Файл: Стандартизация и качество машин учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 17. ОПЫТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРАНЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1970 г. «О повышении роли стандартов ь улучшении ка­ чества выпускаемой продукции» отмечается, что промышленные предприятия страны накопили большой опыт и добились значитель­ ных успехов в повышении качества продукции. Об этом говорит тот факт, что более четырех тысяч видов промышленной продукции по­ лучили «Знак качества». В постановлении рекомендуется также шире пропагандировать опыт передовых предприятий Москвы, Ленинграда, Горького и Саратова по повышению качества продук­ ции. В некоторых случаях разработанные различными коллектива­ ми комплексы мероприятий по обеспечению качества содержали принципиально новый подходк проблеме, отличались широтой охва­ та вопросов и образовывали фактически целые системы обеспече­ ния высокого качества продукции, выпускаемой предприятием.

Саратовская система обеспечения качества промышленной про­ дукции. В ноябре 1967 г. Центральный Комитет КПСС обсудил во­ прос об усилении работы по внедрению разработанной на предпри­ ятиях Саратовской области системы мероприятий по повышению ка­ чества выпускаемой продукции. В принятом постановлении отме­ чается, что многолетняя практика применения этой системы про­ мышленными предприятиями Саратовской и других областей убе­ дительно доказывает ее высокую эффективность.

Саратовская система включает комплекс взаимосвязанных ин­ женерных, экономических, организационных и воспитательных ме­ роприятий, которые, обеспечивая бездефектную работу коллектива

конструкторов, технологов,

экономистов, производственных рабо­

чих, позволяют изготавливать продукцию высокого качества.

И д е о л о г и ч е с к у ю

о с н о в у системы составляет повсе­

дневное воспитание у каждого работника научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских и технологических бюро, промышленных предприятий коммунистического отношения к тру­ ду, сознания своего общественного долга, личной ответственности за порученное дело, за качество выполняемой работы.

О р г а н и з а ц и о н н ы е принципы системы построены на мас­ совом самоконтроле исполнителями результатов своей работы, эф­ фективном контроле качества, осуществляемом всеми руководите­ лями, — от начальника самого маленького подразделения до дирек­

тора, на научной организации труда.

системы

П р о и з в о д с т в е н н о - т е х н и ч е с к о й б а з о й

служат новейшие достижения науки и техники, передовая техноло­ гия, механизация и автоматизация производства, учета и контроля.

Система повышения качества продукции включает ряд основных принципов:

191


непосредственный исполнитель — конструктор, технолог, рабо­ чий, мастер, начальник цеха — несет полную ответственность за ка­ чество выполняемой работы;

работники не допускают каких бы то ни было отступлений от требований технической документации;

исполнители предъявляют выполненную работу службе контро­ ля только тогда, когда они сами хорошо проверят ее качество и убедятся в том, что законченная работа (чертеж, технологическая документация, деталь, изделие, операция) выполнена в полном со­ ответствии с действующей технической документацией и не имеет ни одного дефекта;

при обнаружении службой контроля в предъявленной работе первого же дефекта, дальнейшая проверка прекращается и вся предъявленная работа возвращается исполнителю.

Особенность этой системы заключается в том, что она дает воз­ можность количественно оценить'качество работы исполнителя при помощи единого показателя: процента сдачи готовой продукции с первого предъявления.

Внедрение системы требует проведения ряда мероприятий, обес­ печивающих приведение технического уровня производства в соот­ ветствие с задачами повышения качества продукции. К числу таких мероприятий относятся:

тщательная обработка и корректировка технической документа­ ции, технологических процессов и утверждение порядка их изме­ нения;

разработка и усовершенствование технологических процессов, соблюдение которых обеспечивает производство продукции в стро­ гом соответствии с конструкторской документацией;

создание специализированных участков и мастерских по изго­ товлению средств механизации и автоматизации технологических процессов и контроля качества продукции;

максимальное исключение ручных работ путем повышения коэф­ фициента оснащенности;

широкое внедрение современных высокопроизводительных мето­ дов контроля качества продукции;

применение универсальной ' оснастки, например, универсальносборных приспособлений, оснастки для профильного шлифования, для поэлементной штамповки;

организация систематической лабораторной проверки точности используемого мерительного и режущего инструмента.

Одним из важнейших организационных мероприятий, осуще­ ствляемых с первого дня применения системы, является перестройка работы аппарата технического контроля. Коренным образом изме­ няется организация сдачи исполнителями своей работы службе контроля.

При обнаружении в предъявленной продукции первого дефекта работники ОТК прекращают дальнейший осмотр и возвращают ее исполнителю на перепроверку. Вторичное предъявление деталей уз­

192


лов и изделий, отклоненных техническим контролем от приемки, производится только по письменному разрешению начальника цеха.

При повторном отклонении продукции начальник цеха обязан представить директору предприятия объяснение. Третье предъявле­ ние продукции может быть сделано начальником цеха только по разрешению директора.

Внедрение системы активно способствует развитию движения среди производственников за работу с личными клеймами. К работе с личным клеймом могут быть допущены исполнители, которые на протяжении не менее шести месяцев изготовляли продукцию без де­ фектов и сдавали ее в ОТК с первого предъявления.

При вручении личного клейма исполнителю выдается удостове­ рение на право самоконтроля. Исполнители, не оправдавшие ока­ занного им доверия, лишаются личного клейма и удостоверения на право самоконтроля приказом по предприятию.

Оценка результатов работы предприятий, цехов и отдельных исполнителей по повышению качества продукции, необходимая для материального и морального стимулирования, производится по следующим основным показателям:

показатель, характеризующий уровень технологической и произ­ водственной дисциплины, — возврат продукции с контрольных постов ОТК внутри цехов (количество деталей, узлов и изделий, от­ клоненных от приемки после обнаружения первого дефекта);

показатель, определяющий качество работы технического кон­ троля в цехе-изготовителе — возвраты продукции от цехов-потреби­ телей цехам-изготовителям (количество возвращенных дефектных деталей, узлов, изделий);

показатели, характеризующие эффективность деятельности от­ ветственных работников цеха и рабочих по устранению причин бра­ ка и возвратов продукции — выполнение ежемесячных цеховых ор­ ганизационно-технических планов по качеству (в процентах к обще­ му числу запланированных мероприятий), состояние рабочих мест и культура производства.

Контроль и анализ деятельности цехов по качеству продукции систематически осуществляются мастерами, начальниками цехов и аппаратом технического контроля. Действенной и оперативной

формой контроля за качеством продукции

являются проводимые

еженедельно оперативные совещания «Дни качества».

«День качества» — это особая форма

совещания, где подвер­

гаются критическому анализу итоги работы по обеспечению требуе­ мого качества продукции за истекшую неделю. Он проводится лич­ но директором в строго определенный приказом по заводу день.

Внедрение саратовской системы на предприятии должно начи­ наться с издания приказа директора о порядке подготовки к ее внедрению. В связи с этим должны быть проведены следующие основные мероприятия:

разработан план организационно-технических мероприятий по внедрению системы;

13-1819

193


подготовлены рабочая и техническая документация по системе, формы учета и отчетности;

разработаны положения и инструкции: о качественном изготов­ лении продукции и сдаче ее отделу технического контроля и заказ­ чику с первого предъявления; об аттестации рабочих или закрепле­ ния за ними права выполнения специальных и сложных работ; о премировании производственных рабочих, ИТР и служащих за ка­ чественное изготовление продукции и сдачу ее приемщику с первого предъявления; о порядке присвоения почетного звания «Отличник качества» и перевода исполнителей на самоконтроль; о присвоении «личного клейма» исполнителям;

разработан план подготовки кадров.

После осуществления всех этих мероприятий директор пред­ приятия устанавливает конкретные сроки внедрения системы повы­ шения качества продукции.

Саратовская система обеспечения качества предусматривает ряд материальных и моральных стимулов выпуска исполнителями про­ дукции высокого качества и сдачи продукции с первого предъяв­ ления. При установлении размеров премий должны учитываться особенности организации производства в данной отрасли.

Премирование за сдачу продукции с первого предъявления при­ меняется прежде всего на тех участках производства, где предъяв­ ляются особые, повышенные требования к качеству выполняемой работы, а также на конечных и отделочных операциях (сборочные, монтажные, регулировочные, испытательные, отделочные цехи и участки).

Премирование за сдачу всей продукции с первого предъявления устанавливается на тех участках, где не менее 90% изготавливае­ мой продукции (работы) сдается с первого предъявления. Там, где эти показатели еще не достигнуты, применяется премирование за увеличение объема сдачи продукции с первого предъявления. В этом случае предусматриваются дифференцированные шкалы размеров премий в зависимости от удельного веса продукции, сдаваемой с первого предъявления.

Допускается применение и другого порядка премирования, ког­ да за достижение исходного уровня сдачи продукции с первого предъявления выплачивается определенный ;размер премии, а за каждый процент увеличения удельного веса продукции, сдаваемой с первого предъявления, против исходного уровня, выплачивается дополнительная премия в процентах к тарифной ставке или сдель­ ному заработку. При этом размер премии как за достижение исход­ ного уровня, так и за превышение его устанавливается в зависимо­ сти от величины исходного уровня.

/Саратовская система обладает высокой универсальностью и мо­ жет быть, внедрена на производственных предприятиях, в научноисследовательских институтах, конструкторских бюро и других ор­ ганизациях,

На заводе «Первомайскхиммаш» потери от-брака после внедре­

194


ния системы снизились более чем на 30 тыс. руб. К товарному вы­ пуску они составили в 1969 г. 0,61 % вместо 0,89% в 1968 г. На про­ тяжении двух последующих лет предприятие не имело рекламаций по основной номенклатуре. На заводе «Текстильмаш» почти все це­ хи работают по саратовскому методу. За 10 месяцев 1969 г. 96% продукции было сдано с первого предъявления. Личное клеймо имеют 123 рабочих. Все это способствовало значительному улучше­ нию качества выпускаемой продукции.

На объединении мебельных предприятий «Вильнюс» после внед­ рения саратовской системы свыше 99% продукции сдается с перво­ го предъявления, потери от брака сократились в три раза.

На Костромской швейной фабрике по саратовской системе без­ дефектной сдачи продукции трудится 77,5%) всего коллектива. Все рабочие, непосредственно занятые выпуском швейных изделий, яв­ ляются участниками похода за высокое качество продукции, 94,6% фабричной продукции сдается с первого предъявления. Уже много лет здесь не знают, что такое рекламации и потери от брака.

Во второй половине 1969 г. на Волгоградском моторном заводе благодаря внедрению системы бездефектного труда, потери от бра­ ка снизились в 2,8 раза. В январе 1970 г. по сравнению с соответст­ вующим периодом минувшего года 'брак сократился в четыре раза.

В результате внедрения саратовской системы Кировскому стан­ костроительному заводу удалось значительно повысить качество вы­ пускаемых станков и сократить убытки от брака. Если в 1967 г. они составляли 34 тыс. руб., то в 1968 г. — 29,6 тыс. руб., а в 1969 г.— 22,1 тыс. руб. В 1969 г. предприятие не имело ни одной рекламации на свои станки.

На Шадринском телефонном заводе саратовская система была внедрена в 1964 г. Если в 1964 г. процент сдачи продукции с первого предъявления составлял 87%, то в 1969 г. — 97,3%. Предприятие в 1969 г. рекламаций не получило, убытки по сравнению с 1968 г. сократились на 30%.

На кожгалантерейной фабрике г. Луховицы снизилось количест­ во рекламаций после внедрения системы. Если в 1966 г. на фабрику поступило 11 рекламаций, то в 1969 г. — одна. Выпуск первосортной продукции за первое полугодие 1969 г. составил 93,5% при плане 92,6%. Если в 1968 г. потери от брака составляли 4,4 тыс. руб., то за первое полугодие 1969 г. они уже не превышают 1 тыс. руб.

В целом по стране по саратовской системе работает около 5 млн. человек.

С1962 г. эта система перешагнула границы Советского Союза,

иначала внедряться в США, а затем в Англии, Франции, ФРГ*. Японии, а также в социалистических странах (ГДР, ПНР, МНР,

идр.).

В США эта система получила название «ZD» («нуль дефектов»),

в ФРГ — «АО» («все без дефектов»),

Система «ZD» в США впервые

была применена фирмой

13*

195