Файл: Тихонов, К. К. Выбор оптимальных параметров эксплуатации железных дорог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А В А VIII

ПРИВЕДЕННЫЕ ПЕРЕВОЗОЧНЫЕ ЗАТРАТЫ

1. Э Л Е М Е Н Т Ы П Е Р Е В О З О Ч Н Ы Х З А Т Р А Т

Годовые приведенные перевозочные затраты, отнесенные на 1 км эксплуатационной длины расчетного направления Е™, — в а ж н а я часть критерия исследуемой подсистемы. Эти затраты на любом этапе эксплуатации и в любой рассчитываемый год содержат расходы, свя ­ занные с перемещением груженых и порожних поездов и накоплением

вагонов с грузом в пунктах формирования, в

обоих

направлениях

движения .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдельно рассчитывают затраты на перелом

весовых норм, кото­

рые могут

возникнуть

на

примыканиях .

 

 

 

 

Кроме того, в вариантах разных весовых норм

по

направлениям

движения

надо

учесть

расходы

 

на резервный

пробег

локомотивов.

Д л я года t

перевозочные

затраты

состоят

из

следующих

семи

элементов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я™ (t) =

Е \ в

(t)

+

£ н а к (t)

\

£ д В б Р (0

+

 

 

 

 

 

~Г - £ п о р (0

+ £ н а к

(0

- г - ^ э н е р г

(t) - f - £ р е з (0>

(

125)

где

£ д в ( 0 ; E^(t)

£ п о р ( 0

£ р е з ( 0

- приведенные

затраты

года

t, связанные

только с перемещением

груженых

поездов,

соответственно туда и обратно, руб/км

в год;

затраты года t

на накопление вагонов

в пунк­

тах

формирования поездов

соответственно

туда

и обратно, руб/км

в год;

 

 

то ж е на усиление устройств энергоснабже­

ния

только

на линиях,

электрифицирован­

ных

на постоянном токе,

в связи

с

ростом

в

функции

удлинения станционных

путей

и

времени

весов поездов,

руб/км

в

год;

годовые затраты года t, связанные с пере­ мещением порожних составов, руб/км в год; приведенные затраты, связанные с резерв­ ным пробегом локомотивов и бригад, руб/км в год.

112


2. П Е Р Е М Е Щ Е Н И Е Г Р У Ж Е Н Ы Х П О Е З Д О В

Расходы, связанные с перемещением (движением) грузовых поез­

дов,

приходящиеся

на 1 км длины

направления,

 

определяют

следую­

щим

образом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ с г р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р К М

/

ПЧ

,

Л Г)КМ

I

С ттл/КМ

 

,

„ „

\ . .

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

Г° + А

П

"

 

 

 

 

 

,

 

 

 

 

 

(126)

 

 

 

 

 

4>*(lc0T

+1л)(р^

 

 

 

 

+ с12

Ар*/)

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Сдч — приведенная

 

стоимость

1 поездо-ч

 

груженого

поездопо-

 

 

тока, руб.;

 

 

 

км/ч;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у у ч

— участковая скорость,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R™ — средняя затрата механической работы локомотива на 1 км

 

 

длины

линии,

 

ткм/км;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

W™ — средняя

затрата

механической

 

работы

на преодоление

 

 

сил

сопротивления

движению

 

поезда

 

на 1 км длины ли­

 

 

нии,

ткм/км;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с"; Сэ — расходные

ставки

затрат

на 1 ткм

механической работы

 

 

соответственно

тяги

 

и

преодоления

 

сил

сопротивления

елкм

движению,

руб/ткм;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— расходная

ставка

затрат

на

 

пробег

локомотива,

руб.;

 

р — коэффициент

кратности

тяги

(р =-- 1 для одиночной

тяги;

 

 

р = 2 для двойной тяги на всем

 

направлении).

 

 

 

Все величины в формуле (126) должны

быть

определены

отдельно

«туда» и «обратно», за исключением

 

 

/ у д ; ал;

с л ;

с°э, которые не за­

висят от направления

движения

поезда. Основы

 

технико-экономиче­

ских

расчетов подробно

изложены

ранее

[7], а нормативы

энергети­

ческих затрат взяты по данным Гипротранстэи МПС. Расчеты

приве­

денных

перевозочных

затрат

на

перемещение

 

 

груженых

поездов

по участку алгоритмизированы следующим образом. Стоимость

1 по­

ездо-ч

на

участке для

груженых

 

поездов

 

рассчитывают

по формуле

 

сП ч = а Л о К

с б ч

+

л ° *

л

о к (—

+ —

\

+ гк

 

Мк. +

а

л о к е р л

+

 

 

 

 

 

 

 

 

8760

1 /

н

 

 

/ л

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\ ' о к

 

' с л /

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ сТЧ (pgp +

d2 ApV) (/ 0 Т +

/ у д - а л )

 

(

1 +

 

"

У Ч

f

j "

)

,

(127)

где

а л Р к — коэффициент,

 

учитывающий

внепоездную

работу

локо­

 

 

мотивной бригады (прием и сдачу локомотива в пунктах

 

 

смены, участие в плановых видах

 

ремонта:

постановка

 

 

локомотива в

ремонт,

обкатка

и др.);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ссЛ ок= 1 + 0,00065У у ч + Ь 2 ^ ;

 

 

 

 

 

(128)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'бр

 

 

 

 

 

 

 

 

113


 

 

/ б р

— средняя

 

длина

участка обращения

локомотивной

брига­

 

 

сбч

ды, км;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ч работы

 

 

 

 

 

 

— средняя

 

расходная

ставка

оплаты

локомотив­

 

 

 

ной

бригады, руб.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а л о к

коэффициент, учитывающий

время

нахождения

локомоти­

 

 

 

ва в пунктах

оборота и плановых

видах

ремонтов;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« л о к = 1 + * Ч ч + - ^ ;

 

 

 

 

 

 

(129)

х';

у'

— коэффициенты,

зависящие

от

 

вида

тяги .

В

среднесете-

вых

условиях

можно

принимать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х'

 

 

 

у'

 

 

 

 

 

 

 

 

Тяга:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тепловозная

 

 

 

 

 

0,0025

 

 

3,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

электрическая:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

постоянный

ток . . . .

 

0,0015

 

 

2,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

переменный

ток . . . .

 

0,0020

 

 

2,5

 

 

 

 

В л о

к

— прейскурантная

или расчетная

стоимость локомотива, руб .

 

 

 

[либо

известна

при заданных

параметрах

тяговых

средств,

 

 

 

либо

рассчитывается

по формуле

(73)];

 

 

 

 

 

 

 

 

^ок

— нормативный

срок

окупаемости

капитальных

вложений,

 

 

 

лет;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ с л

— расчетный

 

срок

службы

локомотива

с

учетом

морального

гк

 

износа, лет;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— расходная

ставка

затрат, пропорциональных

расходу

топли­

 

 

 

ва или электроэнергии

только на собственные

(служебные)

 

 

 

нужды,

руб/к.

л.

с;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е р

л

-— расходная

ставка

1 локомотиво-ч

 

ремонта

локомотива,

свя­

 

 

 

занного

с износом

с течением

времени, руб.;

 

 

 

 

еТЧ

 

— средняя

стоимость

1 тонно-ч

брутто

груженого

вагонопото-

 

 

 

ка, руб.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у ч

 

— средняя

длина

участка

обращения локомотива,

км;

 

 

2 < ст

суммарная

 

продолжительность

стоянок

транзитного

поезда

 

 

 

на технических станциях в пределах участка

обращения

 

 

 

локомотива, ч;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

NK — касательная

расчетная

мощность

 

локомотива;

 

 

 

 

C y q

— участковая

скорость поездов, км/ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у у

ч = М х р ;

 

 

 

 

 

 

 

 

(130)

 

vcxp

— заданная или рассчитываемая

по формуле

(79) ходовая

ско­

 

 

 

рость, средняя в обоих направлениях движения,

км/ч;

 

Р х

— коэффициент

участковой

скорости;

на

однопутной

линии

 

 

 

при организации движения по обычному

 

парному

непакет­

 

 

 

ному

графику

(исходный

период) [37]:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

,

 

(пгр

+ 2&сппс)

tCKp + (l—Ac)

n n c t o 6 r

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

p x

= i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

114


ппс

ггг р

/ с к р

— расчетные размеры пассажирского движения,

пар поездов

в сутки. Д л я расчетного года t эксплуатации

определяется

по формуле (44);

 

расчетные размеры грузового движения, пар поездов в сутки . Определяют по формуле (55), в которой вместо р с р х)

принимают (pj-p +

d2Ap*t);

— средняя стоянка

грузового поезда под скрещением, ч:

 

 

 

 

 

 

 

 

/ОД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^скР = ^пер +

0,15;

 

 

 

 

 

(132)

 

 

 

 

 

 

 

 

2vcp

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ о бг

— средняя

стоянка грузового

поезда

под обгоном

пассажир­

Ас

 

ским, ч;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— отношение

средней

в

оба направления

движения

 

ходовой

 

 

скорости

грузовых

поездов к скорости пассажирских

поездов:

 

 

 

 

 

 

 

Д с

=

— ;

 

 

 

 

 

 

 

 

(133)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«по

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,ОД

— средняя

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

'пер

длина перегона

на однопутной

линии,

км.

 

 

При

организации

движения

по

частично

пакетному

 

графику

на однопутной линии с автоблокировкой

коэффициент участковой ско­

рости

определяют

по формуле [37]:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

опак _

l

(1 -

0. 5/Упак) ( я г р +

2ппс)

t™

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1440 ( 1 , 5 - 0 , 6 / 7 п а к )

 

 

 

 

 

 

где

/ — коэффициент неидентичности

 

перегонов;

 

 

 

 

 

Скр

— среднее

время

стоянки

грузового

поезда

под

скреще­

 

 

 

нием,

ч:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

= Ю,95 +

0,65 ( / ? п а к ) " ] / с к р +

[0,05 +

3,2 ( / У п а к ) ' ]

/ а в

т ;

 

(135)

•^авт

— расчетный

интервал

автоблокировки,

ч.

 

 

 

 

 

Коэффициент участковой

скорости

на линии с двухпутными

встав­

ками

рассчитывают

по формуле [38]:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Г -

1 4

4

° - ° ' 6

^ р

 

,

 

 

 

 

( 1 3 6 )

 

 

 

 

 

 

Н 4 0 - ( 6 + 0 , 8 А с « п с )

С;

 

 

 

 

 

 

где

^ к р — средняя

продолжительность

стоянки

при

скрещении

 

 

 

грузового поезда с грузовым, мин.

Определяют

по фор­

 

/ПС

 

муле

(132), где вместо / п е Р

принимают /„ер;

 

 

 

 

 

 

— средняя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(скр

продолжительность

стоянки

грузового

поезда

 

 

 

при

скрещении с пассажирским, мин;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 2 0 / в с т

 

 

 

 

 

 

 

 

Ulv^{fx

 

+ tl)a3aa

или

*™р =

п-^азап;

 

 

 

(138)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D°P

 

 

 

 

 

X

115

 


 

1 вст

— расстояние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

' п е р

между осями

двухпутных

вставок,

км;

 

tx-\-t'x — чистое время хода пары

поездов по среднему

перегону,

 

 

мин:

 

 

 

 

1207в с т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tL + t"* =

^

;

 

 

 

 

 

 

(139)

 

а з а п

степень

заполнения

пропускной

способности

участка;

 

 

по условиям

задачи

всегда

меньше единицы:

 

 

 

 

 

 

 

 

« з а п =

 

;

 

 

 

 

 

 

 

(140)

 

"нал — максимально

возможные

 

размеры

движения

 

после

 

 

ввода в эксплуатацию двухпутных

вставок:

 

 

 

 

 

 

 

 

1 2 ( 1 - Р ' ) 0 - Р % з К Р

 

 

 

 

 

(141)

 

 

 

[

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

" п о т р

полные

потребные

размеры

движения,

определяемые

 

 

величиной грузового потока, длиной станционных

 

 

приемо-отправочных путей, размерами движения пас­

 

 

сажирских

и сборных поездов и соответствующими им

 

 

коэффициентами съема. Как только

п п

о т р становится

 

 

больше, чем п н а л ,

рассматривается

уже полностью

двух­

 

 

путная

линия .

 

 

 

 

 

 

t в формуле

 

 

Полная потребная пропускная способность года

(140)

определяется из выражения (56) отдельно

в направлении

движения

«туда» и «обратно». К расчету принимается большее

из двух

получен­

ных

значений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент участковой скорости на полностью двухпутной ли­

нии

рассчитывают по

формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

 

 

 

,

 

 

 

 

 

 

(142)

 

 

 

 

 

1 + С т < о б г » х

 

 

 

 

 

 

 

где

.км

— количество остановок

одного грузового поезда на рас­

гс0 с т

 

 

четном

участке под

обгонами

пассажирскими

поезда­

 

 

ми, приходящееся

на

1 км длины

участка:

 

 

 

 

 

 

« ™ т = = 5 н р М _ М + Л _ .

 

 

 

 

 

( 1 4 3 )

 

 

 

 

 

24

V vx

ч п с I

 

1УЧ

 

 

 

 

 

 

 

^ о б г

— средняя

стоянка

грузового

поезда

под

обгоном,

ч.

В формулах (131) и (142):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

' о б г =

-

пер

(IJ

] + 0 , 2 ,

 

 

 

 

 

(144)

 

 

^ "

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

fx

Vnc

 

 

 

 

 

 

 

 

116