ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
§ 17. ОПЫТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРАНЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1970 г. «О повышении роли стандартов ь улучшении ка чества выпускаемой продукции» отмечается, что промышленные предприятия страны накопили большой опыт и добились значитель ных успехов в повышении качества продукции. Об этом говорит тот факт, что более четырех тысяч видов промышленной продукции по лучили «Знак качества». В постановлении рекомендуется также шире пропагандировать опыт передовых предприятий Москвы, Ленинграда, Горького и Саратова по повышению качества продук ции. В некоторых случаях разработанные различными коллектива ми комплексы мероприятий по обеспечению качества содержали принципиально новый подходк проблеме, отличались широтой охва та вопросов и образовывали фактически целые системы обеспече ния высокого качества продукции, выпускаемой предприятием.
Саратовская система обеспечения качества промышленной про дукции. В ноябре 1967 г. Центральный Комитет КПСС обсудил во прос об усилении работы по внедрению разработанной на предпри ятиях Саратовской области системы мероприятий по повышению ка чества выпускаемой продукции. В принятом постановлении отме чается, что многолетняя практика применения этой системы про мышленными предприятиями Саратовской и других областей убе дительно доказывает ее высокую эффективность.
Саратовская система включает комплекс взаимосвязанных ин женерных, экономических, организационных и воспитательных ме роприятий, которые, обеспечивая бездефектную работу коллектива
конструкторов, технологов, |
экономистов, производственных рабо |
чих, позволяют изготавливать продукцию высокого качества. |
|
И д е о л о г и ч е с к у ю |
о с н о в у системы составляет повсе |
дневное воспитание у каждого работника научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских и технологических бюро, промышленных предприятий коммунистического отношения к тру ду, сознания своего общественного долга, личной ответственности за порученное дело, за качество выполняемой работы.
О р г а н и з а ц и о н н ы е принципы системы построены на мас совом самоконтроле исполнителями результатов своей работы, эф фективном контроле качества, осуществляемом всеми руководите лями, — от начальника самого маленького подразделения до дирек
тора, на научной организации труда. |
системы |
П р о и з в о д с т в е н н о - т е х н и ч е с к о й б а з о й |
служат новейшие достижения науки и техники, передовая техноло гия, механизация и автоматизация производства, учета и контроля.
Система повышения качества продукции включает ряд основных принципов:
191
непосредственный исполнитель — конструктор, технолог, рабо чий, мастер, начальник цеха — несет полную ответственность за ка чество выполняемой работы;
работники не допускают каких бы то ни было отступлений от требований технической документации;
исполнители предъявляют выполненную работу службе контро ля только тогда, когда они сами хорошо проверят ее качество и убедятся в том, что законченная работа (чертеж, технологическая документация, деталь, изделие, операция) выполнена в полном со ответствии с действующей технической документацией и не имеет ни одного дефекта;
при обнаружении службой контроля в предъявленной работе первого же дефекта, дальнейшая проверка прекращается и вся предъявленная работа возвращается исполнителю.
Особенность этой системы заключается в том, что она дает воз можность количественно оценить'качество работы исполнителя при помощи единого показателя: процента сдачи готовой продукции с первого предъявления.
Внедрение системы требует проведения ряда мероприятий, обес печивающих приведение технического уровня производства в соот ветствие с задачами повышения качества продукции. К числу таких мероприятий относятся:
тщательная обработка и корректировка технической документа ции, технологических процессов и утверждение порядка их изме нения;
разработка и усовершенствование технологических процессов, соблюдение которых обеспечивает производство продукции в стро гом соответствии с конструкторской документацией;
создание специализированных участков и мастерских по изго товлению средств механизации и автоматизации технологических процессов и контроля качества продукции;
максимальное исключение ручных работ путем повышения коэф фициента оснащенности;
широкое внедрение современных высокопроизводительных мето дов контроля качества продукции;
применение универсальной ' оснастки, например, универсальносборных приспособлений, оснастки для профильного шлифования, для поэлементной штамповки;
организация систематической лабораторной проверки точности используемого мерительного и режущего инструмента.
Одним из важнейших организационных мероприятий, осуще ствляемых с первого дня применения системы, является перестройка работы аппарата технического контроля. Коренным образом изме няется организация сдачи исполнителями своей работы службе контроля.
При обнаружении в предъявленной продукции первого дефекта работники ОТК прекращают дальнейший осмотр и возвращают ее исполнителю на перепроверку. Вторичное предъявление деталей уз
192
лов и изделий, отклоненных техническим контролем от приемки, производится только по письменному разрешению начальника цеха.
При повторном отклонении продукции начальник цеха обязан представить директору предприятия объяснение. Третье предъявле ние продукции может быть сделано начальником цеха только по разрешению директора.
Внедрение системы активно способствует развитию движения среди производственников за работу с личными клеймами. К работе с личным клеймом могут быть допущены исполнители, которые на протяжении не менее шести месяцев изготовляли продукцию без де фектов и сдавали ее в ОТК с первого предъявления.
При вручении личного клейма исполнителю выдается удостове рение на право самоконтроля. Исполнители, не оправдавшие ока занного им доверия, лишаются личного клейма и удостоверения на право самоконтроля приказом по предприятию.
Оценка результатов работы предприятий, цехов и отдельных исполнителей по повышению качества продукции, необходимая для материального и морального стимулирования, производится по следующим основным показателям:
показатель, характеризующий уровень технологической и произ водственной дисциплины, — возврат продукции с контрольных постов ОТК внутри цехов (количество деталей, узлов и изделий, от клоненных от приемки после обнаружения первого дефекта);
показатель, определяющий качество работы технического кон троля в цехе-изготовителе — возвраты продукции от цехов-потреби телей цехам-изготовителям (количество возвращенных дефектных деталей, узлов, изделий);
показатели, характеризующие эффективность деятельности от ветственных работников цеха и рабочих по устранению причин бра ка и возвратов продукции — выполнение ежемесячных цеховых ор ганизационно-технических планов по качеству (в процентах к обще му числу запланированных мероприятий), состояние рабочих мест и культура производства.
Контроль и анализ деятельности цехов по качеству продукции систематически осуществляются мастерами, начальниками цехов и аппаратом технического контроля. Действенной и оперативной
формой контроля за качеством продукции |
являются проводимые |
еженедельно оперативные совещания «Дни качества». |
|
«День качества» — это особая форма |
совещания, где подвер |
гаются критическому анализу итоги работы по обеспечению требуе мого качества продукции за истекшую неделю. Он проводится лич но директором в строго определенный приказом по заводу день.
Внедрение саратовской системы на предприятии должно начи наться с издания приказа директора о порядке подготовки к ее внедрению. В связи с этим должны быть проведены следующие основные мероприятия:
разработан план организационно-технических мероприятий по внедрению системы;
13-1819 |
193 |
подготовлены рабочая и техническая документация по системе, формы учета и отчетности;
разработаны положения и инструкции: о качественном изготов лении продукции и сдаче ее отделу технического контроля и заказ чику с первого предъявления; об аттестации рабочих или закрепле ния за ними права выполнения специальных и сложных работ; о премировании производственных рабочих, ИТР и служащих за ка чественное изготовление продукции и сдачу ее приемщику с первого предъявления; о порядке присвоения почетного звания «Отличник качества» и перевода исполнителей на самоконтроль; о присвоении «личного клейма» исполнителям;
разработан план подготовки кадров.
После осуществления всех этих мероприятий директор пред приятия устанавливает конкретные сроки внедрения системы повы шения качества продукции.
Саратовская система обеспечения качества предусматривает ряд материальных и моральных стимулов выпуска исполнителями про дукции высокого качества и сдачи продукции с первого предъяв ления. При установлении размеров премий должны учитываться особенности организации производства в данной отрасли.
Премирование за сдачу продукции с первого предъявления при меняется прежде всего на тех участках производства, где предъяв ляются особые, повышенные требования к качеству выполняемой работы, а также на конечных и отделочных операциях (сборочные, монтажные, регулировочные, испытательные, отделочные цехи и участки).
Премирование за сдачу всей продукции с первого предъявления устанавливается на тех участках, где не менее 90% изготавливае мой продукции (работы) сдается с первого предъявления. Там, где эти показатели еще не достигнуты, применяется премирование за увеличение объема сдачи продукции с первого предъявления. В этом случае предусматриваются дифференцированные шкалы размеров премий в зависимости от удельного веса продукции, сдаваемой с первого предъявления.
Допускается применение и другого порядка премирования, ког да за достижение исходного уровня сдачи продукции с первого предъявления выплачивается определенный ;размер премии, а за каждый процент увеличения удельного веса продукции, сдаваемой с первого предъявления, против исходного уровня, выплачивается дополнительная премия в процентах к тарифной ставке или сдель ному заработку. При этом размер премии как за достижение исход ного уровня, так и за превышение его устанавливается в зависимо сти от величины исходного уровня.
/Саратовская система обладает высокой универсальностью и мо жет быть, внедрена на производственных предприятиях, в научноисследовательских институтах, конструкторских бюро и других ор ганизациях,
На заводе «Первомайскхиммаш» потери от-брака после внедре
194
ния системы снизились более чем на 30 тыс. руб. К товарному вы пуску они составили в 1969 г. 0,61 % вместо 0,89% в 1968 г. На про тяжении двух последующих лет предприятие не имело рекламаций по основной номенклатуре. На заводе «Текстильмаш» почти все це хи работают по саратовскому методу. За 10 месяцев 1969 г. 96% продукции было сдано с первого предъявления. Личное клеймо имеют 123 рабочих. Все это способствовало значительному улучше нию качества выпускаемой продукции.
На объединении мебельных предприятий «Вильнюс» после внед рения саратовской системы свыше 99% продукции сдается с перво го предъявления, потери от брака сократились в три раза.
На Костромской швейной фабрике по саратовской системе без дефектной сдачи продукции трудится 77,5%) всего коллектива. Все рабочие, непосредственно занятые выпуском швейных изделий, яв ляются участниками похода за высокое качество продукции, 94,6% фабричной продукции сдается с первого предъявления. Уже много лет здесь не знают, что такое рекламации и потери от брака.
Во второй половине 1969 г. на Волгоградском моторном заводе благодаря внедрению системы бездефектного труда, потери от бра ка снизились в 2,8 раза. В январе 1970 г. по сравнению с соответст вующим периодом минувшего года 'брак сократился в четыре раза.
В результате внедрения саратовской системы Кировскому стан костроительному заводу удалось значительно повысить качество вы пускаемых станков и сократить убытки от брака. Если в 1967 г. они составляли 34 тыс. руб., то в 1968 г. — 29,6 тыс. руб., а в 1969 г.— 22,1 тыс. руб. В 1969 г. предприятие не имело ни одной рекламации на свои станки.
На Шадринском телефонном заводе саратовская система была внедрена в 1964 г. Если в 1964 г. процент сдачи продукции с первого предъявления составлял 87%, то в 1969 г. — 97,3%. Предприятие в 1969 г. рекламаций не получило, убытки по сравнению с 1968 г. сократились на 30%.
На кожгалантерейной фабрике г. Луховицы снизилось количест во рекламаций после внедрения системы. Если в 1966 г. на фабрику поступило 11 рекламаций, то в 1969 г. — одна. Выпуск первосортной продукции за первое полугодие 1969 г. составил 93,5% при плане 92,6%. Если в 1968 г. потери от брака составляли 4,4 тыс. руб., то за первое полугодие 1969 г. они уже не превышают 1 тыс. руб.
В целом по стране по саратовской системе работает около 5 млн. человек.
С1962 г. эта система перешагнула границы Советского Союза,
иначала внедряться в США, а затем в Англии, Франции, ФРГ*. Японии, а также в социалистических странах (ГДР, ПНР, МНР,
идр.).
В США эта система получила название «ZD» («нуль дефектов»),
в ФРГ — «АО» («все без дефектов»), |
• |
Система «ZD» в США впервые |
была применена фирмой |
13* |
195 |