ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
При установлении срока действия высшей категории государст венные аттестационные комиссии должны учитывать, что срок дей ствия «Знака качества» не должен быть больше срока действия нормативно-технической документации. Это правило обеспечивает проверку и обновление нормативно-технической документации в свя зи с аттестацией.
Методы и правила аттестации непрерывно корректируются на основе накапливаемого практического опыта. В целях дальнейшего упрощения процедуры аттестации по высшей категории качества Госстандарт СССР принял решение с 20 ноября 1972 г. все мате риалы государственных аттестационных комиссий, подлежащие ре гистрации в Госстандарте СССР, направлять непосредственно во ВНИИКИ (ВИФС). Материалы должны полностью соответствовать требованиям «Основных положений ЕСАКП», новому порядку оформления документов на продукцию высшей категории, введен ному Госстандартом с 1 октября 1972 г., и отраслевой инструкции по аттестации качества, согласованной с Госстандартом СССР.
При поступлении во ВНИИКИ (ВИФС) проекта стандарта на аттестованную продукцию (ГОСТ 5), его экспертиза и утвержде ние производятся в установленном порядке.
С 1 января 1973 г. оформление и выдача министерствам и ве домствам «Свидетельства о государственной регистрации продук ции высшей категории» производится ВНИИКИ (ВИФС). «Свиде тельство» подписывается заместителями председателя Госстандар та СССР по отраслям.
При аттестации продукции предприятий республиканского под чинения с 1 января 1973 г. на республиканские управления Госстан дарта СССР возлагаются следующие задачи:
Согласование отраслевых инструкций по аттестации; регистрация решений аттестационных комиссий по продукции
высшей категории; выдача «Свидетельств» министерствам и ведомствам республи
канского подчинения, подписываемых начальниками республикан ских управлений Госстандарта СССР.
Карта технического уровня и качества продукции. Карта техни ческого уровня и качества продукции (карта уровня) разрабаты вается в соответствии с ГОСТ 2.116—71 (ЕСКД) и является необ ходимым документом при аттестации продукции по высшей, пер вой или второй категориям качества. При аттестации по высшей ка тегории карта уровня, как приложение к решению государственной
аттестационной комиссии, направляется в министерство |
и далее |
в Госстандарт СССР на регистрацию. |
уровня |
При аттестации по первой или второй категории карта |
в качестве приложения к протоколу отраслевой аттестационной ко миссии направляется в министерство или ведомство на утверждение и регистрацию.
Карта уровня составляется на различные виды продукции (из делия, материалы, вещества) всех отраслей народного хозяйства и
182
используется для оценки уровня качества продукции при аттеста ции качества, при определении целесообразности дальнейшей раз работки или постановки на производство, при модернизации изде лия или снятии с производства, а также при годовой статистиче ской отчетности о качестве (формы № 11-НТ и 12НГ, разработан ные ЦСУ СССР).
Порядок составления (точнее —■заполнения) карт уровня регла ментируется отраслевыми документами: методиками, инструкция ми, отраслевыми стандартами.
Например, в автомобилестроении действует «Методика состав ления карт технического уровня на отдельные модели отечественно го автомобильного подвижного состава», в медицинской промыш ленности — «Методика оценки уровня качества изделий медицин ской техники, составления и ведения карт технического уровня и качества».
Карты уровня на вновь разрабатываемые изделия разрабаты вает организация-разработчик проектно-конструкторской доку ментации. На изделия, находящиеся в установившемся серийном или массовом производстве, согласно ГОСТ 2.116—71, карты уров ня должны разрабатываться предприятиями (организациями) — держателями подлинников конструкторской документации. Однако в ряде отраслей (например, медицинские приборы и оборудование) карты уровня на изделия, находящиеся в серийном или массовом производстве, разрабатывает предприятие-изготовитель.
Карта уровня должна быть согласована с головным отраслевым предприятием, с разработчиком конструкторской документации (если он не является разработчиком карты уровня), и с заказчи ком. В состав карты уровня входят формы 1—6, регламентирован ные ГОСТ 2.116—71.
При заполнении формы приложения 10 указываются назначение и область применения изделия, документ, по которому поставляется изделие, предприятие-разработчик документации и предприятиеизготовитель, год поставки на производство, данные об аттестации качества изделия и т. д.
В форме 2 приведены показатели качества. Для конкретного вида изделий номенклатура показателей качества, включаемых в карту уровня, задается в отраслевых документах, о которых го ворилось выше.
По каждому показателю указываются его числовые значения, записанные в действующей нормативно-технической документации, и числовые значения базовых показателей (показатели перспектив ного образца, а также отечественных и зарубежных аналогов).
Далее производится оценка уровня качества с помощью диффе ренциального, комплексного или смешанного методов. Выбор ме тода оценки для конкретного изделия производится в соответствии с отраслевыми методиками.
Построение и содержание отраслевых документов по составле нию карт уровня (по оценке уровня качества) должно соответство-
183
вать «Методике оценки уровня качества промышленной продукции», утвержденной Госстандартом СССР.
Результаты оценки уровня качества, зафиксированные в фор ме 2, служат основой для принятия решения о предполагаемой ка тегории качества изделия: высшей, первой или второй. Порядок (алгоритм) принятия решения должен быть оговорен в отраслевом документе. Результаты оценки вносятся в форму 6.
Вформе 3 содержатся сведения о патентной чистоте изделия: по каждой из стран, являющихся ведущими в области^ производ ства изделий данного вида указывается («да» или «нет»), обладает ли изделие патентной чистотой по отношению к данной стране или не обладает.
Если на изделие составлен патентный формуляр (ГОСТ 2.110—68), то указанные сведения в форму 3 не вносятся.
При заполнении формы 4 указываются планируемые изменения отдельных показателей качества и сроки достижения планируемых показателей. Раздел заполняется на основании мероприятий по по вышению качества изделия.
Вформе 5 указываются источники информации, используемые при составлении карты уровня. К их числу могут относиться стан
дарты, каталоги, обзоры, патентные описания, проспекты фирм
ит. д.
Вформе 6 содержатся выводы об уровне качества и предпола гаемой категории качества изделия, а также обоснованные предло жения о целесообразности изготовления изделия или о необходи мости его модернизации или снятия с производства с указанием сроков выполнения внесенных предложений.
Учет, хранение и внесение изменений в карты уровня произво дится в соответствии с ГОСТ 2.501—68 и ГОСТ 2.503—68.
При необходимости к карте уровня прикладывается пояснитель ная записка или приложение (форма 7), где приводятся расчеты и вычисления, необходимые для оценки уровня качества.
Вкачестве примера в приложении 10 приведена карта уровня на автогидроподъемник для подъема грузов и рабочих при выполнении строительно-монтажных работ на высоте до 12 м и обслуживании линий электропередач. Подъемник изготавливается на Зуевском энергомеханическом заводе Министерства энергетики и электрифи кации СССР.
Экономика аттестации. Как указывалось, одно из важнейших свойств продукции высшей категории качества заключается в том, что она должна давать большой народнохозяйственный эффект. Предприятие-потребитель, использующее эту продукцию, получает дополнительную прибыль за счет повышенной производительности изделия, скорости функционирования, грузоподъемности, увеличе ния ресурса, срока службы, сокращения объема, трудоемкости и стоимости ремонтов и профилактики, автоматизации и упрощения управления и т. п.
Сдругой стороны, предприятие, выпускающее аттестованную
184
продукцию, несет дополнительные расходы, единовременные и теку щие, которые складываются из расходов: на дополнительные Про ектно-конструкторские работы по совершенствованию изделия и созданию новой технологической оснастки, изготовлению опытных образцов и их испытаниям; на приобретение и изготовление испыта тельных стендов, измерительных приборов, оснастки и станков; те кущих расходов, связанных с использованием в конструкции новых более высококачественных материалов, полуфабрикатов и комплек тующих изделий, с необходимым повышением разряда работ и т. п.
Согласно условиям государственной аттестации, для продукции производственно-технического назначения все дополнительные рас ходы, связанные с повышением качества выпускаемой продукции, должны перекрываться дополнительным экономическим эффектом, который дает применение аттестованной продукции.
Поэтому при проведении государственной аттестации произво дится тщательный расчет дополнительных расходов предприятияизготовителя и дополнительной прибыли предприятия-потребителя аттестованной продукции в соответствии с инструктивным письмом Госплана СССР, Министерства финансов СССР и ЦСУ. Этот расчет должен быть обязательно согласован с предприятием (министер ством), являющимся основным потребителем аттестованной про дукции.
На основании выполненного расчета на аттестованную продук цию производственно-технического назначения утверждаются в установленном порядке новые повышенные оптовые цены и времен ные надбавки к ним, которые должны возместить изготовителю указанные затраты и обеспечить более высокую рентабельность по сравнению с рентабельностью ранее выпускавшейся продукции.
Срок действия временной надбавки ограничивается сроком дей ствия «Знака качества». Новая цена аттестованного изделия про должает действовать и по истечении срока аттестации, если каче ство изделия не понизилось и продолжает соответствовать требова ниям специального государственного стандарта.
Порядок образования цен и надбавок к ценам на продукцию производственно-технического назначения регламентируется инст рукцией «О порядке установления цен на аттестованную продук цию» Государственного комитета цен при Госплане СССР. Однако иногда новая цена на аттестованную продукцию промышленно производственного назначения не устанавливается. Так, оптовые цены не изменяются в следующих случаях:
1) если качество продукции при аттестации не повысилось, а было достаточно высоким еще до аттестации, и в момент проведе ния аттестации уровень ее качества соответствует высшему уровню качества, достигнутому в СССР и за рубежом;
2) если утвержденные цены или системы надбавок к ценам обес печивают изготовителям возмещение дополнительных затрат, свя занных с повышением качества аттестуемой продукции, и необхо димую прибыль, стимулирующую выпуск этой продукции;
185
3)если аттестуется уникальная продукция, выпускаемая в каче стве разового единичного заказа. Примером могут служить гидро турбины, которые проектируются для конкретной электростанции и изготовляются в небольшом количестве (нескольких штук). В этом случае основным критерием оценки пригодности изделия к государ ственной аттестации является не экономический эффект повышения качества, а значимость данного изделия для развития народного хозяйства, экономический эффект его применения;
4)если основанием для присуждения «Знака качества» послу жило достижение высшего уровня такого показателя качества или параметра изделия, за увеличение которого было ранее предусмот рено повышение оптовой цены. Например, если до аттестации оп товая цена на металл устанавливалась обратно пропорционально процентному содержанию в нем вредных примесей, то после атте стации особо чистого металла на него будет установлена новая цена по действующей системе, а не в связи с аттестацией;
5)если продукция предназначена только для продажи на экс порт. В этом случае предприятие получает особые льготы за вы пуск экспортной продукции, а оптовые цены на нее устанавлива ются внешнеторговыми организациями.
Министерства и ведомства устанавливают повышенные размеры отчислений на период действия Государственного знака качества в фонды экономического стимулирования предприятий-изготовите- лей аттестованной продукции производственно-технического на значения в размере не более 70% дополнительной прибыли, полу ченной предприятиями по реализации аттестованной продукции по новым оптовым ценам. Точная величина отчислений устанавливает ся на основании предложения аттестационной комиссии.
Указанные отчисления распределяются на предприятии между фондом материального поощрения, фондом социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фондом развития произ водства (в части, образуемой от прибыли) пропорционально вели чине этих фондов.
Действие новых оптовых цен, временных надбавок к ним и всех статей экономического стимулирования прекращается в случае до срочного снятия с изделия Государственного знака качества в с наложением санкций.
Материальное поощрение предприятий и коллективов, выпуска ющих товары народного потребления со «Знаком качества», не мо жет быть решено путем повышения цен, как это делается для про дукции производственного назначения.
Повышение цен на товары высшего качества, предназначенные для продажи населению, противоречило бы основной задаче девя того пятилетнего плана — значительному подъему материального и культурного уровня жизни народа.
В связи с этим возмещение затрат на повышение качества про дукции предприятий легкой, пищевой, рыбной, мясной и молочной
186