ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
Разнообразие возмущений часто бывает неизвестным, так как в большинстве случаев имеет место случайный характер возмуще ний. Поэтому система часто узнает о возмущениях, когда она пере ведена из устойчивого, заданного состояния в другое, отличное от него.
Например, система «автомобиль» может быть переведена из устойчивого (работоспособного) состояния в другое (неработоспо собное) под действием таких случайных возмущений, как прокол камеры. Покрышка является своего рода регулятором против дан ного возмущения.
Другим примером регулирования могут служить статистические методы регулирования технологических процессов. Эти методы по зволяют сохранять систему СПИД (станок — приспособление — ин струмент— деталь) в заданном режиме обработки, не дают возмож ности появления бракованных изделий.
В данном случае под устойчивым состоянием систем понимается такое, когда точность обработки лежит в пределах, заданных контрольными границами.
Статистические методы контроля в сочетании с рядом органи зационно-технических мероприятий позволяют управлять системами СПИД. Если, например, система СПИД находится в таком состоя нии, что дает 10% брака, то проведением ряда мероприятий система может быть переведена в состояние, при котором она работает без брака. В данном случае .имеет место управление, так как ’система переводится из одного состояния в другое.
После определения понятий «система» и «управление» можно пе рейти к более подробному рассмотрению системы управления каче ством промышленной продукции.
Согласно |
ГОСТ 15467—70, у п р а в л е н и е м к а ч е с т в о м |
п р о д у к ц и и |
называется установление, обеспечение и поддержа |
ние необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое пу тем систематического контроля качества и целенаправленного воз действия на условия и факторы, влияющие на это качество.
Система управления качеством продукции состоит практически из бесконечно большого количества элементов. Однако для прак тических целей достаточно ограничиться рассмотрением только её
основных элементов. |
' |
I |
К основным элементам |
(подсистемам) |
системы управления ка |
чеством продукции можно отнести:
планирование и отчетность о качестве, проводимые в государст венном масштабе, отраслевом и на уровне предприятий;
государственную систему стандартизации; государственную систему надзора за качеством, внедрением и
соблюдением стандартов; единую систему аттестации качества, включающую государст
венную аттестацию, отраслевую и аттестацию на промышленных предприятиях;
160
единый порядок разработки, испытаний и постановки на серий ное производство новых образцов машин, оборудования и приборов; единые методы оценки качества, включающие: единство терми нов и определений; стандартизованную номенклатуру показателей качества, дифференцированную по целям (народнохозяйственное планирование и отчетность, отраслевое и на уровне предприятий; оценка уровня качества и т. д.) и видам продукции; стандартизован ные методы расчета и оценки показателей качества; единство изме
рений; систему обеспечения качества (саратовскую, К.АНЛРСПИ, СБТ
и другие); |
|
|
включающую: единый |
единую систему контроля и испытаний, |
|||
для всех отраслей порядок организации |
промышленного контроля |
||
и испытаний, широкую автоматизацию |
и |
механизацию операций |
|
контроля, внедрение прогрессивных |
методов и средств контроля; |
||
единую систему конструкторской |
документации, состоящую из |
разработанных и разрабатываемых стандартов ЕСКД с автомати зацией конструкторских работ;
систему унификации и агрегатирования; автоматизированную систему управления промышленными пред
приятиями; единую систему технологической подготовки производства, осно
ванную на типизации технологических операций, унификации оснастки и оборудования, автоматизации работ по подготовке про изводства;
систему эксплуатации и ремонта, опирающуюся на централизо ванные и специализированные службы ремонта и изготовления за пасных частей;
систему информации о качестве; систему экономического стимулирования мероприятий по повы
шению качества продукции.
Для того чтобы система управления качеством нормально функционировала, должно быть обеспечено действенное функциони рование всех ее элементов, каждый из которых в свою очередь со стоит из большого числа элементов более низкого разряда. Ком плекс всех этих элементов образует иерархическую структуру управ ления качеством.
§15. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ
ИКАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
Врешении задач по обеспечению качества продукции основная роль отводится стандартизации. «Опыт промышленного развития нашей страны,— писал профессор В. В. Бойцов, — показывает, что стандартизация — одно из наиболее эффективных средств ускоре
ния технического прогресса, основа специализации производства и повышения качества продукции. Современная система стандарти зации — это сложная система с многочисленными внутренними
П-1819 |
161 |
и внешними связями, дающая огромный эффект при условии нахож дения оптимальных решений».
Государственная система стандартизации — это комплекс взаимоувязанных правил и положений, определяющих задачи стан дартизации, организацию и методику проведения работ по стандар тизации во всех областях народного хозяйства СССР, порядок раз работки, оформления, согласования, утверждения, издания, обра
щения, внедрения стандартов всех |
категорий |
и видов, а также |
контроля за их внедрением и соблюдением. |
применение правил |
|
С т а н д а р т и з а ц и я — установление и |
||
с целью упорядочения деятельности |
в определенной области на |
пользу н при участии всех заинтересованных сторон и, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности.
Стандартизация основывается на объединенных достижениях науки, техники и практического опыта и определяет основу не толь ко настоящего, но и будущего развития и должна осуществляться неразрывно с прогрессом.
Согласно ГОСТ 1.0—68 основными целями стандартизации яв ляются:
ускорение технического прогресса, рост эффективности общест венного производства, повышение производительности общественно го труда, в том числе инженерного и управленческого;
повышение качества продукции и обеспечение его оптимального уровня;
обеспечение увязки требований к продукции с потребностями обороны страны;
обеспечение условий для широкого экспорта товаров высокого качества, отвечающих требованиям мирового рынка;
совершенствование организации управления народным хозяйст вом и установление рациональной номенклатуры выпускаемой им продукции;
развитие специализации в области проектирования и производ ства продукции;
рациональное использование производственных фондов и мате риальных ресурсов (оборудования, сырья, материалов, топлива, энергии);
обеспечение охраны здоровья населения и безопасности труда работающих;
развитие международного экономического, технического и куль турного сотрудничества.
Из приведенного перечня основных задач стандартизации видно, что большинство из них непосредственно связано с вопросами обе спечения качества промышленной продукции.
Однако государственная система стандартизации не может одна решить и полностью обеспечить функционирование системы управ ления качеством промышленной продукции. В то же время она ре шает целый ряд задач, которые выходят за пределы системы управ
162
ления качеством, например, повышение производительности труда, совершенствование организации управления народным хозяйством.
Среди основных направлений стандартизации, охватывающих область управления качеством, важнейшими являются следующие:
единая система конструкторской документации (ЕСКД); единый порядок разработки испытаний и постановки на серийное
производство новых видов машин, оборудования и приборов; единая система допусков и посадок; единая система оценок качества;
система технических требований к промышленной продукции; система технических условий на изготовление промышленной
продукции; система унификации и агрегатирования;
система метрологического обеспечения измерений, контроля и испытаний;
единая система технологической подготовки производства; система контроля качества и испытаний продукции; система информации о качестве и надежности; система технического обслуживания и ремонта; система аттестации качества продукции;
система государственного надзора за |
качеством, внедрением |
и соблюдением стандартов. |
проектирования, изго |
Указанные системы охватывают стадии |
товления, эксплуатации и ремонта продукции.
Из приведенного перечня объектов государственной стандарти зации следует, что стандартами предусмотрены регламентация как показателей качества промышленной продукции, так и методов и средств ее обеспечения. Для реализации этих возможностей при практическом проведении работ по стандартизации и ее планирова нии должен быть обеспечен принцип комплексности.
К о м п л е к с н а я с т а н д а р т и з а ц и я — это процесс одно временного установления в нормативно-технической документации оптимально увязанных требований к показателям качества, к мето дам и средствам контроля и испытаний, изготовления изделий са мостоятельного применения, а также сырья, материалов, полуфаб рикатов и комплектующих изделий. Одной из основных задач ком плексной стандартизации является установление взаимоувязанных требований к качеству готовой продукции с соответствующими тре бованиями к качеству сырья, материалов, полуфабрикатов и ком плектующих изделий.
Важную роль в управлении качеством продукции играет полу чившая в последние годы широкое распространение практика уста новления в стандартах перспективных показателей качества. Пер спективные показатели качества отдельных видов продукций, кото рые должны вводиться в стране через определенное количество лет, позволяют министерствам и предприятиям заранее намечать и про водить конструктивно-технологические мероприятия по созданию условий для достижений требований перспективных стандартов.
П * |
163 |