Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
Ковры «Карабах» в центре поля заполнены раститель ным, цветочным орнаментом, нередко переплетающимся с изображениями бытовых предметов. Фон поля, как прави ло, темно-красный, темно-синий или зеленый. Высота вор са—6—8 миллиметров, длина бахромы—6—10 санти метров, плотность — от 110 тысяч до 160 тысяч узлов на квадратный метр. Размеры ковра — от 2 до 10 квадрат ных метров.
АРМЯНСКИЕ
КОВРЫ
За годы Советской власти возродилось производство са мобытных национальных армянских ворсовых ковров. Из готовляются они из шерстяной пряжи аппаратного пряде ния для ворса и утка, а для основы идет главным образом хлопчатобумажная крученая пряжа.
Узоры армянских ковров основаны на животном и рас тительном орнаменте. В нем сплетены необычные птицы, растущие из цветов, и цветы, вырастающие из птиц, гео метрическая плетенка, выходящая из живых растительных форм, и растения, возникающие из плетенки, изысканные вазы, тюльпаны, гроздья винограда — все гармонически со четается в новых армянских коврах. Центральное поле ков ра, как правило, заполняется крупными или мелкими ме дальонами с сильно геометризованными условными изобра жениями животных, птиц, растений и другими элемен тами.
Лучшие армянские ковры, «Ереван» и «Иджеван», имеют основным мотивом цветок лотоса, данный в продольном раз резе и с развернутыми лепестками. По средней оси ковра расположены более крупные цветочные формы, а по бо кам — мелкие. В диагональных направлениях от этих цве
точных форм отходят зубчатые листообразные фигуры, раз- 147
деляющие поле ковра на отдельные ячейки, в которых по мещены геометризованные изображения домашних живот ных и диких зверей.
Бордтары ковров «Ереван» и «Иджеван» имеют веду щую широкую кайму и две сопровождающие ее каймы. Ор намент ведущей каймы состоит из цветов в продольном раз резе, листьев, бутонов и идущего вокруг всей каймы стебля. Соотношение ширины бордюра ік общей ширине ковра —
Ѵз И ’Л.
Фон центрального поля — белый, красный (гранат), ма реново-красный, розовый, светло-голубой, синий или зеле ный. Фон ведущей каймы, в зависимости от цвета централь ного поля, может быть кремовым или красным.
Ковры имеют бахрому длиной от 6 до 10 сантиметров.
Плотность ковров «Ереван» и |
«Иджеван» — 150—250 |
ты |
сяч узлов на квадратный метр. |
Высота ворса — 4—6 |
мил |
лиметров. Размеры ковров этой группы — от 2 до 10 квад |
ратных метров.
Кроме ковров «Ереван» и «Иджеван» в Армянской ССР изготовляют ковры «Куба», «Ширван», «Карабах», «Гяндж» и «Казах». В коврах «Гяндж» и «Казах», в отличие от других армянских ковров, центральное поле ор наментировано двумя-тремя крупными медальонами, запол ненными геометризованным растительным орнаментом. Цве товая гамма этих ковров очень разнообразна и насы щенна. Плотность .ковров —90—140 тысяч узлов на квадратный метр. Размеры ковра —3,5—4 квадратных метра.
Армянские ковры «Карабах» в центральном поле имеют изображения диких зверей и домашних животных. Фон поля — темносиний или темно-красный. Ковры этой груп пы имеют плотность от 110 тысяч до 160 тысяч узлов на квадратный метр.
148
КОВРЫ МОЛДАВИИ, УКРАИНЫ И ЭСТОНИИ
Ковры этих республик также широко известны и успеш но экспонируются на всесоюзных и международных вы ставках.
Молдавские ковры имеют орнаментальный или сюжет ный узор. В большинстве своем—это’мотивы растений, изоб ражения животных, человека. Растительный орнамент обо гащен стилизованными изображениями кукурузы, виногра да, подсолнуха, хлебных колосьев и другими. Различные исторические и современные события часто являются темой узоров сюжетно-тематических ковров.
Молдавские ковры выдержаны в черных, коричневых, зеленых и голубых тонах. Цвет каймы и узора противопо ставляется цвету фона ковра, и это придает ему живопис ность. Однако цветовая гамма этих ковров ограничивается только 5—8 тонами.
Украинские ковры — в основном безворсовые, гладкие тканые ковры — килимы. Характеризуются они цветочным или иным растительным плоскостным орнаментом, располо женным в поперечном направлении с повторяющимися мо тивами. Украинские килимы обычно оформляются бордюра ми, представляющими собой одноцветную полосу или бесконечную гирлянду геометрического или, чаще, расти тельного орнамента.
Однако ковры Прикарпатья отличаются тем, что в их узоре имеются зигзаги, многоугольники, ромбы и другие геометрические фигуры.
Для расцветки фона и орнамента украинских килимов используются золотисто-желтый, темно-синий, темно-корич
невый или черный цвет. |
149 |
Эстонские ковры выполняются в технике, характерной для северных стран Европы, так называемой рюу. Это — ворсовые ковры с редкими рядами длинного ворса. Чаще всего изготовляются настенные ковры с определенной те матикой— например «Таллин», «Голуби» и другие. Безвор совые ковры встречаются реже.
Разумеется, рассказанное здесь о некоторых видах ков ров различных районов и республик нашей страны не ис черпывает всего разнообразия и богатства ковровых изде лий, производимых ее искусными мастерами и художни ками.
КОСТЕРЕЗНЫЕ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ИЗДЕЛИЯ
Костерезное искусство в России в своем развитии про шло сложный и длительный путь. Еще в X и XI веках на Руси изготовляли из кости различные изделия, которые были известны Западной Европе. Их называли «резьбой руссов». Однако малые объемные скульптуры из моржо вого клыка — «рыбьего зуба»—жители Чукотского полу острова вырезали еще 1000—1500 лет тому назад, поэтому, видимо, можно считать, что ікостерезное искусство в нашей стране зародилось где-то в IV—V веках.
Изделия русских .костерезов всегда отличались своеобра зием, самобытностью. Высокого развития художественная резьба по кости достигла в XVII веке, когда лучшие масте- ра-костерезы работали в Московской Оружейной палате как над изготовлением новых изделий (наверший посохов, лар цов и т. п.), так и над восстановлением изделий иноземных мастеров. Например, известные резчики Петр и Семен Шешенины, работавшие в тот период в Оружейной палате, ре ставрировали (костяной трон греческой работы XV века, принадлежавший Ивану III.
XVIII век явился периодом подлинного расцвета косте резного искусства в России. В это время работали такие замечательные холмогорские художники-костерезы, как Осип Дудин, Яков Шубной, Николай Верещагин и ряд 151
других, изделия которых преподносились о дар восточным императорам. Образцы их великолепного искусства хранят ся в Эрмитаже.
На высоком художественном уровне стояло и мастерство резчиков начала XIX века. Однако со второй половины
XIX века костерезное дело в |
России начало приходить в |
|||
упадок, |
и подлинным |
искусством веет только |
от работ |
|
М. В. |
Перепелкина и |
его |
учеников — В. П. |
Гурьева, |
Г. Е. Петровского, В. Т. Узикова.
В советское время костерезное искусство в нашей стра не достигло нового расцвета, и сейчас художественные из делия советских мастеров-костерезов отмечаются высокими
наградами на всех выставках.
Так как основной материал костерезного художествен ного промысла — моржовая и мамонтовая кость — добывал ся главным образом на севере нашей страны, то и промыс лы эти возникали, в основном, в тех же районах. Три основ ных старинных промысла резьбы по кости—іѳто холмогор ский (Архангельская область), тобольский (Сибирь) и чукотский (Чукотский полуостров). Кроме того, особенно в наше время, изделия из кости стали резать в Хотькове (Мо сковская область), Кисловодске и Сочи.
(в |
В 50-х годах на крупнейших мясокомбинатах |
страны |
||||
частности — московском, |
ленинградском) из кости |
до |
||||
машних животных (цевки) |
и рога |
также начали |
изгото |
|||
влять художественные |
изделия в |
специально созданных |
||||
цехах. |
|
|
|
|
|
|
по |
Вырабатываемый на фабриках художественной резьбы |
|||||
кости ассортимент |
изделий |
разнообразен, |
так |
же |
как равнообразна и техника резьбы, которая неразрывно связана с характером материала и тематикой произве
дений.
Для изготовления костерезных изделий, как уже ука зывалось, применяют мамонтовую, моржовую и слоновую 152 кость, а также трубчатую кость домашних животных (цев-
ку) и рога крупного рогатого скота. В основном использу ются бивни мамонта, так называемая «голубая кость». Их добывают в районе вечной мерзлоты, в Сибири. Мамонтовая кость несколько мягче моржовой, легко режется, имеет жел товатый, .иногда голубовато-зеленый оттенок, что удачно ис пользуется мастерами-резчиками. Ее применяют для мел ких рельефных и тонких прорезных работ.
Моржовая кость (клыки моржей) обладают большой твердостью. Этот материал применяют для гравировки, а также режут из него ажурные и объемные изделия.
Бивни слонов имеют кремовый оттенок и, несмотря на большую твердость, очень хорошо поддаются обработке. Ис пользуют их для изготовления высокохудожественных из
делий.
Кость домашних животных имеет сероватый оттенок и поэтому требует обязательного отбеливания. Она легко обрабатывается, так как твердость ее невелика. Рога крупных домашних животных также легко поддаются об работке и могут быть тонированы для получения любого оттенка.
Для изготовления изделия кость вначале отбеливают и, определив форму предмета, подвергают первичной обработ ке. Объемные изделия обрабатывают на токарном станке. Для получения пластин кость распиливают пилой вдоль слоев (а не поперек) во избежание образования трещин. Ин струментом при резьбе по кости служат напильники (или втиральними), сверла, лобзики, пилки, иглы, скоблилки, стамеоки, бормашины с (борами различных размеров и ряд приспособлений.
На выбранной кости, соответствующей по размерам и форме задуманному изделию, мастѳрнкостерез вначале сгла живает напильником неровности и затем тщательно прошкуривает тонкой стеклянной шкуркой ее поверхность; наносит карандашом схему задуманного рисунка и закреп ляет ее прозрачным лаком. После сушки лака мастер 153
приступает к самой резьбе. С помощью нехитрого инструмен та, токарного станка, бормашины, применяя различные приемы резьбы (ажурная, объемная, рельефная резьба), он создает художественное изделие.
Ажурная резьба, или так называемая «резьба на проем», —наиболее сложная, требующая большого опыта и знания материала техника. Путем просверливания пластин ки в местах фона оттуда удаляется лишняя кость. Для уси ления декоративного эффекта иногда под ажурную пласти ну подкладывается цветная фольга и реже — цветная бу мага или ткань.
Объемная резьба выполняется на токарном станке или путем выпиливания профиля будущей скульптуры, а затем уже обработкой стамесками и резцами по направле нию слоев кости оформляется скульптурный образ.
Рельефная резьба выполняется по контурам нане сенного на пластинке рисунка. При этом стамесками или другими режущими инструментами выбирают фон, оставляя рельеф. Высота рельефа может быть различной — от едва ощутимой до значительной.
Гравировка очень часто применяется для нанесения рисунка на моржовый клык. Она бывает различной глуби ны и наносится при помощи шикселя (гравировальной иг лы). Для цветной гравировки применяют краски (чаще все го красные и черные), смешанные с воском.
После резьбы изделие отшлифовывается шкуркой, в нуж ных местах (при гравировке) окрашивается и полируется
пемзой.
Для достижения большей декоративности изделия тонируются различными естественными красками. Так, на пример, желая придать изделию более темный цвет, его опускают в настой чая или теин (осадок переваренного чая). Окраска в желтый цвет производится опусканием изделия в шафран, а в красно-коричневый — в отвар листьев ща-
154 веля.
ХОЛМОГОРСКИЕ
ИЗДЕЛИЯ
Различные кубки, шкатулки, ларцы, гребни, веера и дру гие изделия холмогорских мастеров-костерезов выполняют ся ажурной резьбой. В них чувствуется глубокое знание ма териала, высокая культура обработки. Причудливые цветы, листья и мхи северной природы окружают рельефные изоб ражения птиц и зверей. Глядя на эти уникальные произве дения, нельзя за легким силуэтом оленя, парящей чайки не увидеть большой, кропотливый, вдохновенный труд ма стера, способный преодолеть твердость материала, подчи нить его воле художника, вызвать к жизни таящиеся в нем возможности.
Холмогоры являлись, да и поныне являются крупней шим центром костерезного промысла не только севера ев ропейской части нашей страны, но и всего Советского Сою за. Здесь, недалеко от Архангельска, сложилась так на зываемая холмогорская школа северорусской резьбы по ко сти. Холмогорские изделия были известны еще в XIV— XV веках. Однако наибольшего расцвета этот старейший промысел достиг в конце XVII и начале XVIII века. Изго товленные в этот период изделия и по сей день занимают почетные места в музеях нашей и других стран. Незауряд ными художественными достоинствами обладают и образ цы бытовых предметов, относящиеся к более позднему пе риоду (например, вазы «Времена года» работы известного мастера-костереза Н. С. Верещагина).
С развитием промышленности в России рынок наполнял ся более дешевыми изделиями, которые оттесняли работы холмогорских костерезов, и к концу XIX века они стали
изготовлять изделия узкого |
ассортимента — броши, мунд |
штуки, трубки и некоторые другие, с сухой резьбой и менее |
|
выразительным рельефом. |
155 |
Шкатулка из кости работы холмогорских резчиков.
После Великой Октябрьской революции наступил новый расцвет холмогорского костерезного промысла. Вначале в костерезной артели имени М. В. Ломоносова (с 1930 года), а затем, ,с 1960 года, на фабрике художественной резьбы по кости в селе Ломоносове (близ Холмогор) ветераны и моло дые мастера, закончившие школу художественной резьбы, работают по кости традиционным методом — «на проем». Затейливый орнамент, народные сказочные мотивы, жан ровые сценки прорезаются в костяной пластинке, превра щая ее в костяное кружево. Здесь и вихрем летящая упряж ка, и ненецкий чум, над которым вьется дымок, и резвя-
156 щийся олененок, и изящный силуэт коня...