Файл: Стандартизация и качество машин учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

увеличение концентрации агрессивных или абразивных элемен­ тов в среде, что ускоряет процессы изнашивания, корродирования* химического разрушения материалов;

увеличения электрического напряжения при испытаниях элек­ трических и электронных машин и приборов;

увеличение температуры, влажности окружающей среды, интен­ сивности ультрафиолетового или у-облучения, что ускоряет процес­ сы старения полимерных и других материалов;

3) изучение закономерностей изменения во времени параметро машины, по которым регистрируется отказ. Например, если установ­ лена закономерность износа, то, измерив интенсивность износа в- процессе кратковременных испытаний, можно путем экстраполяции

или перерасчета определить

наработку сопряжения до заданного

критического состояния.

>■

При планировании ускоренных испытаний очень важно устано­ вить оптимальные режимы форсирования с тем, чтобы при мини­ мальной продолжительности эксперимента получить достоверные данные о надежности. Так, например, при ликвидации простоев долговечность подшипника скольжения, работающего в режиме граничного трения или трения без смазки, может понизиться за счет перегрева, а долговечность подшипника, работающего в гидродина­ мическом режиме, может увеличиться за счет исключения моментовпуска и остановки. При увеличении нагрузки может измениться ха­ рактер разрушения.

Основным критерием правильности назначенного режима яв­ ляется сохранение физической сущности процесса, приводящего к. отказу при ускоренных испытаниях и при нормальной эксплуатации изделия, и, следовательно, сохранение вида разрушения.

Степень форсирования испытаний принято оценивать коэффи­ циентом ускорения /Су, который равен отношению времени работы, изделия (детали) до отказа в нормальных условиях к времени рабо­ ты на форсированном режиме. В конкретных случаях Ку может оп­ ределяться косвенно через параметры режимов нагружения.

Другим ответственным моментом является выбор методики, оценки фактической долговечности объекта по результатам уско­ ренных испытаний. Такие методики и рекомендации по их примене­ нию разработаны, но их изучение не входит в задачу настоящего курса.

В качестве примера рассмотрим два метода ускоренных испыта­ ний образцов на выносливость, нашедших широкое практическое применение.

М е т о д л и н е й н о г о у в е л и ч е н и я н а г р у з к и (метод Про) применяется для ускоренного определения предела выносли­ вости. При этом методе используется соотношение

°шах “Ь 0—Ь (94)-

153'


где сгтах=2(Та — величина напряжения, при котором

произошло

разрушение образца (аа — амплитуда

напряже­

ния) ;

 

а — скорость возрастания нагрузки, характеризующая увеличение напряжения за цикл, кгс/мм2 цикл;

сг- 1 — предел выносливости; К, п — постоянные коэффициенты.

Из формулы (94) видно, что если результаты испытании нанести

на график в координатах аШах, Та, то они расположатся на прямой, точка пересечения которой с осью ординат даст величину предела выносливости (принимается, что л =1/2). Испытания начинают при напряжении, составляющем 0,6—0,8 предполагаемого предела вы­ носливости образца. Испытанию подвергают несколько групп об­ разцов. Каждую группу испытывают с различными скоростями а.

Образцы испытывают при нагрузке, линейно увеличивающейся во времени вплоть до разрушения образца (рис. 57).

Рис. 57. Результаты испытаний образцов из стали ЭИ612 по методу Про

Метод одноступенчатого нагружения (метод X. Б. Кордовского) применяется для определения долговечности образцов, работающих при сравнительно малом номинальном нагружении стнИспытания проводят в следующем порядке. Группу образцов из Ki штук испы­ тывают на повышенном уровне нагрузки ак до разрушения, фикси­ руют число циклов, при котором произошло разрушение каждого образца:

N iK ) ; №3(ак), . . . , NKl (ак).

Вычисляют среднее значение числа циклов

_

А-,

)

2 М Ы

(95)

N (ок) =

—-------.

Vк'

К,

 

154

Затем группу из iC2 образцов испытывают сначала на малом

уровне он до накопления NW циклов, а

затем — на уровне ок до

разрушения. Подсчитывают среднее значение числа циклов

 

£

 

Л/к =

---- •

(96)

 

Л.2

 

Затем третью группу из Кз образцов испытывают на уровне ов до

накопления NW циклов, а затем — на

уровне ок до разрушения

и вычисляется среднее число циклов

 

Л/(к2)=

 

(97)

Полученные значения подставляют в систему уравнений (98), из которой определяют искомую долговечность N(aB) при нагрузке ав:

 

 

ig МЧ

 

 

 

 

1—

1

 

 

Л ^ = ! * К , ) N [ ! ) [ N ( o k )

 

1];

(98)

 

 

Ig М 2)

 

 

 

 

 

^ =

° к )

[Л/ (ок)

 

1],

 

где ц(сгн, ак) — коэффициент

перехода, зависящий от сгн и ок

и устанавливающий зависимость между величиной

накопленных повреждений после NBциклов под на­

грузкой <ти и после NB циклов при

повышенном на­

гружении.

 

 

 

 

155


Г Л А В А IV

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

§ 14. ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Для современного машиностроения типичен переход от проекти­ рования отдельных машин к созданию технических систем и систем машин. Так, например, нельзя проектировать современный пасса­ жирский самолет без создания соответствующего аэродромного оборудования, необходимого для его обслуживания, т. е. без всего ^комплекса элементов, составляющих техническую систему. Автома­ тическую линию механической обработки нельзя создавать без уче­ та взаимодействия с другими подразделениями предприятия: ин- -струментальным цехом, транспортными службами, литейными и за­ готовительными цехами. Типичным примером системы машин яв­ ляется система колесных машин, предназначенных для транспорт­ ных перевозок, сельскохозяйственных работ, погрузочно-разгрузоч­ ных и других операций.

Наличие широких кооперативных связей и специализации про­ изводства приводит к тому, что требуемый уровень качества отдель­ ных машин невозможно обеспечить без того, чтобы определенными

•свойствами не обладали все комплектующие изделия и материалы. В свою очередь показатели качества всех видов продукции опреде­ ляются уровнем технологии, состоянием технологического оборудо­ вания, методами контроля и испытаний. Говоря о факторах, опре­ деляющих уровень качества определенного вида изделий, необходи­ мо учитывать также систему планирования уровня качества, систе­ му ценообразования и целый ряд других факторов. В укрупненном виде все факторы, определяющие уровень качества, можно подраз-

.делить на организационные, технические, экономические, правовые

•и социальные. Все эти факторы функционируют в тесной взаимосвя­ зи и должны рассматриваться как элементы некоторой системы, со­ держащей большое количество связей. Кроме того, известно, что качество продукции должно закладываться на стадии научных ис­ следований и проектирования, обеспечиваться в процессе изготовле­ ния, реализовываться в процессе эксплуатации и ремонта. Эти три стадии тесно взаимосвязаны, и качество продукции не может быть обеспечено при появлении серьезных отклонений хотя бы в одной из

них. В настоящее время проблема качества не может быть решена путем воздействий на отдельные элементы или группы факторов. Необходима организация единого научного управления качеством

продукции на основе системного

подхода к

решению проблемы.

В связи с этим председатель

Госстандарта

СССР . профессор

В. В. Бойцов писал: «Поскольку проблема качества продукции сей­ час уже не может быть решена какими-либо отдельными, даже су­ щественными мерами совершенствования методов и средств произ­ водства, в СССР создаются предпосылки для ее решения на базе организации государственного управления качеством, в основе кото­ рого лежит стандартизация в самом широком ее понимании».

В общем случае основные принципы системного подхода к ре­ шению какой-либо проблемы базируются на следующих теоретиче­ ских положениях.

Под системой понимается организованное множество, образую­ щее целостное единство. Каждая система обладает следующими свойствами:

1. Система представляет собой целостный комплекс взаимосвя­ занных элементов. Например, при рассмотрении системы «машины для земляных работ» ее элементами будут: экскаватор, погрузчик, бульдозер, грейдер, дорожный каток. Для системы «подшипник ка­ чения» элементами будут являться: наружные и внутренние кольца, сепаратар, тела качения. Элементами системы «управление качест­ вом продукции» могут являться правовые, экономические, организа­ ционные и технические факторы.

2. Система образует единство со средой. Так, систему управления качеством необходимо рассматривать в зависимости от производст­ венных отношений конкретной среды, от уровня науки и техники, т. е. в конкретной исторической обстановке.

3.Каждая исследуемая система представляет собой элемент си­ стемы более высокого порядка. Например, система управления ка­ чеством продукции является элементом системы управления народ­ ным хозяйством. Система «подшипник качения» является элементом системы «машина».

4.Элемент системы может рассматриваться как система более низкого порядка. Так, элементами системы управления качеством продукции являются государственная система аттестации качества, государственная система надзора за внедрением и соблюдением

стандартов. Относительно системы управления качеством продук­ ции две названные системы должны рассматриваться как ее эле­ менты (подсистемы).

Необходимой принадлежностью целостной системы является наличие связей. Под связями следует понимать, например, зависи­ мости между показателями качества машины и ее деталей (долго­ вечностью фрикционных сочленений и механическими свойствами материалов). Связи бывают как количественные, так и качествен­ ные. Количество связей должно быть системообразующим, т. е. их

1 5 7


число должно быть таким, чтобы они позволяли полностью решить поставленную задачу.

Совокупность связей должна образовывать структуру, позво­ ляющую строить иерархическую зависимость на различных уров­ нях. В каждой системе следует отличать структуру, для характери­ стики которой учитывается не все разнообразие элементов связей в отношении системы, а лишь нечто устойчивое, сохраняющееся. Иерархическую структуру будут образовывать, например, различ­ ные уровни управления качеством: государственный уровень, отрас­ левой, уровень предприятий.

Количественные связи должны подразделяться на жестко детер­ минированные и вероятностно-статистические.

Общая теория систем делает попытку выявить некоторые зако­ номерности любых систем, поэтому она должна абстрагироваться от их несущественных различий, особенностей, упрощать эти системы. Фактически такое упрощение есть выделение устойчивых элементов, их связей и отношений, общих для всех систем.

Если степень упрощения высока, то упрощение может легко пе­ рейти в сверхупрощение. В этом случае общая теория систем не бу­ дет эффективной для изучения всех достаточно сложных систем.

Например, при изучении системы «автомобиль» его можно рас­ членить на отдельные узлы, узлы — на детали. В свою очередь за элементы детали можно принимать кристаллы, молекулы, атомы и т. д. При таком подходе количество элементов и связей в системе будет бесконечно большим. Поэтому системный подход устанавли­ вает, что в зависимости от поставленной перед исследователем за­ дачи необходимо ограничиваться только основными элементами и связями, отбрасывая второстепенные, не нужные для цели иссле­ дования. Безусловно, при оценке к. п. д. автомобиля нет необходи­ мости рассматривать атомно-молекулярную структуру его деталей.

Исследование систем в общем случае должно содержать три этапа: содержательное исследование, формализацию и квантифи­ кацию.

С о д е р ж а т е л ь н о е и с с л е д о в а н и е сводится к описанию системы, качественному описанию связей между элементами систем.

Ф о р м а л и з а ц и я включает схематическое и математическое описание .системы и связей между ее элементами. Основным путем формализации является моделирование, которое может быть иллю­ стративным, описательным, количественным или качественным.

К в а н т и ф и к а ц и я — количественное выражение качествен­ ных признаков. Это наиболее сложный этап, сводящийся в основ­ ном к установлению требований, предъявляемых к качеству элемен­ тов, исходя из установленных требований к качеству системы (пря­ мая задача), а также к тому, чтобы установить, например, в какой степени показатели качества элементов влияют на соответствующие показатели качества системы (обратная задача).

Понятие управления возникло как результат обобщения некото­ рых закономерностей живой природы, общества и техники. Под уп­

158


равлением понимается способность живой природы использовать информацию. Поэтому понятие «управление» неприменимо к нежи­ вой природе. По этому поводу В. А. Трапезников писал: «Управле­ ние не существовало до появления жизни, оно возникло вместе с ее зарождением. Никто не сможет оспорить тот очевидный факт, что без системы управления не мог бы существовать ни один живой организм».

В неживой природе также существуют «механизмы», подобные механизму управления по принципу обратной связи. Эти явления называются авторегуляцией, т. е. способностью системы возвращать­ ся к прежнему, нарушенному возмущениями состоянию (например, физические и химические явления).

Понятие «управление» неразрывно связано с кибернетикой. Ки­ бернетика изучает управляющие системы с точки зрения преобразо­ вания информации, поэтому основным звеном теоретической кибер­ нетики является теория управляющих систем, т. е. теория устройств, которые осуществляют переработку информации в соответствии с заданным алгоритмом. Академик А. Н. Колмогоров дает следующее определение кибернетики: «Кибернетика — наука о способах вос­ приятия, хранения, переработки и использования информации в ма­ шинах, живых организмах и их объединениях... Кибернетика изу­ чает машинные, живые организмы и их объединения исключительно с точки зрения их способности воспринимать определенную «ин­ формацию», сохранять эту информацию в «памяти», передавать ее по каналам «связи» и перерабатывать ее в «сигналы», направляю­ щие их деятельность в соответствующую сторону. Процессы вос­ приятия информации, ее хранения и передачи называются в кибер­ нетике связью, переработка воспринятой информации в сигналы, на­ правляющие деятельность машин и организмов, — управлением».

Необходимым элементом управления является регулирование. Под регулированием понимается процесс обеспечения заданной устойчивости системы. Основная функция регуляторов — ограниче­ ние возмущений, действующих на систему. Регулятор ставится между системой и возмущениями с целью сохранения устойчивости кибернетических систем. Управление отличается от регулирования тем, что дает возможность изменить состояние системы, например, по некоторой программе, посредством совершенного регулятора.

Эшби определяет возмущение как то, что переводит систему из одного состояния в другое. Так как состояние системы характери­ зуется определенным разнообразием (информационным содержани­ ем), то перевод системы из одного состояния в другое есть измене­ ние ее разнообразия. Однако не всякое изменение системы совмести­ мо с ее существованием; отдельные возмущения могут приводить к исчезновению (гибели) системы.

Если система находится в пределах допустимых состояний, то го­ ворят, что она устойчива (или замкнута) относительно данных воз­ мущений. Устойчивость системы может быть достигнута двумя путя­ ми: пассивной преградой и активной защитой.

159