Файл: Стандартизация и качество машин учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

та. При фреттннг-коррозии в результате многократного деформиро­ вания одних и тех же пятен контакта происходит химическое раз­ упрочнение и последующее локальное разрушение поверхностного слоя. Этот вид разрушения имеет место у посадочных поверхностей подшипников качения, шкивов, шестерен, у болтовых и заклепочных соединений.

Для характеристики величины износа в технике пользуются ча­ ще всего следующими показателями.

1. Линейная интенсивность износа представляет собой высо изношенного слоя, приходящегося на единицу пути трения:

(84)

или

(85)

где к — высота изношенного слоя; L — путь трения;

V — изношенный объем материала; ,4 — номинальная площадь касания.

2. Весовая интенсивность износа характеризует вес вещества, к торый удаляется с единицы номинальной площади контакта на единицу пути трения

 

_g_

(86)

 

A L '

 

 

где g — вес продуктов изнашивания.

 

3.

Энергетическая интенсивность износа, определяющая объе

изношенного материала, приходящегося на единицу работы силы

трения:

V_

 

 

/

(87)

 

FL ’

где W — работа силы трения;

 

 

 

4.

F — сила трения.

 

 

Удельный весовой износ — расчетная характеристика, числе

но равная количеству отделившегося вещества g, приходящегося на единицу фактической площади контакта Лф при перемещении на расстояние, равное протяженности пятна касания (диаметра) в на­ правлении движения d:

g

(88)

 

A§d

5.Удельный линейный износ — безразмерная характеристик численно равная объему отделившегося вещества, приходящегося на единицу реальной площади контакта Лф при перемещении на расстояние, равное диаметру пятна касания:

(89)

72


Так как \'= А ф *, где /г* — средняя толщина снятого слоя, то hi — ^ > ig ~ Тhi

где у — удельный вес изношенного вещества.

К основным конструктивным методам повышения износостойко­ сти можно отнести следующие мероприятия. -

1. Устранение возможности изнашивания деталей при замен внешнего трения внутренним. Для многих изделий, особенно рабо­ тающих в условиях возвратно-поступательного или возвратно­ вращательного движения, внешнее трение может быть полностью устранено конструктивными методами, при этом без ухудшения эксплуатационных свойств и функций изделий.

На рис. 24 приведено устройство неизнашивающегося перегиба трубопровода. Так как в трубопроводах пневматических транспорт­ ных систем наиболее интенсивному износу подвергаются стенки по­

Рис. 24. Защита перегиба трубо­

Рис. 25. Основные схемы самозатачи­

провода от непосредственного дей­

вания

двухслойного лезвия

(заштри­

ствия твердых частиц

хована

высокоизносостойкая

наплав­

 

 

ка)

 

верхностей в местах их перегиба, то было предложено в таких ме­ стах устанавливать дополнительный отросток трубы. Транспорти­ руемый материал забивается в этот отросток и воспринимает на себя непосредственное воздействие подаваемого под давлением ма­ териала. Такое простое устройство полностью исключает опасность износа трубопровода в местах перегиба.

2. Применение принципа самозатачивания инструмента и режу щих органов сельскохозяйственных машйн. Режущий элемент сель­ скохозяйственных машин изготовляется двуслойным: тонкий режу­ щий слой из твердого металла и относительно толстый слой из мяг­ кого. Для режущего слоя используются различные твердые наплав­ ки (смесь релита с сормайтом 1, сплав ХТ5У, сормайт 1 и покрытия хрома, высоколегированные стали и некоторые другие материалы и композиции). Эти наплавки должны обеспечивать высокую изно­ состойкость. Второй слой лезвия, называемый несущим, должен об­ ладать достаточной прочностью, но невысокой износостойкостью. Самозатачивающиеся лезвия могут быть двух типов (рис. 25).

В первом случае режущий слой расположен снизу, а несущий —

7 3


сверху (рис. 25, а); верхний слой при резании быстро изнашивается равномерно по всей ширине лезвия, в то время как нижний износо­ стойкий слон изнашивается незначительно. Вследствие значитель­ ной разности скоростей изнашивания и происходит самозатачива­ ние. Во втором случае (рис. 25, б) несущий слой, соприкасаясь с об­ рабатываемым материалом, изнашивается только вблизи режущей кромки; остальная его поверхность изнашивается незначительно. Срок службы наплавленных ножей в 5—9 раз больше по сравнению

сненаплавленными.

3.Введение в местах концентрации износа сменных элементов. Работоспособность многих изнашивающихся деталей лимитируется

восновном износом небольшой ее части. Поэтому в отдельных слу­ чаях целесообразно быстро изнашивающуюся часть этих деталей выполнять съемными, что позволяет быстро заменять эти изделия при ремонте. Съемные элементы получили широкое распростране­ ние в конструкциях рабочих органов почвообрабатывающих и зем­ леройных машин. Аналогично построены, например, зубья ковшей экскаваторов, сменные элементы плужных лемехов и отвалов.

4.Применение компенсаторов износа в процессе работы машины и при ее ремонте. Различают три Еида компенсации износа;

ручная компенсация. При введении ручной компенсации в кон­ струкциях машин предусматривается введение регулировочных клиньев, прокладок, планок и других устройств, которые могут вставляться по мере износа деталей или заменяться на компенсато­ ры больших размеров;

автокомпенсация износа (самоподжимание). В этом случае для компенсации износа предусматривается использование свойств уп­ ругой деформации одной из деталей сопряжения. Этот принцип за­ ложен в конструкции поршневых колец двигателей внутреннего сго­ рания, насосов и компрессоров, чем обеспечивается их длительная работоспособность;

автоматическая поднастройка систем с изнашивающимися эле­ ментами, применяемая в тормозных механизмах и металлорежу­ щих станках. Например, А. С. Проников разработал метод повыше­ ния срока службы направляющих металлорежущих станков путем автоматической коррекции положения суппорта при его износе. По­ ложение суппорта контролируется датчиками, дающими сигнал в систему механической поднастройки, которая при достижении опре­ деленной величины износа направляющих автоматически восстанав­ ливает первоначальный зазор.

5. Обеспечение эффективной смазки трущихся поверхностей де­ талей машин.

В 90-х годах прошлого столетия на смену растительным маслам пришли минеральные нефтяные масла. Усложнение условий работы узлов трения привело к необходимости создания более стойких ма­ сел путем введения в них различных добавок (присадок), создания синтетических смазочных материалов, внедрения твердых смазок и самосмазывающих материалов.

74


Выбор смазочных материалов для конкретной пары производит­ ся в зависимости от действующей нагрузки, скорости, температуры, конструкции узла, внешней среды, доступности точек смазки и дру­ гих факторов.

При выборе типа смазки следует учитывать также различные свойства смазочных материалов. По сравнению с консистентными смазками смазочные масла имеют следующие преимущества: они имеют меньший коэффициент внутреннего трения, более высокую стабильность и чистоту, лучшую работоспособность при высоких скоростях скольжения, а также при повышенных и низких темпера­ турах, дают возможность осуществлять контроль за состоянием смазки и ее подачей, обеспечивают простоту смены и добавки масла, возможность смены отработанного масла и его регенерации. К недостаткам смазочных масел следует отнести: повышенные утеч­ ки через неплотности в разъемах корпусов и соединений маслопро­ водов; необходимость применения более сложных уплотнений; по­ вышенную пожароопасность.

Консистентные смазки обеспечивают лучшую работоспособность узлов при малых скоростях и высоких удельных давлениях, при действии удельных и знакопеременных нагрузок. Они обеспечивают

•возможность работы узлов при более высоких зазорах, заполняя полностью зазоры в узлах трения, препятствуют загрязнению сопрягаемых поверхностей. Однако при длительной работе узлов с повышенной температурой возможно разжижение, расплавление и вытекание консистентных смазок. Этот тип смазок применяют в основном в парах скольжения тихоходных механизмов, в откры­ тых зубчатых передачах и подшипниках качения.

Густые консистентные смазки снижают чувствительность прибо­ ров и механизмов управления. При высоких скоростях происходит отбрасывание смазки от рабочих поверхностей; повышение внутрен­ него трения при низких температурах может приводить к заклинива­ нию и нарушению работоспособности сопрягаемых деталей.

Использование жидких масел требует более сложного конструк­ тивного исполнения узлов. Однако они не имеют вышеперечислен­ ных недостатков, присущих консистентным смазкам.

В последние годы разработано много самосмазывающих мате­ риалов, использование которых в узлах трения не требует примене­ ния специальной смазки.

Следует иметь в виду, что смазка может применяться не только для повышения износостойкости деталей, но и для уменьшения со­ противления движению, нагревания деталей, для оказания демпфи­ рующего действия с целью уменьшения вибраций, для предохране­ ния поверхностей от коррозии.

§ 9. КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛОВ

Согласно ГОСТ 5272—68 «Коррозия металлов. Термины», кор­ розия определяется как разрушение металлов вследствие химиче­

75


ского или электрохимического взаимодействия их с коррозионной средой. В результате такого взаимодействия вначале происходит разрушение поверхностных слоев деталей, приводящее к снижению всех их качественных характеристик, а по мере развития коррозии может наступить полное разрушение деталей. Процесс коррозии большинства металлов и сплавов может происходить в нормальных климатических условиях, но при наличии повышенной влажности и агрессивных сред этот процесс значительно ускоряется.

Ущерб, 'наносимый коррозией, в первую очередь связан с поте­ рями металла. Так, например, в результате коррозии ежегодно вы­ бывает из технического употребления около одной трети добываемо­ го металла. Две трети из этого количества восстанавливается при переплавке. Оставшаяся же одна треть, около 10% общей добычи металла, полностью разрушается коррозией. Из-за этого вида раз­ рушений теряют работоспособность дорогостоящие машины, трубо­ проводы, металлоконструкции, приборы.

В прошлом десятилетии

убытки от коррозии составили:

в США — больше 5 млн. долл.,

в Канаде — свыше 'Д млрд, долл.,

в Англии — около 600 млн. фунтов стерлингов. Причем здесь не учтены косвенные потери от коррозии — простои оборудования при ремонте, засорение агрегатов трубопроводов продуктами коррозии, завышение расчетных сечений деталей машин и др.

Металл может подвергаться коррозии в процессе технологиче­ ских операций изготовления деталей, при хранении, транспрртировке и эксплуатации машин.

Способность металла сопротивляться коррозионному воздейст­ вию среды называется к о р р о з и о н н о й с т о й к о с т ь ю. Поня­ тие «коррозионная стойкость» во всех случаях должно связываться с определенными температурами, средами и другими особыми ус­ ловиями. В зависимости от этих условий металлы и их сплавы могут обладать различной коррозионной стойкостью. Так, хром очень чув­ ствителен к разбавленной соляной кислоте и пассивен к такому окислителю, как азотная кислота.

Коррозионное разрушение металлов — естественный процесс их перехода в термодинамически более устойчивое состояние. Тер­ модинамика дает ответ на вопрос о возможности или невозможно­

сти самопроизвольной коррозии конкретной системы,

однако она

не решает важного практического вопроса о скорости

протекания

коррозионных процессов, об их кинетике.

и электрохимиче­

Различают два типа коррозии: химическую

скую.

непосредственного

Х и м и ч е с к а я к о р р о з и я — результат

химического соединения металла с каким-либо из агентов окружаю­ щей среды, например, с кислородом воздуха. При этом на металле образуются окисные пленки и дальнейшее взаимодействие металла с внешней средой затрудняется. Причем окисные пленки на метал­ лах могут затруднять или приостанавливать процесс коррозии, т. е. защищать металл от коррозии. Чтобы обладать хорошими защитны­

7 6