Файл: Монтаж проводов линий электропередачи в сложных условиях..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для раскатки без касания земли проводов марок АСО-300-АСО-600 применяются стальные тросы диамет­ ром до 16 мм, предпочтительно по ГОСТ 3088-69 или ГОСТ 7667-69.

При выборе типа стального троса следует иметь в ви­ ду, что канаты с большим диаметром проволок в верх­ них слоях прядей менее гибки, нежели канаты, изготов­ ленные из проволок малого диаметра, однако более из­ носостойки при механическом и абразивном воздейст­ вии. Следует отдавать предпочтение канатам с линейным касанием проволок в прядях, обладающим повышенной работоспособностью, так как контактные напряжения между слоями проволок в них меньше, чем у канатов с точечным касанием, вследствие чего уменьшается из­ нос проволок. Такой канат более долговечен и может быть подвергнут многократному применению.

По способу свивки рекомендуется применять нераскручивающиеся и малокрутящиеся канаты. Пряди и про­ волоки нераскручивающихся канатов сохраняют своеположение после снятия перевязок с конца каната. Мало­ крутящиеся канаты выполняются многослойными и бладаря чередованию направления свивки не имеют стрем­ ления вращаться вокруг своей оси при приложении на­ грузки.

Поскольку при обильной смазке каната возможно егопроскальзывание в шкивах тяговой машины, рекоменду­ ется применение тяговых тросов с металлическим сер­ дечником. Особое внимание надлежит уделять очистке тросов от смазки, которая должна производиться с по­ мощью щеток, сжатым воздухом, промывкой бензином' или бензолом.

В зарубежной практике находят применение синте­ тические канаты из полиэтилена, нейлона и других ма­ териалов. Такие канаты используют в качестве вспомо­ гательных для раскатки тяговых тросов.

В Советском Союзе изготовление синтетических: (капроновых) канатов регламентируется ГОСТ 10293-67. Канаты изготавливают скручиванием прядей, составлен­ ных из витых каболок. Преимуществом синтетических, канатов является небольшая собственная масса. Крометого, они хорошие диэлектрики. Последнее качество поз­ воляет производить их переброску через провода ВЛ низкого напряжения без отключения линий и устройстваспециальной защиты.

79-


Раскатные ролики. Основное требование, предъ­ являемое к роликам для раскатки проводов под тяжением, заключается в обеспечении свободного вращения их при минимальных усилиях. Чтобы уменьшить массу ро­ ликов, их выполняют из алюминия с футеровкой ручьев эластичным материалом, предохраняющим от истирания как сам ролик, так и проходящий провод или трос.

Конструкция раскаточных приспособлений определя­ ется количеством одновременно раскатываемых проводов. Для монтажа одиночных проводов могут применяться раскаточные ролики типа М1Р-10. Подвесы, предназна­ ченные для раскатки нескольких проводов, выполня­ ются с несколькими роликами на. одной оси. При четном количестве раскатываемых проводов в состав подвеса вводится средний ролик для пропуска тягового троса.

Вертлюги. В состав тяговой цепи обязательно вводят­ ся вертлюги с тем, чтобй исключить повреждения прово­ да в результате опасного воздействия моментов закру­ чивания и раскручивания, возникающих под действием энергии кручения, накапливаемой проводами в процессе тяжения. Размеры вертлюгов определяются расчетными нагрузками, при этом должен быть обеспечен свободный проход их по раскаточным роликам. В зависимости от места в тяговой цепи вертлюг выполняется с различны­ ми окоицевателямн для удобного соединения со смежны­ ми элементами.

Соединительные звенья. Соединение тягового троса с одиночным проводом выполняется при помощи верт­ люга и не вызывает затруднений. Более сложной техни­ ческой задачей является соединение троса с проводами при раскатке нескольких проводов. Конструктивное ис­ полнение соединительного элемента зависит от приня­ той технологической схемы раскатки. Если каждый из раскатываемых проводов сходит со своей пары шкивов и в процессе монтажа возможна его подрегулировка, то соединительное звено представляет собой обычное коромысло. Если раскатка двух проводов производится с одного барабана, то в состав соединительного звена вводится уравнительный блок, способствующий выравни­ ванию усилий в смежных проводах. Соединительные замки снабжаются противовесами для обеспечения их горизонтальной устойчивости. На рис . 28 представлено шарнирное соединительное звено, входящее в состав им­ портного комплекта машин, применявшегося в СССР.

80


обеспечение санитарно-гигиенического обслуживання рабочих на строительных площадках при сооружении больших переходов или при работе в местностях, удаленных от населенных пунктов;

обеспечение безопасности при производстве работ в специфиче­ ских условиях, когда требуется разработка специальных мероприя­ тий по технике безопасности в развитие общих требований, установ­

ленных нормами (монтаж вблизи действующих ВЛ и

т. д.).

 

_ ^Ответственность за соблюдение правил техники

и

безопасности

возлагается па администрацию мехколони,

мастеров

бригадиров,

непосредственно руководящих работами

по

монтажу

проводов.

По­

мимо обязательной ежегодной проверки

знаний правил

техники

бе­

зопасности, проводимой комиссией мехколомиы индивидуально с каждым работником и оформляемой документально в установлен­ ном порядке, перед работой в сложных условиях, а также при при­ менении специальных методов монтажа (под тяженнем, с отмером проводов и т. д.) необходимо выполнять инструктаж применительно к местным условиям. До начала строительства руководитель работ обязан детально ознакомить всех участвующих в работе с утверж­ денной схемой монтажа проводов, последовательностью операций, методами безопасного ведения работ и системой сигналов. В про­ цессе монтажа обязательному выполнению подлежат общестрои­ тельные нормы и правила по технике безопасности и ведомствен­ ные инструкции («Правила техники безопасности при строительстве воздушных линий электропередачи», «Правила по технике безопас­ ности при строительных и монтажных работах на действующих и вблизи действующих линий электропередачи»).

Требования соблюдения безопасных методов работы по монтажу проводов повышаются в сложных условиях, при работе иа высоких переходных опорах и в сильпопересеченпой местности.

Особое внимание следует уделить выполнению указаний, приве­ денных ниже.

Работы на высоте. К верхолазным работам относятся монтаж­ ные операции по подъему и закреплению гирлянд, визированию, установке дистанционных распорок, а также другие операции, кото­ рые выполняются иа высоте более 5 м от поверхности земли с эле­ ментов опор, телескопических вышек, монтажных люлек и тележек. К производству этих работ допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие стаж работы не менее 1 года и разряд не ниже 3-го. Ос­ новным средством, предохраняющим от падения с высоты, является предохранительный пояс. Влезать на опору без предохранительного пояса н работать на траверсе без его закрепления запрещатся. Предохранительные пояса должны иметь бирки с указанием допу­ скаемой нагрузки, надписи «испытано» и даты следующего испыта­ ния. Верхолазы снабжаются также предохранительными касками. Для переноски и хранения инструмента, болтов, линейной арматуры и других мелких деталей используются индивидуальные сумки.

При подъеме иа опору нельзя прикреплять к предохранитель­ ному поясу конец такелажного троса или веревки при свисании дру­ гого конца к земле. Для подъема на опору такелажного троса и деталей следует пользоваться капроновым шнуром, который должен находиться в собранном виде в сумке или кармане электролиней­ щика. При работе один из концов шнура прикрепляют к элементам опоры или пропускают через блок. Для подъема грузов массой более 60 кг, а также для подъема грузов па высоту более 3 м следует применять только механизированный способ. Демонтированные таке­

6*

83


лажные тросы и приспособления запрещается сбрасывать с опоры. Их спуск осуществляется с помощью веревки и блочка, при этом рабочие, находящиеся внизу, должны быть предупреждены о необ­ ходимости удаления в безопасную зону. Запрещается влезать по стреле крана для снятия такелажа или выполнения каких-либо дру­ гих операций па высоте.

Для этой цели следует использовать телескопические вышки, по­ стоянные лестницы, закрепленные на конструкции опоры, или спе­ циальные монтажные лестницы.

При работе на высоких переходных опорах из условий безопас­ ности необходимо устанавливать опасную зону, в пределах которой падение с высоты гаек, болтов, инструмента, электродов может при­ вести к несчастному случаяго. Принято считать опасной зоной круг радиусом, равным примерно ‘/з высоты опоры. В опасной зоне за­ прещается размещение временных сооружений, передвижных вагон­ чиков, складских площадок. Во время монтажа не разрешается пребывание людей в пределах опасной зоны без принятия специаль­ ных мер защиты.

Не допускается одновременное производство работ в двух и более ярусах по одной вертикали без защитных устройств в виде сеток, козырьков, настилов и т. п. При вертикальном расположении проводов на опоре поднимать провода с гирляндами и раскаточными роликами следует, начиная с верхней траверсы.

Работа с люльки допускается только после ее надежного закреп­ ления на траверсе или стойке опоры. При необходимости приварки оснастки для монтажа проводов па установленной опоре следут вести сварочные работы с лесов, подмостей и люлек при обеспече­ нии мер против загорания настилов и падения расплавленного ме­ талла на работающих или проходящих внизу людей.

К установке дистанционных распорок с монтажной тележки допускаются электролинейщики, обученные практической езде по проводам и сдавшие экзамен по пользованию тележкой. Посадка рабочего в тележку разрешается только после окончательной ее установки на провода. После посадки в тележку необходимо стра­ ховаться за два провода. При передвижении тележки по проводам монтажник должен одевать рукавицы. Вылезать из тележки в про­ лете запрещается.

Во время грозы и ветра силой более 6 баллов все работы на высоте прекращаются.

Горные условия. До начала работ прорабом производятся выбор и обследование путей передвижения рабочих и .механизмов в про­ цессе монтажа. Переправа вброд через горные реки допускается только после предварительной проверки места переправы.

На горных трассах наиболее опасными являются:

а) работа на крутых склонах или на небольших площадках, стесненных крутыми склонами или обрывами;

б) транспортировка материалов, передвижение механизмов и рабочих по горным тропам;

в) раскатка и вытягивание проводов и тросов.

На крутых склонах гор разрешается работать только на спе­ циально спланированных площадках. Если площадка ограниченакрутым склоном или обрывом, не следует близко подходить к ее краю и размещать у края оборудование, бревна и другие предметы.

Проходы к рабочим местам, расположенные на уступах, откосах и косогорах с уклоном более 20°, надлежит оборудовать стремянка­

84


ми или лестницами с перилами. В отдельных случаях разрешается применять прочную веревку, закрепленную за якорь. Запрещается держаться за монтажный канат или полиспаст для облегчения подъ­ ема в гору.

Перед раскаткой проводов должна быть проверена местность и заблаговременно убраны камни и другие предметы, могущие ска­ титься вниз и вызвать их падение. Лица, находящиеся нижних отметках при раскатке, должны заранее выбрать направление для быстрого отхода в безопасное место на случай падения камней. Не разрешается вести работы, связанные с вытяжкой проводов, во время дождя и после него, особенно на участках, опасных в отно­ шении сползания тягового трактора под уклон и камнепадов, а также по мелким осыпям. Приступать к монтажу после дождя разрешается по проведении тщательной проверки откосов и склонов мастером или прорабом.

Необходимо остерегаться смежных лавин, знать возможные места их потока и преоделевать эти участки в утреннее или вечер­ нее время, т. е. в часы, наименее опасные в смысле возможности возникновения обвалов в горах.

Для спуска на дно ущелий следует применять веревочные лест­ ницы с предохранительным поясом, закрепленным на страховочном гибком канате. При высоте спуска более 15 м и угле откоса более 70° спуск разрешается только па двойном канате.

Работа тягового трактора на косогорах с поперечным уклоном более 7° не разрешается. При использовании в качестве тягового средства бульдозера допускается работа на подъемах с уклоном до 25°, на спусках — до 30°.

При высвобождении тягового троса или провода от попавших на пути раскатки посторонних предметов рабочий должен находить­ ся с безопасной стороны, т. е со стороны, противоположной возмож­ ному движению каната в поперечном направлении.

Расстановка людей при работах, связанных с натяжением тро­ сов, осуществляется таким образом, чтобы в случае их обрыва были исключены травмы. Под натягиваемым тросом, а также в непосред­ ственной близости от якорей со стороны тяжения никто не должен находиться.

При производстве работ на участках с возможным приближени­ ем людей или транспорта к месту монтажа следует вывешивать плакаты, предупредительные надписи, а в необходимых случаях также назначать дежурных. В случае перерыва на ночь следует при­ нять меры по надежному закреплению тяговых тросов. Опасные зо­ ны обозначаются на местности четкими надписями на языках рус­ ском и коренной национальности.

На переходах и пересечениях. При работах вблизи железных

дорог или на их пересечениях, а также вблизи судоходных рек и каналов ответственный руководитель работ должен заблаговременно предупредить администрацию железной дороги или водного транс­ порта и вызвать их представителей, которые могли бы или приоста­ новить на время производства работ движение поездов или судов, или своевременно предупредить работающий персонал о прибли­ жении судов или поездов для временной приостановки работ в слу­ чае необходимости. В случае временного прекращения работ поло­ жение монтируемого провода или троса должно обеспечить его сох­ ранность и беспрепятственное прохождение транспорта; при работах на пересечениях шоссейных или проселочных дорог или вблизи них

85