Файл: Стандартизация и качество машин учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

промышленности и материальное стимулирование коллективов про­ изводится из специальных фондов министерств.

В настоящее время создание эффективной системы материаль­ ного стимулирования высокого качества продукции еще не за­ вершено. Введение ЕСАКП потребовало внесения принципиально новых положений в систему экономического стимулирования.

До внедрения ЕСАКП главной задачей предприятия было при­ своение важнейшей продукции Государственного знака качества. После введения ЕСАКП эта задача расширилась. Основной зада­ чей предприятия теперь является повышение удельного веса про­ дукции высшей категории качества в общем объеме производства и соответственно — уменьшение удельного веса продукции второй категории.

По достигнутому предприятием удельному весу продукции покаждой из категорий можно объективно оценить весь комплекс ра­ бот по повышению качества на производстве. Соответственно, на размеры фондов поощрения теперь будет влиять не только выпол­ нение планов по увеличению объемов производства, реализации продукции и уровню рентабельности, но и повышение удельноговеса продукции высшей категории в общем объеме производства.

Фонды поощрения предприятий и объединений будут увеличи­ ваться или уменьшаться за каждый процент превышения или сни­ жения удельного веса продукции высшей категории по годовым уточненным планам по сравнению с удельным весом, запланирован­ ным предприятиями в пятилетием плане на соответствующий пе­ риод.

В отношении продукции второй категории производится отчис­ ление части суммы, полученной от ее реализации, в доход государ­ ственного бюджета. С оптовых цен на продукцию второй категории для предприятий устанавливаются скидки, также подлежащие вне­ сению в доход государственного бюджета.

Государственный надзор и ведомственный контроль за качест­ вом аттестованной продукции. С целью обеспечения строгого соблю­ дения установленного порядка проведения работ по государствен­ ной аттестации качества продукции и обеспечения выпуска продук­ ции, удостоенной Государственного знака качества в полном соот­ ветствии с требованиями специальных государственных стандартов, введен государственный надзор и ведомственный контроль.

Ведомственный контроль организуется министерствами и ведом- ствами-изготовителями и потребителями аттестованной продукции. Он должен обеспечить проведение систематического контроля каче­ ства аттестованной продукции как в процессе ее производства, так и эксплуатации, а также обеспечить систематический контроль за условиями ее производства.

Объектами ведомственного контроля являются:

качество самой продукции на всех стадиях производства и в экс­ плуатации (сбор, обработка и анализ сведений о качестве продук­ ции) ;

187


входной контроль сырья, материалов, полуфабрикатов и комп­ лектующих изделий;

состояние измерительной и испытательной техники, инструмента, оснастки, технологического оборудования;

техническая документация, а именно соответствие ее показате­ лей и требований современному техническому уровню.

Порядок и объем выполненных работ подробно отражается в со­ ответствующих инструкциях министерств.

Государственный надзор за правильностью организации и про­ ведения государственной аттестации качества продукции, системой ведомственного контроля и качеством аттестованной продукции осу­ ществляется:

Госстандартом СССР; уполномоченными Госстандарта СССР при советах министров

союзных республик; лабораториями государственного надзора за внедрением и со­

блюдением стандартов, качеством продукции и измерительной тех­ ники (ЛГН);

институтами Госстандарта СССР.

В задачи органов государственного надзора входят:

проверка правильности работ министерств, ведомств и пред­ приятий по проведению аттестации, а также по производству, хра­ нению, транспортировке и применению аттестованной продукции;

проверка правильности оформления материалов государственной аттестации качества продукции, подлежащих регистрации в Гос­ стандарте СССР.

Все проверки проводятся как по утвержденным планам, так и по отдельным заданиям Госстандарта СССР.

Должностным лицам Госстандарта СССР и его институтов, осуществляющим функции государственного надзора, даны боль­ шие права и полномочия. Они могут при выполнении своих функ­ ций:

беспрепятственно входить на все предприятия и в организации, занятые изготовлением, хранением, сбытом, испытаниями аттесто­ ванной продукции;

брать образцы изделия для испытаний; знакомиться со всевозможной технической документацией, ус­

ловиями производства, хранения, транспортирования продукции; привлекать специалистов предприятий и организаций к провер­

кам качества аттестованной продукции; запрещать поставку аттестованной продукции, выпускаемой с на­

рушением специального стандарта и условий аттестации; давать указания об устранении обнаруженных дефектов;

вносить в Госстандарт СССР предложения, поступающие от предприятий о праве применения Государственного знака качества.

Аттестация качества за рубежом. В настоящее время аттестация качества продукции широко применяется во всем мире, охватывая как промышленно развитые (США, Япония, Швеция, Великобрита­

188


ния, Франция и т. д.), так и развивающиеся страны (Таиланд, Син­ гапур, Гана и др.).

Во всех странах мира присвоение знаков качества проводится

всоответствии со специальными государственными законами.

Взарубежных странах существует два подхода к аттестации — аттестация на соответствие лучшим мировым образцам, отвечаю­ щим современным требованиям науки и техники, и аттестация на соответствие требованиям национальных стандартов. Первый вид аттестации находит применение в большинстве социалистических стран (ГДР, ПНР, НРБ, ЧССР), где стандартизация носит обяза­ тельный характер и вся продукция должна соответствовать стан­ дартам. Второй вид аттестации широко распространен в капитали­ стических странах, где стандарты не являются обязательными и но­ сят скорее рекомендательный характер. Однако в большинстве на­ циональных стандартов заложены высокие показатели технического уровня продукции, обеспечивающие ее конкурентоспособность на внешнем рынке. В связи с этим маркировка изделия знаком каче­ ства — знаком соответствия национальному стандарту является на­ дежной рекламой для продукции, повышает ее экспортные воз­ можности и престиж страны за рубежом. Фирмы, продукция ко­ торых удостоена марки соответствия требованиям национальных стандартов, получают от правительства преимущественное право на экспорт этой продукции.

Оценкой качества продукции за рубежом занимаются государ­ ственные учреждения (обычно это учреждения, ведающие вопроса­ ми стандартизации), а также различные общественные организа­ ции: ассоциации потребителей, ассоциации промышленников, ком­ пании по стандартизации (например, SIS в Швеции, AFNOR во Франции).

Отличительной особенностью аттестации в социалистических странах является ее плановость, которая обусловлена, во-первых, плановой системой управления народным хозяйством и, во-вторых, тем, что государственная аттестация качества в социалистических странах является одним из важнейших элементов государственного управления качеством продукции.

Вкапиталистических странах аттестация качества ведется не­ планово, хаотически по заявкам изготовителей продукции, стремя­ щихся повысить конкурентоспособность своих изделий на внутрен­ нем и внешнем рынках, на время стабилизировать сбыт и расши­ рить производство. Аттестация продукции является добровольным действием каждой фирмы и стоит, как правило, весьма дорого. Фирма обращается в соответствующий государственный орган или компанию, ведающую стандартизацией, с просьбой провести атте­ стацию ее продукции и вносит крупный взнос. Компания проводит всесторонние испытания представленной продукции и при положи­ тельном исходе выдает фирме право пользоваться знаком качества на определенный срок, в течение которого фирма платит определен­ ный налог за право ставить знак качества.

189



За рубежом существуют различные виды знаков качества на со­ ответствие стандарту. В ряде стран используется единый знак, присваиваемый всем видам аттестованной продукции (Австралия» Австрия, Бельгия и др.).

Во многих странах (Швеция, Великобритания, ФРГ и т. д.) по­ мимо знака, присваиваемого различным видам продукции, исполь­ зуется также специальный знак качества для электрооборудования, гарантирующий его безопасность в эксплуатации.

Наличие двух знаков качества объясняется тем, что стандарты на электрооборудование разрабатываются в этих странах не на­ циональным органом по стандартизации, а специализированным институтом, который и несет ответственность за его присвоение, например, в ФРГ этот знак присваивается Союзом инженеров элек­ тротехников, в Швеции ■— Шведским институтом испытаний и атте­ стации электрооборудования.

Во Франции принята отраслевая система знаков качества В на­ стоящее время система аттестации распространяется на 33 отрасли промышленности и сельского хозяйства. Соответственно существует 33 категории знаков качества: «NF'— мебель», «N F — газ», «NF — контейнеры» и т. д. Такая система аттестации используется только во Франции.

ВЯпонии наряду со знаком качества, которым маркируются различные изделия, соответствующие требованиям национальных стандартов, введен второй знак качества — на соответствие произ­ водственного процесса требованиям технологических японских стандартов. Такая форма аттестации и знак качества на методы технологии имеется только в Японии.

Вразвитых капиталистических странах общий уровень требова­ ний, заложенных в национальных стандартах, довольно высок, и по­ этому знак качества является гарантией высокого качества изделия. Недостатком такой системы следует признать отсутствие стимули­ рующего воздействия на изготовителя к дальнейшему повышению качества продукции.

Вряде социалистических стран также существует не один, а два (ГДР) и даже три (ПНР) знака качества, имеющих различное со­

держание. Такая система аттестации весьма перспективна и удобна при осуществлении планового государственного управления каче­ ством.

Во всех странах аттестация качества продукции предусматри­ вает обязательную проверку состояния производства с целью опре­ деления возможности гарантирования стабильности качества на весь срок аттестации. В большинстве капиталистических стран мак­ симальный срок аттестации — два года.

Предусматриваются периодические проверки качества аттесто­ ванной продукции и условий производства, а также санкции в слу­ чае нарушения условий аттестации в виде крупных денежных штра­ фов и даже тюремного заключения (Япония) с немедленным снятием с изделия знака качества.

190