ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
промышленности и материальное стимулирование коллективов про изводится из специальных фондов министерств.
В настоящее время создание эффективной системы материаль ного стимулирования высокого качества продукции еще не за вершено. Введение ЕСАКП потребовало внесения принципиально новых положений в систему экономического стимулирования.
До внедрения ЕСАКП главной задачей предприятия было при своение важнейшей продукции Государственного знака качества. После введения ЕСАКП эта задача расширилась. Основной зада чей предприятия теперь является повышение удельного веса про дукции высшей категории качества в общем объеме производства и соответственно — уменьшение удельного веса продукции второй категории.
По достигнутому предприятием удельному весу продукции покаждой из категорий можно объективно оценить весь комплекс ра бот по повышению качества на производстве. Соответственно, на размеры фондов поощрения теперь будет влиять не только выпол нение планов по увеличению объемов производства, реализации продукции и уровню рентабельности, но и повышение удельноговеса продукции высшей категории в общем объеме производства.
Фонды поощрения предприятий и объединений будут увеличи ваться или уменьшаться за каждый процент превышения или сни жения удельного веса продукции высшей категории по годовым уточненным планам по сравнению с удельным весом, запланирован ным предприятиями в пятилетием плане на соответствующий пе риод.
В отношении продукции второй категории производится отчис ление части суммы, полученной от ее реализации, в доход государ ственного бюджета. С оптовых цен на продукцию второй категории для предприятий устанавливаются скидки, также подлежащие вне сению в доход государственного бюджета.
Государственный надзор и ведомственный контроль за качест вом аттестованной продукции. С целью обеспечения строгого соблю дения установленного порядка проведения работ по государствен ной аттестации качества продукции и обеспечения выпуска продук ции, удостоенной Государственного знака качества в полном соот ветствии с требованиями специальных государственных стандартов, введен государственный надзор и ведомственный контроль.
Ведомственный контроль организуется министерствами и ведом- ствами-изготовителями и потребителями аттестованной продукции. Он должен обеспечить проведение систематического контроля каче ства аттестованной продукции как в процессе ее производства, так и эксплуатации, а также обеспечить систематический контроль за условиями ее производства.
Объектами ведомственного контроля являются:
качество самой продукции на всех стадиях производства и в экс плуатации (сбор, обработка и анализ сведений о качестве продук ции) ;
187
входной контроль сырья, материалов, полуфабрикатов и комп лектующих изделий;
состояние измерительной и испытательной техники, инструмента, оснастки, технологического оборудования;
техническая документация, а именно соответствие ее показате лей и требований современному техническому уровню.
Порядок и объем выполненных работ подробно отражается в со ответствующих инструкциях министерств.
Государственный надзор за правильностью организации и про ведения государственной аттестации качества продукции, системой ведомственного контроля и качеством аттестованной продукции осу ществляется:
Госстандартом СССР; уполномоченными Госстандарта СССР при советах министров
союзных республик; лабораториями государственного надзора за внедрением и со
блюдением стандартов, качеством продукции и измерительной тех ники (ЛГН);
институтами Госстандарта СССР.
В задачи органов государственного надзора входят:
проверка правильности работ министерств, ведомств и пред приятий по проведению аттестации, а также по производству, хра нению, транспортировке и применению аттестованной продукции;
проверка правильности оформления материалов государственной аттестации качества продукции, подлежащих регистрации в Гос стандарте СССР.
Все проверки проводятся как по утвержденным планам, так и по отдельным заданиям Госстандарта СССР.
Должностным лицам Госстандарта СССР и его институтов, осуществляющим функции государственного надзора, даны боль шие права и полномочия. Они могут при выполнении своих функ ций:
беспрепятственно входить на все предприятия и в организации, занятые изготовлением, хранением, сбытом, испытаниями аттесто ванной продукции;
брать образцы изделия для испытаний; знакомиться со всевозможной технической документацией, ус
ловиями производства, хранения, транспортирования продукции; привлекать специалистов предприятий и организаций к провер
кам качества аттестованной продукции; запрещать поставку аттестованной продукции, выпускаемой с на
рушением специального стандарта и условий аттестации; давать указания об устранении обнаруженных дефектов;
вносить в Госстандарт СССР предложения, поступающие от предприятий о праве применения Государственного знака качества.
Аттестация качества за рубежом. В настоящее время аттестация качества продукции широко применяется во всем мире, охватывая как промышленно развитые (США, Япония, Швеция, Великобрита
188
ния, Франция и т. д.), так и развивающиеся страны (Таиланд, Син гапур, Гана и др.).
Во всех странах мира присвоение знаков качества проводится
всоответствии со специальными государственными законами.
Взарубежных странах существует два подхода к аттестации — аттестация на соответствие лучшим мировым образцам, отвечаю щим современным требованиям науки и техники, и аттестация на соответствие требованиям национальных стандартов. Первый вид аттестации находит применение в большинстве социалистических стран (ГДР, ПНР, НРБ, ЧССР), где стандартизация носит обяза тельный характер и вся продукция должна соответствовать стан дартам. Второй вид аттестации широко распространен в капитали стических странах, где стандарты не являются обязательными и но сят скорее рекомендательный характер. Однако в большинстве на циональных стандартов заложены высокие показатели технического уровня продукции, обеспечивающие ее конкурентоспособность на внешнем рынке. В связи с этим маркировка изделия знаком каче ства — знаком соответствия национальному стандарту является на дежной рекламой для продукции, повышает ее экспортные воз можности и престиж страны за рубежом. Фирмы, продукция ко торых удостоена марки соответствия требованиям национальных стандартов, получают от правительства преимущественное право на экспорт этой продукции.
Оценкой качества продукции за рубежом занимаются государ ственные учреждения (обычно это учреждения, ведающие вопроса ми стандартизации), а также различные общественные организа ции: ассоциации потребителей, ассоциации промышленников, ком пании по стандартизации (например, SIS в Швеции, AFNOR во Франции).
Отличительной особенностью аттестации в социалистических странах является ее плановость, которая обусловлена, во-первых, плановой системой управления народным хозяйством и, во-вторых, тем, что государственная аттестация качества в социалистических странах является одним из важнейших элементов государственного управления качеством продукции.
Вкапиталистических странах аттестация качества ведется не планово, хаотически по заявкам изготовителей продукции, стремя щихся повысить конкурентоспособность своих изделий на внутрен нем и внешнем рынках, на время стабилизировать сбыт и расши рить производство. Аттестация продукции является добровольным действием каждой фирмы и стоит, как правило, весьма дорого. Фирма обращается в соответствующий государственный орган или компанию, ведающую стандартизацией, с просьбой провести атте стацию ее продукции и вносит крупный взнос. Компания проводит всесторонние испытания представленной продукции и при положи тельном исходе выдает фирме право пользоваться знаком качества на определенный срок, в течение которого фирма платит определен ный налог за право ставить знак качества.
189
За рубежом существуют различные виды знаков качества на со ответствие стандарту. В ряде стран используется единый знак, присваиваемый всем видам аттестованной продукции (Австралия» Австрия, Бельгия и др.).
Во многих странах (Швеция, Великобритания, ФРГ и т. д.) по мимо знака, присваиваемого различным видам продукции, исполь зуется также специальный знак качества для электрооборудования, гарантирующий его безопасность в эксплуатации.
Наличие двух знаков качества объясняется тем, что стандарты на электрооборудование разрабатываются в этих странах не на циональным органом по стандартизации, а специализированным институтом, который и несет ответственность за его присвоение, например, в ФРГ этот знак присваивается Союзом инженеров элек тротехников, в Швеции ■— Шведским институтом испытаний и атте стации электрооборудования.
Во Франции принята отраслевая система знаков качества В на стоящее время система аттестации распространяется на 33 отрасли промышленности и сельского хозяйства. Соответственно существует 33 категории знаков качества: «NF'— мебель», «N F — газ», «NF — контейнеры» и т. д. Такая система аттестации используется только во Франции.
ВЯпонии наряду со знаком качества, которым маркируются различные изделия, соответствующие требованиям национальных стандартов, введен второй знак качества — на соответствие произ водственного процесса требованиям технологических японских стандартов. Такая форма аттестации и знак качества на методы технологии имеется только в Японии.
Вразвитых капиталистических странах общий уровень требова ний, заложенных в национальных стандартах, довольно высок, и по этому знак качества является гарантией высокого качества изделия. Недостатком такой системы следует признать отсутствие стимули рующего воздействия на изготовителя к дальнейшему повышению качества продукции.
Вряде социалистических стран также существует не один, а два (ГДР) и даже три (ПНР) знака качества, имеющих различное со
держание. Такая система аттестации весьма перспективна и удобна при осуществлении планового государственного управления каче ством.
Во всех странах аттестация качества продукции предусматри вает обязательную проверку состояния производства с целью опре деления возможности гарантирования стабильности качества на весь срок аттестации. В большинстве капиталистических стран мак симальный срок аттестации — два года.
Предусматриваются периодические проверки качества аттесто ванной продукции и условий производства, а также санкции в слу чае нарушения условий аттестации в виде крупных денежных штра фов и даже тюремного заключения (Япония) с немедленным снятием с изделия знака качества.
190