Файл: Романов, А. А. Механизация производства рыбной продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выведенная пз машины по лотку тушка поступает на ин­ спекцию и дальнейшую обработку. Производительность машины - составляет до 130 рыб в минуту, обслуживает ее один оператор, -

выход тушки достигает 60—62% от массы неразделенной рыбы.

 

Ры5а

 

Машина разделываеткак

 

 

свежую, так и дефроетиро-

 

 

 

 

 

 

ванную сардину и предна­

 

 

 

значена

для

эксплуатации

 

 

 

на береговых

предприятиях,

 

 

 

и рыбопромысловых судах,

 

 

 

на

которых

выпускаются

 

 

 

консервы

из

сардин.

 

 

 

Машина

механизирует

 

 

 

одну

из

самых трудоемких

 

 

 

операций

в

'производстве

 

 

 

консервов из сардин — раз­

 

 

 

делку. Эффективность ма­

 

 

 

шины в значительной сте­

 

 

 

пени

повышается

примене­

 

 

 

нием

автоматического ори­

 

 

 

ентатор а

и

конструктивно

 

 

 

.. ачно

сочетающегося с

 

 

 

ним

штучного

питателя.

 

 

 

Применение этой

машины

 

 

 

позволяет увеличить произ­

 

 

 

водительность труда в 5 раз

 

 

 

_и заменяет труд восьми ра­

 

 

 

бочих.

 

иедостатком

Рис. 6. Ориентатор

кольцевого

типа:

Некоторым

I — внутренний конус;

2 — внешнее

коническое

машины

является ее угло­

кольцо; 3 — выходной

лоток; 4 — кассеты.

 

 

 

вая компоновка,

нарушаю­

щая стройность и прямолинейность транспортных связей не­ посредственно до и после машины.

Для устранения этого недостатка для машины было разра­ ботано оригинальное ориентирующее устройство, принцип рабо­ ты которого также основан на разнице в коэффициентах трения по чешуе и против. Этот ориентатор (рис. 6) также представляет собой лоток с наклонными и раздельными стенками, совершаю­ щими возвратно-поступательные перемещения относительно друг друга. Но этот лоток не прямолинейный, а кольцевой непрерыв­ ный. Внутреннее его кольцо, т. е. одна стенка лотка, представля­ ет собой конус с вершиной, направленной вверх. Рыба подается транспортером на конус и скользит по нему вниз к внешнему кольцу. Внешнее кольцо также коническое, но его образующие имеют наклон в противоположную сторону. Внешнее и внутрен- ‘ нее кольцо образуют кольцевой лоток, в котором рыба движется двумя потоками в противоположных направлениях головой только по направлению движения. Внешнее кольцо имеет разрыв,

20


в который и выходят с обеих сторон кольцевого лотка ориенти­ рованные рыбы. Лоток, расположенный сразу же за раз-рывом, объединяет оба потока с внешней стороны и передает ориенти­ рованную рыбу в загрузочное устройство. Применение такого ориентатора значительно уменьшает габариты всей машины.

Для разделки сардины применяетсятакже

м а ш и н а

ко н-

с т р у к ц и и А. Я- К а ш и р с к о г о ,

предназначенная для

рабо­

ты на береговых заводах (рис. 7).

Ориентатор

линейного

типа

выполнен таким же, как и в машине АРС-1, но штучный разде­ литель и разделочная часть имеют существенные отличия. Штуч­

ный

разделитель

состоит

из

 

 

__

 

секционной коробки,

магазина

 

 

 

 

■иразделительной головки. Ори •

 

 

 

 

цитированная головой

вперед

 

 

 

 

рыба

 

через

секционную

ко­

 

 

 

 

робку,

сохраняющую

ее поло­

 

 

 

 

жение, попадает- в

магазин.

 

 

 

 

Поверхность

магазина

имеет

 

 

 

 

ступенчатую форму с возвы­

 

 

 

 

шениями к головной и хвосто­

 

 

 

 

вой частям рыбы. Магазин

 

 

 

 

движется возвратно-поступа­

 

 

 

 

тельно,

рыба в нем

выравни­

 

 

 

 

вается, располагаясь в один

 

 

 

 

слой, и перемещается к раз­

 

 

 

 

делительной головке. Ступен­

 

 

 

 

чатая

 

.поверхность

 

магазина

 

 

 

 

сменяется гладкой, по кото­

 

 

 

 

рой рыба подводится к раз­

 

 

 

 

делителю. -

Подпружиненный

 

 

 

 

козьгрек разделителя, уста­

 

 

 

 

новленный шарнирно, вырав­

 

 

 

 

нивает

рыбу

в один

слой и

 

 

 

 

пропускает к делителю, кото­

Рис. 7. Машина конструкции А. Я. Ка­

рый поштучно -передает ее в

ширского для .разделки сардины:

кассеты операционного

транс­

а — общий

вид;

б — схема загрузочного

портера.

 

 

 

 

 

устройства;

/ — ориентатор; 2 — секционная

 

 

 

 

 

коробка; 3 — магазин; 4 — разделитель-. 5 —

Кассеты закреплены .на цеп­

кассеты; б — нож

для

отрезания головы;

7 — вакуум-головка

для

отсасывания внут­

ном

транспортере.

Настройка

ренностей.

 

 

 

механизмов

отрезания

головы

 

 

 

 

по жаберным дугам и прокол грудной пленки, закрывающей внутренности и затрудняющей ' их отсасывание, производится автоматически.

Вакуум-головка выполнена в виде горизонтального барабана. Введение механизма прокола пленки усложняет машину, но уве­ личивает выход разделанной рыбы, что особенно важно при экс­ плуатации машины на береговых предприятиях.

Машина разделывает не только сардину, но и черноморскую скумбрию. Производительность ее 140—160 рыб в минуту, мощ-

. 21


ность электродвигателей 9,2 кВт, габариты 3520x2120x1700 мм, масса 1136 кг.

'В последнее время на смену машинам, осуществляющим толь­ ко разделку рыбы, приходят машины, которые выполняют комп­ лекс операций — разделку рыбы, например сардины, и рядовую укладку ее в консервные банки.

Одна из них — м а ш и н а РУС-2 конструкции НИК.ИМРП (рис. 8) — разделывает и укладывает атлантическую сардину длиной 190—225 мм в банки № 17 при производстве консервов

«Сардины бланшированные в масле». Совмещение двух таких трудоемких операций, как разделка и рядовая укладка в банки, резко повышает производительность труда, улучшает качество конечной продукции и уменьшает потери.

Машина имеет два приемных бункера, загрузочный транспор­ тер с кассетами, механизм отрезания голов и хвостовых плавни­ ков, две вакуумные головки для удаления внутренностей, узлы мойки рыбы и подачи пустых банок.

Рыба с двух сторон загрузочного транспортера поочередно загружается в его кассеты спинками вверх, головой к операто­ ру. При движении транспортера рыба в кассетах подводится к вращающимся дисковым ножам, отрезающим голову и хвосто-

22

вые плавники. Далее тушки подводятся к двум вакуум-голов­ кам, расположенным с противоположных сторон транспортера, которые отсасывают через головной срез внутренности. Затем брюшная полость и поверхность рыбы промываются струями во­ ды. Пустые банки по вертикальной течке подаются к кассетам с разделанной рыбой и накрывают их. При дальнейшем движении транспортера специальные съемники перекладывают рыбу в банки, переворачивают и передают на транспортер, который выводит их из машины.

Производительность машины 22 банки в минуту, габариты 2800X350X1175 мм, масса 400 кг.

Рис. 9. Технологическая схема агрегата ИРУ-103 для разделки и уклад­ ки сардины в банки:

1 — кассеты; 2 — выравнивающая планка; 3 — узел отрезания

голов; 4 — узел

уда­

ления

внутренностей; 5 — прижим; б — узел

промывки;

7 — переталкиватель-,

8 —

узел

отрезания

хвостов; 9 — сталипватель

порций

для

формирования;

10 — узел

формирования

порций; 11 — узел обжима порций до

размера

банки; 12

— барабан

для подачи лустых банок; 13— узел передачи порции рыбы

в банку; 14 — транс­

портер отвода наполненных банок.

 

 

 

 

 

 

М а ш и н а

ИРУ-103 конструкции «Техрыбпрома»

(рис. 9)

имеет

большую производительность — 30 банок в минуту,

раз­

делывает и укладывает в банки № 17 или № 19 от двух до ше­ сти рыбок.

Машина — линейного типа, два параллельных горизон­ тальных транспортера с пластмассовыми кассетами служат для подачи рыбы к исполнительным механизмам. Вначале дисковым ножом отрезается голова, затем через головной срез с помощью вакуум-от.соса удаляются внутренности, брюшко дополнительно зачищается и промывается струями воды, далее дисковыми но­ жами отрезается хвостовой плавник и разделанная рыба в кас­ сетах поступает к механизму для укладки ее в банки.

Рыбки с двух транспортеров сдваиваются таким образом, чтобы две соседние лежали головной частью в разные стороны;-

23


набирается порция, обжимается и укладывается в банку. На­ полненные банки транспортером выводятся измашины и пере­ даются на дальнейшую обработку.

Производительность труда с применением машины повыша-1 ется в 3,6 раза, высвобождается шесть рабочих.

Преимуществами машины ИРУ-103 по сравнению с машиной РУС-2 является то, что она может работать на двух типоразме­ рах банок, укладывает в банку в зависимости от массы одного экземпляра разное количество рыбок и 'имеет несколько боль­ шую производительность. Однако машина РУС-2 по конструк­ ции проще и имеет меньшие габариты. Обе машины требуют предварительной сортировки рыбы перед загрузкой в кассеты, хотя точность сортировки для машины РУС-2 может быть ниже.

В некоторых машинах для разделки рыбы используется не только верхняя, но и нижняя ветвь транспортера, что в значи­ тельной степени сокращает размеры машины. Так, например, устроена машина ИРБ для разделки бычка длиной 10—23 см, которая отрезает головы вместе с плавниками, вспарывает и за­ чищает брюшную полость, отрывает конец кишечника, отрезает

хвостовой

плавник. Производительность

машины 120—150 рыб

в минуту,

обслуживают ее двое рабочих.

 

Рыбу вручную укладывают между подпружиненными фикси­ рующими щечками кассет и проталкивают за хвостовую часть до тех пор, пока грудные плавники не зацепятся за боковые щеч­ ки. Такая укладка производится для того, чтобы установить ме­ сто головного среза относительно головоотрезающих ножей.

При движении к исполнительным механизмам щечки кассет сближаются, зажимая и фиксируя рыбу в определенном поло­ жении. При подходе рыбы к механизму отрезания хвостового плавника рычажная системаизмеряет высоту хвостовой части, ^в соответствии с которой производится установка механизма от- 'резания, выполненного по типу ножниц. Вращающийся трехло­ пастной .нож подхватывает хвостовой плавник снизу и в момент перекрытия режущей кромки неподвижного ножа отстригает его.

Два дисковых ножа отрезают голову рыбы фигурным резом. При дальнейшем движении рьгбы дисковый вращающийся нож вскрывает брюшную полость, а вращающиеся щетки удаляют

внутренности

и зачищают

брюшную

полость.

Нож и щет­

ки в процессе работы сопровождают тушку и

после оконча­

ния операций возвращаются в исходное положение.

 

Удаление конца кишечника производится на нижней ветви

транспортера

с помощью специальных

подпружиненных

лопа­

стей, зажимающих оставшуюся кишку и обрывающих ее.

Име­

ется второй

(контрольный)

механизм для повторного удаления

кишки. После выполнения всех операций кассеты разжимаются и рыба по дотку выходит из машины.

24