Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ковры «Карабах» в центре поля заполнены раститель­ ным, цветочным орнаментом, нередко переплетающимся с изображениями бытовых предметов. Фон поля, как прави­ ло, темно-красный, темно-синий или зеленый. Высота вор­ са—6—8 миллиметров, длина бахромы—6—10 санти­ метров, плотность — от 110 тысяч до 160 тысяч узлов на квадратный метр. Размеры ковра — от 2 до 10 квадрат­ ных метров.

АРМЯНСКИЕ

КОВРЫ

За годы Советской власти возродилось производство са­ мобытных национальных армянских ворсовых ковров. Из­ готовляются они из шерстяной пряжи аппаратного пряде­ ния для ворса и утка, а для основы идет главным образом хлопчатобумажная крученая пряжа.

Узоры армянских ковров основаны на животном и рас­ тительном орнаменте. В нем сплетены необычные птицы, растущие из цветов, и цветы, вырастающие из птиц, гео­ метрическая плетенка, выходящая из живых растительных форм, и растения, возникающие из плетенки, изысканные вазы, тюльпаны, гроздья винограда — все гармонически со­ четается в новых армянских коврах. Центральное поле ков­ ра, как правило, заполняется крупными или мелкими ме­ дальонами с сильно геометризованными условными изобра­ жениями животных, птиц, растений и другими элемен­ тами.

Лучшие армянские ковры, «Ереван» и «Иджеван», имеют основным мотивом цветок лотоса, данный в продольном раз­ резе и с развернутыми лепестками. По средней оси ковра расположены более крупные цветочные формы, а по бо­ кам — мелкие. В диагональных направлениях от этих цве­

точных форм отходят зубчатые листообразные фигуры, раз- 147

деляющие поле ковра на отдельные ячейки, в которых по­ мещены геометризованные изображения домашних живот­ ных и диких зверей.

Бордтары ковров «Ереван» и «Иджеван» имеют веду­ щую широкую кайму и две сопровождающие ее каймы. Ор­ намент ведущей каймы состоит из цветов в продольном раз­ резе, листьев, бутонов и идущего вокруг всей каймы стебля. Соотношение ширины бордюра ік общей ширине ковра —

Ѵз И ’Л.

Фон центрального поля — белый, красный (гранат), ма­ реново-красный, розовый, светло-голубой, синий или зеле­ ный. Фон ведущей каймы, в зависимости от цвета централь­ ного поля, может быть кремовым или красным.

Ковры имеют бахрому длиной от 6 до 10 сантиметров.

Плотность ковров «Ереван» и

«Иджеван» — 150—250

ты­

сяч узлов на квадратный метр.

Высота ворса — 4—6

мил­

лиметров. Размеры ковров этой группы — от 2 до 10 квад­

ратных метров.

Кроме ковров «Ереван» и «Иджеван» в Армянской ССР изготовляют ковры «Куба», «Ширван», «Карабах», «Гяндж» и «Казах». В коврах «Гяндж» и «Казах», в отличие от других армянских ковров, центральное поле ор­ наментировано двумя-тремя крупными медальонами, запол­ ненными геометризованным растительным орнаментом. Цве­ товая гамма этих ковров очень разнообразна и насы­ щенна. Плотность .ковров —90—140 тысяч узлов на квадратный метр. Размеры ковра —3,5—4 квадратных метра.

Армянские ковры «Карабах» в центральном поле имеют изображения диких зверей и домашних животных. Фон поля — темносиний или темно-красный. Ковры этой груп­ пы имеют плотность от 110 тысяч до 160 тысяч узлов на квадратный метр.

148


КОВРЫ МОЛДАВИИ, УКРАИНЫ И ЭСТОНИИ

Ковры этих республик также широко известны и успеш­ но экспонируются на всесоюзных и международных вы­ ставках.

Молдавские ковры имеют орнаментальный или сюжет­ ный узор. В большинстве своем—это’мотивы растений, изоб­ ражения животных, человека. Растительный орнамент обо­ гащен стилизованными изображениями кукурузы, виногра­ да, подсолнуха, хлебных колосьев и другими. Различные исторические и современные события часто являются темой узоров сюжетно-тематических ковров.

Молдавские ковры выдержаны в черных, коричневых, зеленых и голубых тонах. Цвет каймы и узора противопо­ ставляется цвету фона ковра, и это придает ему живопис­ ность. Однако цветовая гамма этих ковров ограничивается только 5—8 тонами.

Украинские ковры — в основном безворсовые, гладкие тканые ковры — килимы. Характеризуются они цветочным или иным растительным плоскостным орнаментом, располо­ женным в поперечном направлении с повторяющимися мо­ тивами. Украинские килимы обычно оформляются бордюра­ ми, представляющими собой одноцветную полосу или бесконечную гирлянду геометрического или, чаще, расти­ тельного орнамента.

Однако ковры Прикарпатья отличаются тем, что в их узоре имеются зигзаги, многоугольники, ромбы и другие геометрические фигуры.

Для расцветки фона и орнамента украинских килимов используются золотисто-желтый, темно-синий, темно-корич­

невый или черный цвет.

149

Эстонские ковры выполняются в технике, характерной для северных стран Европы, так называемой рюу. Это — ворсовые ковры с редкими рядами длинного ворса. Чаще всего изготовляются настенные ковры с определенной те­ матикой— например «Таллин», «Голуби» и другие. Безвор­ совые ковры встречаются реже.

Разумеется, рассказанное здесь о некоторых видах ков­ ров различных районов и республик нашей страны не ис­ черпывает всего разнообразия и богатства ковровых изде­ лий, производимых ее искусными мастерами и художни­ ками.

КОСТЕРЕЗНЫЕ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

ИЗДЕЛИЯ

Костерезное искусство в России в своем развитии про­ шло сложный и длительный путь. Еще в X и XI веках на Руси изготовляли из кости различные изделия, которые были известны Западной Европе. Их называли «резьбой руссов». Однако малые объемные скульптуры из моржо­ вого клыка — «рыбьего зуба»—жители Чукотского полу­ острова вырезали еще 1000—1500 лет тому назад, поэтому, видимо, можно считать, что ікостерезное искусство в нашей стране зародилось где-то в IV—V веках.

Изделия русских .костерезов всегда отличались своеобра­ зием, самобытностью. Высокого развития художественная резьба по кости достигла в XVII веке, когда лучшие масте- ра-костерезы работали в Московской Оружейной палате как над изготовлением новых изделий (наверший посохов, лар­ цов и т. п.), так и над восстановлением изделий иноземных мастеров. Например, известные резчики Петр и Семен Шешенины, работавшие в тот период в Оружейной палате, ре­ ставрировали (костяной трон греческой работы XV века, принадлежавший Ивану III.

XVIII век явился периодом подлинного расцвета косте­ резного искусства в России. В это время работали такие замечательные холмогорские художники-костерезы, как Осип Дудин, Яков Шубной, Николай Верещагин и ряд 151


других, изделия которых преподносились о дар восточным императорам. Образцы их великолепного искусства хранят­ ся в Эрмитаже.

На высоком художественном уровне стояло и мастерство резчиков начала XIX века. Однако со второй половины

XIX века костерезное дело в

России начало приходить в

упадок,

и подлинным

искусством веет только

от работ

М. В.

Перепелкина и

его

учеников — В. П.

Гурьева,

Г. Е. Петровского, В. Т. Узикова.

В советское время костерезное искусство в нашей стра­ не достигло нового расцвета, и сейчас художественные из­ делия советских мастеров-костерезов отмечаются высокими

наградами на всех выставках.

Так как основной материал костерезного художествен­ ного промысла — моржовая и мамонтовая кость — добывал­ ся главным образом на севере нашей страны, то и промыс­ лы эти возникали, в основном, в тех же районах. Три основ­ ных старинных промысла резьбы по кости—іѳто холмогор­ ский (Архангельская область), тобольский (Сибирь) и чукотский (Чукотский полуостров). Кроме того, особенно в наше время, изделия из кости стали резать в Хотькове (Мо­ сковская область), Кисловодске и Сочи.

В 50-х годах на крупнейших мясокомбинатах

страны

частности — московском,

ленинградском) из кости

до­

машних животных (цевки)

и рога

также начали

изгото­

влять художественные

изделия в

специально созданных

цехах.

 

 

 

 

 

по

Вырабатываемый на фабриках художественной резьбы

кости ассортимент

изделий

разнообразен,

так

же

как равнообразна и техника резьбы, которая неразрывно связана с характером материала и тематикой произве­

дений.

Для изготовления костерезных изделий, как уже ука­ зывалось, применяют мамонтовую, моржовую и слоновую 152 кость, а также трубчатую кость домашних животных (цев-


ку) и рога крупного рогатого скота. В основном использу­ ются бивни мамонта, так называемая «голубая кость». Их добывают в районе вечной мерзлоты, в Сибири. Мамонтовая кость несколько мягче моржовой, легко режется, имеет жел­ товатый, .иногда голубовато-зеленый оттенок, что удачно ис­ пользуется мастерами-резчиками. Ее применяют для мел­ ких рельефных и тонких прорезных работ.

Моржовая кость (клыки моржей) обладают большой твердостью. Этот материал применяют для гравировки, а также режут из него ажурные и объемные изделия.

Бивни слонов имеют кремовый оттенок и, несмотря на большую твердость, очень хорошо поддаются обработке. Ис­ пользуют их для изготовления высокохудожественных из­

делий.

Кость домашних животных имеет сероватый оттенок и поэтому требует обязательного отбеливания. Она легко обрабатывается, так как твердость ее невелика. Рога крупных домашних животных также легко поддаются об­ работке и могут быть тонированы для получения любого оттенка.

Для изготовления изделия кость вначале отбеливают и, определив форму предмета, подвергают первичной обработ­ ке. Объемные изделия обрабатывают на токарном станке. Для получения пластин кость распиливают пилой вдоль слоев (а не поперек) во избежание образования трещин. Ин­ струментом при резьбе по кости служат напильники (или втиральними), сверла, лобзики, пилки, иглы, скоблилки, стамеоки, бормашины с (борами различных размеров и ряд приспособлений.

На выбранной кости, соответствующей по размерам и форме задуманному изделию, мастѳрнкостерез вначале сгла­ живает напильником неровности и затем тщательно прошкуривает тонкой стеклянной шкуркой ее поверхность; наносит карандашом схему задуманного рисунка и закреп­ ляет ее прозрачным лаком. После сушки лака мастер 153

приступает к самой резьбе. С помощью нехитрого инструмен­ та, токарного станка, бормашины, применяя различные приемы резьбы (ажурная, объемная, рельефная резьба), он создает художественное изделие.

Ажурная резьба, или так называемая «резьба на проем», —наиболее сложная, требующая большого опыта и знания материала техника. Путем просверливания пластин­ ки в местах фона оттуда удаляется лишняя кость. Для уси­ ления декоративного эффекта иногда под ажурную пласти­ ну подкладывается цветная фольга и реже — цветная бу­ мага или ткань.

Объемная резьба выполняется на токарном станке или путем выпиливания профиля будущей скульптуры, а затем уже обработкой стамесками и резцами по направле­ нию слоев кости оформляется скульптурный образ.

Рельефная резьба выполняется по контурам нане­ сенного на пластинке рисунка. При этом стамесками или другими режущими инструментами выбирают фон, оставляя рельеф. Высота рельефа может быть различной — от едва ощутимой до значительной.

Гравировка очень часто применяется для нанесения рисунка на моржовый клык. Она бывает различной глуби­ ны и наносится при помощи шикселя (гравировальной иг­ лы). Для цветной гравировки применяют краски (чаще все­ го красные и черные), смешанные с воском.

После резьбы изделие отшлифовывается шкуркой, в нуж­ ных местах (при гравировке) окрашивается и полируется

пемзой.

Для достижения большей декоративности изделия тонируются различными естественными красками. Так, на­ пример, желая придать изделию более темный цвет, его опускают в настой чая или теин (осадок переваренного чая). Окраска в желтый цвет производится опусканием изделия в шафран, а в красно-коричневый — в отвар листьев ща-

154 веля.


ХОЛМОГОРСКИЕ

ИЗДЕЛИЯ

Различные кубки, шкатулки, ларцы, гребни, веера и дру­ гие изделия холмогорских мастеров-костерезов выполняют­ ся ажурной резьбой. В них чувствуется глубокое знание ма­ териала, высокая культура обработки. Причудливые цветы, листья и мхи северной природы окружают рельефные изоб­ ражения птиц и зверей. Глядя на эти уникальные произве­ дения, нельзя за легким силуэтом оленя, парящей чайки не увидеть большой, кропотливый, вдохновенный труд ма­ стера, способный преодолеть твердость материала, подчи­ нить его воле художника, вызвать к жизни таящиеся в нем возможности.

Холмогоры являлись, да и поныне являются крупней­ шим центром костерезного промысла не только севера ев­ ропейской части нашей страны, но и всего Советского Сою­ за. Здесь, недалеко от Архангельска, сложилась так на­ зываемая холмогорская школа северорусской резьбы по ко­ сти. Холмогорские изделия были известны еще в XIV— XV веках. Однако наибольшего расцвета этот старейший промысел достиг в конце XVII и начале XVIII века. Изго­ товленные в этот период изделия и по сей день занимают почетные места в музеях нашей и других стран. Незауряд­ ными художественными достоинствами обладают и образ­ цы бытовых предметов, относящиеся к более позднему пе­ риоду (например, вазы «Времена года» работы известного мастера-костереза Н. С. Верещагина).

С развитием промышленности в России рынок наполнял­ ся более дешевыми изделиями, которые оттесняли работы холмогорских костерезов, и к концу XIX века они стали

изготовлять изделия узкого

ассортимента — броши, мунд­

штуки, трубки и некоторые другие, с сухой резьбой и менее

выразительным рельефом.

155

Шкатулка из кости работы холмогорских резчиков.

После Великой Октябрьской революции наступил новый расцвет холмогорского костерезного промысла. Вначале в костерезной артели имени М. В. Ломоносова (с 1930 года), а затем, ,с 1960 года, на фабрике художественной резьбы по кости в селе Ломоносове (близ Холмогор) ветераны и моло­ дые мастера, закончившие школу художественной резьбы, работают по кости традиционным методом — «на проем». Затейливый орнамент, народные сказочные мотивы, жан­ ровые сценки прорезаются в костяной пластинке, превра­ щая ее в костяное кружево. Здесь и вихрем летящая упряж­ ка, и ненецкий чум, над которым вьется дымок, и резвя-

156 щийся олененок, и изящный силуэт коня...