Файл: Монтаж проводов линий электропередачи в сложных условиях..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
Для раскатки без касания земли проводов марок АСО-300-АСО-600 применяются стальные тросы диамет ром до 16 мм, предпочтительно по ГОСТ 3088-69 или ГОСТ 7667-69.
При выборе типа стального троса следует иметь в ви ду, что канаты с большим диаметром проволок в верх них слоях прядей менее гибки, нежели канаты, изготов ленные из проволок малого диаметра, однако более из носостойки при механическом и абразивном воздейст вии. Следует отдавать предпочтение канатам с линейным касанием проволок в прядях, обладающим повышенной работоспособностью, так как контактные напряжения между слоями проволок в них меньше, чем у канатов с точечным касанием, вследствие чего уменьшается из нос проволок. Такой канат более долговечен и может быть подвергнут многократному применению.
По способу свивки рекомендуется применять нераскручивающиеся и малокрутящиеся канаты. Пряди и про волоки нераскручивающихся канатов сохраняют своеположение после снятия перевязок с конца каната. Мало крутящиеся канаты выполняются многослойными и бладаря чередованию направления свивки не имеют стрем ления вращаться вокруг своей оси при приложении на грузки.
Поскольку при обильной смазке каната возможно егопроскальзывание в шкивах тяговой машины, рекоменду ется применение тяговых тросов с металлическим сер дечником. Особое внимание надлежит уделять очистке тросов от смазки, которая должна производиться с по мощью щеток, сжатым воздухом, промывкой бензином' или бензолом.
В зарубежной практике находят применение синте тические канаты из полиэтилена, нейлона и других ма териалов. Такие канаты используют в качестве вспомо гательных для раскатки тяговых тросов.
В Советском Союзе изготовление синтетических: (капроновых) канатов регламентируется ГОСТ 10293-67. Канаты изготавливают скручиванием прядей, составлен ных из витых каболок. Преимуществом синтетических, канатов является небольшая собственная масса. Крометого, они хорошие диэлектрики. Последнее качество поз воляет производить их переброску через провода ВЛ низкого напряжения без отключения линий и устройстваспециальной защиты.
79-
Раскатные ролики. Основное требование, предъ являемое к роликам для раскатки проводов под тяжением, заключается в обеспечении свободного вращения их при минимальных усилиях. Чтобы уменьшить массу ро ликов, их выполняют из алюминия с футеровкой ручьев эластичным материалом, предохраняющим от истирания как сам ролик, так и проходящий провод или трос.
Конструкция раскаточных приспособлений определя ется количеством одновременно раскатываемых проводов. Для монтажа одиночных проводов могут применяться раскаточные ролики типа М1Р-10. Подвесы, предназна ченные для раскатки нескольких проводов, выполня ются с несколькими роликами на. одной оси. При четном количестве раскатываемых проводов в состав подвеса вводится средний ролик для пропуска тягового троса.
Вертлюги. В состав тяговой цепи обязательно вводят ся вертлюги с тем, чтобй исключить повреждения прово да в результате опасного воздействия моментов закру чивания и раскручивания, возникающих под действием энергии кручения, накапливаемой проводами в процессе тяжения. Размеры вертлюгов определяются расчетными нагрузками, при этом должен быть обеспечен свободный проход их по раскаточным роликам. В зависимости от места в тяговой цепи вертлюг выполняется с различны ми окоицевателямн для удобного соединения со смежны ми элементами.
Соединительные звенья. Соединение тягового троса с одиночным проводом выполняется при помощи верт люга и не вызывает затруднений. Более сложной техни ческой задачей является соединение троса с проводами при раскатке нескольких проводов. Конструктивное ис полнение соединительного элемента зависит от приня той технологической схемы раскатки. Если каждый из раскатываемых проводов сходит со своей пары шкивов и в процессе монтажа возможна его подрегулировка, то соединительное звено представляет собой обычное коромысло. Если раскатка двух проводов производится с одного барабана, то в состав соединительного звена вводится уравнительный блок, способствующий выравни ванию усилий в смежных проводах. Соединительные замки снабжаются противовесами для обеспечения их горизонтальной устойчивости. На рис . 28 представлено шарнирное соединительное звено, входящее в состав им портного комплекта машин, применявшегося в СССР.
80
обеспечение санитарно-гигиенического обслуживання рабочих на строительных площадках при сооружении больших переходов или при работе в местностях, удаленных от населенных пунктов;
обеспечение безопасности при производстве работ в специфиче ских условиях, когда требуется разработка специальных мероприя тий по технике безопасности в развитие общих требований, установ
ленных нормами (монтаж вблизи действующих ВЛ и |
т. д.). |
|
|||
_ ^Ответственность за соблюдение правил техники |
и |
безопасности |
|||
возлагается па администрацию мехколони, |
мастеров |
бригадиров, |
|||
непосредственно руководящих работами |
по |
монтажу |
проводов. |
По |
|
мимо обязательной ежегодной проверки |
знаний правил |
техники |
бе |
зопасности, проводимой комиссией мехколомиы индивидуально с каждым работником и оформляемой документально в установлен ном порядке, перед работой в сложных условиях, а также при при менении специальных методов монтажа (под тяженнем, с отмером проводов и т. д.) необходимо выполнять инструктаж применительно к местным условиям. До начала строительства руководитель работ обязан детально ознакомить всех участвующих в работе с утверж денной схемой монтажа проводов, последовательностью операций, методами безопасного ведения работ и системой сигналов. В про цессе монтажа обязательному выполнению подлежат общестрои тельные нормы и правила по технике безопасности и ведомствен ные инструкции («Правила техники безопасности при строительстве воздушных линий электропередачи», «Правила по технике безопас ности при строительных и монтажных работах на действующих и вблизи действующих линий электропередачи»).
Требования соблюдения безопасных методов работы по монтажу проводов повышаются в сложных условиях, при работе иа высоких переходных опорах и в сильпопересеченпой местности.
Особое внимание следует уделить выполнению указаний, приве денных ниже.
Работы на высоте. К верхолазным работам относятся монтаж ные операции по подъему и закреплению гирлянд, визированию, установке дистанционных распорок, а также другие операции, кото рые выполняются иа высоте более 5 м от поверхности земли с эле ментов опор, телескопических вышек, монтажных люлек и тележек. К производству этих работ допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие стаж работы не менее 1 года и разряд не ниже 3-го. Ос новным средством, предохраняющим от падения с высоты, является предохранительный пояс. Влезать на опору без предохранительного пояса н работать на траверсе без его закрепления запрещатся. Предохранительные пояса должны иметь бирки с указанием допу скаемой нагрузки, надписи «испытано» и даты следующего испыта ния. Верхолазы снабжаются также предохранительными касками. Для переноски и хранения инструмента, болтов, линейной арматуры и других мелких деталей используются индивидуальные сумки.
При подъеме иа опору нельзя прикреплять к предохранитель ному поясу конец такелажного троса или веревки при свисании дру гого конца к земле. Для подъема на опору такелажного троса и деталей следует пользоваться капроновым шнуром, который должен находиться в собранном виде в сумке или кармане электролиней щика. При работе один из концов шнура прикрепляют к элементам опоры или пропускают через блок. Для подъема грузов массой более 60 кг, а также для подъема грузов па высоту более 3 м следует применять только механизированный способ. Демонтированные таке
6* |
83 |
лажные тросы и приспособления запрещается сбрасывать с опоры. Их спуск осуществляется с помощью веревки и блочка, при этом рабочие, находящиеся внизу, должны быть предупреждены о необ ходимости удаления в безопасную зону. Запрещается влезать по стреле крана для снятия такелажа или выполнения каких-либо дру гих операций па высоте.
Для этой цели следует использовать телескопические вышки, по стоянные лестницы, закрепленные на конструкции опоры, или спе циальные монтажные лестницы.
При работе на высоких переходных опорах из условий безопас ности необходимо устанавливать опасную зону, в пределах которой падение с высоты гаек, болтов, инструмента, электродов может при вести к несчастному случаяго. Принято считать опасной зоной круг радиусом, равным примерно ‘/з высоты опоры. В опасной зоне за прещается размещение временных сооружений, передвижных вагон чиков, складских площадок. Во время монтажа не разрешается пребывание людей в пределах опасной зоны без принятия специаль ных мер защиты.
Не допускается одновременное производство работ в двух и более ярусах по одной вертикали без защитных устройств в виде сеток, козырьков, настилов и т. п. При вертикальном расположении проводов на опоре поднимать провода с гирляндами и раскаточными роликами следует, начиная с верхней траверсы.
Работа с люльки допускается только после ее надежного закреп ления на траверсе или стойке опоры. При необходимости приварки оснастки для монтажа проводов па установленной опоре следут вести сварочные работы с лесов, подмостей и люлек при обеспече нии мер против загорания настилов и падения расплавленного ме талла на работающих или проходящих внизу людей.
К установке дистанционных распорок с монтажной тележки допускаются электролинейщики, обученные практической езде по проводам и сдавшие экзамен по пользованию тележкой. Посадка рабочего в тележку разрешается только после окончательной ее установки на провода. После посадки в тележку необходимо стра ховаться за два провода. При передвижении тележки по проводам монтажник должен одевать рукавицы. Вылезать из тележки в про лете запрещается.
Во время грозы и ветра силой более 6 баллов все работы на высоте прекращаются.
Горные условия. До начала работ прорабом производятся выбор и обследование путей передвижения рабочих и .механизмов в про цессе монтажа. Переправа вброд через горные реки допускается только после предварительной проверки места переправы.
На горных трассах наиболее опасными являются:
а) работа на крутых склонах или на небольших площадках, стесненных крутыми склонами или обрывами;
б) транспортировка материалов, передвижение механизмов и рабочих по горным тропам;
в) раскатка и вытягивание проводов и тросов.
На крутых склонах гор разрешается работать только на спе циально спланированных площадках. Если площадка ограниченакрутым склоном или обрывом, не следует близко подходить к ее краю и размещать у края оборудование, бревна и другие предметы.
Проходы к рабочим местам, расположенные на уступах, откосах и косогорах с уклоном более 20°, надлежит оборудовать стремянка
84
ми или лестницами с перилами. В отдельных случаях разрешается применять прочную веревку, закрепленную за якорь. Запрещается держаться за монтажный канат или полиспаст для облегчения подъ ема в гору.
Перед раскаткой проводов должна быть проверена местность и заблаговременно убраны камни и другие предметы, могущие ска титься вниз и вызвать их падение. Лица, находящиеся нижних отметках при раскатке, должны заранее выбрать направление для быстрого отхода в безопасное место на случай падения камней. Не разрешается вести работы, связанные с вытяжкой проводов, во время дождя и после него, особенно на участках, опасных в отно шении сползания тягового трактора под уклон и камнепадов, а также по мелким осыпям. Приступать к монтажу после дождя разрешается по проведении тщательной проверки откосов и склонов мастером или прорабом.
Необходимо остерегаться смежных лавин, знать возможные места их потока и преоделевать эти участки в утреннее или вечер нее время, т. е. в часы, наименее опасные в смысле возможности возникновения обвалов в горах.
Для спуска на дно ущелий следует применять веревочные лест ницы с предохранительным поясом, закрепленным на страховочном гибком канате. При высоте спуска более 15 м и угле откоса более 70° спуск разрешается только па двойном канате.
Работа тягового трактора на косогорах с поперечным уклоном более 7° не разрешается. При использовании в качестве тягового средства бульдозера допускается работа на подъемах с уклоном до 25°, на спусках — до 30°.
При высвобождении тягового троса или провода от попавших на пути раскатки посторонних предметов рабочий должен находить ся с безопасной стороны, т. е со стороны, противоположной возмож ному движению каната в поперечном направлении.
Расстановка людей при работах, связанных с натяжением тро сов, осуществляется таким образом, чтобы в случае их обрыва были исключены травмы. Под натягиваемым тросом, а также в непосред ственной близости от якорей со стороны тяжения никто не должен находиться.
При производстве работ на участках с возможным приближени ем людей или транспорта к месту монтажа следует вывешивать плакаты, предупредительные надписи, а в необходимых случаях также назначать дежурных. В случае перерыва на ночь следует при нять меры по надежному закреплению тяговых тросов. Опасные зо ны обозначаются на местности четкими надписями на языках рус ском и коренной национальности.
На переходах и пересечениях. При работах вблизи железных
дорог или на их пересечениях, а также вблизи судоходных рек и каналов ответственный руководитель работ должен заблаговременно предупредить администрацию железной дороги или водного транс порта и вызвать их представителей, которые могли бы или приоста новить на время производства работ движение поездов или судов, или своевременно предупредить работающий персонал о прибли жении судов или поездов для временной приостановки работ в слу чае необходимости. В случае временного прекращения работ поло жение монтируемого провода или троса должно обеспечить его сох ранность и беспрепятственное прохождение транспорта; при работах на пересечениях шоссейных или проселочных дорог или вблизи них
85