ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
Первый путь наиболее очевиден, но он не всегда является эко номически оправданным, так как для многих элементов изделий по лучить практически достоверную безотказность в течение требуемо го интервала времени сложно и сопряжено с большими материаль ными потерями.
Второй путь приводит к излишнему простою оборудования и оп ределенным затратам на ремонт, в то время как проведение таких, мероприятий не вызывалось фактическим состоянием объекта. Кро ме того, из-за большого рассеивания показателей надежности нель зя быть полностью уверенным, что до установленного срока все же не произойдет отказ.
Поэтому в последние годы появилась новая наука — техническая' диагностика, которая позволяет устанавливать состояние объекта, прогнозировать возможные сроки появления отказов. Техническаядиагностика позволяет также проводить проверку технического со стояния объекта в процессе его производства, указывать место и ха рактер имеющихся неисправностей. Техническая диагностика яв ляется одной из наиболее молодых форм контроля надежности ма шин и их элементов и прогнозирования возможных отказов. Мето ды технической диагностики основаны на том, что каждый рабо тающий механизм порождает большое число разнообразных физи ческих процессов (шум, вибрацию, выбрасывание выхлопных газов, и т. д.), основные характеристики которых можно непосредственно' измерить. Эти характеристики являются функцией состояния меха низма.
Основные условия диагностики сводятся к следующему:
любое состояние, в котором может находиться механизм, принад лежит одному и только одному классу заранее составленной клас сификации состояний;
изменение каждого подлежащего определению параметра меха низма должно приводить к изменению диагностического сигнала; диагностический прибор, воспринимающий сигналы механизма, должен содержать заранее информацию о сигналах, порождаемых
каждым классом состояний механизма.
Техническая диагностика состояния машин должна производить ся как в процессе эксплуатации, так и при их постановке на капи тальный ремонт.
Диагностика позволяет осуществлять анализ состояния меха низмов и агрегатов без их разборки. Это особенно важно, так как каждая лишняя разборка и сборка требует затраты определенных средств и, кроме того, снижает надежность машины.
Наиболее распространенной характеристикой работы машины, позволяющей делать е ы в о д ы о ее техническом состоянии, являются шумовые (акустические) сигналы. Любые звуковые сигналы могут быть -охарактеризованы количественно силой звука. Следовательно, и состояние машины может быть охарактеризовано этой величиной.
Например, уровень шума подшипников качения и скольжения, зубчатых передач, поршневых групп двигателей внутреннего сгора
149»
ния и различных подвижных соединений пропорционален величине рабочих зазоров в них и, следовательно, может явиться индикатором ■степени изношенности деталей.
Кроме шумовых сигналов, для установления диагноза можно использовать также возникающие в машине механические колеба ния, которые являются первопричиной возникновения шума при ра боте машины. Другими источниками информации о состоянии ма шины может служить, например, температура корпуса, прозрач ность выхлопных газов, состояние смазки, расход горючего.
Причиной возникновения шума при работе машины или измене ния другого контролируемого параметра могут быть различные ■сопрягаемые детали или узлы машины. Однако исследователя в данный момент может интересовать состояние только одного узла. Поэтому одна из задач технической диагностики сводится к тому, чтобы из общего шума, создаваемого машиной, выделить только те сигналы, которые исходят из интересующего нас объекта, т. е. устранить сигналы-помехи и оставить сигнал-информатор. Реше ние этой задачи производится в основном двумя методами: времен ным и спектральным.
При первом методе составляется характеристика протекания из мерения контролируемого параметра по времени. Такой характери стикой может являться, например, осциллограмма колебаний ме ханизма. Зная продолжительность удара и периодичность соударе ний (например, поршня), можно на осциллограмме выделить участ ки колебаний, характерные для исследуемого узла.
При спектральном методе полученный спектр колебаний разла гается на составляющие его гармоники. Как правило, каждому узлу соответствуют различные частоты, амплитуды или начальные
•фазы. Таким образом удается привязать интересующие нас колеба ния к определенному узлу машины.
Не менее сложной задачей технической диагностики является создание методов, позволяющих устанавливать-зависимость сигна лов, излучаемых исследуемым механизмом, от его состояния.
Техническая диагностика включает в себя задачи, связанные ■с организацией оптимальных процедур проверки технического со стояния систем, а также методы и технические средства решения этих задач.
Таким образом, предметом технической диагностики является комплекс задач, возникающих при организации проверки техниче ского состояния сложных объектов. Основными из них являются следующие:
построение математических моделей объектов; построение формальными методами программ проверки объ
ектов; выбор или создание технических средств проверки состояния
объектов.
Проверка технического состояния каждого объекта в общем слу чае сводится к подаче на него внешних воздействий и измерению
350
реакции объекта на эти воздействия. При этом объектом исследо вания могут быть такие системы, которые удовлетворяют двум усло виям:
системы могут находиться по крайней мере в двух взаимоисклю чающих и различных состояниях (например, в работоспособном и неработоспособном);
в системах могут быть выделены элементы, каждый из которых тоже характеризуется различными состояниями.
Большое значение имеет создание специальных станций диагно стики автомобилей, организованное в Литовской ССР. Это позво лило сократить объем технического обслуживания автомобиля на 25—30%, полнее использовать ресурс работы механизмов и агрега тов, исключить излишние работы по разборке и сборке. На станции (обслуживают только два лаборанта) ежедневно диагностику про ходит 18—20% автомобилей. Для проведения всех проверочных испытаний требуется 40 мин. На станции диагностики можно прове рять и определять:
тяговое усилие на ведущих колесах и мощность двигателя (на специальном испытательном стенде);
• количество и давление газов, прорывающихся в картер двигате ля (с помощью газового счетчика и вакуумметра);
расход топлива при заданной скорости движения автомобиля; состав отработанных газов (газоанализатором); правильность установки зажигания;
исправность действия приборов зажигания (при помощи пере носного прибора проверки зажигания);
давление, создаваемое топливным насосом; действие и точность показания спидометра; действие тормозов;
действие и герметичность подъемного механизма автомобилясамосвала при давлении в рабочем цилиндре 55—65 кгс/см2;
точность показаний указателей давления масла, уровня бензи на и температуры воды в головке цилиндров путем сравнения с по казаниями эталонных приборов.
Основными диагностическими тестами автомобилей являются: контрольный расход топлива, путь свободного качения автомобиля,, путь и время разгона до заданной скорости, легкость управления.
Для диагностики может применяться также прослушивание с по мощью стетоскопа двигателя, коробки передач, главной передачи; контроль состояния агрегатов трансмиссии может производиться по> их рабочей температуре.
Ускоренные испытания машин. Показатели надежности машив могут быть определены путем обработки информации, полученной
врезультате наблюдений за работой некоторого количества маши»
взаданных условиях, соответствующих их назначению. Такое на блюдение в теории' вероятностей называется опытом или испытани ем. Все испытания машин (ГОСТ 13216—67) делятся на определи тельные и контрольные.
15Ь
Определительные испытания изделий машиностроения на на дежность проводят для установления фактических показателей на дежности, результаты которых служат:
для определения соответствия фактических показателей надеж ности изделий показателям, приведенным в техническом задании; для внесения показателей надежности изделий в техническую
документацию; для установления групп надежности.
Контрольные испытания изделий на надежность проводят для контроля соответствия показателей надежности требованиям стан дартов и технических условий на изделия.
Наиболее ценную информацию о |
надежности изделия дает |
наблюдение за эксплуатацией изделий |
в естественных условиях. |
■Однако у этого метода есть крупный |
недостаток — большая дли |
тельность сбора информации. Зачастую бывает так, что достаточ ное количество эксплуатационной информации о надежности удается собрать лишь тогда, когда изделия данного типа уже выхо дят из употребления и снимаются с производства.
Преодолеть этот недостаток и добиться своевременного получе ния достоверной информации о надежности в наиболее ответствен ный момент доводки изделия перед постановкой в серийное произ водство можно путем разработки и широкого применения методов ускоренных испытаний машин и элементов на надежность.
Объектами ускоренных испытаний могут быть образцы, детали,
•сопряжения, узлы, агрегаты и машины в целом.
При подготовке к проведению ускоренных испытаний необходи мо выполнить следующий объем работ:
выбор вида испытаний и испытательного оборудования; определение основных видов разрушения; выбор режимов и методов ускорения испытаний;
статистическое планирование испытаний, в том числе определе ние необходимого числа объектов испытаний и необходимого вре мени;
выбор методов контроля процессов разрушения; обработка и анализ результатов испытаний.
Методов ускорения (форсирования) испытаний разработано много, важнейшие из них можно разделить на три вида:
1) форсирование по времени заключается в сокращении или пол ной ликвидации времени простоев и холостых ходов машин;
2) форсирование по режиму заключается в создании таких усло вий, в которых наиболее интенсивно протекают физико-химические -процессы, приводящие к отказу изделия. Примерами такого форси рования могут быть:
увеличение нагрузок, действующих на испытываемый объект, что -позволяет ускорить процессы изнашивания, усталостного разруше ния, развития необратимых деформаций;
увеличение скоростей движения или вращения, что позволяет ускорить процессы изнашивания, усталостного разрушения;