Файл: Механизация погрузочно-разгрузочных работ в сельском хозяйстве..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В последние годы развивается новый способ выра­ щивания растений в защищенном грунте — стеллажная бессубстратная гидропоника. При этом способе поса­ дочный материал высаживают в вегетационные сосудырастильни без субстрата. Растильни устанавливают в несколько ярусов, а питательный раствор подается не­ посредственно к корневой системе. Освещение искусст­ венное.

В настоящее время имеется две производственные многоярусные установки: УЗК-250 для выращивания зеленого корма и стеллажная гидропонная установ­ ка СГУЛ-30 для выращивания лука и других культур.

Водный, раствор удобрений подают к корневой сис­ теме растений по ирригационной системе.

Питательный раствор из резервуара подают насо­ сом в стояк, из него в распределительную магистраль, и по ней раствор попадает в растильни к корневой сис­ теме растений. Затем раствор стекает по сливной ма­ гистрали обратно для последующих поливов.

Продолжительность контакта раствора с корневой системой задается автоматической программой его по­ дачи.

Годовой экономический эффект применения установ­ ки УЗК-250 и СГУЛ-30 превышает 2000 руб.

Уход за установками заключается в промывании ир­ ригационной системы во время смены растений, смене раствора и контроле системы освещения.


/

Г Л A B А Vit

МЕХАНИЗАЦИЯ РАБОТ В ХРАНИЛИЩАХ КОРНЕКЛУБНЕПЛОДОВ

Выбор техники для механизации погрузочно-разгру­ зочных работ в постоянных хранилищах во многом за­ висит от способа хранения корнеклубнеплодов, а следо­ вательно, и от типа хранилища. В настоящее время из­ вестны четыре типа стационарных хранилищ для корне­ клубнеплодов: закройные, навальные, бункерные и кон­ тейнерные.

В первых до применения в них активной вентиляции корнеклубнеплоды хранили в отсеках (закромах), что ограничивало возможность использования погрузочноразгрузочной техники. В дальнейшем применение в за­ кройных хранилищах активной вентиляции позволило в значительной мере снизить потери продукта от гние­ ния. Это обусловило возможность отказа от перегородок, образующих отсеки, и, следовательно, хранение корне­ клубнеплодов навальным способом, что создает условия для механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Загрузка и выгрузка бункерных хранилищ связаны с затруднением из-за слеживания и зависания корне­ клубнеплодов. В связи с этим, а также вследствие высо­ кой стоимости строительства хранилищ этого типа, не­ обходимости постоянного их обслуживания погрузочноразгрузочной техникой и ряда других причин бункерные хранилища используют в основном в качестве перева­ лочных баз, промежуточных складов предприятий по переработке корнеклубнеплодов, а также в качестве кормоцехов в животноводческих хозяйствах. Преимуще­ ство хранилищ бункерного типа — возможность полной механизации работ. В городских условиях поль­ зуются хранилищами, применяя в основном контейнеры емкостью 440 кг, что объясняется соответствующей

141

грузоподъемностью аккумуляторного погрузчика 40Ö4A

игидравлического ПЭ-0,8.

Вхранилищах контейнеры размещают в 2—3 яруса.

Доставка корнеклубнеплодов в контейнерах существен­ но снижает возможность повреждения клубней в срав­ нении с перевозкой навалом. Значительно снижаются также и затраты труда — применительно к картофелю, например, на 30—50% по сравнению с завозом продук­ ции навалом и хранением в закромах.

ЗАГРУЗКА ХРАНИЛИЩ

Для загрузки хранилищ продукцией навалом исполь­ зуют вставные транспортеры (при засыпке через люки в потолке или стенах), систему подвесных или наполь­ ных транспортеров внутри хранилища, погрузчики пе­ риодического действия (при доставке продуктов в кон­ тейнерах) и специальные машины.

Загрузка через люки обусловливает большие затраты ручного труда на установку и последующую переста­ новку транспортеров, устройство скатных лотков и на разравнивание загружаемой массы корнеклубнеплодов.

Подвесные или напольные транспортеры используют в хранилищах, куда невозможен въезд транспорта. При этих условиях затрачивают много труда на переме­ щение транспортеров, чтобы не превысить допустимую высоту падения клубней (20—40 см).

При использовании погрузчиков периодического дей­ ствия корнеклубнеплоды доставляют к'хранилищу в кон­ тейнерах, их поднимают фронтальным погрузчиком и выгружают посредством устройства для их опрокидыва­ ния. Производительность такого способа загрузки не­ высокая. Разновидность его — использование перегрузчика с подвижным дном. Высота загрузки ограничена высотой подъема кузова (до 3 м).

Наиболее широко распространен способ загрузки хранилищ специальными машинами, в частности само­ ходным транспортером-загрузчиком ТЗК-ЗО (рис. 55). Он может быть использован и как универсальный транспортер на различных работах.

Приемный бункер 2, дном которого служит транспор­ тер из бесконечной прорезиненной ленты, предназначен для приема продукта из автосамосвалов, бортовых ма­ шин, прицепов и подачи его на подъемный лопаст-

142


Рис. 55. Технологическая схема работы транспортера-загрузчика ТЗК-ЗО:

/ — самосвал; 2 — приемный бункер; 3 — подъемный транспортер; 4 — вы­ грузной транспортер.

ной транспортер 3. Боковины бункера облицованы лис­

товой сталью, а его задняя стенка

сделана

эластичной

с вырезом в центральной ее части.

С подъемного транс­

портера продукт поступает на выгрузной транспортер

4.

Для предохранения корнеклубнеплодов от поврежде­

ний лопасти подъемного

транспортера

3

облицованы

прорезиненной лентой, а

чтобы избежать

потерь при

поступлении корнеклубнеплодов на выгрузной транс­ портер 4, на верхней части транспортера 3 укрепляют кожух из прорезиненного полотна.

С выгрузного транспортера 4 продукт укладывают в хранилище слоем до 5 м. Транспортер 4 сделан консоль­ ным с механизмом поворота в горизонтальной плоскости (для изменения угла наклона гидроцилиндром).

Рама (стрела) выгрузного транспортера собрана из двух самостоятельных ферм длиной 3—5 м) что позво­ ляет изменять его длину с 8 на 5 м (в зависимости от условий работы загрузчика). На основной раме транс­ портера-загрузчика монтируют все основные узлы ма­ шины.

Для перевода машины с трехточечной опорной сис­ темы на жесткую четырехточечную к раме приварены два винтовых упора, ограничивающие перемещение попе­ речной балки переднего моста и увеличивающие устой­ чивость машины при повернутой в сторону стреле. На концах поперечной балки поставлены втулки для уста­ новки колес. Привод загрузчика от электродвигателя.

Гидравлическая система

загрузчика: бак, насос

НШ-10Д (левого вращения),

три гидроцилиндра, рас­

пределитель и рукав высокого давления. Технологический

143


Процесс работы загрузчика ТЗК-ЗО показан на рисун­ ке 55. Загрузчик устанавливают в хранилище. Гидро­ цилиндрами с пульта управления переводят приемный бункер в рабочее положение. Автосамосвал подают вплотную к приемной части бункера, водитель открывает замок заднего борта и постепенно увеличивает угол наклона кузова. Затем механик включает привод транс­ портеров, корнеклубнеплоды подаются к месту загрузки. Механизмом поворота и гидравлическими цилиндрами подъема выгрузного транспортера регулируют равно­ мерность загрузки картофеля в хранилище. По мере заполнения хранилища выключают приводы всех транс­ портеров, переводят бункер в транспортное положение, включают привод ведущих колес и загрузчик передви­ гают на новое место. Техническая характеристика за­ грузчика ТЗК-ЗО следующая.

Высота отгрузки выгрузного транспортера, м . . . .

От 0,15 до 5,5

Емкость приемного бункера, кг ............................................

2 000

Загрузочная высота приемного бункера, мм ........................

735

Суммарная мощность электродвигателя, к В т ................

9,6

Скорость передвижения загрузчика, м/с:

0,2

рабочая............................................................................................

 

транспортная ............................................................................

 

6—8

База колес,

м м ....................................................................................

 

2 860

Дорожный просвет, мм ........................................................................

210

Производительность, т/ч................................................................

30—45

Лента транспортера бункера:

1 150

ширина,

мм ................................................................................

 

скорость движения, м/с.......................................................

0,13

Угол наклона транспортера, град:

43

подъемного.............................................................................................

 

отгружающего.....................................................................................

 

15

Лента подъемного транспортера:

750

ширина,

мм ........................................................................................

 

скорость движения, м/с ...................................................

0,52

шаг лопастей, м м ............................................................................

304

высота лопастей,

мм ....................................................................

100

Лента выгрузного транспортера:

500

ширина, м м ...........................................................................................

 

скорость движения, м/с ...................................................

0,98

шаг лопастей, м м ............................................................................

200

высота лопастей

................................................................................

60

Угол поворота стрелы в горизонтальной плоскости (от

80

осевой линии в каждую сторону), гр ад .................................

Габариты загрузчика

(при осевом расположении вы­

 

грузного транспортера), мм:

13 ЮО

Длина................................................................................................

 

..............................................................................

ширина . . .

2590

высота

............. ' .........................................................................

 

2 730

Масса загрузчика,к г

.............................................................................

3710

144


Р А З Г Р У З К А Х Р А Н И Л И Щ

Известны транспортерный, гидравлический и машин­ ный способы выгрузки продукта из хранилищ. Первые два требуют больших затрат ручного труда и средств.

В последнее время рекомендовано к серийному про­ изводству приспособление для загрузки ТЗК-30 — транс­ портер-подборщик ТПК-30 (рис. 56), которым можно выгружать картофель из хранилищ навального типа. Подборщик в собранном виде укрепляют на раме за­ грузчика ТЗК-ЗО вместо приемного бункера. Привод от электродвигателя через червячный редуктор.

Рама подборщика 1 из двух частей, соединенных между собой двумя винтами для натяжения полотна. Тяговый рабочий орган — транспортерная прорезинен­ ная лента 2. Питатель 3 представляет собой ротор, со­ стоящий из фигурных резиновых звездочек, насаженных на вал. Для обеспечения непрерывного захвата клуб­ ней каждая звездочка смещена по отношению к сосед­ ней. Система навески образована крестовиной, два кон­ ца которой крепят к раме загрузчика ТЗК-ЗО, а два дру­ гих — к задней части рамы. Система навески позволяет копировать неровности пола хранилища, чем исключа­ ются потери и повреждение клубней. Технологическая схема работы подборщика показана на рисунке 57.

4

3

s

Рис. 57. Технологическая схема работы транспортера-подборщика ТПК-30 и контейнеры:

1 — подборщик ТПК-30; 2 — подъемный транспортер загрузчика; 3 — вы-, грузной транспортер; 4 — автосамосвал; а — складной контейнер; б — шар­ нирно-складной контейнер.

Загрузчик ТЗК-30 подают к насыпи картофеля, ма­ шинист гидросистемой опускает подборщик 1 в рабочее

положение. Автосамосвал 4 устанавливают под стрелой загрузчика. Клубни картофеля, подбираемые питате­ лем подборщика, подают на его транспортерную ленту и далее подъемным и выгрузным транспортерами за­ грузчика ТЗК-ЗО — в кузов самосвала.

Подбирая клубни, агрегат продвигают вперед. Рабо­ чие, обслуживающие машину, обеспечивают равномер­ ную подачу клубней на подборщик и убирают клубни из-под ходовых колес ТЗК-ЗО и с коробов. После запол­ нения очередной машины подборщик переводят в транс­ портное положение и перемещают агрегат.

Техническая характеристика подборщика ТПК-30

0,8

Ширина захвата, м ........................................................................................

Потребляемая мощность, кВт ................................................................

1,7

Скорость передвижения, км/ч:

До 0,3

рабочая ........................................................................................................

транспортная ............................................................................................

8

Производительность, т / ч ............................................................................

20

146