ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
«Martin». Так же как и саратовская система, программа «ZD» на первый план выдвигает принцип самоконтроля: ответственность за качество исполнения возлагается непосредственно на изготовителей, а не на контролера и администрацию.
Программа «ZD» пробуждает в каждом сотруднике сознание, что он и только он несет всю ответственность за свою работу, а не начальник, не контролер по качеству или кто-нибудь иной. Таким образом, каждый становится своим собственным контролером, и предприятие получает в свое распоряжение целую армию контро леров по качеству».
Американские специалисты считают, что в век широкой авто матизации исполнитель теряет чувство ответственности за качество своего труда, что чем активнее входит в жизнь автоматизация и ав томатическая обработка данных, тем серьезнее опасность, что сотрудники, затерявшись среди автоматических линий и машин, принизят значение своей персональной ответственности за каче ство издания или обслуживания. Необходимо вновь подчерк нуть важное значение человека как думающего исполнителя. Рабо чий должен знать о роли операции, которую он выполняет, во всем производственном процессе, понимать всю ее важность. Рабочий должен получать удовлетворение от качественного выполнения сво ей операции. Программа «ZD» как раз и направлена на выявление у рабочих и служащих интереса к своей работе и повышение лич ной ответственности за выполняемую работу. Это положение пол ностью совпадает с принципом саратовской системы. Воспитанию чувства ответственности за порученное дело в системе «ZD» уде ляется большое внимание. В настоящее время насчитывается свыше 2500 фирм, которые планируют или осуществляют внедрение про граммы «ZD». Эти фирмы охватывают почти всю американскую промышленность и относятся не только к одной сфере обороны. Про граммы рассчитаны на коллективы как мастерских, насчитываю щих 25 рабочих, так и больших промышленных объединений с ко личеством рабочих свыше 25 тысяч.
Президент фирмы «Хыоджес Эйркрафт» в своем годовом отчете за 1965 г. отмечает, что «благодаря усовершенствованиям, связан ным с программой нулевых дефектов, мы сэкономили около четвер ти миллиона рабочих часов».
Горьковская система КАНАРСПИ. Система КАНАРСПИ полу чила свое название от сочетания первых букв слов «качество», «на дежность», «ресурс», «с первых изделий». Она представляет собой комплекс научно-технических и организационных мероприятий, ох ватывающих этапы проектирования, производства и эксплуатации изделий и обеспечивающих высокое качество с первых промышлен ных образцов, а также ускоренную отработку надежности изделий в серийном производстве. Еще бытующая на ряде предприятий практика доводки машин в условиях серийного производства сопря жена с большими потерями в сфере производства и эксплуатации несовершенных изделий.
196
Поэтому одна из основных задач системы КАНАРСГ1И — не до пустить в серийное производство и массовую эксплуатацию машин с большим количеством дефектов и низкой надежностью. Система предусматривает для этих целей проведение серьезных исследова ний и испытаний на ранних стадиях проектирования и опытного производства еще до запуска новых машин в массовую эксплу атацию.
В процессе испытания опытных образцов, создания образца для серийного производства и в ходе изготовления головных партий по казатели качества и надежности, заложенные в конструкции, могут быть существенно повышены. Эту работу должны проводить не только проектировщики-разработчики проекта машины, но и инже нерно-технические работники и рабочие серийных заводов. В при знании этого положения состоит вторая характерная особенность системы КАНАРСПИ.
Качество изготовления изделий зависит от квалификации, дис циплинированности и других субъективных особенностей исполните ля. Субъективность человека-исполнителя проявляется при контро ле продукции и оценке уровня качества. Для того, чтобы свести до минимума или даже полностью исключить влияние субъективизма, система КАНАРСПИ предусматривает механизацию и автоматиза цию производственных процессов, а также широкое внедрение ме тодов и средств объективного контроля качества.
Впервые система КАНАРСПИ начала разрабатываться й внед ряться в 1957—1958 гг. Ее создание явилось результатом совмест ных усилий коллективов ряда заводов и конструкторских бюро г. Горького.
Предпосылкой для создания системы послужили большие иссле дования по анализу причин недостаточной надежности машин, выпускаемых предприятиями различных отраслей. Было установле но, например, что 80—85% отказов, выявленных в эксплуатации, па
дает на конструктивные и технологические |
дефекты и только |
15—20% — на детали и узлы, изготовленные |
с отступлениями от |
чертежей, технических условий и технологии, т. е. на брак в произ водстве.
Конструктивно-технологические недостатки не являются только результатом небрежности конструкторов и технологов. Эти исполни тельские ошибки могут быть полностью ликвидированы путем уси ления нормоконтроля и повышением квалификации конструкторов и технологов. Основные же причины низкого качества и низкой на дежности кроются в том, что в ходе проектирования и испытания опытного образца не всегда удается выявить все недостатки и сла бые узлы машин. Причина этого состоит в том, что на современном этапе конструкторы не обладают достаточно объективными метода ми оценки надежности сконструированного узла или машины, а тех нологи не имеют методов и средств оценки степени обеспечения данным технологическим процессом установленного уровня надеж ности. Обычно конструктор и технолог узнают о надежности создан
197
ных ими машин только по данным эксплуатационных наблюдений или длительных испытаний.
Большая часть отказов машин происходит из-за нарушения ус ловий и режимов эксплуатации, недостаточной квалификации об служивающего и эксплуатационного персонала и низкого техниче ского уровня эксплуатации. Поэтому при проектировании машины должны быть заложены возможности наиболее совершенных средств обслуживания и высокого уровня технической эксплу атации.
Таким образом, характерными особенностями системы КАНАРСПИ являются:
комплексность решения проблемы повышения качества и особен но надежности изделий, состоящая в разработке мероприятий по их обеспечению на стадии проектирования, изготовления, эксплуатации и ремонта;
сочетание как классических методов и приемов, обеспечиваю щих повышение надежности, характерных для различных отраслей промышленности, так и специфических, свойственных только для определенного изделия (системы);
признание необходимым процесса конструктивно-технологиче ской доводки сложных изделий при создании образца для серийного производства в процессе подготовки производства, а также участие серийного завода в непрерывном совершенствовании конструкции изделий и повышении их надежности; интенсивное использование периода подготовки производства для конструктивно-технологиче ской доработки изделий, проведения широких исследований и испы таний и повышения на этой основе показателей надежности;
всемерное развитие в конструкторских бюро, научно-исследова тельских институтах и на серийных заводах научных исследований, направленных на повышение надежности, создание испытательных центров, координация работ и творческое сотрудничество между указанными организациями;
разработка комплексных технологических процессов, подчинен ных решению единой задачи повышения надежности и охватываю щих все стадии производства изделий: изготовление деталей, сборку узлов, панелей и агрегатов, общую сборку машины, настройку и испытание аппаратуры;
активное содействие серийного завода-изготовителя и конструк торского бюро в разработке и обеспечении правильной эксплуата ции изделий.
Так, на заводе «Красное Сормово» Отдел надежности разработал «Систему и конкретное содержание работ производственных цехов по повышению качества, надежности, долговечности и ресурса вы пускаемых изделий». По этой системе вся работа производственного цеха разделяется на два этапа:
отработка первых промышленных образцов изделий цехами за вода с последующим запуском их в серийное производство;
изготовление деталей и изделий (после головных образцов) в
198
строгом соответствии с чертежами, технологией и Техническими условиями и сдача их с первого предъявления ОТК и заказчику.
На первом этапе при подготовке технической документации раз рабатывается перечень головных изделий, а по чертежам на эти из делия — технологические процессы. На технологических картах этих изделий ставится штамп «головной». К числу «головных» относятся деталь, узел или изделие, которые принципиально отличаются от ранее изготавливавшихся в цехе и требуют освоения технологии их изготовления.
В результате внедрения системы КАНАРСПИ и выполнения комплексных организационно-технических мероприятий завод до бился существенного повышения качества выпускаемой продукции. Так, из 37 наименований машин, выпускаемых по плану, девять являются конструктивно новыми, отвечающими современному тех ническому уровню. Проведена модернизация семи машин с целью повышения их надежности. В результате проведенных мероприятий гарантийный срок 18 машин повышен с 12 до 18 месяцев.
Контроль первых деталей (операций) и изделий осуществляется комиссией в составе технолога цеха, мастера, работника Бюро тех нического контроля, а в случае необходимости и конструктора. После изготовления головных образцов изделий и корректировки всей технической документации составляется акт о внедрении тех нологического процесса и на ней ставится штамп «Внедрен в про изводство».
Все замечания, выявленные в процессе производства и испыта ния головного образца, обобщаются комиссией и на основании этих замечаний заместитель начальника цеха по подготовке производст ва составляет перечень мероприятий по устранению выявленных не достатков. На втором этапе работы цехов по повышению качества, надежности, долговечности и ресурса изделий осуществляется се рийное их производство по системе бездефектного изготовления.
Система КАНАРСПИ внедрена также на предприятиях швейно го производственного объединения «Маяк», в локомотивном бюро станции Горький-сортировочный и многих других предприятиях страны,
Дзержинские химики создали систему ХИМКАНАРСГ1И, кото рая обеспечивает высокое качество, надежность и рентабельность химической продукции.
Ярославская система НОРМ. Комплекс взаимосвязанных меро приятий по повышению моторесурса дизелньых двигателей на Яро славском ордена Ленина моторном заводе получил название НОРМ (научная организация работы по моторесурсу).
Содержание системы НОРМ и ее реализация осуществляется по следующим направлениям.
1. Оптимальный моторесурс двигателей и потенциальные во можности его дальнейшего увеличения закладываются уже при создании конструкции и технологической подготовке производства.
199