Файл: Стандартизация и качество машин учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате этого перспективные стандарты становятся действен­ ным средством ускорения технического прогресса и позволяют до­ биться максимального совпадения требований, заложенных в стан­ дарте, с объективно необходимыми требованиями. Постановлением Совета Министров СССР было поручено Госстандарту СССР со­ здать государственную службу стандартных справочных данных (ГСССД). Необходимость создания такой службы вызвана тем, что в настоящее время в промышленности используется огромное количе­ ство веществ и материалов. Исследователям и конструкторам при проведении научных исследований и разработок необходимы досто­ верные данные об основных параметрах всех новых веществ и ма­ териалов. Без этого не может быть решена задача комплексной стандартизации и обеспечен необходимый уровень качества про­ мышленной продукции. Однако информация о свойствах веществ и материалов публикуется в различных справочниках, журналах и в других источниках. В связи с тем, что исследованием свойств материалов и веществ занимается большое количество организаций, публикуемые в печати данные нередко оказываются противоречи­ выми. Кроме этого, наличие большого количества источников, в ко­ торых печатаются данные о свойствах веществ и материалов, за­ трудняет исследователю возможность быстро и оперативно найти нужную и достоверную информацию.

Применение же неточных или устаревших справочных данных влечет за собой появление ошибок, убытки от которых иногда ис­ числяются миллионами рублей и в первую очередь за счет снижения качества промышленной продукции. «Справочные данные, — писал В. В. Бойцов, — отобранные и критически оцененные при помощи современных технических средств и накопленные многолетним тру­

дом огромной

армии

исследователей,

постоянно пополняемые

и уточняемые,

и представляют собой тот

фундамент, на котором

строятся все работы ученых и проекты инженеров».

В настоящее время

такая служба создана и начата работа по

изданию первых справочников.

 

Неотъемлемой частью государственной системы стандартизации является ее подсистема — государственная система надзора за ка­ чеством, внедрением и соблюдением стандартов.

Контроль за внедрением и соблюдением стандартов осуществ­ ляется органами государственного и ведомственного контроля за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий. Основные задачи этих органов сводятся к содействию своевремен­ ному внедрению стандартов во все отрасли народного хозяйства, соблюдению требований действующих стандартов и технических ус­ ловий, выпуска высококачественной продукции.

Государственный надзор за внедрением и соблюдением государ­ ственных стандартов и соблюдением отраслевых, республиканских стандартов и технических условий, а также за деятельностью пред­ приятий и организаций в области стандартизации осуществляется по планам, утвержденным Госстандартом СССР и его органами на

164


. I

местах по согласованию с заинтересованными министерствами (ве­ домствами).

Государственный надзор осуществляется Госстандартом СССР, республиканскими, областными (краевыми) и городскими лабора­ ториями государственного надзора за стандартами и измерительной техникой, а также по поручению Госстандарта СССР его научно-ис­ следовательскими и межобластными лабораториями. К участию в государственном надзоре могут привлекаться государственные, межведомственные и ведомственные инспекции по качеству продук­ ции, головные и базовые организации по стандартизации, научноисследовательские институты, проектно-конструкторские организа­ ции министерства и ведомства, а также организации и предприя­ тия — изготовители и потребители продукции и общественные орга­ низации.

В основные функции органов государственного надзора входит: надзор за выполнением мероприятий, обеспечивающих своевремен­ ное внедрение государственных стандартов; надзор за соблюдением соответствия проектируемой и изготовляемой продукции и других объектов, на которые установлены стандарты, требованиям стандар­ тов, технических условий; надзор за состоянием, организацией и ра­ ботой органов стандартизации в отраслях промышленности; надзор за состоянием информации о действующих, вновь вводимых и отме­ ненных стандартах; внесение предложений о пересмотре устарев­ ших и разработке новых стандартов и технических условий; анализ

иобобщение результатов государственного надзора и разработка предложений по его совершенствованию. Министерства и ведомства осуществляют ведомственный контроль за внедрением и соблюде­ нием стандартов всех категорий и технических условий на пред­ приятиях, в научно-исследовательских институтах, конструкторских

идругих организациях. Должностные лица предприятий за выпуск предприятиями недоброкачественной и несоответствующей стандар­ там или техническим условиям или некомплектной продукции не­ сут ответственность, предусмотренную уголовным законодательст­ вом союзных республик.

§ 16. ЕДИНАЯ СИСТЕМА АТТЕСТАЦИИ КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Единая система аттестации качества промышленной продукции (ЕСАКП) — один из важнейших элементов системы государствен­ ного управления качеством продукции. ЕСАКП служит основой для планирования объема производства выпускаемой продукции, для обеспечения повышения уровня качества продукции и для экономи­ ческого стимулирования производства продукции высокого каче­ ства.

165


Аттестация качества продукции развивалась в СССР следующим образом.

Первым официальным документом, в котором указывается па необходимость введения государственной аттестации качества про­ дукции, является постановление ЦК КПСС и Совета Министров

СССР от 4 октября 1965 г. № 729 «О совершенствовании планиро­ вания и усилении экономического стимулирования промышленного' производства». С 1967 по 1969 гг. государственная аттестация ка­ чества продукции была проведена в опытном порядке на ряде пред­ приятий, переведенных на новую систему планирования и экономи­ ческого стимулирования. Аттестация в этот период проводилась на основе Временных методических указаний.

Учитывая положительные результаты опытной аттестации и в це­ лях дальнейшего расширения производства промышленной продук­ ции наиболее высокого качества, Совет Министров СССР постанов­ лением от 2 июня 1969 г. № 402 «О порядке проведения государст­ венной аттестации качества промышленной продукции» обязал ми­ нистерства и ведомства СССР и советы министров союзных респуб­ лик обеспечить дальнейшее проведение государственной аттестации качества промышленной продукции, а Госстандарт СССР — обеспе­ чить контроль за правильным ее проведением.

3 октября 1969 г. Госстандартом СССР были разработаны и сов­ местно с Государственным комитетом цен при Госплане СССР ут­ верждены «Общие методические указания о проведении государст­ венной аттестации промышленной продукции», которые являлись до 1971 г. основным документом, устанавливавшим методику прове­ дения государственной аттестации, порядок подготовки продукции к государственной аттестации, методику оценки уровня качества ат­ тестуемой продукции, состав и порядок работы государственных аттестационных комиссий, методику организации государственного надзора и ведомственного контроля за качеством аттестованной продукции.

8 октября 1969 г. Государственным комитетом цен при Госплане

СССР была утверждена инструкция «О порядке установления цен на аттестованную продукцию». Эта инструкция регламентирует по­ рядок материального стимулирования предприятиями выпуска про­ дукции высокого качества.

28 июля 1971 г. Госстандартом СССР по согласованию с Госпла­ ном СССР; Госкомитетом по науке и технике, Госкомитетом цен и ЦСУ СССР были утверждены «Основные положения единой си­ стемы аттестации качества промышленной продукции (ЕСАКП)».

Создание ЕСАКП явилось обобщением накопленного опыта по вопросам аттестации и имело целью дальнейшее упорядочение про­ цедуры и методов проведения аттестации. Основные положения ЕСАКП объединяют действующие в промышленности системы го­ сударственной, отраслевой и заводской аттестации.

В 1972 г. Госстандарт СССР разработал и передал в отрасли проект общих методических указаний по аттестации качества про­

166


мышленной продукции согласно ЕСАКП. В проекте изложены еди­ ные межотраслевые принципы аттестации качества промышленной продукции, деталей и сборочных единиц. ЕСАКП объединяет госу­ дарственную, отраслевую и заводскую аттестации.

До 1971 г. государственной аттестации подлежала только важ­ нейшая продукция. Согласно ЕСАКП аттестации качества подле­ жит вся продукция, определяющая профиль министерства, объеди­ нения, предприятия, а также постоянно выпускаемая продукция. Например, на Московском автомобильном заводе им. Лихачева проводится аттестация грузовых автомобилей (продукция, опреде­ ляющая профиль завода), и домашних холодильников (постоянно выпускаемая продукция).

Аттестации подлежат также уникальные изделия, имеющие важ­ ное значение в народном хозяйстве.

Аттестации не подлежит:

продукция, не подвергающаяся перед использованием предвари­ тельной промышленной переработке, рассортировке, обогащению и другой обработке;

книги, произведения искусства, медикаменты.

Аттестация призвана не просто отмечать наилучшие изделия, она предусматривает как обязательное условие поощрение и стиму­ лирование труда коллективов, выпускающих эти изделия. Качество продукции, не подвергавшейся промышленной переработке, не за­ висит от качества труда и поэтому не может быть аттестовано. К та­ кого рода продукции относятся главным образом полезные ископае­ мые и другие виды природных ресурсов; руда, уголь, сырая нефть, необработанный лес, мясо, фрукты. Но если эти виды продукции поступают в частично переработанном виде, они могут быть атте­ стованы. Так, медная руда аттестации не подлежит, но рафиниро­ ванная медь Балхашского горнометаллургического комбината была аттестована и в 1968 г. получила «Знак качества». Невыде­ ланная древесина не аттестуется, но целлюлоза сульфитная из хвойной древесины, выпускаемая Калининградским целлюлознобумажным комбинатом № 1 марки Ж-3, была включена в план аттестации на 1971 г.

Номенклатура продукции, подлежащей аттестации, определяется соответствующим министерством по согласованию с Госпланом

СССР (или союзных республик). На основе утвержденной номенк­ латуры предприятия разрабатывают конкретный перечень продук­ ции, подлежащей аттестации.

Продукция, выпускаемая предприятиями-изготовителями, атте­ стуется по трем категориям качества: высшей, первой и второй. Вновь разрабатываемые изделия — по высшей и первой категориям.

К в ы с ше й к а т е г о р и и относится продукция, соответ­ ствующая или превосходящая по своим технико-экономическим по­ казателям высшие достижения отечественной и зарубежной науки и техники. Этой продукции в установленном порядке присваивает­ ся Государственный знак качества.

167


К п е р в о й к а т е г о р и и относится продукдйя, которая соот­ ветствует по своим технико-экономическим показателям современ­

ным

требованиям

действующих

стандартов и технических ус­

ловий.

в т о р о й

к а т е г о р и и

относится продукция, которая не

Ко

соответствует по своим технико-экономическим показателям совре­ менным требованиям, морально устарела и подлежит модерниза­ ции или снятию с производства, стандарты и технические условия на которую нуждаются в пересмотре.

Аттестация качества продукции проводится систематически. Срок действия высшей и первой категорий устанавливается на один-три года. После истечения срока действия продукция под­ вергается повторной аттестации. При организации и проведении аттестации министерства (ведомства) должны руководствоваться своими отраслевыми инструкциями, согласованными с Госстандар­ том СССР. В некоторых отраслях эти материалы оформлены в виде отраслевых стандартов, например: ОСТ 24.001.02—72 «Аттестация качества промышленной продукции. Методические указания» (Ми­ нистерство тяжелого, энергетического и транспортного машино­ строения) .

В отдельных отраслях методика проведения аттестации оформ­ ляется в виде отраслевой инструкции, например: И 34.13—72 «От­ раслевая инструкция по проведению аттестации качества продук­ ции, выпускаемой предприятиями Минэнерго СССР» (Министер­ ство энергетики и электрификации СССР).

Согласно «Общим методическим указаниям по аттестации каче­ ства» в состав отраслевых нормативно-технических документов по аттестации должна входить как составная часть методика оценки уровня качества продукции. Однако в большинстве отраслей эта методика оформляется в виде самостоятельного документа, на ко­ тором базируется принятие решения о категории качества аттестуе­ мой продукции. Например, в Министерстве энергетики и электри­ фикации СССР действует «Отраслевая методика оценки уровня ка­ чества изделий М34—8—72», в Министерстве машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов разработан руководящий технический материал «Методика оценки техническо­ го уровня и качества продукции. Номенклатура показателей ка­ чества (первая редакция)».

Подготовка к аттестации. Предприятия и организации при под­ готовке продукции к аттестации должны обеспечить выполнение следующих задач:

комплексное и непрерывное повышение качества выпускаемой продукции;

стабильность уровня качества, ритмичность и высокую культуру производства;

систематический контроль качества и испытания продукции; изучение эксплуатационных свойств продукции.

Для решения указанных задач на предприятии разрабатывает­

168