в п |
Ч.уд" п е Р / , |
V * |
1 |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
9 ( / |
|
• / |
|
V |
|
|
|
||
|
( 1 + Д ) 3 |
|
|
|
|
|
|
|
^ т е х ^ - 1 " ^ |
|
||||
|
|
|
+ |
2 |
|
|
|
|
|
|
' |
|
|
< 1 1 8 ) |
108
2. С Р О К И О С У Щ Е С Т В Л Е Н И Я М Е Р О П Р И Я Т И Й
Экстремальный характер сроков осуществления мероприятий уси ления мощности линии обусловлен тем, что каждое из них улучшает эксплуатационные показатели и снижает текущие затраты на осу ществление заданного объема перевозок, почему осуществление их ранее технически необходимого срока, с одной стороны, снижает пе ревозочные затраты, а с другой, приводит к определенным экономи ческим потерям, связанным с приближением сроков капиталовло жений .
Экономический эффект от ввода в эксплуатацию:
удлиненных путей заключается в снижении размеров движения и количества задержек поездов для скрещений при том ж е объеме перевозок (увеличивается участковая скорость и уменьшаются поте ри кинетической энергии при остановках);
автоблокировки — в том, что в определенных условиях при тех ж е размерах движения частично пакетный график обеспечивает более высокую участковую скорость, чем насыщенный обычный график движения;
двухпутных вставок — обеспечивается сопутствующей им системой
безостановочных |
скрещений поездов. |
В расчетах не |
предусмотрена возможность изменения очередности |
осуществления мероприятий. Приближение полного перевода направ ления в двухпутное при фиксированном параметре не рассмат ривается, так как режимы эксплуатации двухпутных вставок и двух путной линии экономически почти равноценны и приближение боль ших капитальных затрат на завершение строительства вторых путей практически всегда невыгодно.
Определение оптимальных сроков ввода в эксплуатацию удли
ненных путей tx, |
автоблокировки (с коэффициентом пакетности |
у п а к ) |
||
t2 и двухпутных |
вставок (с коэффициентом двухпутности |
улв) |
t3 |
сво |
дится к тому, что каждому из них присваивают в неравенствах |
(5)—(7) |
|||
возможное его целочисленное значение и рассчитывают |
функционал |
при условно фиксированных значениях на данном расчетном шаге
других переменных. Таким образом, при |
определенных значениях |
||||
параметров управления системой |
/ у д ; |
|
vx; упаа |
функционал (117) |
|
превращается в функцию Е„р = |
f (4; t2; |
t3), |
которую и |
оптимизируют |
|
по трем переменным. Конкретно |
решают |
эту задачу |
с |
ограничениями |
в форме неравенств и функций тех ж е параметров управления в уп рощенной системе расчетов при помощи теории графов [47].
Расчетный плоский ориентированный связный граф для определе
ния |
оптимального сочетания сроков tx; t2\ t3 |
при условно |
фиксирован |
|
ных |
на данном расчетном шаге переменных |
/ у д ; / „ е р ; vx; |
ynsiK |
приве |
ден на рис. 34. Схема вычислительного процесса, связанного с опре делением кратчайшего пути на графе, следующая. Задача запрограм
мирована по алгоритму |
Института кибернетики А Н |
УССР |
[48]. Д у г и |
||
графа, |
исходящие |
из начальной вершины и кончающиеся в |
вершинах |
||
1, 2, |
t\ex (см. |
рис. |
34) — перевозочные затраты |
начального или |
109
Рис. 34. Плоскостной направленный граф для определения оптимальных сроков осуществления мероприятий этапного усиления провозной способности
исходного (первого) этапа эксплуатации линии. |
Д л и н а любой из них |
||||
исходя из принципиальной |
схемы функционала |
(117) равна |
|||
|
|
h = |
^E^(t)(\ |
+ AY, |
(119) |
где tB=l; |
tK=l, |
2,..., / f x . |
|
|
Д л и н а дуги, соединяющей возможные сроки удлинения станцион ных путей с любой из вершин, принадлежащей множеству возможных сроков перехода к автоблокировке с частично пакетным графиком, т. е. приведенные суммарные затраты на втором этапе эксплуатации
'к
Х2 = Л™л(/уд)(1+ЛГ'н+ 2£Г(/УД; 0(i + A)-'-f-
|
|
|
'к |
|
|
|
+ Э у д л ( / у д ) |
2 ( 1 + А ) - ' , |
(120) |
где tH=\, |
2, |
r f x ; tK = t™+l; |
*™* + 2;...-; |
t™. |
Дугам, соединяющим возможные сроки ввода в эксплуатацию авто блокировки с частично пакетным графиком и двухпутных вставок, поставлены в соответствие приведенные затраты на третьем этапе эксплуатации линии
|
^з = |
Лкчпг(/уд;Тпак)(1 + д>-<.+ |
|
||
+ 2 £r(V> YnaK; |
0(1 + |
Д ) - ' + №+ЭД 2 (i+л)-'. (121) |
|||
|
Аналогично длины |
дуг, |
исходящих |
из вершин t\ex + 1; |
t\ex -f- 2; |
...; |
tT3ex и кончающихся в вершинах ^ е х , |
представляют собой |
затраты |
||
на |
четвертом этапе эксплуатации линии |
|
110
,тех
л 4 = Л ™ ( 1 + Л ) - ' - Ч - 2 ЕТ ( / у д ; /п с е т Р ; / ) ( 1 + Л ) - ' +
^тех
|
|
+ |
( 5 у д л + 5 ™ + а д |
£ |
|
( 1 + Д ) - ' . |
|
(122) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
^3+1 |
|
|
|
|
|
|
Суммарные приведенные |
затраты |
на |
завершающем |
пятом |
этапе |
||||||
э к с п л у а т а ц и и — д л и н а |
дуги, |
|
ведущей |
от вершины t\ex |
к |
конечной |
||||||
вершине |
Г т а х : |
|
|
|
2т а х£ К 5 М ( / |
У Д ; 0 ( 1 + Д ) - ' + |
|
|
||||
|
|
я 5 = Л ™ ( 1 + Д Г ' * |
+ |
|
|
|||||||
|
|
|
|
J T P X |
|
Г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
? 4 Т е х + 1 |
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
max |
|
|
|
|
|
|
|
+ ( 3 y L + 3 ™ + 5 Q |
2Г(Н-А)-'. |
|
( 1 2 3 ) |
|||||||
|
Последовательность |
действий при определении кратчайшего |
пути |
|||||||||
на |
графе, |
приведенном на рис. 34, такова. |
Вершинам графа |
1 , 2 , . . . , |
||||||||
/™х |
присваивают |
потенциалы, |
равные |
длинам дуг Ях , |
вычисленным |
соответственно для переменного верхнего предела суммы (119); вер
шинам t2 ^ |
t\ex |
+ 1; |
/ { е х |
+ 2; |
...; t\ex |
— потенциалы, |
соответствен |
|||||
но |
равные |
условной |
бесконечности. |
Д а л е е потенциалы |
вычисляют |
|||||||
по |
правилу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Utl+K |
если |
Utl |
+ |
bz<Ut, |
|
|
|
|
|
|
|
Ut>~[Ut2, |
|
если |
Uh |
+ K>Utt, |
|
[ [ М > |
|||
устанавливая наименьший возможный |
для каждой |
из |
вершин t2. |
|||||||||
Одновременно |
фиксируют |
номер |
вершины / ъ |
по которой |
получен ми |
|||||||
нимальный |
потенциал |
вершины |
/ 2 . Затем выбирают |
обусловленный |
||||||||
в задаче минимально возможный |
коэффициент пакетности и вычисляют |
|||||||||||
по соотношению (103) срок tTsex и находят потенциалы |
вершин, |
начи |
||||||||||
ная с t2 + |
1 до / £ е х ( у п а к ) . |
Исходными |
данными в этом случае |
будут |
||||||||
потенциалы |
вершин |
Ut2 |
и длины дуг Я 3 . Далее определяют |
срок |
tfx (max /„ер) и потенциал |
вершины. |
Потенциал |
вершины |
Г т а х — |
||||
сумма |
потенциала |
вершины |
t\ex и длины дуги Ха. |
Из возможных зна |
||||
чений |
параметра |
/ П ер от максимального до минимального (все значе |
||||||
ния Удв) |
получим |
набор |
потенциалов |
вершины Г т а х - Выбрав |
мини |
|||
мальный |
из них, найдем |
кратчайший |
путь на графе для фиксирован |
ного значения параметра у П ак - Меняя последний, получим несколько
кратчайших путей — несколько |
значений |
целевого |
функционала |
(120). Минимальное из них соответствует |
оптимальным |
срокам /х ; |
|
/2; ts, оптимальным параметрам |
у п а к и 7 Д В (/пер) и минимальному |
||
значению критерия . |
|
|
|
Реализация этого способа расчета на ЭВМ в 4—6 раз сокращает количество итераций в объеме вычислений по сравнению со сплош ным перебором возможных сочетаний сроков tx; t2; t3 в зависимости от абсолютных их значений и срока /Je x .
I l l