Файл: Стандартизация и качество машин учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При установлении срока действия высшей категории государст­ венные аттестационные комиссии должны учитывать, что срок дей­ ствия «Знака качества» не должен быть больше срока действия нормативно-технической документации. Это правило обеспечивает проверку и обновление нормативно-технической документации в свя­ зи с аттестацией.

Методы и правила аттестации непрерывно корректируются на основе накапливаемого практического опыта. В целях дальнейшего упрощения процедуры аттестации по высшей категории качества Госстандарт СССР принял решение с 20 ноября 1972 г. все мате­ риалы государственных аттестационных комиссий, подлежащие ре­ гистрации в Госстандарте СССР, направлять непосредственно во ВНИИКИ (ВИФС). Материалы должны полностью соответствовать требованиям «Основных положений ЕСАКП», новому порядку оформления документов на продукцию высшей категории, введен­ ному Госстандартом с 1 октября 1972 г., и отраслевой инструкции по аттестации качества, согласованной с Госстандартом СССР.

При поступлении во ВНИИКИ (ВИФС) проекта стандарта на аттестованную продукцию (ГОСТ 5), его экспертиза и утвержде­ ние производятся в установленном порядке.

С 1 января 1973 г. оформление и выдача министерствам и ве­ домствам «Свидетельства о государственной регистрации продук­ ции высшей категории» производится ВНИИКИ (ВИФС). «Свиде­ тельство» подписывается заместителями председателя Госстандар­ та СССР по отраслям.

При аттестации продукции предприятий республиканского под­ чинения с 1 января 1973 г. на республиканские управления Госстан­ дарта СССР возлагаются следующие задачи:

Согласование отраслевых инструкций по аттестации; регистрация решений аттестационных комиссий по продукции

высшей категории; выдача «Свидетельств» министерствам и ведомствам республи­

канского подчинения, подписываемых начальниками республикан­ ских управлений Госстандарта СССР.

Карта технического уровня и качества продукции. Карта техни­ ческого уровня и качества продукции (карта уровня) разрабаты­ вается в соответствии с ГОСТ 2.116—71 (ЕСКД) и является необ­ ходимым документом при аттестации продукции по высшей, пер­ вой или второй категориям качества. При аттестации по высшей ка­ тегории карта уровня, как приложение к решению государственной

аттестационной комиссии, направляется в министерство

и далее

в Госстандарт СССР на регистрацию.

уровня

При аттестации по первой или второй категории карта

в качестве приложения к протоколу отраслевой аттестационной ко­ миссии направляется в министерство или ведомство на утверждение и регистрацию.

Карта уровня составляется на различные виды продукции (из­ делия, материалы, вещества) всех отраслей народного хозяйства и

182


используется для оценки уровня качества продукции при аттеста­ ции качества, при определении целесообразности дальнейшей раз­ работки или постановки на производство, при модернизации изде­ лия или снятии с производства, а также при годовой статистиче­ ской отчетности о качестве (формы № 11-НТ и 12НГ, разработан­ ные ЦСУ СССР).

Порядок составления (точнее —■заполнения) карт уровня регла­ ментируется отраслевыми документами: методиками, инструкция­ ми, отраслевыми стандартами.

Например, в автомобилестроении действует «Методика состав­ ления карт технического уровня на отдельные модели отечественно­ го автомобильного подвижного состава», в медицинской промыш­ ленности — «Методика оценки уровня качества изделий медицин­ ской техники, составления и ведения карт технического уровня и качества».

Карты уровня на вновь разрабатываемые изделия разрабаты­ вает организация-разработчик проектно-конструкторской доку­ ментации. На изделия, находящиеся в установившемся серийном или массовом производстве, согласно ГОСТ 2.116—71, карты уров­ ня должны разрабатываться предприятиями (организациями) — держателями подлинников конструкторской документации. Однако в ряде отраслей (например, медицинские приборы и оборудование) карты уровня на изделия, находящиеся в серийном или массовом производстве, разрабатывает предприятие-изготовитель.

Карта уровня должна быть согласована с головным отраслевым предприятием, с разработчиком конструкторской документации (если он не является разработчиком карты уровня), и с заказчи­ ком. В состав карты уровня входят формы 1—6, регламентирован­ ные ГОСТ 2.116—71.

При заполнении формы приложения 10 указываются назначение и область применения изделия, документ, по которому поставляется изделие, предприятие-разработчик документации и предприятиеизготовитель, год поставки на производство, данные об аттестации качества изделия и т. д.

В форме 2 приведены показатели качества. Для конкретного вида изделий номенклатура показателей качества, включаемых в карту уровня, задается в отраслевых документах, о которых го­ ворилось выше.

По каждому показателю указываются его числовые значения, записанные в действующей нормативно-технической документации, и числовые значения базовых показателей (показатели перспектив­ ного образца, а также отечественных и зарубежных аналогов).

Далее производится оценка уровня качества с помощью диффе­ ренциального, комплексного или смешанного методов. Выбор ме­ тода оценки для конкретного изделия производится в соответствии с отраслевыми методиками.

Построение и содержание отраслевых документов по составле­ нию карт уровня (по оценке уровня качества) должно соответство-

183


вать «Методике оценки уровня качества промышленной продукции», утвержденной Госстандартом СССР.

Результаты оценки уровня качества, зафиксированные в фор­ ме 2, служат основой для принятия решения о предполагаемой ка­ тегории качества изделия: высшей, первой или второй. Порядок (алгоритм) принятия решения должен быть оговорен в отраслевом документе. Результаты оценки вносятся в форму 6.

Вформе 3 содержатся сведения о патентной чистоте изделия: по каждой из стран, являющихся ведущими в области^ производ­ ства изделий данного вида указывается («да» или «нет»), обладает ли изделие патентной чистотой по отношению к данной стране или не обладает.

Если на изделие составлен патентный формуляр (ГОСТ 2.110—68), то указанные сведения в форму 3 не вносятся.

При заполнении формы 4 указываются планируемые изменения отдельных показателей качества и сроки достижения планируемых показателей. Раздел заполняется на основании мероприятий по по­ вышению качества изделия.

Вформе 5 указываются источники информации, используемые при составлении карты уровня. К их числу могут относиться стан­

дарты, каталоги, обзоры, патентные описания, проспекты фирм

ит. д.

Вформе 6 содержатся выводы об уровне качества и предпола­ гаемой категории качества изделия, а также обоснованные предло­ жения о целесообразности изготовления изделия или о необходи­ мости его модернизации или снятия с производства с указанием сроков выполнения внесенных предложений.

Учет, хранение и внесение изменений в карты уровня произво­ дится в соответствии с ГОСТ 2.501—68 и ГОСТ 2.503—68.

При необходимости к карте уровня прикладывается пояснитель­ ная записка или приложение (форма 7), где приводятся расчеты и вычисления, необходимые для оценки уровня качества.

Вкачестве примера в приложении 10 приведена карта уровня на автогидроподъемник для подъема грузов и рабочих при выполнении строительно-монтажных работ на высоте до 12 м и обслуживании линий электропередач. Подъемник изготавливается на Зуевском энергомеханическом заводе Министерства энергетики и электрифи­ кации СССР.

Экономика аттестации. Как указывалось, одно из важнейших свойств продукции высшей категории качества заключается в том, что она должна давать большой народнохозяйственный эффект. Предприятие-потребитель, использующее эту продукцию, получает дополнительную прибыль за счет повышенной производительности изделия, скорости функционирования, грузоподъемности, увеличе­ ния ресурса, срока службы, сокращения объема, трудоемкости и стоимости ремонтов и профилактики, автоматизации и упрощения управления и т. п.

Сдругой стороны, предприятие, выпускающее аттестованную

184


продукцию, несет дополнительные расходы, единовременные и теку­ щие, которые складываются из расходов: на дополнительные Про­ ектно-конструкторские работы по совершенствованию изделия и созданию новой технологической оснастки, изготовлению опытных образцов и их испытаниям; на приобретение и изготовление испыта­ тельных стендов, измерительных приборов, оснастки и станков; те­ кущих расходов, связанных с использованием в конструкции новых более высококачественных материалов, полуфабрикатов и комплек­ тующих изделий, с необходимым повышением разряда работ и т. п.

Согласно условиям государственной аттестации, для продукции производственно-технического назначения все дополнительные рас­ ходы, связанные с повышением качества выпускаемой продукции, должны перекрываться дополнительным экономическим эффектом, который дает применение аттестованной продукции.

Поэтому при проведении государственной аттестации произво­ дится тщательный расчет дополнительных расходов предприятияизготовителя и дополнительной прибыли предприятия-потребителя аттестованной продукции в соответствии с инструктивным письмом Госплана СССР, Министерства финансов СССР и ЦСУ. Этот расчет должен быть обязательно согласован с предприятием (министер­ ством), являющимся основным потребителем аттестованной про­ дукции.

На основании выполненного расчета на аттестованную продук­ цию производственно-технического назначения утверждаются в установленном порядке новые повышенные оптовые цены и времен­ ные надбавки к ним, которые должны возместить изготовителю указанные затраты и обеспечить более высокую рентабельность по сравнению с рентабельностью ранее выпускавшейся продукции.

Срок действия временной надбавки ограничивается сроком дей­ ствия «Знака качества». Новая цена аттестованного изделия про­ должает действовать и по истечении срока аттестации, если каче­ ство изделия не понизилось и продолжает соответствовать требова­ ниям специального государственного стандарта.

Порядок образования цен и надбавок к ценам на продукцию производственно-технического назначения регламентируется инст­ рукцией «О порядке установления цен на аттестованную продук­ цию» Государственного комитета цен при Госплане СССР. Однако иногда новая цена на аттестованную продукцию промышленно­ производственного назначения не устанавливается. Так, оптовые цены не изменяются в следующих случаях:

1) если качество продукции при аттестации не повысилось, а было достаточно высоким еще до аттестации, и в момент проведе­ ния аттестации уровень ее качества соответствует высшему уровню качества, достигнутому в СССР и за рубежом;

2) если утвержденные цены или системы надбавок к ценам обес­ печивают изготовителям возмещение дополнительных затрат, свя­ занных с повышением качества аттестуемой продукции, и необхо­ димую прибыль, стимулирующую выпуск этой продукции;

185


с е я з и

3)если аттестуется уникальная продукция, выпускаемая в каче­ стве разового единичного заказа. Примером могут служить гидро­ турбины, которые проектируются для конкретной электростанции и изготовляются в небольшом количестве (нескольких штук). В этом случае основным критерием оценки пригодности изделия к государ­ ственной аттестации является не экономический эффект повышения качества, а значимость данного изделия для развития народного хозяйства, экономический эффект его применения;

4)если основанием для присуждения «Знака качества» послу­ жило достижение высшего уровня такого показателя качества или параметра изделия, за увеличение которого было ранее предусмот­ рено повышение оптовой цены. Например, если до аттестации оп­ товая цена на металл устанавливалась обратно пропорционально процентному содержанию в нем вредных примесей, то после атте­ стации особо чистого металла на него будет установлена новая цена по действующей системе, а не в связи с аттестацией;

5)если продукция предназначена только для продажи на экс­ порт. В этом случае предприятие получает особые льготы за вы­ пуск экспортной продукции, а оптовые цены на нее устанавлива­ ются внешнеторговыми организациями.

Министерства и ведомства устанавливают повышенные размеры отчислений на период действия Государственного знака качества в фонды экономического стимулирования предприятий-изготовите- лей аттестованной продукции производственно-технического на­ значения в размере не более 70% дополнительной прибыли, полу­ ченной предприятиями по реализации аттестованной продукции по новым оптовым ценам. Точная величина отчислений устанавливает­ ся на основании предложения аттестационной комиссии.

Указанные отчисления распределяются на предприятии между фондом материального поощрения, фондом социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фондом развития произ­ водства (в части, образуемой от прибыли) пропорционально вели­ чине этих фондов.

Действие новых оптовых цен, временных надбавок к ним и всех статей экономического стимулирования прекращается в случае до­ срочного снятия с изделия Государственного знака качества в с наложением санкций.

Материальное поощрение предприятий и коллективов, выпуска­ ющих товары народного потребления со «Знаком качества», не мо­ жет быть решено путем повышения цен, как это делается для про­ дукции производственного назначения.

Повышение цен на товары высшего качества, предназначенные для продажи населению, противоречило бы основной задаче девя­ того пятилетнего плана — значительному подъему материального и культурного уровня жизни народа.

В связи с этим возмещение затрат на повышение качества про­ дукции предприятий легкой, пищевой, рыбной, мясной и молочной

186