Файл: Стандартизация и качество машин учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вание, то коррозия меди будет замедлена. К таким ингибиторам от­ носится мочевина, тиомочевина, гидразин и др.;

ингибиторы, изменяющие состояние поверхности металла. Моле­ кулы или ионы таких ингибиторов, входя в контакт с металлом, вы­ зывают химические или физические процессы, сопровождающиеся образованием фазовых пленок на поверхности металла. Эти процес­ сы приводят к торможению анодных или катодных электрохимиче­ ских реакций или образованию защитных пленок.

Например, ингибитором коррозии алюминия в растворах едко­ го натра и едкого калия может явиться глюкоза. При концентрации 18% в 4%-ном растворе едкого натра глюкоза полностью прекра­ щает коррозию алюминия. Ингибиторами коррозии черных и неко­ торых цветных металлов в воде и в нейтральных водных солевых растворах являются нитриты щелочных металлов, фосфаты щелоч­ ных металлов и др.

Широко применяются летучие ингибиторы для защиты изделий при хранении и транспортировке. Ими пропитывают упаковочный материал (бумагу); испаряясь, ингибиторы насыщают пространство вокруг изделия и создают защитную газовую среду.

Другой путь изменения состава среды — удаление из нее стиму­ ляторов коррозии. Например, осушение атмосферы силикагелем (безводная окись кремния) — активным поглотителем влаги, а так­ же специальная обработка воды для паровых котлов с целью удале­ ния из нее растворенного кислорода.

З а щ и т а

от к о р р о з и и п р о т е к т о р а м и

основана на

использовании

электрохимического эффекта и по

сути является

анодной защитой.

 

К защищаемой стальной детали присоединяют металл (протек­ тор), имеющий более отрицательный потенциал (обычно цинк, кад­ мий). Под действием электролита протектор (анод) разрушается и предохраняет от разрушения деталь (катод). В отличие от метал­ лических покрытий, протектор не покрывает всей поверхности дета­ ли, не образует защитного слоя. Эффективный радиус защитного действия протектора зависит от электропроводности коррозионной среды. Протекторы применяются для защиты от коррозии стальных изделий, например, при контакте их с деталями из силумина, для за­ щиты изделий, находящихся в морской воде, и т. д.

В ы б о р р а ц и о н а л ь н о й

к о н с т р у к ц и и и з д е л и я

с точки зрения защиты от коррозии,

имеет большое значение для

обеспечения требуемой надежности. Наиболее существенными тре­ бованиями, которые нужно учитывать при конструировании изде­ лий, являются:

устранение в конструкциях застойных зон и карманов, способ­ ствующих скоплению влаги;

устранение вредних катодных контактов, их электрическая изо­ ляция или уменьшение их площади.

Так, неблагоприятными, в отношении развития коррозии, яв­


ляются контакты деталей из сплавов магния с деталями, изоготовленными из стали, сплавов меди, никеля и других металлов.

При сочленении деталей из медных сплавов со стальными, пос­ ледние покрываются цинком.

Часто защита деталей от коррозии не ограничивается примене­ нием только одного из перечисленных методов. Например, для за­ щиты от коррозии деталей из сплавов алюминия нередко одновре­ менно применяется их плакирование, анодирование, а затем много­ слойное лакокрасочное покрытие.

Для защиты изделий, работающих в различных климатических

условиях, и для ряда других случаев

разработаны стандарты

(ГОСТ 15157—69, ГОСТ 13168—69,

ГОСТ 16149—70, ГОСТ

15150—69, ГОСТ 15151—69, ГОСТ 14892—69 и др.), а также отрас­ левые стандарты и нормали.

Разработка и применение методов защиты от коррозии на всех стадиях изготовления и эксплуатации металлических изделий имеет огромное значение, особенно учитывая, что коррозионная стойкость является одним из важнейших факторов, от которого зависит их долговечность.

6’

83

Г Л А В А III

КОНСТРУКТОРСКОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

§10. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, ИСПЫТАНИЙ

ИПОСТАНОВКИ НА СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО НОВЫХ ВИДОВ МАШИН, ОБОРУДОВАНИЯ И ПРИБОРОВ

Качество продукции закладывается на стадии проектирования, обеспечивается в процессе производства, реализуется и восстанав­ ливается при эксплуатации и ремонте. Решение проблемы обеспече­ ния качества на всех трех стадиях определяется государственной системой стандартизации. Например, качество продукции на ста­ дии проектирования должно обеспечиваться стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), в процессе произ­ водства — Единой системой технологической подготовки производ­ ства (ЕСТПП) и системой контроля качества и испытаний продук­ ции, в процессе эксплуатации и ремонта — системой технологиче­ ского обслуживания и ремонта машин и оборудования. Все три ста­ дии должны базироваться на принципах комплексной стандартиза­ ции, на широком внедрении принципов унификации и агрегатиро­ вания.

Одним из основных путей обеспечения качества продукции на стадии проектирования должна явиться единая система проектиро­ вания, испытаний и постановки на серийное производство новых видов машин, оборудования и приборов. На необходимость разра­ ботки такой системы указано в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1970 г. «О повышении роли стандар­ тов в улучшении качества выпускаемой продукции».

Отдельные положения системы уже заложены в стандартах

ЕСКД.

В соответствии с ГОСТ 2.103—68 на изделия всех отраслей про­ мышленности установлены единые стадии разработки конструктор­ ской документации и этапы выполнения работ. На этих стадиях не­ обходимо разработать техническое задание, техническое предложе­ ние, эскизный проект, технический проект, рабочую документацию.

Т е х н и ч е с к о е з а д а н и е устанавливает основное назначе­ ние, технические и тактико-технические характеристики, показате­ ли качества и технико-экономические требования, предъявляемые к разрабатываемому изделию, выполнение необходимых стадий

84


разработки конструкторской документации и ее состав, а также специальные требования к изделию.

Правила выполнения, согласования и утверждения технического задания на разработку изделий всех отраслей промышленности установлены в стандарте «ЕСКД. Техническое задание». Согласно данному стандарту, техническое задание (ТЗ) разрабатывает заказ­ чик или разработчик (головной разработчик) на основе результатов научно-исследовательских и экспериментальных работ (если тако­ вые проводились), анализа технического уровня отечественной и за­ рубежной техники в данной области, ознакомления с патентной до­ кументацией. Техническое задание разрабатывается, как правило, на изделия в целом, а при необходимости и на составные части из­ делия. При этом требования технического задания на составные части изделия должны соответствовать требованиям технического задания на изделие в целом.

Техническое задание состоит из следующих разделов: тема раз­ работки, основания к выполнению темы, цель и назначение разра­ ботки, предпосылки и источники разработки, технические требова­ ния, этапы работ, порядок окончания работ. В зависимости от осо­ бенностей изделий допускается вводить новые разделы.

Техническое задание на разработку изделия утверждает заказ­ чик и разработчик изделия, затем оно согласуется с министерства­

ми (ведомствами)

или с головными или базовыми организация­

ми — на изделия,

относящиеся к профилю этих министерств, с ор­

ганами государственного надзора (при необходимости), с предста­ вителями заказчика в организациях (предприятиях) разработчиках изделия, а при выдаче технического задания на составную часть из­ делия и с представителями заказчика, контролирующими производ­ ство изделия в целом (по указанию заказчика), с другими органи­ зациями по решению заказчика.

Изменение или уточнение утвержденного технического задания в процессе разработки изделия проводится путем выпуска дополне­ ния к техническому заданию. Согласование и утверждение дополне­ ний к техническому заданию производятся в порядке, установлен­ ном для технического задания.

Т е х н и ч е с к о е п р е д л о ж е н и е — совокупность конструк­ торских документов, которые должны содержать технические и тех­ нико-экономические обоснования целесообразности разработки доку­ ментации на основании анализа технического задания заказчика и различных вариантов возможных решений изделий, сравнительной оценки решений с учетом конструктивных и эксплуатационных осо­ бенностей разрабатываемого и существующих изделий, а также па­ тентных материалов. Техническое предложение после согласования и утверждения является основанием для разработки эскизного (тех­ нического) проекта.

Э с к и з н ы й п р о е к т — совокупность конструкторских доку­ ментов, которые должны содержать принципиальные конструктивные решения, дающие общее представление об устройстве изделия и его

85-


принципе работы, а также данные, определяющие назначение, ос­ новные параметры и габаритные размеры разрабатываемого изде­ лия. Эскизный проект после согласования и утверждения служит основанием для разработки технического проекта или рабочей кон­ структорской документации.

Т е х н и ч е с к и й п р о е к т — совокупность конструкторских до­ кументов, которые должны содержать окончательные технические решения, дающие полное представление об устройстве разрабаты­ ваемого изделия, и исходные данные для разработки рабочей доку­ ментации. Технический проект после согласования и утверждения служит основанием для разработки рабочей конструкторской доку­ ментации.

Конструкторской документации, разработанной на стадиях тех­ нического предложения, экскизного и технического проектов, при­ сваиваются литеры соответственно «П», «Э» и «Т».

Р а б о ч а я д о к у м е н т а ц и я — совокупность конструктор­ ских документов, необходимых для изготовления и испытания опыт­ ного образца (опытной партии), установочных серий и изделий уста­ новившегося серийного или массового производства. Разработка ра­ бочей документации опытного образца (опытной партии) преду­ сматривает следующие этапы:

разработка конструкторских документов, предназначенных для изготовления и испытания опытного образца (опытной партии);

изготовление и заводские испытания опытного образца (опытной партии);

корректировка конструкторских документов по результатам из­ готовления и заводских испытаний опытного образца (опытной пар­ тии) с присвоением конструкторским документам литеры «О»;

государственные, межведомственные, приемочные и другие по­ добные испытания опытного образца (опытной партии);

корректировка конструкторских документов по результатам го­ сударственных, межведомственных, приемочных и других подобных испытаний опытного образца (опытной партии) с присвоением кон­ структорским документам литеры «Oi». При последующих (повтор­ ных) изготовлениях и испытаниях опытного образца (опытной пар­ тии) и соответствующей корректировке конструкторских докумен­ тов им присваивают соответственно литеры «Ог», «Оз», «О 4 » и т. д.

Разработка рабочей документации установочных серий преду­ сматривает:

изготовление и испытание установочной серии; корректировку конструкторских документов по результатам из­

готовления, испытания, оснащения технологического процесса веду­ щих составных частей изделия установочной серии с присвоением конструкторским документам литеры «А».

Стадии разработки документации на изделия установившегося серийного или массового производства предусматривают:

изготовление и испытание головной (контрольной) серии; корректировку конструкторских документов по результатам из­

8 6


готовления и испытания головной (контрольной) серии с присвое­ нием литеры «Б» конструкторским документам, окончательно обра­ ботанным и проверенным в производстве изготовлением изделий по зафиксированному и полностью оснащенному технологическому про­ цессу.

Для некоторых изделий, устанавливаемых разработчиком, ГОСТ 2.103—68 допускает разработку конструкторских документов для изготовления макетов с целью:

проверки принципов работы изделия или его составных частей на стадии эскизного проекта;

проверки основных конструктивных решений разрабатываемого изделия или его составных частей на стадии технического проекта; предварительной проверки целесообразности изменения отдель­ ных составных частей изготовляемого изделия до внесения этих из­ менений в рабочие конструкторские документы опытного образца

(опытной партии).

Конструкторским документам для индивидуального производст­ ва, предназначенным для разового изготовления одного или не­ скольких изделий, присваивают литеру «И». .

Вносить изменения в конструкторские документы имеет право только предприятие — держатель подлинников на основании «Изве­ щения об изменении». В копии документов, находящихся в произ­ водстве, допускается вносить изменения на основании «Предвари­ тельного извещения». ГОСТ 2.503—68 устанавливает, что «Предва­ рительное изменение» выпускают, когда:

в документе обнаружена ошибка, которая может вызвать брак изделия;

необходимо предварительно проверять предлагаемые изменения в производстве;

необходимо предварительно подготовить производство и в дру­ гих случаях по усмотрению отрасли промышленности.

В тех: случаях, когда после внесения в документы изменений на­ рушается конструктивная или эксплуатационная взаимозаменяе­ мость изготовляемых изделий с изделиями, изготовленными ранее, вместо внесения изменения должны быть выпущены новые доку­ менты с новыми обозначениями. Это требование не распростра­ няется на изделия индивидуального производства и на опытные образцы.

«Предварительное извещение» как временный документ дейст­ вует в производстве до его погашения «Извещением об изменений». «Предварительное извещение» должно выпускать предприятие — держатель подлинников.

Изменения, вносимые в документы, утвержденные заказчиком, а также в документы, не утвержденные им, но по которым ведется поставка изделий заказчику, должны с ним согласовываться.

Все «Предварительные извещения» и «Извещения об изменени­ ях», независимо от содержания предлагаемых изменений, согласо­ вываются с представителями заказчика на предприятиях — держа­

87